Владимир Титов: Санкции США в отношении российского ТЭКа вызывают непонимание у западных инвесторов "Норд-Стрима-2"
Первый замглавы МИД РФ подвел итоги года по курируемым темам
Москва. 30 декабря. INTERFAX.RU - Первый заместитель министра иностранных дел России Владимир Титов подвел итоги года по курируемым темам в интервью дипломатическим журналистам "Интерфакса" Ольге Головановой и Веронике Вишняковой.
- Владимир Геннадиевич, как вы оцениваете итоги переговоров главы МИД России Сергея Лаврова и главы Форин Офиса Бориса Джонсона? Можно ли говорить о том, что в российско-британских отношениях "тронулся лед"? Каковы перспективы восстановления работы межправкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству?
- Состоявшиеся в Москве 22 декабря этого года переговоры глав внешнеполитических ведомств России и Великобритании считаем, безусловно, полезными. Они позволили предметно обсудить широкий круг двусторонних и международных вопросов.
Результаты обмена мнениями подтвердили, у наших стран позиции далеко не всегда совпадают, однако мы исходим из важности содержательного и откровенного диалога, тем более что речь идет о партнерах по Совету Безопасности ООН и "двадцатке". Конструктивное взаимодействие между Москвой и Лондоном, несомненно, способно сыграть важную роль в поиске действенных ответов на острые вызовы современности.
В то же время переговоры показали нежелание англичан вносить реальные изменения в свой нынешний курс в отношении нашей страны, который по существу остается жестко антироссийским и ориентированным на "избирательное взаимодействие в британских интересах". Британцы пока готовы лишь к сотрудничеству по отдельным направлениям, прежде всего в культурно-гуманитарной сфере и вопросах обеспечения безопасности крупных спортивных мероприятий, с прицелом на предстоящий в 2018 г. Чемпионат мира по футболу в России. Вопрос о возобновлении работы Межправительственного комитета по торговле и инвестициям на данном этапе они оставляют открытым.
- Сергей Лавров заявил о том, что сотрудничество между Россией и Великобританией по контртеррору не будет полным до восстановления контактов по линии спецслужб, в частности, ФСБ. Есть ли предпосылки для восстановления подобного сотрудничества? Окажет ли отсутствие взаимодействия по этой линии в полном объеме влияние на обеспечение безопасности проведения ЧМ-2018 по футболу?
- Действительно, сотрудничество по линии спецслужб между нашими странами в настоящий момент свернуто, и инициатором этого были не мы. Со своей стороны регулярно призываем партнеров к возобновлению профильного взаимодействия, тем более что именно ФСБ России является в нашей стране головным органом по противодействию террористической угрозе. Однако готовности к такому шагу у наших партнеров пока не просматривается.
Что касается чемпионата мира по футболу, то британская сторона уже не раз подавала сигналы о важности совместной проработки любых вопросов обеспечения безопасности этого крупнейшего спортивного мероприятия в контексте приезда к нам большого количества английских болельщиков. Мы провели ряд двусторонних консультаций с сотрудниками Форин Офиса и посольства Великобритании в Москве по упомянутым вопросам. Готовы к продолжению этого диалога, в том числе по линии профильных ведомств.
- Борис Джонсон заявил, что Великобритания "готова перевернуть страницу" в вопросе о возможном вмешательстве России в выборы в других странах. Как вы расцениваете такое заявление? Будет ли это способствовать сближению позиций двух стран?
- Мы всегда говорили нашим западным партнерам, включая Великобританию, приведите хоть один пример т.н. "вмешательства" России во внутренние процессы на Западе. В ответ слышим лишь общие рассуждения. Считаем, что подобные голословные обвинения носят явно политизированный характер и не способствуют сопряжению усилий для решения насущных международных проблем. Если Великобритания и готова "перевернуть страницу", то это должно означать, что британцы не просто руководствуются "добрыми намерениями", а признают абсурдность обвинений.
- США расширили санкции в отношении России, которые затронули нефтегазовый сектор. Есть ли сигналы от наших европейских партнеров о том, что они готовы продолжать сотрудничество в этой сфере? Затронут ли санкции "Северный поток – 2"?
- Видим в этом попытку Вашингтона "убить двух зайцев". Помешать нам, а заодно силой продавить собственные энергетические интересы в Европе, наладить поставки своего сжиженного газа, несмотря на его дороговизну по сравнению с традиционным трубопроводным. Такие меры вызывают непонимание у многих наших европейских партнеров, особенно из числа уже основательно вложившихся в строительство трубопровода "Северный поток – 2". Они неоднократно доводили свои озабоченности до Вашингтона.
- Как вы могли бы прокомментировать недавнее заявление президента Финляндии Ниинистё о том, что у страны может возникнуть потребность подать заявку на вступление в НАТО? Нет ли у Москвы опасений, что после президентских выборов в конце января 2018 года Хельсинки инициирует вступление в альянс?
- Финская политика неучастия в военных союзах – один из ключевых факторов обеспечения безопасности на севере Европы. Россия никогда не оспаривала право каждой страны на выбор способов обеспечения собственной безопасности. Главное здесь – руководствоваться не сиюминутной политической конъюнктурой, а учитывать возможные последствия как для региональной стабильности, так и для двустороннего взаимодействия с соседними странами. Пример Финляндии доказывает, что обеспечивать собственную безопасность возможно и вне военно-политических блоков.
Конечно, выбор военно-политического курса – это суверенное дело каждого государства. Но, очевидно, не случайно натовская опция поддерживается, по последним опросам, не более чем пятой частью населения Финляндии. Наверное, запрос в обществе соседней страны в том, чтобы избежать создания новых разделительных линий, сохранить добрососедские связи, живую и мирную границу, не отягощенную конфронтационными предрассудками и блоковым менталитетом.
- В какой степени Россию беспокоит активность НАТО вблизи наших границ? Будет ли Польша находиться под прицелом российских СЯС после размещения на своей территории базы ПРО США в 2018 году?
- Военная доктрина Российской Федерации к числу основных военных опасностей для нашей страны относит, среди прочего, наращивание силового потенциала НАТО, размещение воинских контингентов иностранных государств на сопредельных с Россией территориях, а также создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны.
Именно эти шаги не первый год предпринимаются альянсом в рамках проводимого им курса на "сдерживание" нашей страны. В Европе формируется плацдарм для развертывания, в случае необходимости, наступательной группировки. Осуществляется расширение военно-морской и военно-воздушной деятельности альянса у наших рубежей, модернизация имеющейся и создание новой военной инфраструктуры, совершенствуется командно-штабная система блока, увеличиваются масштабы и интенсивность учений. Согласно дальнейшим планам по развитию системы ПРО США/НАТО в Европе в дополнение к уже функционирующему объекту в Румынии готовится к вводу в строй в 2018 г. аналогичная база ПРО в польском пос. Редзиково.
Уверен, что негативные последствия военных приготовлений НАТО должны вызывать серьезную озабоченность у всех, поскольку они ухудшают ситуацию в области безопасности применительно к тем государствам, территории которых используются для размещения натовских сил и средств.
- В Испании все активнее заявляют о киберактивности со стороны России, экстрадируют в США наших программистов, говорят о "руке Москвы" в каталонском референдуме...
- Мы с самого начала каталонского кризиса заявили, что обвинения в киберагрессии в адрес России звучат бездоказательно и провокационно. Руководствуясь основополагающими принципами международного права, рассматриваем события в Каталонии как внутреннее дело Испании. Выражаем надежду, что ситуация будет урегулирована через диалог строго в рамках испанского законодательства в интересах единой и процветающей Испании при соблюдении гарантий прав и свобод всех граждан этой страны.