Жан-Пьер Шевенман: ужесточение санкций США против энергетического сектора РФ наносят ущерб международным отношениям

Спецпредставитель правительства Франции по отношениям с Россией рассказал о послании Эммануэля Макрона Владимиру Путину

Жан-Пьер Шевенман: ужесточение санкций США против энергетического сектора РФ наносят ущерб международным отношениям
Специальный представитель правительства Франции по вопросам отношений с Россией Жан-Пьер Шевенман
Фото: фотослужба Госдумы РФ/ТАСС

Москва. 13 ноября. INTERFAX.RU - Спецпредставитель правительства Франции по отношениям с Россией Жан-Пьер Шевенман рассказал в интервью дипломатическому корреспонденту "Интерфакса" Дарье Морозовой об итогах своего визита в Москву, послании от президента Франции в адрес лидера России, а также о том, как во Франции относятся к ужесточению санкций США в отношении российского энергетического и военного секторов.

- Господин Шевенман, какие встречи вам удалось осуществить в рамках вашего визита в Москву, насколько они были продуктивны, довольны ли вы контактами и сотрудничеством с Москвой?

- В ходе моего визита мне удалось встретиться со многими видными деятелями России. Я был принят президентом России Владимиром Путиным, который вручил мне награду в Кремле. Мельком я видел главу МИД РФ Сергея Лаврова, мы обменялись несколькими словами. Также я встречался с помощником президента Юрием Ушаковым. Я встретился с многими министрами: министром минэкономразвития Максимом Орешкиным, как известно, заседание Франко-российского комитета по финансовым, торговым и экономическим отношениям состоится в декабре, в Москву приедет глава министерства экономики Франции Брюно Ле Мэр. Виделся я и с министром финансов РФ Антоном Силуановым, также встречался с главой Центробанка Эльвирой Набиуллиной, которая очень подробно рассказала мне о нынешнем состоянии российской экономики, обогатила мои знания в этой области. Меня поразила способность экономики России сопротивляться и ее способность отвечать на новые вызовы. Я с удовлетворением узнал, что экономический рост в России составляет 2%, а уровень инфляции меньше 4%, конечно, я не могу не радоваться тому, что отношения между Францией и Россией, сотрудничество возобновляются. Я встретился также с министром энергетики России Александром Новаком. Состоялись встречи со спикером Госдумы Вячеславом Володиным, с председателем комитета по международным делам Госдумы Леонидом Слуцким, а также с председателем Комитета по международным делам Совета Федерации РФ Константином Косачевым.

Я прибыл в Москву, чтобы изучить возможности сотрудничества между Францией и Россией в предстоящем периоде. Это сотрудничество должно строиться в различных областях: и в энергетике, и в автомобильной промышленности, и в области сельского хозяйства и агропромышленного сектора, несмотря на контр-санкции со стороны России. Вопрос сотрудничества между Францией и Россией в агропромышленном секторе мне хотелось обсудить с министром сельского хозяйства Александром Ткачевым, но провести встречу с ним, к сожалению, не удалось.

- Обсуждали ли вы в ходе встречи с министром энергетики А.Новаком ситуацию в связи с недавно введенными дополнительными санкциями со стороны США в отношении московского энергетического и военного секторов? Готов ли Париж прислушаться к этим санкциям Вашингтона и руководствоваться ими при сотрудничестве с Россией? Скажутся ли эти ограничения на работе французских энергетических компании, таких, как Total, с Россией?

- Да, этот вопрос мы обсуждали. Санкции против российского энергетического и военно-промышленного секторов, действительно, были приняты американским Конгрессом, который имеет право, как законодательный орган, предпринимать подобные меры. Мы проанализировали эти санкции, которые были приняты. Их влияние, их воздействие ставит под сомнение энергетическую политику Европейского союза. Руководство Франции в этой связи заявило, что эти санкции являются незаконными. Это очень четкая позиция после которой сложно дать дополнительные комментарии. Естественно, с нашими партнерами по Европейскому Союзу мы договорились обратиться к правительству США, чтобы изучить вопрос введения санкций, чтобы не было никаких недоразумений. Сейчас мы находимся на этапе изучения и рассмотрения этих новых антироссийских санкций со стороны США.

- Правильно ли понимать, что теперь ЕС ждет разъяснений от США относительно этих новых санкций в отношении России?

- Во введенных США санкциях относительно России нет привязки к американскому законодательству, Вашингтон ссылается на экстратерриториальное право применения санкций. Поэтому новые санкции в отношении энергетического и военно-промышленного секторов России наносят ущерб международным отношениям, взаимоотношениям между государствами. Мы ждем разъяснений от США относительного того воздействия, которое США хотят оказать этими санкции. В зависимости от этого мы будем делать соответствующие выводы и принимать меры.

- В рамках выступления в Совете Федерации вы говорили о послании, которое передали от президента Франции Эммануэля Макрона президенту России Владимиру Путину. О чем этот документ, каких тем касается, и можете ли вы раскрыть некоторые его положения?

- Послание президента Франции президенту России должно оставаться внутренним делом двух президентов. Не хотелось бы, чтобы о содержании этого послания спекулировали в прессе. Могу сказать, что в документе идет речь об углублении сотрудничества по такому чувствительному вопросу, как кризис в Сирии.

- Недавнюю инициативу Парижа по созданию Контактной группы по Сирии в Москве назвали "откатом назад" в урегулировании этого кризиса. Будет ли Париж и дальше продвигать этот проект, или предложит новую инициативу? Каково отношение Франции к инициативе РФ по Созыву Конгресса Сирийского народа в Сочи?

- Президент Франции Эммануэль Макрон говорил о возможности создания Контактной группы по Сирии на уровне пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. Соответственно деятельность пяти постоянных членов СБ ООН по Сирии не является ни шагом назад, ни шагом вперед в сирийском урегулировании. Работа в таком формате по Сирии ведется очень давно, и она должна продолжаться. Существует также еще один формат, который нужно учитывать, - это Межсирийские переговоры в Женеве. Пять постоянных членов СБ ООН должны содействовать Женевскому процессу, и их работа в так называемой Контактной группе – это одно из средств ускорения этого процесса. Президент Макрон сделал предложение по созданию Контактной группы президенту РФ Путину, и российский лидер это предложение не отклонил. Соответственно, следует работать в этом направлении вместе.

Что касается Конгресса Сирийского народа, то Франция считает, что существует один сирийский народ, выступает за сохранение единства и территориальной целостности Сирии. Как сказал президент Французской Республики, необходим инклюзивный диалог между представителями правительства и оппозиции Сирии. Сделав такое заявление, Макрон отошел от линии французской дипломатии, которая существовала ранее. Речь идет о межсирийском диалоге, в котором должны принимать участие и представители официального Дамаска, и оппозиция. Также необходимо определить, кто из других сторон конфликта примет участие в этом диалоге, необходимо исключить из диалога террористические группировки.

Также я хотел бы напомнить о резолюции СБ ООН 2254, положений которой следует придерживаться и искать пути политического решения кризиса в Сирии.

- Наверняка одной из тем ваших переговоров в Москве была Украина. Готов ли Париж согласиться с предложенным РФ проектом резолюции по введению миротворцев ООН на Донбассе, поддерживает ли Франция идею Курта Волкера о том, чтобы миротворцы "оккупировали" Донбасс (цитата по Сергею Лаврову), насколько Францию устраивает перспектива того, что конфликт на Донбассе может стать "замороженным", аналогом Приднестровью?

- Позиция Франции в отношении Украины является четкой, она не изменилась: решение кризиса на Украине возможно путем строгого выполнения Минских договоренностей. Эти договоренности являются долгосрочной основой для преодоления кризисной ситуации в этой стране. Необходимо восстановить безопасность на Украине, поскольку этот конфликт уже на протяжении трех лет отравляет отношения между Францией и Россией, между ЕС и Россией. Минские договоренности содержат совершенно определенные положения: проведение Конституционной реформы, которая должна обозначить параметры проведения выборов, а также определить положения особого статусa и расширенной децентрализации, впоследствии Украина должна восстановить контроль над своей границей с Россией. Предварительным условием для проведения этих положений является деэскалация ситуации и восстановление безопасности. В этой области уже достигнут некоторый прогресс. Интенсивность нарушения договоренностей снизилась.

Что касается российского предложения по размещению миротворцев ООН на Украине, то стоит подчеркнуть, что основная задача этих миротворцев – защита сотрудников Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, которые находятся на Украине без оружия. Им необходимо четко выполнять свою работу. Те положения, за выполнением которых они следят – это соблюдение режима прекращения огня, отвод тяжелых вооружений, освобождение заключенных. Это те предложения, которые мы сейчас изучаем с партнерами по Европейскому Союзу.

Вы упомянули о "замороженном конфликте". Перед нами не стоит задача "заморозить" конфликт на Украине, наша цель этого не допустить. Поскольку "замороженный конфликт" при определенных обстоятельствах может быть подогрет и доведен до состояния открытого конфликта. Нам бы не хотелось, чтобы в самом центре Европы существовал открытый конфликт.

Что касается статуса расширенной автономии на Украине, то это должно предусматривать право граждан этой страны выбирать язык обучения для своих детей.

- Но кто должен гарантировать возможность такого выбора, официальный Киев? В таком случае необходимо подтолкнуть киевские власти к такому решению и обеспечению такого права для своего народа?

- В вопросе обеспечения безопасности на Украине ответственность лежит на всех участниках кризиса. В том, что касается Конституционной реформы на Украине, здесь ответственность лежит на Раде. Хочу добавить важный момент: необходимо создать такие настроения умов, которые были бы восприимчивы к миру, к мирному решению ситуации. В этом смысле Украина должна стать мостом между Европой и Россией, а не объектом разногласий, которые сделают сотрудничество между Европой и Россией невозможным.

- Готова ли Франция воздействовать на официальный Киев, украинские власти, чтобы они выполняли свою часть Минских договоренностей?

- Франция, безусловно, общается со всеми сторонами конфликта на Украине, включая президента этой страны Петра Порошенко. Некоторое время назад его принимали в Париже. Позиция Франция является неизменной, и она заключается в необходимости неукоснительного исполнения Минских соглашений, которые позволяют продвинуться на пути политического решения этого конфликта. Кризис на Украине наносит урон отношениям Европы и России.

- Есть ли сейчас условия для созыва "Нормандского формата" по Украине, есть в этом необходимость?

- Что касается переговоров в Нормандском формате, то созывать их до формирования нового правительства Германии не имеет смысла. Как только канцлер ФРГ Ангела Меркель сформирует свое новое правительство, учитывая временные ограничения остальных участников переговорного процесса, работу этого формата необходимо возобновить. Поскольку этот формат переговоров позволяет продвинуться вперед в процессе достижения соглашений по Украине.

- В рамках своих выступлений в Совете Федерации и Госдуме вы призывали к сотрудничеству в экономической сфере, несмотря на санкции ЕС и российские контр санкции. В каких сферах такое сотрудничество возможно? И можно ли ожидать в будущем снятия европейских санкций с России?

- Что касается сотрудничества между Францией и Россией, то стоит отметить, что санкции охватывают не все области сотрудничества. Оно может продолжаться: это касается сферы экономики, и сферы торговли, а также политики, науки и культуры. Необходимо четко выявить те области, где сотрудничество может быть продолжено. В то же время перед Францией и Россией стоят общие вызовы: в частности, угроза терроризма. Париж и Москва могли бы сотрудничать в области противодействия терроризму в государствах Центральной Азии, которым угрожают исламистские движения, в Сахаро-Сахельском регионе, которому угрожают ИГИЛ и Аль-Каида (террористические организации, запрещены в РФ – ИФ).

Экономическое сотрудничество Франции и России должно быть более тесным, оно играет структурирующую роль для Европы: можно сотрудничать в сфере энергетики, промышленности, машиностроения. Немалый вклад в продвижение такого сотрудничества делает французская компания "Renault" - недавно она приобрела большой пакет акций концерна "Lada", заметную роль играет и "Пежо". Не стоит забывать и о возможности сотрудничества в области развития железных дорог, в области фармацевтики, агропродовольствия, технологий, в частности, отмечу роль компании Air Liquide. Франция рассматривает возможности сотрудничества и с регионами России. Раньше мне доводилось бывать в Нижнем Новгороде, Казани, но мы рассматриваем и другие регионы, в частности, мне хотелось бы посетить Екатеринбург, а также Юг России, где развито сельское хозяйство. Сотрудничество в сфере сельского хозяйства между Россией и Францией имеет большой потенциал, и, к тому же, Россия намерена диверсифицировать свою деятельность в агропромышленной сфере. Так, Франция может экспортировать в Россию свои машины, семена, породы племенного скота.

- По вашему мнению санкции не мешают сотрудничеству Франции и России?

- Совершенно не мешают. Сотрудничество продолжается, оно даже стало более интенсивным. Французские предприятия усилили свое присутствие в России. Объем французских инвестиций в Россию, по сравнению с 2014 годом, даже увеличился, сегодня он составляет 18 млрд. евро. Франция является вторым по значимости инвестором в России. Кроме того, насколько я знаю, экспорт российского газа в Европу в 2016 также увеличился по сравнению с 2015 годом. Я изучал этот вопрос: оказывается, Европа предлагает в 3, даже в 4 раза больше возможностей для поставок российского газа, чем страны Азии.

В сфере политики, Франция и Россия несут ответственность за стабильность в мире как постоянные члены СБ ООН, поэтому я считаю, что сотрудничество Франции и России должно стать структурирующим для Европы.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений