Глава VEON в Евразии: наша задача - стать №1 или №2 в каждой стране присутствия

Михаил Герчук рассказал, как идет трансформация традиционного телекомовского бизнеса в регионах

Глава VEON в Евразии: наша задача - стать №1 или №2 в каждой стране присутствия
Михаил Герчук

Москва. 9 июня. INTERFAX.RU - Глобальный холдинг VEON, который до недавнего времени именовался Vimpelcom, с февраля вступил в новую digital-жизнь, громко объявив о трансформации из традиционного телеком-оператора в поставщика цифровых сервисов. При этом рынки присутствия компании разные - и по уровню проникновения современных технологий, и в целом по развитости государств. Большинство рынков группы - 7 из 12 - управляются бизнес-единицей Евразия. В интервью "Интерфаксу" генеральный директор региона Евразия группы VEON Михаил Герчук рассказал, как идет трансформация традиционного телекомовского бизнеса в регионах, каким образом компания пытается урегулировать налоговые претензии со стороны властей Таджикистана и какие шаги предпринимает в вопросе перераспределения частот в Узбекистане.

- Объявляя рынку новую стратегию, VEON сделал акцент на позиционировании себя как поставщика digital-сервисов. Такая трансформация коснется всех рынков присутствия группы. Но будет ли стратегия одинаково распространяться на все бизнесы, ведь евразийский рынок специфичен и отличается от других рынков VEON. Какое здесь будет стратегическое направление развития бизнеса?

- Во-первых, в отличие от некоторых других больших телекомовских компаний, VEON сильно привержена рынкам Евразии. Мы считаем, что это хороший перспективный регион с большим потенциалом роста и дальнейшего развития.

Во-вторых, группа VEON присутствует в России и в странах Евразии, что дает нам очень хорошую платформу для обслуживания нужд мигрантов, туристов, которых очень много перемещается между странами бывшего СССР. И в целом, страны Евразии - это важная часть географии бизнеса группы VEON. Большинство рынков группы - 7 из 12 - управляются бизнес-единицей Евразия. Эти страны географически рядом друг с другом, но они очень разные: там есть и азиатские, и европейские рынки, и более экономически развитые, и менее экономически развитые рынки. Так что Евразия для VEON - это очень интересные разные страны. Они все находятся не на самой продвинутой стадии развития телекома и интернета, что дает нам прекрасные возможности. В Евразии мы видим быстрый рост использования мобильного интернета, цифровых услуг, интернет-услуг, диджитал-приложений. И в целом, по результатам первого квартала мы видим хороший рост бизнеса в Евразии: рост доходов выше, чем в других частях группы VEON.

В-третьих, в каждой из стран Евразии есть какая-то специфика. И в каждой из стран мы что-то делаем так хорошо, что этот бизнес служит примером для других операционных компаний группы и наших конкурентов.

Например, Армения - это у нас центр знаний по конвергентному продукту (fixed mobile convergence), то есть в Армении мы первыми в Евразии запустили FMC-продукт. FMC - это концепция, по которой идет до сих пор очень много споров на предмет ее работоспособности. То есть, скажем, в Западной Европе, в Америке FMC уже самая популярная форма потребления коммуникационных услуг: когда покупаешь у одного поставщика и фиксированный интернет, и мобильный, и телевидение. А в развивающихся странах очень много споров: будет ли эта модель работать или нет. Опыт Армении показывает, что если правильно подойти, эта модель хорошо работает. У нас сейчас примерно 40% продаж фиксированного интернета в Армении - это FMC-продукт, который очень успешно идет, с хорошими результатами, снижает отток, увеличивает лояльность и так далее.

В Казахстане мы сделали первыми среди всех в VEON полный 4G sharing на всю страну с нашим конкурентом KCell. Мы начали в Казахстане и сейчас передаем этот опыт в другие страны.

Если говорить про Грузию - это digital-платформа региона. Там мы тестируем самые интересные цифровые интернет-продукты. Мы считаем, что Грузию можно быстро перевести на цифровые рельсы в интернет-мир. И поэтому в Грузии мы первыми запустили практически бесплатный телекомовский продукт. Там есть тариф "FREEVOLUTION", по которому 100 минут, 100 смс и 100 мегабайт предоставляются абоненту абсолютно бесплатно ежемесячно. То есть надо скачать наше приложение, через него зарегистрироваться и взять этот пакет условно бесплатно. Плата за регистрацию составляет 1 лари. И это тоже очень хорошо сработало. Мы удвоили нашу LTE-базу в Грузии за последние полгода после того, как мы запустили этот продукт. Конечно, есть огромный интерес к бесплатному продукту, потому что ничего дешевле быть не может.

- Как обстоит ситуация с налоговыми претензиями к вашей дочерней компании в Таджикистане?

- Ситуация с налоговыми претензиями пока не разрешена. В данный момент мы находимся в рабочем диалоге с налоговой службой и правительством страны. Также продолжаются судебные разбирательства в национальных судах. Надеемся на нахождение справедливого решения нашим налоговым проблемам в республике в ближайшее время. (Компания не раскрывает сумму требований - ИФ.)

- Можете озвучить какой-то прогноз, когда будет разрешен конфликт?

- Нет, не можем. Это зависит не только от нас. Мы хотим достичь решения как можно скорее.

- Еще одним исторически "проблемным" регионом является Узбекистан. В СМИ проходила информация о перераспределении регулятором частот в диапазонах 900/1800 МГц в Узбекистане. После планируемого перераспределения "дочка" Unitel потеряет часть радиочастотного спектра. Можете прокомментировать текущую ситуацию?

- В апреле нас уведомили о решении регулятора о перераспределении частот в диапазоне 900/ 1800 Мгц, которое должно быть внедрено в октябре этого года. Мы не согласны с данным решением, считаем его несправедливым, так как оно не учитывает количество абонентов и развитие сети. Имплементация решения приведет к системным негативным последствиям для телеком-сектора и всей экономики республики Узбекистан. Мы сразу направили и регулятору, и в правительство возражение как по сути решения, так и по юридическим аспектам его принятия. Также мы подали иск в узбекский суд на признание недействительным решения Республиканского совета по радиочастотам. 5 июня мы представили регулятору альтернативное предложение для выработки нового справедливого решения, которое позволит сохранить качество оказываемых операторами услуг абонентам на основе технологически и экономически эффективного распределения частотного ресурса.

- Если говорить про платформу VEON, на которой базируется большая часть стратегии глобального холдинга, когда можно ждать запусков в евразийском регионе?

- В большинстве стран Евразии мы планируем запуск в этом году, более конкретно я не буду говорить, но активные работы уже идут. Коммерческий запуск состоится при условии прохождения необходимых тестов, то есть, нас ждет активная работа по адаптации к местным рынкам и по тестированию на локальных сетях. Если эти тесты пройдут успешно, мы будем сразу запускать.

- А что из себя будет представлять эта платформа? Она будет такой же, как в Италии (первый рынок запуска платформы - ИФ), или она будет отличаться? Может быть, набор параметров, функционал будет другой?

- Она будет отличаться. Я не могу пока сказать как именно, по понятным причинам. Но у приложения будет общая платформа, то есть та платформа, которая уже работает в Италии, продолжает активно развиваться. Будут свежие релизы с новыми партнерами. В Италии VEON App хорошо работает, уже миллионы абонентов им пользуются для своих коммуникаций, так что это очень захватывающие перспективы. Буквально на днях было большое заседание руководства компании, где мы обсуждали наш прогресс в этой сфере, и мы делаем это регулярно.

- Глобальная трансформация коснется географии рынков? Какие планы в этой части на ближайший год?

- В Евразии у нас нет планов расширять географию. Мы довольны текущим присутствием и мы будем работать в этих странах. Наша задача - стать номер 1 или номер 2 в каждой стране присутствия. В Евразии в пяти из семи стран мы уже номер 1 или номер 2. В Грузии, Таджикистане - номер 3, но нам это не нравится, мы будем решать тем или иным способом эту ситуацию. Мы рассматриваем органические и неорганические возможности для роста и поддержания нашего бизнес. У нас есть хорошие примеры в группе - мы заключили большую сделку в Италии и стали оператором номер 1, также заключили сделку в Пакистане, чем усилили наше лидерство там.

- Ведутся ли в настоящее время переговоры о возможных сделках на местных рынках? Может, есть игроки рынка, которые вам интересны?

- Нет, я не могу такие примеры привести. Очень важно, что в странах Евразии мы демонстрируем органический рост, потому что во всем мире "телеком" не растет. Многие телеком-компании сокращаются. В России рынок до недавнего времени сокращался, а в Евразии в большинстве стран мы растем очень хорошими темпами.

- Драйверы роста - это уже ставшие традиционными доходы от мобильного интернета или другие источники?

- Во-первых, мы используем опыт, экспертизу и возможности всей группы VEON для развития нашего бизнеса в каждой стране Евразии. Во-вторых, в Евразии идет бурный рост потребления и дохода от мобильного интернета, достигающий уровня в 50% в некоторых странах. Это и есть главные драйверы - рост доходов от мобильного интернета и тот факт, что мы растем быстрее рынка, потому что у нас хорошая компания, которая работает слаженно и это дает нам конкурентные преимущества.

Дополнительные доходы пока не такие большие, но быстро растут, это различные digital доходы. Во многих странах мы активно развиваем финансовые и контентные услуги, приложения и т.д. Еще наш большой тренд - это общение и обслуживание клиентов через интернет. В Казахстане уже более 50% контактов с клиентами происходит через цифровые каналы, что очень-очень много - гораздо больше, чем в других странах. В Грузии мы открыли первый магазин, в котором все полностью автоматизировано и для обслуживания клиентов не нужен персонал. Чтобы в него войти, нужно использовать id-карту - аналог паспорта, который есть у каждого гражданина Грузии.

- Какие еще большие цифровые проекты есть в вашей стратегии?

- Big Data - все, что связано с изучением данных, их анализом и получением каких-то выводов, инсайдов из этих данных - это важный приоритет для нас. Также мы работаем над созданием цифровой системы BSS, своего рода замене текущих IT-систем. Она призвана нести поддерживающую функцию для нашего бизнеса и заменит аналогичную существующую систему, которая уже не отвечает цифровым задачам, которые мы ставим перед собой.

- А вы все-таки верите, что телеком трансформируется?

- Конечно да, я верю, что телеком трансформируется. Принимать участие в этой трансформации очень и очень интересно. Если бы ее не было, работа в телекоме была бы очень-очень скучной, для меня, по крайней мере. И вот именно то, что мы трансформируем компанию, трансформируем индустрию, делаем ее более современной - это реально самая интересная часть моей работы.

- Вы упоминали, что у вас полный шеринг в Казахстане по 4G, где еще такое планируется? И насколько удалось сократить капитальные затраты в Казахстане за счет этого проекта?

- Прямо сейчас проект внедряется: мы договорились с партнером и подписали контракт. По результатам проекта мы рассчитываем на существенное сокращение расходов. Мы рассматриваем такие возможности и в других странах. Также мы изучаем более глубокие возможности шеринга, в том числе и в Казахстане, но в целом шеринг, безусловно, направление будущего, потому что сеть перестает быть дифференцирующим фактором. В глазах клиентов операторы становятся все более и более похожими по качеству.

- Есть ли у вас планы по продаже башенной инфраструктуры в регионе?

- Мы будем что-то делать в этой области, если получим стоящее предложение. Пока мы такого предложения не получили. Но если появится какой-то игрок, который даст нам предложение, которое будет реально выгодным для нас, то мы, конечно, будем обсуждать и, возможно, будем в этом заинтересованы.

- А в каких регионах вы рассматриваете такие возможности? Во всех или в каком-то определенно?

- Мы будем рассматривать такую возможность в любом регионе, где нам сделают стоящее предложение.

- Сколько у бизнес-единицы Евразия в регионе башен, которые могут быть реализованы в будущем?

- У бизнес-единицы VEON Евразия более десяти тысяч высотных сооружений.

- Самим приобретать башенную инфраструктуру неинтересно?

- Это не основной бизнес для нас. Наш бизнес - это оказание цифровых телекоммуникационных услуг клиентам. Наша стратегия - оказывать все больше и больше услуг клиентам, перейти из чистого телекома (минут, смс и мегабайтов) в продажу контента, оказание финансовых услуг и в другие сервисы.

- Ожидаются ли какие-то кадровые перестановки в регионе Евразия?

- В ближайшее время, наверное, нет. У нас хороший рост, наши компании хорошо работают на своих рынках. Удалось собрать команду профессионалов в каждой стране, которая хорошо знает бизнес, хорошо работает на местах и высоко оценивается игроками в этих странах.

- Недавно была информация о том, что топ-менеджер МТС Василь Лацанич, возможно, перейдет в VEON. Вы знаете, на какую позицию и в какую бизнес-единицу он может перейти?

- Я не буду это комментировать.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок