Вице-президент Ассоциации производителей труб: новейшие цифровые технологии позволят снизить себестоимость инфраструктурных проектов
Иван Шабалов рассказал, как повысить эффективность газотранспортных проектов при помощи всепроникающего blockchain
Москва. 1 июня. INTERFAX.RU - Инфраструктурные проекты становятся все сложнее: газотранспортные магистрали "берут" горные хребты, озера, моря, сейсмоактивные зоны, выдерживают морозы в 60 градусов. Это результат работы многих отраслей, в том числе - и трубной. В интервью "Интерфаксу" на полях Петербургского международного экономического форума председатель координационного совета Ассоциации производителей труб, генеральный директор "Трубных инновационных технологий" Иван Шабалов рассказал, как повысить эффективность газотранспортных проектов при помощи всепроникающего blockchain, что делать при желании сэкономить на производстве и как Россия создает собственные компетенции в области технологий сжиженного природного газа.
- В прошлом году на Петербургском форуме "Газпром" , Linde, "Силовые машины" и "Салаватнефтемаш" подписали соглашения, связанные с производством стали для СПГ, теплообменников для СПГ. Как эти соглашения реализуются за последний год?
- Проведена действительно серьезная работа. Первое - были подписаны документы о возможности организации производства на территории России оборудования для сжижения и переработки природного газа. Linde является одной из немногих компаний в мире, которая не только обладает серьезными технологиями, но и может вести проекты СПГ полностью. На традиционном совещании "Газпрома" с трубниками 31 мая участники проекта показали первые наработки и результаты. Они продемонстрировали очень интересную модель теплообменников, в производстве которой использованы возможности "Силовых машин".
Второй момент - разработана программа исследований возможностей производства криогенных сталей на мощностях "Северстали" . Эта работа была проведена, в конце 2016 года получены обнадеживающие результаты. Сама по себе сталь ничего не значит, она должна быть в каком-то продукте: трубопроводе, изделии. Поэтому сейчас на повестке дня обсуждение перспектив применения таких сталей для изготовления деталей комплексов СПГ.
Опираясь не только на опыт Linde, "Силовых машин", "Северстали", мы ищем ниши применения криогенных сталей в российских условиях. И вчера на совещании мы этот вопрос детально обсуждали, с тем, чтобы все наши игроки, обладающие нужными компетенциями, приняли участие в разработке программы по развитию производства таких сталей.
- А чем отличаются криогенные стали от обычных?
- Они должны выдержать температуру ниже минус 165 градусов. Это обеспечивается за счет специального химического состава стали - повышенного, более 6%, содержания никеля. Соответственно, это обуславливает особенности технологии производства.
- Все-таки это полноценное совместное предприятие или просто германский концерн получает площадку в РФ, где будет делать продукцию?
- Насколько мне известно, уже в рамках изготовления первых образцов заложено использование возможностей производства определенных деталей на "Силовых машинах" - речь идет о перемещении технологий на эту площадку.
- "Газпром" уже провел крупные закупки труб для "Силы Сибири". По-видимому, дальше его потребность будет снижаться. Можете ли вы дать прогноз по динамике закупки ТБД "Газпромом" на 2017, 2018 годы и далее?
- Если говорить о проектах "Газпрома", то для трубной отрасли ближайшие два года являются пиковыми. Текущий год - это свыше 2,6 млн тонн трубы под газпромовские проекты, включая международные - Nord Stream 2, "Турецкий поток". Такие объемы обеспечат почти 100-процентную загрузку производств труб большого диаметра и смежных отраслей. Например, для такого производителя штрипса, как "Магнитогорский металлургический комбинат" это работа почти на пределе возможностей. Следующий год - ожидаем тоже свыше 2,2 млн тонн, включая международные проекты. Загрузка будет довольно серьезная, но наши основные заводы готовы обеспечить такие объемы.
Пока по первой нитке (как вы помните, "Сила Сибири" рассматривалась как двухниточный проект) окончание срока поставки трубной продукции определяется началом 2018 года. По уже заключенным с заводами контрактам предусматривается отгрузка в этом году и небольшой объем в следующем - в целом около 600 тыс. тонн.
Вчера на совещании обсуждали возможность ускорения производства трубной продукции для "Силы Сибири". Трубники не видят рисков в производстве дополнительных объемов до 300 тыс. тонн в 2017 году.
- А зачем ускорять стройку? Ведь и при нынешних темпах сварки труба будет построена не позднее 2019 года - то есть внутри контрактного окна начала поставок?
- Нет никакого смысла затягивать стройку - в этом логика любой стройки. Ход проекта определяется множеством условий: это не только поставка трубы, это и готовность площадки, и возможности строителей. Но если силы сконцентрированы, подрядчики вышли на площадки, они подготовлены к приемке трубы, - проще запустить, построить и завершить проект, чтобы не нести дополнительные затраты.
Если говорить о перспективе, то мы видим, что рынок будет сжиматься. Текущие крупные проекты скоро завершатся, и будет довольно сильное снижение. Будет усиливаться конкуренция.
- С учетом того, что теперь пять трубных заводов?
- На сегодняшний день пятый производитель ("Загорский трубный завод" - ИФ) имеет довольно узкий сегмент поставок. Он может поставлять трубы исключительно для ремонтных нужд. Это ограниченный объем рынка. В больших проектах он не участвует и не может оказать влияние точки зрения баланса.
- Как раз насчет ремонтов. В последние годы объем ремонтов линейной части газопроводов сокращается. В "Газпроме" объясняют это тем, что выбирают приоритетные объекты для ремонта на основе анализа рисков и системной значимости. Как оцените эту философию? Не только с точки зрения представителя поставщиков трубной продукции, а с точки зрения безопасности, стабильной работы системы?
- Принятие решений на основе анализа рисков действительно экономит затраты. Но я бы рассматривал тему шире. В условиях непростой экономической ситуации все пытаются экономить. Мы понимаем, что компании ТЭК являются локомотивом развития транспортной инфраструктуры. ТЭК аккумулирует огромнее денежные средства. Однако в настоящее время мы столкнулись с тем, что нефть стоит $45-50 за баррель. Есть даже прогнозы снижения до $30. Возникает резонный вопрос: что делать отрасли, как опять вернуться в состояние докризисной эффективности? Есть только один вариант - снизить себестоимость проектов. Как это сделать? Все мировые компании пытаются оптимизировать затраты. Сумасшедшие деньги тратятся на эти исследования.
По моему глубокому убеждению, проблему можно решить с использованием суперсовременных цифровых технологий и фундаментальных знаний по материаловедению, машиностроению. Только таким образом в сложившихся условиях низкой цены на энергоносители можно обеспечить эффективность новых инфраструктурных проектов, которая достигается сокращением стоимости на 20-30% на всем жизненном пути проекта, в том числе и на этапе ремонтов.
- И как этого добиться?
- Повысить эффективность, снизить общую себестоимость проекта с сохранением требуемого уровня надежности можно за счет внедрения новых алгоритмов управления качеством.
Сегодня "Газпром" разрабатывает систему, которая может гарантировать необходимый уровень качества и позволит существенно снизить риски - это система добровольной сертификации "Интергазсерт". Важно, что здесь задействован опыт и трубных компаний, и научного сообщества. Система включает несколько блоков работ - квалификацию производителей, сертификацию продукции, инспекционный контроль и непрерывный мониторинг качества. То есть оценка рисков происходит на протяжении всего жизненного цикла проекта - от производства продукции до окончания ее эксплуатации.
Теперь расскажу, при чем здесь цифровые технологии. Берем за основу, что передача информации между всеми участниками инфраструктурного проекта должна осуществляться только в цифровом виде. Это базовое условие, которое даже не требует обсуждения. Бумаги должны умереть.
Отслеживая качество каждой единицы продукции на всем протяжении проекта, мы понимаем, что работаем с огромным объемом информации. Этапы цикла проекта формируют набор параметров качества. Их очень много. Например, цикл "Проектирование" включает 10 тыс. параметров, цикл "Производство труб" - 1,2 тыс. параметров и так далее. Всего - более 20 тыс. параметров.
Такой контроль потребует инструментов для работы с большими массивами данных - BigData и создания единых методик оцифровки этих данных.
Оперативный и прямой доступ к информации в цифровом пространстве позволит экспертам, специалистам и другим участникам генерировать новые знания о процессах и объектах проекта. На их основании можно разработать оптимальные технически и экономически обоснованные решения, компенсирующие риски.
Одним из современных подходов к сбору и безопасной передаче данных является платформа Blockchain. Она может быть использована и для инфраструктурных проектов, чтобы устранить возможность внесения недостоверной информации, подтасовку результатов.
- Да, мы сейчас очень часто слышим это слово от банкиров.
- Из финансов (биткоин построен на технологии blockchain) эта платформа сегодня начинает расширяться, становится суперинтересной для других отраслей. По сути, это технология надежного распределенного хранения достоверных данных о чем угодно.
Уже есть ряд мировых игроков, которые работают с этой технологией. Например, трейдер Trafigura использует такую платформу для торговых операций. И если раньше с учетом документооборота какая-то процедура занимала месяц, сейчас сроки сокращаются до четырех дней. Скорость просто безумная, увеличение скорости происходит при абсолютной защищенности системы, при абсолютной достоверности, распознаваемости.
С помощью современных цифровых технологий вполне реально усовершенствовать инспекционный контроль настолько, что невозможно будет в него вмешаться, что-то поменять в своих интересах. Каждая деталь, которая поступает на инфраструктурный проект, будет распознана, мы будем знать ее историю, четко сможем определить - фальсифицирована она или нет. Помните инцидент с ракетоносителями "Протон"? Выяснилось, что там вторая и третья ступени бракованные, практически все пришлось менять. Представьте, сколько денег потратили из-за ошибки на производстве.
- Система "Интергазсерт", в создании которой принимает участие ассоциация, - насколько это серьезно, насколько это способно изменить правила игры в отрасли?
- Текущие задачи отрасли - поддержание технологического уровня и рост эффективности производства с беспрекословным сохранением надежности трубной продукции. "Интергазсерт" это система, которая может гарантировать необходимый уровень качества и позволит развивать и совершенствовать компетенции участников.
На сегодняшний день все крупнейшие российские трубные компании имеют опыт прохождения сертификации и участия в международных проектах. Только тот, кто уже туда попал, понимает, что это такое. На международных проектах инспекция на каждом шагу. При любой передаче продукции - инспекция, при любой передаче собственнику - инспекция.
Поэтому если к ним, на международные проекты, придет человек и скажет, что вчера построил завод, а сегодня готов продавать им трубы, пусть хотя бы попробует пройти предквалификационный отбор. Это просто невозможно без безупречной гарантии качества, подтвержденной, в том числе, и опытом поставок на сложнейшие объекты.
Международный стандарт базируется на глубоком использовании инспекционной деятельности. Это крайне полезная практика. Поэтому мы просто реализуем международный стандарт здесь в России.
Сегодня мы подробно говорили о новейших информационных технологиях, которые можно применять для снижения рисков по качеству. Все это как раз неотъемлемая часть системы "Интергазсерт. По сути, "Интергазсерт" и есть совершенная система управления рисками в области качества.
- "Интергазсерт" уже заработал?
- Да. На совещании 31 мая на площадке "Силовых машин" председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер вручил первые сертификаты.
- "Газпром" с "Роснано" хотели запустить или подумать про композитные трубы для магистральных газопроводов. Три года назад они определили, что на двух полигонах будут испытывать, и вот три года нет вестей.
- Не могу сказать. Новой информации не поступало.
- Год назад в Волжском был представлен ваш завод ООО "Трубопроводные покрытия и технологии". Как работает предприятие, есть ли заказы?
- В середине мая парафировали контракт для Nord Stream 2 AG на обетонирование труб. Небольшой объем - около 240 километров. Всего мы получили около 10% объема от проекта и уже приступили к исполнению контракта.
- Рынок нанесения бетонного покрытия на трубы - для газопроводов через моря, реки, болта. Есть какие-то закономерности развития именно этого сегмента?
- У нашей страны такая география - есть реки, озера, моря. Мы рассматривали и делали прогнозы, что рынок есть где-то от 50 до 100 км в год. Довольно стабильный рынок потребления.