Гор Вербински: в наши дни трудно заставить людей смотреть фильм в кинотеатре
Накануне премьеры "Лекарства от здоровья" оскароносный режиссер рассказал о трудоголизме, современной готике и экспериментах над зрителями
Москва. 29 марта. INTERFAX.RU - Оскараносный кинорежиссер Гор Вербински, известный большинству как автор трилогии "Пираты Карибского моря", фильма ужасов "Звонок" и вестерна "Одинокий рейнджер", обратился к жанру триллера и снял картину "Лекарство от здоровья". В российский прокат она выходит 30 марта. Режиссер рассказывает историю о молодом амбициозном брокере Локхарте (Дэйн ДеХаан), который отправляется в уединенный горный курорт в Альпах, чтобы вернуть исполнительного директора своей компании, ставшего пациентом местного спа-центра. По прибытии Локхарт понимает, что чудодейственные процедуры спа-салона вовсе не те, чем кажутся. Пока парень распутывает тайны этого места, его самого записывают в пациенты, таким образом он попадает в ловушку этого горного курорта.
Накануне российской премьеры фильма Гор Вербински рассказал в интервью корреспонденту "Интерфакса" Анне Нехаевой о трудоголизме, современной готике, экспериментах над зрителями и любви к Стэнли Кубрику.
- Как вы пришли к идее создания фильма с подобным сюжетом и что вас вдохновило?
- Как-то мы сидели со сценаристом Джастином Хэйсом, с которым мы вместе написали эту историю, и принялись рассуждать об оздоровительных спа-центрах в Альпах, центрах по улучшению состояния здоровья, которые в действительности ничего не улучшают, и постепенно из этого развился сюжет. Мы почти сразу поняли, что из этого может получиться хороший жанровый фильм и стали фантазировать на эту тему. Джастин и я думали о центре и спрашивали себя - кто приедет в такое место? В чем именно заключается их недуг? Это привело к тому, что мы придумали санаторий, в который на лечение приезжают крупные промышленники, олигархи, люди, которые сделают все возможное, чтобы одержать победу любой ценой. Мы придумали общую социальную болезнь, которую все отрицают. Болезнь современного человека, если хотите.
- Что из себя представляет главный герой Локхарт, которого сыграл Дэйн ДеХаан?
- Локхарт - парень, настроенный на достижение успеха. Он моложе остальных, но окупает это своими амбициями. Он биржевой брокер, который решил, что не будет таким, как его отец-банкир. Локхарт собирается войти в совет директоров компании. Он будет обманывать, лгать, скрывать правду и делать все, что потребуется, чтобы обойти своих коллег. Мы сделали персонажа Дэйна брокером, потому что, по моему мнению, это прекрасный пример превосходства капитала над самоуважением. Да, он делает деньги, но что в действительности он создает? Он ничего не производит своим трудом. Он зарабатывает деньги на людях, которые делают деньги на настоящих трудягах. У него нет никаких внутренних ценностей.
- Почему на главную роль вы выбрали именно Дэйна?
- Я увидел его в фильме "Место под соснами". У него была там маленькая роль в самом конце. Мне он сразу показался по-настоящему интересным и правдивым. Честно скажу, не мог выбросить его из головы, когда думал о кандидатах на роль Локхарта. Дэйн также обладает удивительной профессиональной этикой. Он изо всех сил старался влезть в кожу своего персонажа, что очень важно, когда вы пытаетесь заинтересовать зрителя. Когда аудитория следит за каждым кадром. Дэйн просто замечательный, наверное, его основной принцип звучит так: "Не притворяйся. Будь искренним".
- Персонаж Локхарт - одержимый трудоголик. Создается впечатление, что в фильме вы рефлексировали над тем, насколько опасен такой образ жизни.
- Безусловно. У всех нас есть мобильные телефоны, мы проводим жизнь в постоянной работе, но с какой целью? Для чего все это? Такая скорость предлагает альтернативу. Альтернативу вроде "Отеля Калифорния" (песня группы The Eagles о "гостинице, которую нельзя покинуть никогда" - ИФ).
- Как вы подходите к работе над психологическим триллером, подобному этому фильму, не упуская при этом элемента развлечения?
- Я часто определяю этот фильм как "современная готика", потому что хотел сделать картину, действие в которой происходит в сегодняшнем мире, но вместе с тем чтобы она наводила страх в классическом понимании этого жанра. И она, безусловно, психологична. Как режиссер я имею дело с аудиторией, заключенной на несколько часов в темной комнате с большим экраном, и могу в некотором роде "провести эксперимент" над ними, с помощью звуков и изображений. Хотелось бы верить, что спустя несколько дней они все еще будут находиться под впечатлением.
- Действие в фильме развивается неспешно. Как думаете, что должно захватить внимание зрителя, когда он находится в темном кинозале с другими людьми, смотрит, как в этом случае, психологический триллер?
- Мне кажется, это напоминает ситуацию, когда люди вокруг ночного костра рассказывают истории о привидениях. Есть что-то особенное в группе незнакомцев, которые вместе смотрят один фильм. Но в наши дни все труднее заставить людей выйти из дома и посмотреть фильм в кинотеатре. Особенно если фильм не основан на аттракционе в тематическом парке (как "Пираты Карибского моря" - ИФ), или истории игрушек, или книге. Очень непросто заставить людей сесть в автомобиль и поехать в кинотеатр. Мы пытаемся сделать фильм, который говорит: "Помните ли вы, каково это - посмотреть что-то, о чем вы ничего не знаете?".
- Что привлекает зрителей в подобных фильмах, которые пугают и заставляют думать, задавать вопросы? В данном случае испытания, через которые проходил Локхарт, наводят ужас.
- Мне кажется, есть два варианта рассказывать историю на экране. Это, как я его называю, "рука на плече", когда ты уверенно ведешь аудиторию через рассказываемую историю, когда зритель, переполненный эмоциями, наблюдает за главным героем. Но - с определенного расстояния. Таким образом я снимал первых "Пиратов Карибского моря". Есть и другой способ, когда ты по крупицам собираешь историю, рассказывая ее словно с другого конца - как в "Звонке" или "Лекарстве от здоровья". В этом случае зритель не совсем понимает, что происходит, но от этого он больше концентрируется и, следовательно, бессознательно впускает автора в свои мысли.
- А какие психологические триллеры вас вдохновляли?
- Один из моих любимых - "Жилец" Романа Полански 1976 года. Еще "А теперь не смотри" Николаса Роуга (1973 года), "Слуга" Джозефа Лоузи, снятый в 1963 году. И, конечно же, "Сияние" Стэнли Кубрика 1980 года. Думаю, все эти фильмы объединяет то, что голос режиссера дополняет персонажей. Там есть настоящее ощущение какой-то "другой" силы, которая вплетена в ткань повествования, самого фильма.
- Давайте поговорим о визуальной части фильма. Ив Стюарт, известная по картинам "Девушка из Дании", "Виктор Франкенштейн", выступила здесь в роли художника-постановщика.
- Ив великолепна! Работать с ней невероятно. Наши ресурсы были ограничены, но она сделала все возможное. Кроме того, нашим оператором стал Боян Бацелли - неистовый, вдохновенный и как всегда страстный. Мы снимали в Германии, и это было ключевым моментом. Я потратил много времени на поиски, прежде чем мы начали съемки. У нас была довольно маленькая команда, чтобы мы могли снимать во многих частях страны. В германской и британской съемочных группах были отличные ребята. Было здорово поехать в Берлин и работать с людьми, с которыми я никогда раньше не сотрудничал. Все происходило очень быстро - мы просто собирались и: "у нас есть камера, у нас есть место съемок, приятно познакомиться, давайте делать кино!".
- Насколько музыка в фильме способствует созданию тревожной атмосферы и страха? На ваш взгляд, важна ли эта составляющая?
- Она очень важна. Мы с Беном (Бенджамин Уоллфисч, композитор - ИФ) детально обсуждали музыку и ее бесконечные повторения. Мелодия должна была быть темой, передающейся на протяжении всего повествования. Важно, чтобы фильм был готическим, но в то же время современным. В начале фильма, когда зритель приближается к курорту, мне хотелось передать ощущение, что он словно исчезает из времени. Ваш телефон не ловит сеть, компьютеры перестают работать, часы останавливаются. Как будто вы где-то вне радаров.
- Фильм в некотором роде является исследованием на тему того, что значит вести продуманную и осмысленную жизнь. Для вас лично важно иметь цель?
- Эта мысль меня преследует. Я провожу довольно много времени вдали от своей семьи, снимая фильмы. А когда вы работаете над лентой, это похоже на вахту. Думаю, что иногда важно остановиться, посмотреть вокруг, на звезды. Мы постоянно бежим, следуя алгоритму - рождение, школа, работа. И я подумал, интересно было бы сказать: "подожди, зачем это все?". Посыл нашего фильма - задайте вопросы. В чем смысл всего этого? Почему мы здесь? Мы не даем ответы в этом фильме, но мы говорим: "Возможно, пришло время сделать паузу? Воспользуйтесь моментом".