Посол РФ в Японии: Россия не создает преград для японского бизнеса

Евгений Афанасьев прокомментировал начало консультаций по совместной деятельности на Курилах

Посол РФ в Японии: Россия не создает преград для японского бизнеса
Посол РФ в Японии: Россия не создает преград для японского бизнеса
Фото: Reuters

Москва. 9 февраля. INTERFAX.RU - В преддверии Дня Дипломата посол России в Японии Евгений Афанасьев рассказал в интервью корреспондентам "Интерфакса" Ольге Головановой и Дарье Морозовой о том, какой совместной хозяйственной деятельностью будут заниматься Россия и Япония на Курилах, пролил свет перспективы заключения мирного договора между двумя странами, а также разъяснил позицию России в отношении японских санкций.

- Евгений Владимирович, как вы оцениваете текущий уровень двусторонних российско-японских отношений? Можно ли говорить о том, что они вышли на новый уровень после визита президента России в Японию? Соответствует ли действительности информация, что ответный визит Синдзо Абэ в Россию придется на апрель-май этого года?

- Япония – наш дальневосточный сосед и важный партнер в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Укрепление взаимовыгодных, дружественных и добрососедских отношений с этой страной входит в число приоритетных задач российской дипломатии на восточном направлении.

В последнее время российско-японские связи заметно активизировались по широкому спектру направлений. В 2016 году состоялись четыре встречи на высшем уровне, включая переговоры лидеров в ходе визита Владимира Путина в Японию в декабре. Регулярно встречаются министры иностранных дел, главы других министерств и ведомств. Продолжаются консультации по мирному договору. Последовательно развивается межпарламентский диалог: в минувшем году Японию посетили председатели обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, в январе этого года состоялись визиты в Москву представителей верхней палаты японского парламента во главе с министром экономики, торговли и промышленности Х.Сэко, старшего парламентского заместителя Министра иностранных дел Японии Н.Киси. Продолжает успешно действовать Межправительственная комиссия по торгово-экономическим вопросам, которую с российской стороны возглавляет Первый Заместитель Председателя Правительства Игорь Шувалов (последнее заседание прошло в ноябре 2016 года в Токио).

Укреплению двусторонних связей способствуют активные контакты в гуманитарной сфере, культурные, научные и образовательные обмены. Все большую популярность набирает ежегодный Фестиваль российской культуры в Японии, организуемый уже 11 лет подряд. В текущем году также запланировано проведение "Русских сезонов в Японии".

Безусловно, главным событием российско-японского политического диалога в минувшем году стал состоявшийся впервые за одиннадцать лет визит президента Российской Федерации в Японию. По результатам переговоров на высшем уровне достигнуты важные договоренности о развитии сотрудничества в различных сферах, в том числе направленные на реализацию предложенного премьер-министром Синдзо Абэ на саммите в Сочи "Плана сотрудничества по восьми направлениям". В практическом плане это получило свое отражение в подписанных по итогам визита 80 документах, в числе которых межправительственный Меморандум о проведении Года России в Японии и Года Японии в России в 2018 году, План межмидовских консультаций на 2017 год, а также 10 других межведомственных и 68 коммерческих документов. Подробно была обсуждена тематика мирного договора. Профильным министерствам и ведомствам России и Японии поручено начать консультации по налаживанию совместной хозяйственной деятельности на южных Курилах, а также упрощению процедур посещения этих островов их бывшими японскими жителями.

Итоги визита президента Российской Федерации Владимира Путина в Японию можно охарактеризовать как прорывные, они придали мощный импульс развитию двусторонних отношений, создали условия для их выведения на качественно новый уровень. Вместе с тем в экономической сфере отмечается ряд негативных тенденций, включая снижение товарооборота, в основном из-за резкого падения цен на энергоносители. Для преодоления этих проблем продолжается интенсивная работа с прицелом на практическую реализацию достигнутых по итогам переговоров лидеров договоренностей.

Российский Президент пригласил Синдзо Абэ посетить Россию с ответным визитом во взаимно удобное время. Сейчас ведется работа по согласованию возможных конкретных сроков визита. Кроме того, известно, что японский премьер планирует принять участие в Восточном экономическом форуме в сентябре этого года во Владивостоке, где также должны состояться переговоры на высшем уровне. Официальные объявления об этих контактах, как это принято, могут быть сделаны по линии Администрации Президента России.

- Премьер Японии недавно заявил, что сам хочет заключить японо-российский мирный договор вместе с действующим президентом РФ Владимиром Путиным. Считаете ли Вы реалистичным это пожелание Синдзо Абэ? В какие сроки это было бы возможно и от каких факторов зависит?

- Как известно, по итогам переговоров на высшем уровне в Японии в декабре 2016 года руководители двух стран выразили свою искреннюю решимость урегулировать проблему мирного договора. Ненормально, что через 70 лет после окончания войны такого документа между нашими странами заключено не было. При этом необходимо понимать, что для успешного решения такого рода сложных вопросов требуется новый уровень доверия, базирующийся на широком развитии двусторонних отношений.

В России позитивно восприняли настрой Синдзо Абэ продвигаться в этом направлении на основе предложенного им "Плана сотрудничества по восьми направлениям", а также за счет улучшения общей атмосферы в российско-японских отношениях. Это можно только приветствовать.

Что касается установления конкретных сроков подписания мирного договора, то Президент Российской Федерации в одном из публичных заявлений уже выразился предельно ясно: "нельзя и даже вредно" это делать. Проблема сложная, многогранная, требует спокойной и кропотливой работы экспертов. Здесь необходимо набраться терпения и сосредоточиться на практических шагах. Для этого сейчас многое делается совместными усилиями.

По итогам переговоров лидеров в Японии в декабре прошлого года было подтверждено, что важным шагом на пути к заключению мирного договора может стать начало консультаций о совместной хозяйственной деятельности России и Японии на южных Курилах. Исходим из того, что такое взаимодействие должно способствовать развитию всего комплекса связей между двумя странами и созданию атмосферы доверия и сотрудничества, дальнейшему подъему уровня наших отношений. Кроме того, необходимо в целом работать над улучшением общего их "климата". Многое делается для этого в области развития людских контактов. В частности, в 2018 году планируется проведение ряда крупных мероприятий в рамках перекрестных годов России и Японии.

- Россия и Япония договорились провести в марте в Токио консультации по совместной хозяйственной деятельности на Курилах. Что конкретно подразумевается под "совместной хозяйственной деятельностью", какие проекты ждут своей реализации? Ранее некоторые японские СМИ восприняли данное решение Москвы и Токио как "передачу" островов во временное пользование. Как Вы можете это прокомментировать?

- В марте действительно запланирован первый раунд этих консультаций. Идея совместной хозяйственной деятельности существует уже много лет, но японская сторона до недавнего времени отказывалась от сотрудничества на южных Курилах в таком формате. Однако, как говорят, мир не стоит на месте, и по итогам декабрьских переговоров в Японии была достигнута договоренность о том, что начало таких консультаций может стать важным шагом на пути к заключению мирного договора и будет способствовать развитию всего комплекса связей между двумя странами, созданию атмосферы доверия и сотрудничества. В этой связи руководители наших стран поручили профильным государственным органам проработать условия, формы и области совместной хозяйственной деятельности, которая может включать такие направления, как рыболовство, марикультура, туризм, медицина, экология и другие.

Исходим из того, что на предстоящих консультациях начнется процесс согласования конкретных экономических проектов, которые могли бы быть совместно реализованы на южных Курилах, на основе чего будут прорабатываться конкретные параметры и условия такого взаимодействия. Совместная хозяйственная деятельность предполагает реализацию на взаимоприемлемых условиях экономически выгодных как для России, так и для Японии совместных проектов. Упомянутые Вами спекуляции японской прессы можно спокойно игнорировать.

- Как известно, Япония вслед за ЕС и США также ввела санкции в отношении Москвы. Подают ли сейчас японские коллеги сигналы о готовности их ослабить или отменить, особенно в свете смены администрации в США, а также решения Вашингтона выйти из ТТП, что было негативно воспринято в Токио?

- В диалоге с японскими коллегами мы, независимо от конъюнктуры, стараемся искать точки соприкосновения, выявлять перспективные взаимовыгодные направления сотрудничества, как в двусторонних отношениях, так и в контексте глобальной повестки дня, руководствуясь национальными интересами наших двух стран.

Как известно, Япония примкнула к санкциям в период работы предыдущей администрации в Вашингтоне. Отмена этих ограничений, которые вредят всем сторонам, это дело тех стран, которые их ввели. А до тех пор Россия, со своей стороны, продолжит применять защитные контрмеры, пока не будут устранены факторы, работающие на подрыв наших экономических интересов.

Однако хочу напомнить, что и в существующих обстоятельствах российский рынок остается открытым для японского бизнеса. Мы не ставим каких-либо искусственных преград для развития взаимовыгодной экономической кооперации.

- Ранее сообщалось, что будет создан совместный российско-японский венчурный фонд на развитие проектов двустороннего сотрудничества с капиталом более 900 миллионов долларов. Ведется ли работа в этом направлении и является ли обозначенная сумма верной?
О финансировании каких именно проектов из фонда может идти речь? Как в целом развиваются сейчас бизнес-отношения двух стран?

- Решение о создании такого фонда действительно принято. Ведется работа по конкретизации направлений его деятельности. Решения о выделении средств под конкретные проекты будут приниматься самим Фондом.

Эта работа сопряжена с реализацией "Плана сотрудничества по восьми направлениям", предложенного премьер-министром Японии Синдзо Абэ в Сочи и получившего развитие в декабре прошлого года во время визита в Японию президента России Владимира Путина.

- Недавно в Токио выразили заинтересованность в возобновлении формата диалога "два плюс два" между двумя странами на уровне МИД и Минобороны. Когда может состояться такой контакт? Каковы будут приоритетные темы для обсуждения?

- Договоренность о возобновлении консультаций между главами внешнеполитических и оборонных ведомств России и Японии в формате "два плюс два" была достигнута по итогам визита президента России в Японию. Можно напомнить, что первая встреча в таком формате состоялась в ноябре 2013 года. Ситуация в сфере обеспечения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире в целом объективно диктует необходимость диалога по этим темам на высоком уровне между такими крупными странами как Россия и Япония.

Мы ближайшие соседи, поэтому нашим интересам отвечает регулярная "сверка часов" по узловым проблемам безопасности, а формат "два плюс два" в данной связи является полезной площадкой, позволяющей углубить взаимопонимание и доверие.

Естественно, что в числе приоритетных тем – проблематика АТР, который стремительно развивается и обретает все большее значение в мировой экономике и политике. А с учетом сохраняющегося в этом регионе серьезного конфликтогенного потенциала (ситуация на Корейском полуострове, территориальные споры, международный терроризм, наркоиндустрия, киберпреступность, пиратство, чрезвычайные ситуации и т.д.), очевидно, что укрепление сотрудничества между нашими странами отвечает обоюдным интересам. Есть и озабоченности, которые мы откровенно излагаем японской стороне.

Конкретные сроки новой встречи в формате "два плюс два" в настоящее время прорабатываются.

- Япония рассматривает возможность размещения на своей территории американских систем противоракетной обороны THAAD вслед за Южной Кореей. Насколько актуально требование российской стороны в адрес Токио подтвердить ненаправленность этих систем против России? Слышат ли наши аргументы в руководстве страны?

- Россия неоднократно предостерегала зарубежных партнеров о том, что разворачивание глобальной системы ПРО США подрывает основы стратегической стабильности, затрудняет дальнейшее ядерное разоружение, ведет к усилению напряженности на региональном и глобальном уровнях.

Пошаговое наращивание потенциала азиатско-тихоокеанского сегмента глобальной ПРО США, включая планы размещения американских противоракетных комплексов THAAD в Южной Корее, все больше напоминает сценарий, реализуемый в Европе. Нас это не может не беспокоить.

В беседах с японским коллегами прямо указываем, что реализация данных мер приведет к подрыву сложившегося стратегического баланса в АТР и как следствие к росту напряженности в Северо-Восточной Азии, затруднению поиска путей решения острых проблем региона. Надеемся, что наши аргументы хорошо слышат в других странах, в том числе в Японии.

- Москва недавно разместила на Курилах системы "Бал" и "Бастион", что вызвало негативную реакцию в Токио. Как мы это воспринимаем и намерены ли учитывать позицию японской стороны в будущем в случае размещения дополнительной военной инфраструктуры на Курилах?

-Размещение на южных Курилах береговых ракетных комплексов является частью мероприятий оборонного планирования и строительства, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и реализовано в рамках общей линии на последовательное укрепление национальной безопасности страны.

Эта мера не направлена против какой-либо конкретной страны, включая Японию. Задачи в области обороны и защиты национальной безопасности России на Дальнем Востоке решаются исключительно на российской территории и соразмерно потенциальным угрозам, существующим в непосредственной близости от наших границ.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений