Посол Латвии в Москве: все устали от санкций и конфликтов
Астра Курме в интервью "Интерфаксу" рассказала о сложностях в отношениях между Ригой и Москвой
Москва. 10 декабря. INTERFAX.RU - Посол Латвии в Москве Астра Курме рассказала в интервью дипломатическим корреспондентам "Интерфакса" Вячеславу Зенковичу и Дарье Морозовой о текущей ситуации в отношениях Риги и Москвы, усталости от санкций, а также об обеспокоенности Латвии в связи с размещением в Калининградской области российских ракетных комплексов.
- Госпожа посол, как вы оцениваете текущий уровень и перспективы российско-латвийских отношений, за время вашего пребывания в Москве что улучшилось и что ухудшилось в них?
- Когда я приехала в Москву в августе 2013 года, казалось, что наши отношения очень позитивны. Конечно, сохранялись какие-то разногласия, но в целом будущее виделось оптимистичным. Через несколько месяцев все изменилось, и остальной период моего пребывания в Москве прошел под гнетом негативных и тревожных обстоятельств. Если говорить математическими терминами, то отношения РФ и Латвии можно описать линейной функцией: то есть существует линейная зависимость одних процессов от других. На двусторонние отношения повлияли процессы, которые произошли в 2014 году в Крыму на Украине, что привело к деградации отношений между Европейским союзом и Россией. Мы пережили шок после 2014 года, состояние непонимания. Нельзя сказать, что что-то прояснилось за эти два года. Непонятно, чем все это закончится, как мы будем строить двусторонние отношения в этой ситуации. Политических отношений между нашими странами практически нет. Мы обмениваемся пресс-релизами.
Серьезно пострадали экономические отношения: грузоперевозки через латвийские порты сократились на 20-25%, из-за российских контрмер в ответ на санкции ЕС латвийские молочные продукты не поступают на российский рынок. По другим причинам, и санкции здесь не являются причиной, рыбная продукция перестала поступать на российский рынок, запретили ввозить произведенный на территории Латвии цемент. Появившиеся препятствия или технические барьеры, скорее имеют политический оттенок.
Не смотря на существенное падение показателей, Россия остается пятым торговым партнером Латвии. Торговый оборот в 2015 году упал на 12%, а за девять месяцев 2016 года на 11%. В будущем году, скорее всего, этот показатель также составит 12%. Причины падения различные: это не только санкции, но и девальвация рубля, прерывание контрактов по экономическим причинам. Тем не менее, интерес предпринимателей к российскому рынку сохраняется. Конечно, инвесторы остерегаются политической нестабильности, и, конечно, последние два года не прибавили взаимного доверия в инвестиционной среде.
-Посол ЕС в Москве ранее заявил, что в отношениях ЕС и Москвы достигнуто дно, и теперь пора от него отталкиваться. На ваш взгляд, прошли ли наши отношения пик падения? Вскоре должен состояться очередной саммит ЕС, на котором может встать вопрос о продлении санкций против России на полгода. Как будет голосовать Рига? Нет ли, так сказать, усталости от санкционной политики?
- Трудно сказать о дне в отношениях, я не знаю, как его измерять и было ли оно. Есть высказывание "хорошо мы уже жили". Поэтому не беру на себя ответственность говорить о том, пройден ли худший период в наших отношениях. Конечно же, все устали от санкций и конфликтов. Сколько можно жить в такой напряженной ситуации? Хотелось бы, чтобы эта ситуация в наших отношениях ушла в прошлое.
Что касается санкций со стороны Европейского союза, они связаны с выполнением Минских соглашений, если в этом вопросе не будет существенных подвижек - не будет и отмены санкций. Идет объективная оценка реализации Соглашений со стороны ОБСЕ, которое и является критерием по отмене или продлению санкций. В ходе моих поездок по России я отмечала, что люди устали от текущей ситуации и хотели бы изменения в положительную сторону.
- Считаете ли вы, что закрытие фестиваля "Новая волна" в Юрмале вслед за ограничительными мерами Латвии в отношении российских певцов нанесли некоторый урон двусторонним культурным связям ? Планируется ли с латвийской стороны предпринять дополнительные меры для восстановления сотрудничества в культурной и гуманитарной областях?
- Решение закрыть "Новую волну" было принято Игорем Крутым и организационным комитетом фестиваля. Включение в 2014 году троих певцов – граждан РФ Латвией в "черный список" было связано с тем, что они осуществляли политическую деятельность со сцены. Это решение было принято с тем, чтобы со сцены "Новой волны" не звучали политические утверждения и призывы, которые для нас неприемлемы. В то же время хочу подчеркнуть, что решение не проводить "Новую волну" было принято организационным комитетом фестиваля. Мы никогда его не запрещали, поскольку это частный фестиваль, к которому правительство страны не имеет никакого отношения. Это частный проект, который проводится в сотрудничестве с Юрмальской думой.
Что касается других культурных мероприятий между Россией и Латвией, то они продолжаются. Их больше, чем можно сосчитать. Сейчас сцену "Новой волны" занимает Лайма Вайкуле со своим новым проектом "Рандеву". Продолжается "Золотая маска", многие российские театры выступают в Риге.
- То есть если с российской стороны будет готовность возобновить фестиваль в Юрмале, Латвия будет готова принять российских артистов?
- Латвия по-прежнему принимает российских артистов, они продолжают приезжать и выступать в Юрмале. "Новая волна" - частный проект, если они считают, что им выгодно, то они будут это делать. Я не могу сказать, что они решат, но правительство Латвии не решает вопрос о возвращении "Новой волны". Пусть приезжают и проводят, только отделим фестиваль от политики.
- Как сообщалось, есть планы по созыву после более чем четырехлетнего перерыва заседания латвийско-российской межправкомиссии по экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству. Определена ли дата этого заседания, какие вопросы планируется обсудить с российской стороной?
- Последняя Межправкомиссия состоялась в ноябре 2013 года, встреча прошла в очень позитивной атмосфере. С тех пор она не проводилась, так как наши политические отношения испортились, не было никаких положительных сдвигов. 29 ноября состоялась встреча двух сопредседателей – министр транспорта России Максим Соколов и министр транспорта Латвии Улдис Аугулис встретились и обсудили двустороннюю повестку дня. Нашли, что надо возобновить, что делать, чтобы улучшить текущее положение. Мы надеемся, что весной, в марте – апреле мы сможем провести межправительственную комиссию, которая на этот раз должна проводиться в Латвии. Это позитивный шаг. Мы надеемся, что российская сторона пересмотрит те технические препятствия, которые мешают нашим отношениям и не связаны с санкциями.
- Прошли сообщения об инициативе Минобороны Латвии провести консультации в Риге с российскими коллегами из Минобороны РФ на уровне военных экспертов. Когда могут состояться такие консультации и чему они будут посвящены?
- Эти консультации состоялись 8 декабря. Они проводятся для поддержания диалога, это не значит, что у России и Латвии налаживаются дружеские отношения в сфере обороны. Это говорит о том, что нужно сохранять все необходимые контакты, даже между министерствами обороны двух стран. Я рада, что подобные контакты продолжаются. Не стоит ожидать больших итогов от этой встречи. Нет таких моментов, которые можно было бы изменить на экспертном уровне. Но сохранение диалога между военными – это то, что нам нужно - в том числе в отношении повышения прозрачности и предсказуемости в военной сфере, подчеркивая, что все страны региона должны действовать ответственно.
В целях содействия повышению прозрачности в военной сфере Латвия в ходе консультаций предложила России договориться о дополнительных инспекциях и посещениях по оценке в рамках Венского документа. С 2003 года Латвия неоднократно высказывала России такое предложение. После консультаций Российской стороне будет передана соответствующая нота.
Во время консультаций Латвия еще раз подчеркнула, что не готова к проведению двусторонних консультаций по более широким вопросам, связанным с безопасностью в регионе. Латвия не готова возобновить военно-политический диалог с Россией по причине осуществленной Россией аннексии Крыма и действий России на востоке Украины.
Мы полагаем, что подобные вопросы необходимо обсуждать в более широком контексте и решать в рамках соответствующих международных форматов сотрудничества, таких как Совет НАТО - Россия и ОБСЕ. В настоящее время идет работа по подготовке следующего заседания Совета НАТО - Россия, в ходе которого также планируется обсудить снижение военных рисков в более широком контексте отношений НАТО – Россия.
Кроме того, мы достигли очень важной договоренности: завершены все практические работы по демаркации латвийско-российской государственной границы. И ожидается, что итоговые документы по демаркации государственной границы будут подготовлены в начале 2017 г.
- Насколько Ригу беспокоят сообщения о размещении в Калининградской области комплексов "Бастион" и способных нести ядерные заряды комплексы "Искандер-М"? Будет ли Латвия с союзниками думать над ответными мерами? А также готова ли Рига поддержать предложение России о пролетах над Балтикой с включенными транспондерами?
- Люди очень обеспокоены размещением комплексов "Искандер-М" в Калининграде, вблизи Пскова и других, близких к нам регионах. В России тоже волнуются, когда слышат, что в Балтийских странах размещаются военные силы НАТО. Эта ситуация беспокоит всех, именно поэтому консультации между министерствами обороны очень полезны, чтобы поддерживать диалог, а не только , как сказал наш министр, сидеть за забором с оружием в руках.
Говоря об ответных мерах, желание России поменять границы в марте 2014 года заставило нас подумать: насколько мы защищены от возможности изменения границы в другом направлении. Но Варшавский саммит принял решение разместить символические силы по сравнению с теми, которые, как мы знаем, находятся в Псковской области и Калининграде, которые, конечно имеют оперативную готовность, если это потребуется. Но по размерам это не сопоставимо. Я надеюсь, что это не дойдет до того уровня напряженности, когда нам придется проверить готовность этих сил.
Что касается конкретно российского предложения об использовании транспондеров то тут Латвия, как и в целом НАТО, призывают решать вопрос о повышении прозрачности и снижению рисков непреднамеренных инцидентов комплексно, т.е. принимая во внимание все аспекты безопасных взаимодействий, как в воздухе, так и на воде. Модернизация Венского документа, а так же ответственное поведение пилотов во время полетов – важные компоненты данного процесса.
- Поддержит ли правительство Латвии идею Минобороны создать на месте советского военного городка, ранее носившего название порта Александра III, в Лиепае военную базу, в том числе построить причалы для приема кораблей НАТО? Будет ли там размещена не только порт для снабжения, но полноценная морская база НАТО? Отдают ли в Латвии отчет, что подобный шаг может привести к осложнениям отношений с Россией?
- Речь не идет о создании военной базы НАТО в Лиепае как таковой. Разрабатываются долгосрочные национальные планы по технической подготовке порта для обслуживания военных кораблей а так же создания ряда других оборонных объектов латвийских ВС. Реализация этих планов может занять до десяти и даже более лет. Я не вижу в этом каких-либо угроз для России – Латвия, как и любое другое государство, вправе, и даже обязана, заботиться о своей обороноспособности.
- Ведет ли Латвия уже контакты с командой нового президента США Дональда Трампа, подавала ли приходящая американская администрация сигналы о том, что она будет пересматривать планы по защите партнеров по НАТО, в частности Прибалтики? Есть ли обеспокоенность Латвии в этой связи? В случае принятия такого решения со стороны США, насколько, на ваш взгляд, увеличатся риски для стран Балтийского региона?
- Латвия всегда вела контакты с представителями обеих американских партий, поэтому больших изменений нет. Он не сказал, что будет сокращать помощь странам Балтики, он сказал, что нужно посмотреть насколько эти страны сами готовы себя защищать, что мне кажется правильным. Если мы не можем достигнуть показателя 2% от ВВП в сфере расходов на оборону, как это необходимо по договоренностям с НАТО, трудно просить других платить за свою безопасность . Поэтому цель Латвии и латвийского правительства достигнуть этих 2% от ВВП в ближайшее время – до 2018 года. Поэтому никаких опасений по поводу заявлений Трампа нет. Но что бы обсуждать Трампа, стоит дождаться, пока он начнет работать.
- Как известно, Европарламент разработал резолюцию о противодействии российским СМИ, голосование по которой намечено на 23 ноября. Как в Латвии оценивают эту резолюцию, считаете ли вы ее справедливой, учитывая, что большая часть латвийского населения говорит по-русски?
- Европарламент принял свою резолюцию, но я бы хотела поговорить о ситуации в Латвии по этому поводу. Вопрос в том, какая информация поступает. Ситуация обострилась после 2014 года. У нас совершенно противоположное мнение на ситуацию с Крымом и официальные каналы, как "Первый канал", который передавал совершенно неприемлемую для нас позицию о том, что происходит. Это заставило думать о том, как дать более объективную информацию. Это оказалось гибридной войной, когда противостояние происходит в публичной среде. Очень важна способность людей оценить полученную информацию. Именно это настораживает, мы стали более осторожно анализировать, какая информация поступает особенно к тем людям, которые получают базовую информацию именно на русском языке.
- Насколько остро стоит на сегодня проблема неграждан?
- Что касается положения неграждан, по последним данным их около 200 тыс. Большинство из них – это пожилые люди или те, кто по соображениям прагматичности хотят оставить себе паспорт неграждан, что позволяет въезжать без визы на территорию РФ. В действительности проблем для них очень мало, русский язык употребляется везде, в любой муниципалитет можно подать запрос на русском языке и получить ответ на русском языке. Свободное употребление русского языка не запрещено. Почти все, кто живут в Латвии, понимают по-латышски. Может, не все говорят, но все понимают.
Дети могут свободно обучаться на русском языке, добавили латышский язык в последних классах для того, чтобы дети могли свободно получать работу на латышском рынке. Два языка в школе дает преимущество.
Дети неграждан получают латвийское гражданство при их регистрации сразу после рождения.
- Президент Латвии подписал поправку к закону "Об образовании", в соответствии с которой работодателю дается право увольнять учителей и руководство школ за любые проявления "нелояльности" по отношению к Латвии и ее Конституции. МИД РФ в этой связи выразил недоумение, объявив, что нормы противоречат демократии и правам человека. Для чего нужна эта поправка, может ли это привести к дискриминации русскоязычного населения?
- Такая поправка была принята к закону об образовании, принятом в 2015 году. Она призвана точнее объяснить, что такое лояльности или нелояльность. Как известно, чтобы предостерегать молодежь от радикальных учителей защиты государства и лояльности к Конституции, принимаются такие изменения. Что имеется в виду? Это не значит, что учитель не может критиковать правительство – он все может критиковать, как и любой человек. Но лояльность - это то же самое, как лояльность дипломатов, госработников и чиновников. Мы не будем никогда работать против независимости нашего государства или преследовать какие то радикальные взгляды. Мы не думаем, что этот закон будет часто использоваться, возможно, таких случаев никогда не будет. Но вдруг один учитель скажет и призовет к поддержке фашизма, чтобы предотвратить радикальные мнения и течения, не позволить им распространиться. К "нелояльности" будут относиться экстремистские высказывания. Это не несет направленности против отдельных групп населения.