Посол РФ в Египте: Для восстановления авиасообщения Каир должен обеспечить безопасность россиян
Сергей Кирпиченко рассказал о перспективах восстановления авиасообщения между Россией и Египтом и обеспечения безопасности россиян в стране
Москва. 7 апреля. INTERFAX.RU - Посол России в Египте Сергей Кирпиченко в интервью дипломатическим корреспондентам "Интерфакса" Ольге Головановой и Веронике Вишняковой рассказал о перспективах возобновления авиасообщения между Россией и Египтом и необходимых для этого условиях, вопросах обеспечения безопасности пребывания россиян в стране, расследовании катастрофы российского авиалайнера А-321 и перспективах взаимодействия Москвы и Каира в энергетической сфере и по вопросам ВТС.
- Сергей Вадимович, в последнее время в Москве звучали заявления о том, что авиасообщение с Египтом может быть восстановлено к лету, однако реальна ли эта перспектива после захвата в конце марта египетского самолета? При каких условиях оно все-таки может быть возобновлено, или российским туристам стоит наслаждаться курортами Краснодарского края и Крыма предстоящим летом?
- Проблема возобновления авиасообщения с Египтом и восстановления туробмена активно обсуждается между Москвой и Каиром. Вы справедливо ссылаетесь на сделанные в этой связи позитивные заявления с российской стороны.
Действительно, в Москве хотели бы как можно скорее вернуться к нормальной практике при условии надежного обеспечения безопасности россиян, будь то в самолетах или на египетских курортах. Посольство получает запросы от россиян по этому поводу. Всем известно, что многие граждане нашей страны очень любят отдых в Египте, а те, кто не был здесь, хотят посетить эту замечательную страну.
Однако забывать о крушении российского самолета над Синаем в октябре прошлого года в результате теракта, унесшего жизни 224 человек, было бы делом непростительным.
Египетская сторона до сих пор не пришла к определенным выводам по поводу причины катастрофы и не завершила принятие всех мер по совершенствованию системы безопасности в своих аэропортах. Бывший министр гражданской авиации Египта говорил даже, что на это потребуются годы. Разумеется, ждать так долго не хотелось бы.
- В Минтранспорте РФ заявляли, что российские эксперты в апреле нанесут финальный визит в Египет для проверки безопасности не только аэропорта Каира, но и других воздушных гаваней страны. Определена ли дата визита, и станет ли он финальным в свете последних событий? Как сильно зависит возобновление авиасообщения от результатов проверки?
- И министерство транспорта России, и другие министерства и ведомства нашей страны находятся в постоянном контакте с египетскими партнерами. У нас состоялась целая серия встреч но вопросам обеспечения безопасности авиаперевозок. Как вы справедливо отмечаете, такие встречи будут продолжены и в апреле. Станут ли они финальными, сказать сложно. Работа эта очень кропотливая и ответственная. В ней, естественно, нельзя допускать ошибок и спешки.
- Россия и Египет обсуждали возможность привлечения российских специалистов для обеспечения безопасности в аэропортах страны на постоянной основе. На какой стадии находятся переговоры, есть ли уже какое-то решение?
- Вопрос о привлечении российских специалистов действительно обсуждается двумя сторонами. Каких-либо конкретных решений на этот счет до сих пор не принято. Скорее всего, он будет решен в увязке с другими мерами по повышению уровня безопасности авиасообщения.
- В российских СМИ появилась информация о том, что глава Ростуризма Олег Сафонов попросил правительство потребовать у египетской стороны гарантий безопасности курортных зон и туристических объектов. Прорабатывается ли это предложение, если да, то в какие сроки могут быть осуществлены проверки? Может ли это поставить крест на планах по скорому возобновлению авиасообщения между Россией и Египтом?
- Гарантии безопасности курортных зон и туристических объектов в Египте - это постоянная тема, которую обсуждают с Каиром представители как нашей страны, так и других государств, откуда прибывают туристы. Проверки, о которых Вы говорите, не являются разовым мероприятием. Они имели, место в прошлом и будут проводиться и дальше по согласованию заинтересованных сторон.
Надо учитывать при этом, что террористы не раз заявляли о себе в Египте кровавыми преступлениями. Вопрос о борьбе с ними – неизменный раздел в российско-египетской повестке дня.
- Как продвигается расследование трагедии с российским авиалайнером А-321? Есть ли хотя бы подозрения относительно того, кто является заказчиками, организаторами и исполнителями? Когда будет опубликован финальный доклад?
- Расследование теракта против российского авиалайнера рассматривается в Москве и Каире в качестве важнейшей задачи. Россия и Египет проводят как совместные, так и самостоятельные шаги в этой связи. Строить догадки в том, когда оно завершится, пока рано.
- Планируются ли визиты российских официальных лиц в Египет и в какие сроки? Прорабатывается ли визит президента ас-Сиси в Россию, когда он может состояться? Ожидается ли министр обороны в Москве для участия в Конференции по безопасности, которую ежегодно устраивает Министерство обороны РФ?
- С начала этого года в Египте уже побывали председатель Государственной думы России Сергей Нарышкин, министр промышленности и торговли Денис Маптуров, министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров. С полной уверенностью могу сказать, что в этом году состоятся и другие контакты разного уровня с Египтом. Подготовка к некоторым из них ведется уже сейчас.
- Замглавы МИД РФ Михаил Богданов анонсировал свой визит в Египет в начале апреля. С кем у него запланированы встречи? Может ли он встретиться в Каире с представителями сирийского ВКП, прорабатывается ли такая встреча?
- Специальный представитель президента России по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов 6-8 апреля будет в Египте. Он встретится с министром иностранных дел Египта Самехом Шукри. Планируется его встреча с представителями сирийской оппозиции.
- Как вы оцениваете перспективы объединения групп сирийской оппозиции в единую делегацию на апрельском раунде межсирийских переговоров, и может ли, по Вашим ощущениям, Египет оказать влияние на комитет Москва-Каир с этой целью?
- Объединение разрозненных групп сирийской оппозиции, в том числе курдов, в единую делегацию с целью продолжения межсирийских переговоров является весьма важной задачей. И Россия, и Египет активно выступают в пользу этого. Московская и каирская платформы сирийских оппозиционеров готовы подключиться к этим переговорам.
По поводу перспективы создания по-настоящему представительной делегации сирийских оппозиционеров сейчас сказать что-либо трудно. Если бы это состоялось, то, конечно, шансы на успех переговорного процесса существенно возросли.
- Как в Египте относятся к тому, что в Турции заработал так называемый "альтернативный парламент" Египта. Накануне турецкого заседания "спикер в изгнании" Джемаль Хашмет заявил, что не признаёт сформированный Ас-Сиси парламент, так как он "не представляет египетский народ". Изгнанники утверждают, что объединяют политическое большинство Египта под эгидой "Братьев-мусульман", которым раньше принадлежало 47% мест в парламенте, и бойкотировали парламентские выборы в октябре-ноябре 2015 года. Не считаете ли вы, что Турция, предоставив политическое убежище египетским исламистам, повторяет сирийский сценарий, когда Стамбул стал центром сирийской оппозиции с политической платформой запрещенных в Сирии "Братьев-мусульман", в частности, для объединения сирийской оппозиционной Нацкоалиции? Означает ли это, по-вашему, демонстрацию фактически открытой поддержки Анкарой террористов и попытки "копать" под действующего президента Египта Ас-Сиси? Как на это реагируют официальные власти Египта?
- Египетско-турецкие отношения переживают сложный момент ввиду неконструктивной позиции Анкары. Почему Турция присвоила себе право не признавать законность нынешнего египетского руководства, не понятно. Естественно, если турки хотят нормализации отношений с Египтом, им следует отказаться от этой нереалистичной линии и пересмотреть свое отношение к запрещенной в Египте Ассоциации "Братьев-мусульман".
- Перед Новым годом Россия и Египет заключили контракт на поставку 46 вертолетов К-52. Когда начнется поставка этих вертолетов и озвучивал ли Каир Москве свои планы закупить палубную версию К-52 для "Мистралей"? Будет ли Египет закупать у России оборудование, снятое с "Мистралей", ведутся ли такие переговоры?
- Наше военно-техническое сотрудничество с Египтом вступило в качественно новый этап с 2013 года. Расширилась номенклатура, и увеличилось количество наших поставок Египту с целью повышения уровня боеспособности его вооруженных сил.
Публикация информации о конкретных контрактах рассматривается министерством обороны Египта как его собственное право. Конфиденциально могу сообщить, что появляющиеся в СМИ материалы на этот счет грешат неточностями и ошибками.
- Россия и Египет в рамках ВТС парафировали контракт на $3,5 млрд. Что в него входит? Когда Москва поставит Каиру более 40 истребителей Миг-29 в рамках контракта? Интересуется ли Египет закупкой другой авиационной техники, например самолетов Су или Як-130? Хочет ли Египет приобрести системы С-400?
- Между нашими странами ведется диалог по поводу возможных новых закупок продукции военного назначения российского производства. Египтяне интересуются различными видами оборонительного вооружения. Доверительно могу сказать, что перспективы в этой области весьма обещающие.
- Началась ли уже реализация проекта строительства АЭС в районе ад-Дабаа по российским технологиям? Участвуют ли в этом российские специалисты и каковы сроки реализации проекта? Может ли строительство АЭС быть начато уже в 2018 году?
- В ноябре 2015 г. подписаны два межправительственных соглашения, касающиеся сооружения «Росатомом» первой египетской АЭС в районе Дабаа. Наши специалисты уже побывали на отведенной под АЭС площадке. Ими проводятся начальные изыскательные работы. Можно предположить, что строительство самой электростанции начнется в ближайшем будущем.