Генсек МОГО: Антикризисные центры стран-членов организации будут объединены в единую сеть

Владимир Кувшинов рассказал, какие шаги предпринимаются для оперативного и слаженного реагирования на катастрофы

Генсек МОГО: Антикризисные центры стран-членов организации будут объединены в единую сеть
Генсек МОГО: Антикризисные центры стран-членов организации будут объединены в единую сеть
Владимир Кувшинов

Москва. 11 апреля. INTERFAX.RU - В условиях постоянного роста угроз чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий во всем мире для спасения жизней тысяч людей как никогда становится важно оперативное и слаженное реагирование на катастрофы. Генеральный секретарь Международной организации гражданской обороны (МОГО) Владимир Кувшинов рассказал корреспонденту "Интерфакса" Наталье Дмитрак о том, какие шаги предпринимает организация для решения данной проблемы.

- Владимир Валентинович, прошлое интервью мы делали около года назад. Что изменилось в деятельности организации за это время? Есть ли новые проекты?

- Сейчас МОГО занимается решением трех основных задач. Первое направление – создание международной сети обучения и подготовки персонала в сфере гражданской обороны. Второе – создание международной сети центров по борьбе с катастрофами; третья наша задача – организация международной сети складов для чрезвычайного гуманитарного реагирования. Эти три основные направления сотрудничества в рамках МОГО утверждены на прошедших сессиях исполнительного совета и Генассамблеи МОГО, а также заложены в программу развития организации на ближайшие десять лет, которая была утверждена на 21 сессии Генассамблеи МОГО в Женеве в 2014 году. С тех пор началась реализация этих задач.

- Давайте поговорим о каждой из них в отдельности. На каком этапе в данный момент находится программа создания международной сети обучения?

- У нас была разработана концепция создания всемирной сети по подготовке специалистов в сфере гражданской обороны. За эти два года удалось сделать очень многое: мы при поддержке МЧС России в ряде стран создали специализированные классы для подготовки персонала, в которых используются современные информационные технологии для решения учебно-методических вопросов. Такие классы уже созданы в Камеруне, Тунисе, Иордании, на Кубе. Планируется создать аналогичные классы в Российско-Армянском гуманитарном центре. Это направление будет развиваться при поддержке России и других стран-доноров.

Мир развивается, количество катастроф возрастает, экономический ущерб от них также растет, поэтому и система подготовки кадров должна развиваться, не стоять на месте и учитывать современные условия для подготовки персонала.

- В чем именно будут состоять эти изменения?

- Мы начали понимать, что эффективность многих курсов и качество их проведения уже не соответствовало требованиям времени. Мы пришли к выводу, что нужно разрабатывать новые программы и внедрять современные обучающие технологии для подготовки персонала гражданской обороны и других чрезвычайных служб стран-членов МОГО. Кроме того, необходимо готовить преподавателей, которые смогли бы качественно проводить обучение с использованием современных технологий.
Сейчас мы изменяем концепцию подготовки специалистов и создаем профессиональные курсы на базе академий по гражданской обороне, которые имеются в России, Иордании, Тунисе, Белоруссии, Киргизии. Имеются региональные учебные центры и организации.

Ранее мы не могли двигаться вперед в создании международной сети обучения, так как не было базы. Теперь мы эту базу создали.

Кроме того, 4 – 7 апреля в Москве на базе АГЗ проведена первая рабочая встреча стран-членов МОГО по выработке рекомендаций для подготовки единой программы обучения среди всех стран-членов организации. Этот документ должен стать базовым для дальнейшей разработки программ в области борьбы с катастрофами.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее об унификации системы обучения.

- Сегодня подготовка специалистов в области гражданской обороны ведется без учета современных требований. Каждая страна по своему усмотрению формирует программу обучения. Есть страны, которые в разработке программ обучения продвинулись далеко; есть те, которые отстают. Необходимо привести это к общему знаменателю, чтобы были заложены те требования, которые соответствуют сегодняшнему дню. Это очень сложная работа, и мероприятия на базе АГЗ в Москве – начало первого этапа.

- Когда будут выработаны эти требования?

- Это длительный процесс, и каждая страна внимательно и серьезно рассмотрит предложения, адаптирует их к своим национальным условиям, и после этого будет формироваться единый документ по подготовке специалистов в области гражданской обороны. Это важнейший документ, сегодня единого такого документа не существует. МОГО впервые начала подготовку такого документа. Разработка - процесс длительный. Но мы ожидаем, что выработанный в Москве документ будет принят за основу на предстоящем исполкоме как базовый. Затем понадобится определенное время для его дальнейшего совершенствования и перевода в практическую реализацию.

Работа займет от трех до пяти лет, и мы надеемся на успех, потому то сегодня мы получаем определенные запросы от наших стран-членов, которые остро нуждаются в формализации подготовки персонала в сфере гражданской обороны. Это только один из элементов всемирной сети, которую мы создаем.

- Это будут обязательные требования, или документ будет носить рекомендательный характер?

- Учитывая специфику организации и различный подход стран к подготовке персонала, на первом этапе он будет носить рекомендательный характер, потому что необходимо будет привести базу в соответствие с требованиями, подготовить преподавателей и начинать реализовывать подходы. Конечно, страны постепенно будут стремиться к его реализации.

- Но ведь у каждого региона свои особенности и свои приоритеты. Будут ли они учитываться при унификации?

- Документ будет учитывать особенности различных регионов и будет строиться на подходах, которые имеет ГО на национальном уровне, потому то во многих странах ГО плотно занимается вопросами пожарной безопасности, в других странах приоритеты отдаются борьбе с другими угрозами. Документ будет заниматься вопросами подготовки персонала: какая она будет, узко специализированная или широкого плана? Какой базовый уровень? Сможет ли он освоить современные технологии, или его базовая подготовка не достаточна для этого? Фактически это "международный стандарт образования" для ГО.

- А какие практические мероприятия проводятся уже сейчас?

- Сегодня Россия первая проводит подобное мероприятие под эгидой МОГО. Кроме того, Киргизстан выразил инициативу разработать документ о единых требованиях для подготовки водолазов в условиях горных озер. Это первый шаг к объединению системы подготовки персонала гражданской обороны. Следующий этап – будут проводиться совместные учения, тренинги…

Подготовка специалиста-пожарного уже регламентирована: сегодня в мире в области пожарной безопасности существуют три школы: американская, англо-европейская и школа бывшего СССР, которая действует на пространстве СНГ. Имеются определенные стандарты и требования. А в области подготовки специалистов по гражданской обороне таких требований и стандартов нет, и наша организация взяла на себя такую важную работу, чтобы постараться объединить усилия всех стран и подойти к выработке единых принципов подготовки специалистов по гражданской обороне.

- Я знаю, что на базе МОГО в 2015 году также создана Международная академия гражданской обороны. Как она функционирует?

- Мы хотим объединить в одну единую систему все профессиональные учебные заведения, мы уже начали этот процесс. Мы уже проводим дистанционное обучение.
Эта платформа создана для того, чтобы преподаватели и студенты учебных заведений могли общаться друг с другом. Во-вторых, они могут в онлайн-режиме более оперативно узнавать о новых разработках, которые применяются в обучении.

Идет процесс работы с различными учебными заведениями по адаптации различных учебных программ для перевода их в формат дистанционного обучения. Эти курсы будут вестись на шести языках организации - русском, арабском, китайском, французском, английском и испанском.

- О каких странах идет речь, когда мы говорим об унификации?

- Это страны-участницы МОГО. Кроме того, в настоящее время в стадии рассмотрения вопроса о присоединении к организации находятся 10 стран, однако это процесс длительный и достаточно сложный – для присоединения к МОГО требуются решения правительства, парламента… За два года членами МОГО стали Куба, Кувейт, Таджикистан. Целый ряд стран стал наблюдателями – Коморские острова, Узбекистан и другие.

К сети обучения подключаются китайские учебные заведения, учебные заведения стран Персидского залива, в частности Академия Катара. Все они присутствуют в Москве и начнут обсуждать этот документ.

- А как обстоят дела с созданием всемирной сети антикризисных центров?

- Изначально эта идея международному сообществу была предложена МЧС России.
Деятельность по созданию центров по борьбе с катастрофами в странах-членах организации прописана в 10-летней программе МОГО. Эта работа реализуется в три этапа: создание Международного центра мониторинга и координации МОГО, этот этап выполнен: при поддержке российского министерства 15 июня 2015 года в МОГО в Женеве такой центр был создан. Сейчас начинается тестирование информационных технологий и подготовка персонала для работы с этими технологиями - в рамках центра в МОГО.

Второй этап - оказание содействия в создании базовых центров в странах-членах организации, подготовка персонала для работы в этих центрах и оснащение их современным оборудованием. Это большой этап, и мы при поддержке России и других стран-доноров постепенно приступаем к его реализации.

Третий этап - создание всемирной сети центров по борьбе с катастрофами, сегодня эта работа уже реализуется параллельно.

В этом году МОГО уже направило России, Киргизии, Азербайджану, Белоруссии, Китаю соглашения об обмене информацией между центрами по борьбе с катастрофами. Мы начали реализацию юридического оформления отношений центров по борьбе с катастрофами, тем самым создаем всемирную сеть. Это тоже будет достаточно длительный этап, мы уже начали его реализацию и надеемся, что в конце этого года целый ряд соглашений по информационному обмену при борьбе с катастрофами подпишем.

- В чем непосредственно будет заключаться это сотрудничество?

- Это современные информационные технологии, которые позволят в онлайн-режиме проводить мониторинг чрезвычайных ситуаций, их моделирование и готовить информацию для людей, которые принимают решения по борьбе с катастрофами.

Вообще, не все страны сегодня имеют центры по борьбе с катастрофами. Сильную систему по борьбе с катастрофами сегодня имеют только Россия, Китай и страны Персидского залива. В остальных странах такие центры отсутствуют в нашем профессиональном понимании.

Странам-членам МОГО будет оказываться помощь по созданию таких центров. Сегодня информационные технологии позволяют определять наличие лесных пожаров, угрозу наводнения, но, к сожалению, огромное количество стран сегодня не имеет этих технологий в своем распоряжении. Сеть нужна для того, чтобы эти технологии при определенном техническом усовершенствовании могли быть доступны для этих стран. Таким образом, если одна страна запросит помощь, другие государства оперативно его получат и примут соответствующие решения. Благодаря единой сети каждая страна сможет получать эти запросы в онлайн-режиме, фактически одновременно.

Очень важен следующий аспект этой деятельности - Страны сами начнут формировать свою национальную карту рисков в онлайн-режиме. И это большой прогресс – все эти карты будут объединены в общую. Это большой прогресс для стран, которые не имеют пока таких центров, и через центр МОГО в Женеве им будет открыт доступ к информационным ресурсам. Вся информация будет передаваться на добровольной основе – мы говорим об открытых источниках.

- Какие шаги для создания единой системы будут совершены в ближайшее время?

- Мы сегодня можем однозначно сказать, что мы начали шаги и проводим целый ряд мероприятий для создания сети центров. Подготовили меморандумы информационного обмена, планируем в этом году провести мастер-классы для наших стран по обучению этим информационным технологиям.

В Женеве работает представитель ЦУКС МЧС России, который проводит окончательные пуско-наладочные мероприятия.

Одна из идей этой сети - если в Женеве не хватит информационных ресурсов, нас автоматически видит НЦУКС МЧС России, мы можем сказать: помогите, используя ваши возможности, разработать необходимую модель. Это будет осуществляться в онлайн-режиме, все будут видеть этот процесс, мы тоже можем, нажав кнопку, отправить запрос о помощи всем странам, у которых имеются более сильные технологии.

- За чей счет будут создаваться антикризисные центры в других странах?

- Существует основой принцип – за создание чрезвычайных служб отвечает национальное правительство, включая создание центров. Мы будем помогать им технологиями, подготовкой персонала, оборудованием, но сегодня, конечно, мы не говорим, что мы с нуля будем строить здания. Но здесь необходимо отметить, что в настоящее время создание таких центров для бедных стран - затратная вещь. Сегодня технологии позволяют таким странам предложить иное решение - по большому счету достаточно иметь современный компьютер и получать эту информацию из МОГО или МЧС России.

Создание единой сети - работа на долгое время, потому что она убудет постоянно адаптироваться, учитывая, что сегодня она находится практически на нулевом уровне, однако она приведет к тому, что у национальных служб целого ряда стран-членов МОГО появится эффективный инструмент мониторинга и прогнозирования ЧС.

- Вы говорили, что есть и третье направление работы МОГО – создание складов чрезвычайного гуманитарного реагирования. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой сфере деятельности.

- Эта работа началась буквально год назад, мы за этот год смогли создать один склад в Киргизии, в городе Ош, и в Африке, в республике Того. Там мы складируем пожарно-спасательное, медицинское оборудование, которое принадлежит МОГО и может использоваться для оперативного реагирования в этой стране и в регионе.
Сейчас иорданцы проявили большую заинтересованность по созданию такого склада в Иордании, идут разговоры о создании аналогичных складов в Никарагуа и других странах.

Учитывая ситуацию, которая складывается в регионах, мы будем продолжать создавать такие склады чрезвычайного гуманитарного реагирования.

Эти склады открыты для сотрудничества третьих сторон - к ним может присоединиться любая страна или организация.

- На кого будет возложена функция обеспечения охраны этих складов?

- Охрану будет осуществлять местная гражданская оборона. Мы подписываем меморандум с МВД страны, которая обеспечивает безопасность хранения грузов
В случае ЧС информация будет приходить в головной центр в Женеву, она будет рассмотрена, будет дана санкция на использование имущества склада.

В целом, основной элемент трех сетей – Центр мониторинга и координации. В нем будет целый сектор, где формируется база данных, какое имущество мы имеем на данных складах, какие у него технические характеристики и как оно будет расходоваться.

- Что именно будет храниться на складах?

- Мы подходим к вопросу гибко - пока рассматривается возможность хранить профессиональное пожарно-спасательное оборудование различного класса.

Мы сейчас активно работаем и осуществляем различные контакты, ведем переговоры с различными компаниями, которые производят широкий ассортимент продукции, в частности питания, экипировки и так далее. Надеемся, что в рамках частно-государственного партнерства они тоже будут участвовать в формировании сети складов для борьбы с катастрофами. Пока мы реализуем это на принципах добровольности и безвозмездности.

- Каковы планы МОГО по оказанию гуманитарной помощи нуждающимся в ней странам?

- Сегодня как таковой термин "гуманитарная помощь" уже немного не соответствует деятельности. Разумеется, по запросам доноров мы доставляем продукты питания, муку и другие вещи, которые можно рассматривать именно как предметы гуманитарной помощи, однако в основном мы сосредоточены на проведении программ, которые связаны с совершенствованием инфраструктуры по защите населения от катастроф.

Мы провели такие проекты на Кубе - усовершенствовали систему подготовки пожарных и спасателей и обновили целый ряд учебных классов в Тунисе, Камеруне, Иордании.

Сегодня при поддержке МЧС России идет развитие Российско-Сербского гуманитарного центра, где заложены современные принципы по борьбе с катастрофами. Недавно открылся Российско-Армянский центр. Эта тенденция говорит том, что оказание помощи странам-членам МОГО в создании инфраструктуры является наиболее эффективной и востребованной задачей.

В ближайшее время ожидается целый ряд проектов по Киргизии, Никарагуа, на Кубе, и в некоторых других странах.

- Будет ли МОГО участвовать в разминировании Пальмиры?

- Я уверен, что сегодня военная фаза в Сирии практически завершена, уже есть целый ряд резолюций, в первую очередь ООН, что необходимо переходить к реализации гуманитарной поддержки на территории Сирии. Я уверен, что наша организация при поддержке МЧС России и других доноров сможет внести вклад в решение данного вопроса.

Мы занимаемся мониторингом ситуации и в Афганистане, и в Ливии, и в Сирии, и если кто-то из стран-доноров предложит нам провести гуманитарные миссии, мы готовы их осуществить. В настоящее время имеется информация о том, что гуманитарное сообщество серьезно готовится начать гуманитарные проекты в различных областях в Сирии. Будем смотреть, как будет развиваться ситуация.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок