Зампред ЦБ РФ: приход в банковский бизнес авантюристов сейчас практически невозможен

Михаил Сухов рассказал о борьбе с недобросовестными аудиторами и о возможности прихода на российских рынок иностранных игроков

Зампред ЦБ РФ: приход в банковский бизнес авантюристов сейчас практически невозможен
Зампред Банка России Михаил Сухов
Фото предоставлено пресс-службой

Москва. 22 марта. INTERFAX.RU - ЦБ РФ в начале 2016 года объявил о планах повысить требования к банкам-санаторам и усилить их мотивацию при финансовом оздоровлении проблемных банков. О том, как реализуются новые подходы ЦБ к отбору таких инвесторов, о борьбе с недобросовестными аудиторами и о возможности прихода на российских рынок иностранных игроков рассказал в интервью агентству "Интерфакс" зампред Банка России Михаил Сухов.

- Какие меры воздействия ЦБ рассматривает в отношении аудиторов, заверявших безоговорочно отчетность проблемных банков?

- Я думаю, что мы будем предлагать включать в "черную базу" данные об аудиторах, которые выносили заключения, признанные судом заведомо ложными. Скорее всего, речь может идти как об аудиторах, непосредственно заверивших отчетность, так и о руководителях аудиторских компаний, чтобы повысить контроль качества отчетов.

- Нужны ли для этого поправки в законодательство?

- Да, этот запрет должен распространяться как на банки, так и на нефинансовые организации и публичные акционерные общества. У нас есть законопроект, который близок к этой теме (был принят в первом чтении в 2015 году - ИФ), и если удастся продвинуть тему с аудиторами ко второму чтению этой весной, это будет хорошо.

- Критерии попадания в эту базу для аудиторов будут такими же, как и у топ-менеджеров банков?

- Критерии будут немного другими, потому что топ-менеджеры банков попадают в базу автоматически после отзыва лицензии. Аудиторы могут попадать в эту базу на основе признания судом аудиторского заключения заведомо ложным. Вполне возможно могут быть и другие обстоятельства, посмотрим.

- Собирается ли ЦБ вести "черную базу" аудиторских компаний, сотрудники которых неоднократно давали заведомо ложные заключения на отчетность банков и нефинансовых организаций?

- Я думаю, что в аудите нужно идти от людей. Окончательный формат предложений можно будет определить, обсудив его с другими заинтересованными лицами, включая Минфин.

- Перейдем к теме финансового оздоровления. Руководство ЦБ заявляло, что будет требовать от инвесторов детальную бизнес-стратегию до проведения конкурса на санацию. Что там должно быть прописано, насколько она будет подробной? Когда регулятор начнет требовать от участников конкурса предоставление подробных бизнес-стратегий?

- План мер по финансовому оздоровлению и сейчас разрабатывается инвестором в течение нескольких месяцев после победы в конкурсе на участие в санации кредитной организации. Мы не предполагаем от этой процедуры отказываться, но на этапе отбора инвестора будем требовать от него отражения в бизнес-стратегии принципиальных позиций, связанных с дальнейшей деятельностью банка, чтобы оценить насколько глубоко инвестор погрузился в тему и имеет представление о будущем финансовом оздоровлении. Сложно ожидать от инвестора достаточно быстрого и детального документа, но все то, что он обещал на первом этапе, естественно, должно быть включено в плане финансового оздоровления. Если инвестор собирается вкладывать деньги в капитал банка или присоединить его к другой кредитной организации, он должен будет подтвердить эти намерения в дальнейшем. Требование к составлению бизнес-стратегии уже применялось при процедуре отбора инвесторов на санации банков, о которых было объявлено 9 марта (Экономбанка и банка "Советский" - ИФ).

- Не боится ли ЦБ, что корректировка этих требований может снизить число потенциальных инвесторов на санацию банков?

- Я не вижу никаких оснований к тому, что предоставление предварительной бизнес-стратегии кого-либо отпугнет. А если отпугнет, то такие инвесторы в принципе не особо и нужны.

- Какие еще требования собирается установить ЦБ к потенциальным банкам-санаторам (количественные и качественные)?

- Мы сейчас работаем над нормативным актом о требованиях к инвестору, обсуждаем его с Агентством по страхованию вкладов (АСВ) и готовы будем представить через некоторое время. Предполагается, что все инвесторы должны располагать запасом капитала в размере не менее 10% от общего объема обязательств санируемого банка, включая величину кредита, предоставляемого АСВ на цели финансового оздоровления.

Многие из элементов, которые войдут в документ, уже реализуются, в частности, бизнес-стратегия. Инвесторы предоставляют планы по персоналиям, которые будут руководить банком. Для получения финансовой помощи инвестор также предоставляет обеспечение за счет имущества, не связанного с санируемым банком, то есть за счет собственных активов не менее чем на 25% от размера обеспечиваемых обязательств. Кроме того, все эти инвесторы берут на себя обязательство докапитализировать санируемый банк под все новые риски, которые могут возникнуть после начала санации. Это касается случаев, когда создаются новые активы и выдаются новые кредиты, а также случаев, когда инвестор передает кредиты на баланс санируемого банка. Подобные требования уже содержатся в последних утвержденных планах участия АСВ в предупреждении банкротства кредитных организаций. Это будет делаться в отношении других планов участия по мере необходимости внесения очередных изменений.

- Можете подтвердить, что новые подходы к финансовому оздоровлению не предусматривают выделение дополнительного финансирования от ЦБ в случае выявления новых проблем у банка?

- Некоторые планы участия предусматривают так называемые ковенанты, то есть условия, при возникновении которых инвестор вправе получить дополнительные суммы финансовой помощи. Наличие или отсутствие таких условий зависит от характера активов и обязательств банка, и здесь нет унификации. Закрытые ковенанты предусматриваются при определенных обстоятельствах, если реализуется какой-то риск, к примеру, если известно, что выданы какие-то плохие гарантии, и мы сейчас не знаем, "рванут" они или нет. При использовании ковенант их величина в полном объеме включается в предельную величину вложений в финансовое оздоровление для оценки с точки зрения экономической целесообразности.

- В прошлом году впервые в рамках проекта по санации инвестором стало физическое лицо. Как часто в АСВ подаются заявки на санацию от физических лиц? Ждете ли вы новых инвесторов из числа физлиц?

- Физические лица иногда принимают участие в качестве потенциального участника в конкурсах, проводимых агентством. В случае, если они смогут представить лучшие с экономической точки зрения предложения, рациональную бизнес-стратегию, а также продемонстрировать кадровые возможности для обеспечения деятельности санируемого банка, они будут рассматриваться в качестве потенциальных инвесторов.

Надо отметить, что у физических лиц, претендующих на участие в проектах санации, Банк России контролирует достаточность и законность происхождения денежных средств в размере не менее 10% от общего объема обязательств санируемого банка.

- Изменятся ли в этом году подходы ЦБ к санации банков?

- Мы будем и далее ориентироваться, прежде всего, на социальную значимость банка, анализировать соотношение страховой ответственности АСВ с потенциальными потерями, которые может понести АСВ в случае банкротства банка, и принимать решение на основе сопоставления экономической стоимости инструментов с этим показателем.

- В этом году число санаций будет больше, чем в 2015 году?

- Я не думаю, что в этом году количество санаций будет принципиально отличаться от прошлых лет. Если считать группы санируемых банков, которые технически выходили как несколько банков, то подобного рода групп сейчас меньше. У нас нет никакой сверхзадачи стимулировать санацию или ее ограничивать.

Мы видим потенциал для развития оздоровления без привлечения финансирования через АСВ. Сейчас, согласно действующему законодательству, любой новый инвестор может предложить Банку России план выхода из ситуации в течение года. Мы считаем возможным, что такой план сможет предлагать и реализовывать действующий акционер банка, естественно, под контролем ЦБ и в ограниченный период времени. Но для этого нужно вносить поправки в закон.

В случаях глубоких "дыр", которые мы выявляли в последние годы, санация на коммерческих принципах была бы невозможна. Если же проблемы в банке небольшие, то экономика в сохранении банковского бизнеса есть.

Предсказывать появление большого числа новых участников банковского рынка не приходится, издержки для входа на рынок достаточно существенные, а рентабельность уже не так высока, как была ранее. Банк России ограничивает высокорисковую деятельность на рынке, потому приход всякого рода авантюристов или коммерсантов с притупленным чувством риска сейчас практически невозможен. Для развития технологичных форм банковского бизнеса требуются капитал, опыт и технологии, все это найти с нуля сейчас практически невозможно, да и конкуренция велика. Объективно банковский бизнес будет развиваться, скорее всего, на базе действующих лицензий.

- Ожидаете ли вы прихода новых иностранных игроков на российский банковский рынок в этом году?

- Желающие есть, хоть и немного. В феврале, например, Банк России принял решение о государственной регистрации ООО "Небанковская кредитная организация "Глобал Эксчейндж" и выдаче лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций. Единственным учредителем НКО выступает испанская Eurodivisas S.A.

У нас есть информация, что ряд российских банков ведут переговоры с иностранными инвесторами о вхождении в капитал или о покупке этих банков. Речь идет об инвесторах из Юго-Восточной Азии.

- Можете назвать реальную величину фонда страхования вкладов? Сколько сейчас выбрано кредитных средств ЦБ в рамках утвержденного лимита? Зачем понадобилось одобрять кредит еще на 170 млрд рублей?

- В настоящее время АСВ является заемщиком Банка России для осуществления страховых выплат. Поэтому показатель величины фонда обязательного страхования вкладов в настоящее время не имеет какого-либо принципиального значения. Фонд, с технической точки зрения, располагает достаточной ликвидностью, позволяющей не проводить операции по получению денег от Банка России достаточно часто.

Органы управления Банка России и АСВ устанавливают лимиты кредитования для целей контролируемости финансовых взаимоотношений. Агентству по страхованию вкладов Банком России будет предоставлен необходимый для осуществления страховых выплат ресурс денежных средств.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений