Иржи Машталка: Мы прозевали целый год возможного сотрудничества с Госдумой России

Депутат Европарламента рассказал об отношениях Евросоюза с Россией

Иржи Машталка: Мы прозевали целый год возможного сотрудничества с Госдумой России
Иржи Машталка: Мы прозевали целый год возможного сотрудничества с Госдумой России

Москва. 13 декабря. INTERFAX.RU - Европейский депутат от фракции "Европейские объединенные левые/Cеверные зеленые левые", заместитель председателя делегации Европарламента в Комитете парламентского сотрудничества ЕС-РФ Иржи Машталка (Чехия) ответил на вопросы корреспондента "Интерфакса" в Брюсселе Виктора Онучко об отношениях Евросоюза с Россией в 2015 году и поделился своими ожиданиями на предстоящий год.

- Как Вы оцениваете завершающийся год с точки зрения отношений Европейский союз – Россия?

- Для меня и как депутата Европарламента, и в личном плане это был год огромнейшего разочарования в политике Европейского союза. С 2004 года – начала моей депутатской деятельности – 2015-й по отношению к России наверняка был самым тяжелым годом. Вот уже полтора года, как делегация Европарламента по сотрудничеству с Госдумой не работает де факто. И это печально. Думаю, что вина за это лежит, конечно, на стороне Европейского парламента.

Когда была сформирована наша делегация, ее председатель, господин Отмар Карас, заместитель председателя госпожа Лииза Яаконсари и Ваш покорный слуга ставили задачу, чтобы диалог между депутатами стал той площадкой, на которой мы должны интенсивно развивать отношения сторон и объяснять свои позиции. И вот, что мы получили.

Из-за так называемых "черных списков" фактически не было нормальных встреч двух делегаций. В этих условиях я старался еще более активно делать то, что зависело от меня: выезжать в Россию и встречаться не только с депутатами из состава российской делегации, но и с председателем Госдумы, с депутатами от некоторых фракций, с рядом председателей фракций.

И своим успехом в завершающемся году я считаю то, что мне удалось добиться официального визита в Москву с 14 по 17 октября делегации нашей фракции объединенных левых. У нас были очень интересные беседы. Состоялась встреча с председателем Госдумы, была встреча в Совете Федерации. Очень интересный разговор состоялся в министерстве иностранных дел с заместителем главы МИД Алексеем Мешковым. Мы встретились с журналистами, которые относят себя к оппозиционной прессе, и была также встреча с представителями неправительственных организаций.

Но хочу подчеркнуть, что этот визит, мои поездки в Россию, поездки господина Караса и госпожи Яаконсари были все же личными инициативами. Это все-таки не тот формат, которого бы нам хотелось, - обмена двух делегаций парламентского сотрудничества.

Жаль, но это наша вина, Европарламента. Мы пропустили, прозевали целый год возможного сотрудничества с Госдумой, причем в такой тяжелой обстановке в мире, когда так необходимо общение, когда на Ближнем Востоке развязана война, умирают люди и идет поток миграции в Европу. Есть столько тем, которые депутаты должны обсуждать. Тем более, что мы считаем, что ЕС – это не только Европа, а мировой игрок.

Подчеркиваю: разговаривать именно в той обстановке, которая сейчас царит в мире. Ведь первая обязанность депутата – развивать отношения ради граждан, ради мирного сосуществования. Я уже не говорю о том, что это полезно также для экономики, для благосостояния людей, для культуры.

Я очень переживаю и за уходящий год, и за наступающий. Если в таком духе мы будем вести, точнее – не вести, диалог, то можем вместе получить еще более страшные результаты, по сравнению с которыми миграционный кризис, будет уже казаться детской забавой.

- То есть в плане практического сотрудничества в 2015 году нам с Вами нечего обсудить?

Это не так. Все-таки меня воспитывали Сталинград и его героическая история. Я четыре года учился в Волгоградском государственном медицинском университете – так он теперь называется.

Меня всегда вдохновляли люди, которые в тех невероятно страшных условиях оставались оптимистами до конца и верили в победу. Пусть иногда кажется, что сил уже нет, нет идей, но мы все-таки должны идти к цели, потому что это наш депутатский долг.

Было в 2015 году и положительное. Было радостное событие, я думаю, оно радостное для всех людей в мире – семидесятая годовщина, подчеркиваю, совместной победы над фашизмом.

Тут я должен сделать небольшое отступление. Мы, выпускники советских вузов, которые остались на пространстве бывшего соцлагеря, прошли через немалые трудности после распада Советского Союза. Многим было очень тяжело, особенно после 1989 года, если говорить про Чехословакию. Потом распался и Советский Союз, что мы наблюдали с большим волнением и болью, потому что там у нас остались друзья, и наши привычные нормальные связи в 90-х годах, даже если судить по моему университету, разрывались.

Конечно, мы понимали, что и у вас обстановка была нелегкая, но мы сумели сохранить и восстановить наши связи с городом и его представителями. Я начал сотрудничество с Россией в 2000 году на основе договора с РУДН. В дальнейшем мы отметили 50-ю годовщину основания РУДН здесь, в Европарламенте, великолепной выставкой. Это была первая ласточка, которая показала, что есть положительные сигналы. Осуществлялось сотрудничество и со стажерами, как из РУДН, так и из Волгограда. И первый этап этого партнерства мы завершили около трех лет назад, когда вместе с городом-героем, опять-таки здесь, в стенах Европейского парламента, нам удалось показать выставку в честь юбилея победы под Сталинградом. И мы тогда надеялись с руководством города, что в 2015 году вместе отметим 70-летие великой Победы. У нас были амбициозные планы, но в определенный момент в начале прошлого года нам уже казалось, что вся наша работа пойдет на нет из-за известных событий.

Но мы все же добились своего. Выставка прошла очень успешно. Только на вернисаж пришло около 500 человек. И, несмотря на уже некоторое осложнение тогда, в мае, отношений между ЕС и Россией, экспозицию посетили председатель Еврокомиссии господин Жан-Клод Юнкер, председатель Комитета Европарламента по иностранным делам Эльмар Брок. В общей сложности выставку посмотрели около двух тысяч человек, что немало, если учитывать, что она проходила в самом Европарламенте.

Это наша совместная гордость. Я считаю, что это был один из крупных успехов. Это не мой личный персональный успех. Это была работа команды, работали вместе рука об руку. И мы пошли еще дальше, потому что Острава, чешский город-побратим Волгограда, попросил привезти выставку, и она проходила там полтора месяца. Затем она переехала в южно-моравский край, а теперь нас просят показать выставку в феврале будущего года в Берлине. И на этом мы не остановимся. Экспозицию уже запросил музей маленького чешского городка Лидице, население которого, да и сам он в июне 1942 году были уничтожены эсэсовцами. И, наверное, в Лидице выставка останется в качестве постоянной экспозиции. Я этому очень рад, это был наш вклад в улучшение взаимопонимания, отношений Евросоюз – Россия.

Кроме того, на базе Волгоградского государственного университета при поддержке министра иностранных дел России был создан академический центр, который занимается народной дипломатией, движением городов- побратимов. И это опять-таки одно из возможных направлений, куда мы должны в эти сложные времена двигаться.

- Какой эффект имели санкции ЕС против России и российские антисанкции для ситуации в странах Евросоюза?

- Конкретные потери пока никто не подсчитал. Но в ходе моих встреч, в том числе в Волгограде, где на втором международном форуме по народной дипломатии и сотрудничеству регионов и городов были представители разных городов-побратимов, включая европейских бизнесменов, представители деловых кругов в один голос говорили, что санкционная политика наносит им большой ущерб.

Однако как-то очень мало говорят в Брюсселе о том, что товарооборот между Евросоюзом и Россией пошел из-за санкций на спад, но при этом он растет между ЕС и США. И хотя в процентном отношении это составляет, кажется, 13%, что в абсолютных цифрах, видимо, не так много, но все-таки есть такой очевидный эффект. Это же США оказывали нажим на ЕС. Всем было ясно, что инициатива насчет санкций пришла оттуда. Мне кажется, что здесь не понимают, что бьют себя по собственной голове.

Результат для Евросоюза такой: мы своим действиями постоянно толкаем Россию на восток. На экономическую и другую ориентацию с государствами не только БРИКС. Это видно на примере Вьетнама, других стран Азии. Я понимаю, что существуют исторические связи и контакты. Но очевидно и то, что они будут развиваться гораздо активнее, если Евросоюз будет продолжать такую политику. От этого, я думаю, потребители в Евросоюзе пострадают больше, чем в России.

Что касается политических мер, в частности, "черных списков". Всегда, при всех разногласиях я старался добиваться того, чтобы не обрывались контакты. И я сказал своим российским друзьям: "Я понимаю, что вы не виноваты, не вы запустили эти "черные списки". Но все-таки кто-то должен сделать первый шаг и протянуть руку!"

Конечно, это не исключает того, что по этой руке могут ударить. Да, такой риск есть. Но больше риска в том, что это так и будет продолжаться. Я знаю, что ряд руководителей и представителей Госдумы готовы приехать в Брюссель, и они прекрасно понимают, что здесь выступать будет нелегко. Тем не менее, они выразили готовность приехать и начать диалог. Для меня это было самое главное из той информации, которую я привез из Москвы.

И что еще обращает на себя внимание: и без того наносящие ущерб санкции Европарламент сделал еще более жесткими. Непонятно, почему председатель Европарламента господин Мартин Шульц принял дополнительные строгие меры в отношении сотрудников постоянного представительства России при Евросоюзе, ограничив их в посещении Европарламента. В этом просто нет никакого смысла. По-моему, наоборот, рационально мыслящий политик, тем более стоящий во главе международного парламента, должен все-таки оставлять открытыми, пусть не ворота, но хотя бы калитку. Я обращался к господину Шульцу по этому вопросу в письменной форме. Но прошло уже два месяца, а ответа я до сих пор не получил, что говорит о многом.

А если взять Еврокомиссию как исполнительный орган Европейского союза, то, насколько мне известно, ее представители в Москву выезжают, ведут переговоры с партнерами на уровне исполнительной власти. Санкции санкциями, списки списками, а диалог идет. И мне непонятно поведение Европарламента: парламенты всегда соревнуются с исполнительной властью, кто из них результативнее. Избранные депутаты не пользуются парламентскими инструментами, с помощью которых они могут – возможно, это не очень красиво прозвучит – набрать очки, укрепить свой авторитет в сравнении с Еврокомиссией.

Санкции, конечно, ни к чему не привели. Собираются их снова продлевать, кажется, на 6 месяцев, все связывают с минскими соглашениями.

Мы - свидетели того, что даже в западных СМИ Украина ушла на второй план. Но вот опять подходит дата снятия или продления санкций, и фокус снова смещается на Украину, потому что и в Киеве, наверное, начали понимать, что они уже стоят на третьих-четвертых путях, а на первый план выдвинулись мигранты и война на Ближнем Востоке. Перераспределяются денежные потоки, и если они пойдут на Ближний Восток, то для Украины тогда останутся только лозунги и синий флаг с двенадцатью звездами (флаг Европы – ИФ) .

Для меня снятие препятствий на пути нормального общения депутатов обеих сторон – это первый шаг. А второй, более эффективный, – это взаимное снятие экономических санкций. Прагматичные политики в Евросоюзе должны об этом подумать, в том числе, исходя из экономических соображений.

Пока есть время. Потому что всем, кто хоть немного знаком с объективными данными, понятно, что Россия 2015 года – это уже не Россия при господине, при всем к нему уважении, Борисе Ельцине. И если кто-то застрял в политическом возрасте 90-х годов, то он не имеет права руководить европейскими делами в 2015-2016 годах.

- Когда Европейский парламент принимает очередную резолюцию, критикующую Россию, это действительно является общей твердой точкой зрения всех политических групп? Иногда эти резолюции выглядят как ультиматум.

- Надеюсь, что это все-таки исправится, хотя и не в кратчайшие сроки. Европейский парламент и вообще многие государства Западной Европы относятся к третьим странам, в том числе к России, как учитель к ученику. Почему все должны безоговорочно подстраиваться под их ценности? Почему они не признают, что у разных народов есть своя история, своя специфика, свои ценности. Не упускают ни одного случая, чтобы подготовить резолюцию, которая не улучшает отношения, а обижает Россию.

Возьмем такой пример. Конечно, убийство Бориса Немцова – это трагедия, как и вообще любое жестокое убийство человека. В 90-е годы у меня была возможность встречаться с ним, когда он был заместителем премьер-министра. Как бы ни относиться к Немцову, он – неотъемлемая часть определенного периода судьбы России. Но надо было не клеймящие резолюции писать, а просто выразить соболезнования. А так, даже такой печальный случай использовался для того, чтобы найти палку и ударить ею по России.

Большинство резолюций Европарламента, касающихся России, идут в том же русле. Будто вы сами не знаете, где у вас что болит. Но тот, кто объективно наблюдает развитие за определенный период – за пять, за десять лет – видит, что шаг за шагом проблемы решаются. И хотя порой не получается, не везет, идет поиск решения.

И, конечно, меня больше всего обидело то, что Европарламент, несмотря на наше предложение, не почтил минутой молчания жертв катастрофы российского самолета А321 над Синаем.

Европарламент провел траурное заседание после серии терактов в Париже. Депутаты объявили минуту молчания и сказали, что это минута молчания по всем жертвам терроризма. Но все-таки надо было сказать, что это церемония в память тех, кто погиб в Париже, на Синае и в других местах – пройти по списку. И то, что более 220 российских граждан не попали в это упоминание, не были выделены, меня, конечно, задело. Очень некорректно получилось.

- Как, по Вашей оценке, будет развиваться ситуация дальше? Как долго могут продлиться "замораживание" отношений и "холодный мир" между ЕС и РФ ? От чего зависят сроки?

- А что практически дает это "замораживание"? От него становится меньше террористов? Мое впечатление, что давление на Евросоюз на этот счет из-за океана возрастает, а тем временем возрастают миграционная волна и террористическая угроза. Если Европа сама себе закроет "замораживанием" возможности диалога на востоке, то тогда фактически откроет для себя еще один чувствительный фронт.

Я напомню пример с Республикой Беларусь года два или три назад. Они же там настоящий фильтр создали на границе с Евросоюзом. Тем нежелательным лицам, которым удастся пройти через Россию, едва ли преодолеть Республику Беларусь. Белорусы вкладывали огромные деньги в безопасную границу, что касается, например, наркотиков или другого незаконного трафика. И никто в ЕС им за это не сказал спасибо. Но за то же время на них наложили еще какие-то дополнительные санкции. И ни гроша на то, чтобы поддержать эту республику, несмотря на то, что поддержкой Беларуси и ее пограничных мер мы защищаем себя – Евросоюз. "Замораживание" может вводить только неразумный.

Как будет развиваться ситуация дальше? Эх, был бы у меня стеклянный шар предсказателя…

А если серьезно, я все-таки думаю, что в том, что касается Евросоюза, многое будет зависеть от результатов будущих выборов в таких государствах, как Франция, Германия. От того, как там будет развиваться обстановка, потому что, конечно, в ЕС мы все равны, но мы понимаем, что Чешская Республика и Словакия – это в общем счете около 15 млн европейцев. И наши амбиции должны соответствовать этому масштабу. Но амбиции Франции и Германии должны быть больше.

Несмотря на то, что я левый политик, у меня все-таки есть историческая память, и, если вспомнить события в Грузии в 2008 году, то кто был первым активным посредником в разрешении этого конфликта? Бывший президент Франции господин Николя Саркози, совсем не левый политик. Но тогда Франция сыграла очень важную роль. И, по-моему, это хороший пример для тех, кого будут избирать на такие посты: посмотри на такой пример и подумай! Считаю, и от этого будет зависеть, сколько продлится "замораживание". Предполагаю, что сроки будут определяться, кроме всего прочего, конечно, и сроками выборов в крупных державах.

Многое также будет зависеть и от объективности информации. Наш мир сумасшедший. Здесь перенасыщение информацией. Но все-таки у людей есть возможность пользоваться разными источниками, и я не сомневаюсь, что народы способны понимать ситуацию и делать свои выводы, если их не ограничивать в общении, если им давать возможность обмена. Тогда все-таки дела пойдут не к "холодному миру", не к "замораживанию" а, хотя я и не люблю этого слова, по меньшей мере, к нормализации.

- Как Вы оцениваете действия турецких ВВС, сбивших российский военный самолет? Вообще, что об этом думают в Европейском парламенте?

- Данные об этом трагическом полете предоставили обе стороны. Я смотрел и ту, и другую карту. Если я не ошибаюсь, у Турции нет своих спутников. Значит, информацию они получали от союзников по НАТО, то есть от американцев. Когда я узнал об этой провокации, то это выглядело действительно, как удар ножа в спину.

Мы знаем, как сложно складывались отношения между Россией и Турцией. Одним таким инцидентом, такой провокацией со стороны Анкары взять и развалить то, над чем работали поколения, - это просто авантюра. Никак по-другому не назовешь.

Но меня, кроме того, очень волнует то, что происходит сейчас вокруг Турции в ЕС. Страна-кандидат на вступление, она находится за дверью Евросоюза свыше тридцати лет, и никакого продвижения не было. А уж какая критика звучала в ее адрес! А тут вдруг поток мигрантов, и Евросоюз выделяет дополнительные деньги, и уже критика куда-то пропала. И никто не критикует, в том числе, нападение на российский самолет. То есть, мы имеем дело с проявлением двойных стандартов.

Все прекрасно знают, что основной поток беженцев идет через Турцию. Там всех свободно пропускают. Этот вал движется на Грецию, которая оказалась в долгах, кроме всего прочего и потому, что из бюджета выделила огромнейшие деньги для армии. Но, опять-таки, этот член НАТО пропускает весь огромный поток, будто ничего ненормального не происходит. Подход, конечно, неправильный, который нам, я имею в виду Евросоюзу, очень дорого обойдется. Очень дорого.

- Чего Вы ожидаете от 2016 года в плане отношений между Европейским союзом и Россией? Все останется, как есть? Может стать еще хуже?

- Я всегда настаиваю: чем меньше возможностей разговаривать имеют центры, тем больше должны разговаривать города, регионы и обычные люди. Должны, конечно, подключиться и работники культуры, искусства, чтобы музы заставили замолчать пушки.

Моя основная задача в следующем году - развивать сотрудничество именно по этим направлениям, чтобы добиться развития по лучшему сценарию, а не по тому, который вы допускаете в своем вопросе. Я заместителем председателя делегации по сотрудничеству с Россией останусь еще год, и мне бы хотелось уходить с этой должности с таким результатом, при котором все-таки наладятся нормальные связи между депутатами, когда будут не единичные инициативные контакты, а делегации начнут приезжать друг к другу, как это и должно быть.

Ищем площадки, на которых можно развивать эти контакты. Например, на прошлой неделе к нам приезжал депутат Госдумы, неоднократный чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов, до этого приезжали представители из "Справедливой России". Так что по всем каналам стараемся поддерживать и удерживать этот обмен мнениями, и я надеюсь все-таки на лучшие времена. Надеюсь, что те, кто здесь уж очень старается сохранять русофобскую обстановку, окажутся в меньшинстве.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений