Максим Решетников: технопарки станут агентствами по привлечению инвестиций в Москву

Глава департамента экономической политики и развития Москвы рассказал о мерах по созданию благоприятного инвестиционного климата в городе

Максим Решетников: технопарки станут агентствами по привлечению инвестиций в Москву
Руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников
Фото предоставлено пресс-службой

Москва. 30 октября. INTERFAX.RU - О мерах по созданию благоприятного инвестиционного климата в Москве и о том, почему правительство российской столицы уделяет большое внимание развитию сети технопарков, в интервью "Интерфаксу" рассказал руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Максим Решетников.

- Во время миланской выставки ЭКСПО-2015 вы встречались с представителями итальянского бизнеса. Насколько они заинтересованы инвестировать в Москву?

- Это был уже второй наш визит в Италию в этом году. Еще в июне мы общались с итальянскими инвесторами и предпринимателями, которые хотят работать в России, проговаривали с ними тему защиты от некоммерческих рисков, уточняли их отношение к инвестициям. Уже тогда был отмечен их интерес к продолжению бизнеса в России, хотя девальвация, конечно, снизила экспорт итальянских товаров и услуг в нашу страну.

Фокус наших переговоров в ходе Миланской выставки Северная Италия – регионы Венето и Ломбардия: это машиностроительные регионы, подобно Земле Баварии в Германии. Основа экономики в Венето и Ломбардии – средние компании, занятые в производстве автокомпонентов, сельхозтехники, оборудования.

Один из основных вопросов к нашей делегации со стороны итальянских инвесторов касался возможности локализации производства в Москве, поскольку чистый экспорт в нынешних условиях стал неэффективным. И, хотя российский рынок уже не готов потреблять продукцию итальянских компаний в прежних объемах, но мы для них традиционно представляем крайне существенный рыночный сегмент. Поэтому мы призываем фирмы, которые традиционно экспортируют в Россию, – начинайте, открывайте здесь производство.

Еще момент: итальянские инвесторы заявили в ходе июньских переговоров о готовности работать в Москве, но их интересовал вопрос – а с кем работать? С учетом ответа на этот вопрос мы совместно с департаментом науки и промышленной политики подготовили программу второго визита в рамках выставки ЭКСПО. Во время второго визита в составе московской делегации для встречи с инвесторами приехали 11 директоров государственных и негосударственных технопарков – по приглашению департамента науки и промышленной политики. Таким образом, на вопрос "с кем работать?" мы ответили итальянскому бизнесу – вот технопарки, работайте с ними. И уже тогда, во время работы выставки было подписано несколько конкретных соглашений компаний, готовых работать в Москве, с технопарками.

Осмотр технопарков в Италии еще раз подтвердил – мы делаем одно и то же. Разница только в том, что они занимаются этим 20 лет и уже набили шишки, а мы работаем меньше – соответственно, и опыта, и шишек меньше.

Мы представили итальянским предпринимателям принятое недавно законодательство Москвы о государственной поддержке в сфере инвестиций, в частности налоговых льготах для промышленных и инновационных проектов. В наибольшей степени их заинтересовал раздел закона, касающийся защиты инвесторов от некоммерческих рисков. Для итальянцев это стало сигналом о том, что рисков нет, и в этом снимается определенный барьер для принятия решений.

- Не пугают ли итальянцев административные процедуры, необходимые для работы бизнеса в Москве?

- В Венето на встрече с нами были представители порядка 50 предприятий, был и региональный министр экономики. Он сказал в напутствие предпринимателям: друзья, если вы справились с итальянской бюрократией, со всей остальной вы точно справитесь. У тех итальянских бизнесменов, кто давно работает с Россией, сложилось устойчивое впечатление, что ничего здесь особенного нет в плане бюрократии и административных процедур, что бы отличало ее в невыгодную сторону от других стран. То есть с точки зрения административных процедур мы – средняя западная страна. Вместе с защитой от некоммерческих рисков, которую предлагает Москва, сложившаяся в городе практика государственного управления формирует нормальный инвестиционный, деловой климат.

- Как воспринимает итальянский бизнес санкционную политику в отношении России?

- У нас много было и неформальных встреч, в ходе которых предприниматели демонстрировали крайне негативное восприятие политики со стороны Евросоюза в плане санкций. Очень серьезно итальянский бизнес пострадал от ограничительных мер. И конечно деловое сообщество выступает за нормализацию всяческих связей, за наращивание инвестиций.

О заинтересованности инвестициями в Москву говорит и форум, состоявшийся в Милане. Зал, запланированный для мероприятия, вмещал 250 человек, а записалось 500. На форуме выступал и мэр Милана, с которым мы обсуждали возможности инвестиций, несколько встреч назначили уже здесь в Москве, по возвращении делегации из Италии. Заинтересованность в совместной работе проявляли представители разных сфер бизнеса – и девелоперы, и производители сельхозпродукции, и машиностроители. И рефреном на форуме звучал вопрос о том, когда же снимут санкции?

В целом от итальянцев хорошее ощущение – рабочее, они готовы работать, двигаться, сотрудничать. Они понимают куда идти и как, им нужно помочь, и мы к этому готовы.

- Почему сейчас правительство Москвы уделяет особое внимание развитию сети технопарков?

- Наши московские технопарки по факту больше всего заинтересованы в привлечении инвестиций и во многом теперь меняют систему своей работы. С одной стороны, город дает им преференции, город готов и земельные участки предлагать, и давать гарантии от рисков. Теперь технопарки и технополисы становятся нашим фронт-офисом, который мы будем продвигать и всячески поддерживать. Но в ответ они должны крайне активно работать не только внутри, но и вовне, чтобы привлекать к себе инвесторов.

Более того, мы иностранным инвесторам не навязываем технопарки и не предлагаем один или два технопарка. Нет – мы предлагаем 20 и надеемся, что их будет 30, 40, 50 и 60. Но они должны активно привлекать инвестиции, чтобы стать основными точками входа инвестиций, точками привлечения. И в этом плане многие подразделения правительства Москвы становятся сервисными по отношению к технопаркам.

Сегодня мы видим уже и интересы девелоперов в развитии земли под индустриальные парки, технопарки. А дальше будем развивать профессиональное управление этими территориями, чтобы они стали агентствами по привлечению инвестиций. В этой экономике, я думаю, у нас может все получиться.

- Инвесторы каких еще стран проявляют заинтересованность в работе в Москве?

- Есть интерес и со стороны Китая. Китайцы традиционно интересуются инфраструктурой, где-то девелопментом. Есть немецкий бизнес. Там есть и крупные концерны, но они находятся в сфере влияния политических решений. Чем хороши средние компании – им не позвонят из приемной канцлера и не скажут "не торопись". Более того, в Италии, самостоятельно проводится региональная политика. Если они видят, что инвестируя здесь, они поддерживают занятость у себя, их никто не остановит. Такой здоровый экономический прагматизм, и в этом плане нам с итальянцами работать проще.

Еще пример – мэр недавно открывал в Москве крупный объект с привлечением турецкого капитала – компании "Энка". Сейчас трудно сказать, сколько там турецкого капитала и сколько российского. Они здесь заработали, могли вывести капитал, но они снова инвестируют. Все обычно начинается с поставок товаров, а наша задача локализовать производство здесь.

Очень важно, что за рубежом готовы принимать наши правила игры и готовы инвестировать. Сейчас много будет разговоров об инвестиционном кризисе, и мы считаем, что сегодня действительно сложные условия для инвестиций. Но мы также убеждены, что нынешние трудности не означают, что ничего нельзя сделать.

- Принят закон о льготных налоговых ставках субъектов инвестиционной деятельности. Не приведет ли это к заметному снижению доходов городского бюджета?

- Выпадающие доходы для нас некритичны, так как остаются работающие места и НДФЛ. А по новым проектам, которые еще даже не реализованы, вообще нет потерь. По новым предприятиям выпадающих доходов также не будет. Инвесторы придут, будут платить заработную плату. Говоря об иностранном бизнесе, стоит отметить, что эти компании всегда щепетильно относятся к соблюдению национального законодательства, особенно, налогового.

- Сколько предприятий по новому закону могут претендовать на получение статуса приоритетного инвестпроекта?

- Если говорить о действующих проектах, то ожидаем, что порядка 600 предприятий могли бы претендовать на получение статуса приоритетного проекта. Рассчитываем, что в следующем году значительная их часть получит эти статусы.

После принятия городских законов по поддержке инвесторов и приоритетных проектов нам требуется в кратчайшие сроки доработать соответствующую нормативную базу. Поэтому мы планируем провести дополнительное обсуждение этой темы с бизнесом в ближайшее время.

В целом, инструментарий для привлечения инвесторов готов. И дальше нужно всем профильным ведомствам, службам каждого инвестора обхаживать, смотреть, какие наилучшие условия ему предложить.

Инвестиции не приходят в РФ в целом, они всегда приходят в конкретный регион и в конкретный муниципалитет. Они приходят на конкретный земельный участок, где есть инфраструктура, и где живут люди, готовые работать.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок