Сопредседатели группы по гуманитарному финансированию ООН: Российское правительство - очень важный гуманитарный донор
Зампредседателя Еврокомиссии Кристалина Георгиева и султан малайзийского султаната Перак Назрин Шах рассказали "Интерфаксу" о работе и целях группы и роли России в гуманитарных вопросах
Москва. 4 сентября. INTERFAX.RU - В преддверие своего визита в Москву заместитель председателя Европейской комиссии Кристалина Георгиева и султан малазийского султаната Перак Назрин Шах как сопредседатели группы высокого уровня по гуманитарному финансированию ООН рассказали "Интерфаксу" о причинах создания группы, ее работе и основных задачах, а также роли России в решении гуманитарных вопросов и ее деятельности как одного из важных гуманитарных доноров.
- Господа сопредседатели, почему была создана группа высокого уровня по гуманитарному финансированию?
- В мире сейчас происходят конфликты и природные катастрофы огромного масштаба. Прямое следствие этому – существенное увеличение числа тех, кому нужна помощь. На мировом уровне более 100 миллионов мужчин, женщин, детей и подростков сейчас просят жизненно необходимую гуманитарную помощь.
Kаждый год мы видим, что в мировом масштабе примерно 80% гуманитарных нужд вызваны конфликтами, многие из которых затягиваются на годы. Люди вынуждены перемещаться в течение все более длительного периода времени: сейчас средняя продолжительность перемещений составляет 17 лет. Во многих частях света, а особенно в "кризисном поясе" Африки от Мали на западе до Сомали на востоке, а также на больших территориях Среднего Востока продолжительные кризисы стали "новой нормой". Сейчас более 60 миллионов человек во всём мире покинули свои домa из-за конфликта; это самая большая до сих пор зарегистрированная цифра, которая является рекордной уже третий год подряд. В среднем 43 900 человек во всём мире каждый день ищут убежище от насилия. Этот важный фактор является причиной нарастающего зова о помощи.
Число природных катастроф также возрастает по своей регулярности и степени серьезности – например, в 2013 году было 880 больших природных катастроф, а в последнее десятилетие каждый год в среднем 106 000 человек теряли свои жизни во время природных катаклизмов. Всеобщая тенденция, руководимая изменениями климата, ясна: больше эсктремальных погодных явлений, больше засух, наводнений и тайфунов. Наиболее тревожным фактом, наверное, является то, что появляются регионы, например, Сахель, в которых воздействие природных катастроф и конфликтов происходит одновременно и усиливает друг друга.
Как следствие, одной из наиболее важных проблем, касающихся сегодняшней системы гуманитарной помощи, является растущее несоответствие между увеличением числа людей, которые нуждаются в помощи, и объёмом средств, которые нужны для оказания помощи. Это несоответствие и былo первостепенным мотивом, который побудил генерального секретаря ООН Пан Ги Муна принять решение о создании группы высокого уровня по гуманитарному финансированию.
- Кто является членами группы?
- В состав группы входят девять видных деятелей со всего мира, имеющих разный профессиональный опыт. Мы же в свою очередь – два сопредседателя.
Группа будет предлагать генеральному секретарю смелые и в то же время осуществимые идеи по трем важным вопросам: как глобально привлечь больше финансовых средств для гуманитарных начинаний? как сделать это финансирование более прогнозируемым? какие меры надо принять, чтобы агентства по оказанию помощи как можно лучше использовали существующие средства?
- Господа сопредседатели, какова цель вашего визита в Россию?
- Генеральный секретарь ООН ждет рекомендации от своей группы, которая будет обеспечивать возможность решения срочных вопросов, связанных с гуманитарным финансированием. Прежде чем дать свои рекомендации мы должны установить контакты с разными партнерами. Россия играет очень большую роль на мировой сцене. Мы хотим обсудить глобальную ситуацию гуманитарных вопросов и гуманитарного финансирования, в частности с соответствующими должностными лицами высокого уровня из правительства России. Также мы хотим установить контакты с религиозными лидерами и узнать их точку зрения. Иными словами, мы находимся здесь для открытого диалога по вопросу, который касается нас всех: как эффективнее помочь людям, которые остро нуждаются в помощи, независимо от места их проживания?
- Каковы же идеи группы о решении данной ситуации?
- Давайте остановимся на трех конкретных идеях, которые сейчас рассматривает наша группа. Первое – если донор оказывает гуманитарную помощь, он захочет знать, как конкретно используются деньги, и возможно ещё важнее, какой положительный эффект имеет его помощь. Многие гуманитарные организации – будь то ООН или неправительственные агентства – могли бы лучше, то есть более прозрачно и своевременно информировать своих доноров о соответствующих результатах и последствиях. Группа предложит создать "прозрачную платформу", с помощью которой можно будет легче понимать и прослеживать потоки гуманитарного финансирования и его эффект.
Второе – когда доноры выделяют гуманитарное финансирование, чаще всего они настаивают на том, чтобы деньги были направлены на очень конкретные цели. Это может осложнить работу гумaнитарного персонала в планировании оказания помощи, особенно, когда ситуация на местах быстро меняется, как это часто бывает в условиях оказания гуманитарной помощи. Таким образом, группа обратится к донорам с просьбой увеличить финансовую гибкость, когда это возможно.
Третье – перевод денег является очень важным фактором в гуманитарном контексте. Однако, часто это очень дорогостоящая услуга для человека, который посылает деньги родственнику, находящемуся в зоне гуманитарного кризиса, так как финансовые учреждения, которые переводят деньги, могут взять большие комиссионные сборы. Наша группа сейчас обсуждает вопрос, могут ли финансовые учреждения снизить эти сборы в конкретном гуманитарном контексте и таким образом обеспечить быстрый перевод большего количества денег в ситуациях, когда люди нуждаются в них немедленно.
Наши идеи будут представлены на первом Всемирном гуманитарном саммите в Стамбуле в мае 2016 года. На саммите соберутся правительства, гуманитарные организации, люди, которых коснулись гуманитарные кризисы, а также новые партнёры, включая частный сектор, для того, чтобы внести предложения по решению самых актуальных проблем и наметить план работы, цель которого адаптировать гуманитарные акции к будущим потребностям. Такая возможность появляется один раз в поколение. Мир нуждается в более эффективной системе, и мы здесь для того, чтобы помочь подготовить ее.
- Различаете ли вы в своей работе природные катастрофы и катаклизмы, которые спровоцированы людьми?
- Да. Очень большое количество нуждающихся в помощи является результатом постепенно возрастающего количества конфликтов. По состоянию на июнь 60 миллионов людей во всем мире стали вынужденными мигрантами – это наивысшее число, которое когда-либо наблюдалось. За три последних года перемещенными лицами стало рекордно высокое число людей. Только в 2014 году 13,9 миллионов людей были вынуждены покинуть свой дом – каждый день в среднем по 42 500 человек.
В то же время число природных катастроф также возрастает по своей регулярности и степени серьезности, вспомним ужасное землетрясение, которое недавно нанесло ущерб в нескольких частях Непала. Как следствие влияния изменения климата мы наблюдаем всеобщую тревожную тенденцию: больше эсктремальных погодных явлений, больше засух, наводнений и тайфунов.
Независимо от того, являются ли люди жертвами войны или природных бедствий, главная задача состоит в том, чтобы процесс оказания гуманитарной помощи был хорошо координирован между всеми участниками, которые задействованы в спасательных операциях.
- ООН и гуманитарные организации часто критикуются за свой бюрократизм и неэффективность. Будет ли группа заниматься этим вопросом?
- Мы не совсем согласны с этой критикой. Такие агентства ООН, как Верховный комиссар ООН по делам беженцев, ЮНИСЕФ или Всемирная продовольственная программа работают эффективно во многих гуманитарных контекстах. Часто они делают потрясающую работу – давайте вспомним помощь, которую они оказали миллионам сирийских беженцев, людям, которые нуждались в помощи в Афганистане, или же их локальную помощь в связи с Эболой в Либерии или Сьерра-Леоне. Конечно, любая работа всегда может быть сделана лучше.
Один способ улучшения оказания помощи – это, например, концентрироваться больше на денежной помощи, нежели на помощи в натуральной форме. Если рынки функционируют, то наличные деньги придают жертвам гуманитарной катастрофы больше достоинства: люди, особенно женщины могут сами выбрать, как им использовать средства, а не просто получать то, что другие посчитали необходимым для них. Также деньги вливаются в местную экономику, что создает дополнительные преимущества для местных жителей.
- Правительственная поддержка ООН – это одно дело, а вот как граждане или компании могут поддержать гуманитарную акцию? Как это будет работать в России?
- Российское правительство является очень важным гуманитарным донором. Например, в прошлом году только сама Российская Федерация поддержала Всемирную продовольственную программу в размере более чем 66 миллионов долларов США и с этими средствами была оказана помощь от Афганистана до Армении.
Но мы надеемся, что частные пожертвования на гуманитарные нужды будут увеличиваться повсюду, так как по всему миру гуманитарные средства всё ещё преимущественно поступают от правительств.
В России граждане могут оказывать поддержку надежным организациям. Гуманитарная помощь – это благое дело, которое должно получить максимально широкую поддержку как в России, так и в любом другом месте на этой планете.