Генсек ООН: вклад СССР в победу над нацизмом не должен быть забыт
Пан Ги Мун, который примет участие 9 мая в торжествах по случаю 70-летия победы во Второй мировой войне, дал интервью агентству "Интерфакс"
Москва. 6 мая. INTERFAX.RU - Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун примет участие 9 мая в Москве в торжествах по случаю 70-летия победы во Второй мировой войне. В преддверии этой знаменательной даты глава Всемирной организации дал интервью корреспондентам агентства "Интерфакс" Александру Корзуну и Андрею Барановскому.
- Господин Пан Ги Мун, в этом году отмечается 70-летняя годовщина победы над германским нацизмом и окончания Второй мировой войны. Как Вы оцениваете вклад Советского Союза в победу над гитлеровскими войсками и японским милитаризмом?
- Цена победы во Второй мировой войне с ее 40 млн жертв среди гражданского населения и 20 млн – среди солдат, не поддается подсчету и находится за гранью понимания. Примерно половина этих жертв пришлась на Советский Союз, что напоминает нам о невероятной цене, которую он заплатил, чтобы победить нацистов и их союзников. Этот вклад и эта жертва не должны и не будут забыты.
Это были годы неописуемых зверств, годы, когда люди теряли веру и человеческий облик, но это также были годы необычайной храбрости.
Результатом этой трагедии стала общая решимость международного сообщества собраться вместе и создать ООН для того, чтобы поддерживать спокойствие и безопасность в мире.
- Где Вы лично будете отмечать 70-летие Дня Победы?
- Я рад быть приглашенным правительством Российской Федерации на памятные мероприятия по случаю Дня Победы в Москве. А перед этим я также посещу мероприятия, посвященные окончанию второй мировой войны в Польше и на Украине.
- Что международное сообщество и ООН должны сделать для того, чтобы предотвратить возрождение неонацизма в нынешнем мире, а также попытки переписать историю второй мировой войны? Обеспокоены ли вы тем фактом, что 70 лет спустя после окончания Второй мировой войны нацистская идеология по-прежнему находит своих сторонников, что выражается в виде возрождения нацистских организаций и прославления пособников нацистов?
- За годы, прошедшие после завершения Второй мировой войны, очаги ненависти и гонений вновь возникали в других обществах: в Камбодже, в бывшей Югославии, Руанде.
Даже сегодня этот очаг продолжает тлеть. В слишком многих местах сохраняется антисемитизм, на Ближнем Востоке преследуют христиан. В Европе и других местах мигранты, мусульмане, цыгане и другие меньшинства сталкиваются с растущей дискриминацией и имеют так мало защитников. Мы должны оставаться на страже. И мы должны делать больше и больше для того, чтобы продвигать равенство и фундаментальные свободы.
Мы также не должны забывать, что одним из сообществ, с членами которого систематически расправлялись гитлеровцы, были гомосексуалисты. Гомофобия является еще одной гранью нацизма, и мы также должны бороться с этим всеми возможными средствами.
Опасность воинствующего экстремизма и нетерпимости сохраняются в мире в различных формах. Борьба с воинствующим экстремизмом и терроризмом может быть величайшим испытанием, с которым человечество сталкивается в 21 веке. Наше наиболее мощное оружие против экстремизма – это права человека, образование, ответственные органы государственной власти, справедливое предоставление услуг и участие в политической жизни.
ООН работает над наращиванием потенциала правительств и налаживанием мостов между людьми.
- В текущем году также отмечается 70-летие создания ООН. Как Вы считаете, удалось ли возглавляемой Вами Всемирной организации справляться с задачей поддержания международного мира и безопасности за эти годы, и как Вам видится роль ООН в решении мировых проблем в будущем? Какие основные вызовы стоят перед ООН в настоящее время?
- Семидесятая годовщина создания ООН – это своевременная возможность привлечь внимание к ее многочисленным и прошедшим испытание временем достижениям, а также укрепить нашу коллективную решимость прилагать дополнительные усилия для продвижения мира и безопасности, стабильного развития и прав человека.
В этом году мы не будем оглядываться назад, это будет год действий. В 2015 году у мира есть историческая возможность принять новую повестку стабильного развития, а также прийти к глобальному соглашению по изменению климата.
Каждый день ООН приносит положительные перемены для миллионов людей: проводит вакцинацию детей, доставляет продовольственную помощь, дает приют беженцам, размещает миротворцев, защищает окружающую среду, ищет мирные решения споров и поддерживает демократические выборы, гендерное равенство, права человека и верховенство права.
Вызовы нашего времени выходят за рамки границ государств и требуют комплексного решения путем переговоров и компромиссов. Только когда мы работаем вместе, мы можем победить общие угрозы и воспользоваться общими возможностями. Только в ООН все страны – большие и маленькие, богатые и бедные - и все люди могут быть услышаны.
- Как Вы видите роль ООН в урегулировании наиболее острых современных проблем: кризиса на Украине, борьбы с террористами из "Исламского государства", а также нынешнюю ситуацию в Ливии и Йемене?
- Я как генеральный секретарь, а также ООН по-прежнему намерены делать все возможное для того, чтобы восстановить диалог и найти политическое решение всех конфликтов в мире. Мы также не будем щадить сил для наведения мостов между людьми, государствами и религиями, чтобы посеять семена устойчивого мира и гармонии.
Тем не менее, предотвращение конфликтов и насилия – это глобальный вызов, который не ограничивается каким-то отдельным регионом или религией, а является трансграничным. Мы не можем делать это в одиночку: ни одна страна или организация не может самостоятельно справиться с бедами, вызванными терроризмом, или урегулировать многолетние конфликты, порожденные годами разочарований и обид.
Что касается Украины, то я глубоко обеспокоен тем, что мы движемся в сторону сложного затяжного конфликта, который угрожает прогрессу и долгосрочной стабильности страны и ее соседей. Это иллюзия, считать, что этот кризис можно решить военным путем или что в интересах людей сохранять его в виде некоего замороженного конфликта, в неопределенности, без каких-либо перспектив реальной стабильности.
Этот кризис может быть решен путем подлинного диалога и компромиссов и при уважении всеми сторонами взятых ими на себя обязательств по его мирному урегулированию. ООН продолжит поддерживать все усилия в этом направлении, в том числе по линии мониторинговой миссии ООН по правам человека на Украине, а также будет реагировать на постоянно возрастающие гуманитарные потребности населения востока Украины в результате продолжающегося насилия.
В Ливии процесс является сложным и сопряжен с трудностями, вызванными политическими проблемами и вызовами в сфере безопасности. Вместе с тем, я уверен, что стороны признают, что альтернативы диалогу не существует. Сейчас мы достигли важной точки, когда они начали переговоры о проекте соглашения по политическому решению кризиса. Мой спецпредставитель Бернардино Леон и его команда продолжают, не покладая рук, работать с ливийскими сторонами для того, чтобы помочь достичь политическое соглашение, которое будет принято всеми ливийцами.
Непередаваемая словами ситуация в Сирии, где пошел уже пятый год конфликта, является примером разрушительных последствий разобщенности международного сообщества. Только когда страны-члены ООН, особенно члены Совета Безопасности, будут действовать согласно возложенной на них ответственности и в соответствии с общим замыслом, мы сможем справиться с вызовами нашего времени. Я шокирован жестокостью этого конфликта и страданиями, которые делают его худшим кризисом нашего поколения, а также неспособностью или неготовностью членов международного сообщества собраться вместе и попытаться остановить его, а не разжигать, как делают некоторые.
Я убежден, что мы должны удвоить наши усилия по поиску политического процесса. Эта точка зрения разделяется широкими слоями международного сообщества. Россия ранее в этом году успешно переключила внимание на политический трек путем проведения московских консультаций, и на минувшей неделе Совет Безопасности единогласно высказался за еще одну попытку политического урегулирования конфликта.
Поэтому мой спецпосланник по Сирии Стефан де Мистура начал во вторник новый раунд консультаций с широким спектром представителей Сирии, региональных и международных сторон с целью "задействования" Женевского коммюнике.
Мы знаем, что может произойти, когда Совет Безопасности и международное сообщество едины. Уничтожение сирийского химоружия – колоссальный пример положительного влияния единого фронта. И наоборот, если среди наций нет единства, народы всего мира платят цену за это.
В ситуации в Йемене я призвал стороны объявить о немедленном прекращении огня, так как я глубоко обеспокоен тем, что чем дольше это продолжается, тем больше гражданских лиц будут убиты в результате бомбардировок.
- Что Вы думаете о критике в адрес ООН о том, что она не может оперативно реагировать на кризисы, возникающие в мире, и о попытках решать эти кризисы в нарушение резолюций ООН или вообще в обход этой Организации?
- В год 70-летия создания ООН страны-члены могут гордиться многочисленными успехами в областях развития, деколонизации, прав человека, международного права, миротворчества и многих других.
ООН развивается для того, чтобы бороться с возникающими угрозами. Только в прошлом году я учредил первую миссию ООН по экстренному реагированию в сфере здравоохранения для борьбы со вспышкой Эболы в Западной Африке. Даже если борьба с Эболой не завершится полным искоренением случаев заболевания ею, эффект от наших совместных усилий невозможно отрицать.
Хотя я очень серьезно отношусь к критике эффективности или даже дееспособности ООН за последние семь десятилетий, я знаю, что без ООН мир был бы и мог бы быть намного сложнее и ужаснее.
Представьте себе мир без площадки для общих встреч всех стран: не было бы "голубых касок", разделяющих войска и разоружающих бойцов, не было бы заслуживающих доверия посредников, помогающих сторонам добиться мира, было бы больше устоявшихся конфликтов и ненужных смертей.
- Сейчас все больше голосов раздается в пользу реформирования ООН, в частности, ее основного органа – Совета безопасности. Предлагается расширить состав его постоянных членов, лишить их права вето, или запретить им использовать это право при рассмотрении вопросов, связанных со случаями грубых массовых нарушений прав человека и геноцида. Как Вы относитесь к подобного рода предложениям и, в целом, считаете ли Вы необходимым реформировать ООН и в чем, на Ваш взгляд, должны заключаться эти перемены?
- ООН создавалась после Второй мировой войны для того, чтобы спасти последующие поколения от бедствий войны. Мы должны признать, что этот замысел наших отцов-основателей не был реализован в полной мере.
По сравнению с периодом создания ООН 70 лет назад, сейчас мы живем совершенно в ином мире. Сегодня мы сталкиваемся с массой вызовов от киберпреступности и воинствующего экстремизма до изменений климата.
Правда, что все больше и больше людей призывают к реформированию Совета Безопасности, появляются интересные предложения. Тем не менее, вести дебаты и принимать решение должен Совет Безопасности, а не Секретариат, который я возглавляю.
ООН меняется вместе с остальным миром, и это непрерывный процесс. Я тесно работаю с государствами-членами по вопросам институциональной реорганизации, улучшения координации внутри систем ООН и по стратегическим приоритетам Организации.