Рауль Хаджимба: появление инфраструктуры НАТО в Грузии - угроза безопасности Абхазии и России
Президент Абхазии рассказал о стоящих перед страной задачах, сотрудничестве с РФ, угрозах региону и перспективах отношений с Грузией
Москва. 6 апреля. INTERFAX.RU - Президент Абхазии Рауль Хаджимба в интервью агентству "Интерфакс" рассказал о стоящих перед страной задачах, сотрудничестве с Россией, угрозах региону и перспективах отношений с Грузией.
- Рауль Джумкович, прошло более полугода после событий, которые привели к досрочным президентским выборам. Удалось ли за это стабилизировать ситуацию и провести реформы, которые вы объявили став главой государства?
- Абхазия все еще страдает от системного кризиса, который длится уже несколько лет и в своей высшей точке выплеснулся в народный вотум недоверия предыдущему руководству страны.
Нынешний этап нашей работы можно охарактеризовать как антикризисное управление. В первую очередь упор делается на оптимизацию работы органов государственного управления, обеспечение правопорядка, улучшение налогового администрирования, укрепление финансовых институтов, общее оздоровление ситуации в экономике.
Лишь создав необходимые условия, стабилизировав обстановку, можно переходить непосредственно к процессу реформирования. Разработка и реализация реформ - сложный, небыстрый и зачастую болезненный процесс. Нужно быть решительными, но при этом в известной степени осторожными.
Мы не отказываемся от взятых на себя обязательств. Реформы будут, частично они начинаются уже сегодня. Мы не обещали чудес, но говорили о том, что у нас есть все возможности изменить ситуацию к лучшему.
- Недавно Вы назначили Артура Миквабия новым премьер-министром Абхазии и заявили, что будете предъявлять к членам правительства серьезные требования. Какие неотложные задачи стоят перед новым премьер-министром и членами правительства? Возможны ли перестановки в правительстве?
- При назначении Артура Миквабия на должность премьер-министра учитывался его солидный опыт хозяйственной и управленческой деятельности, а также наличие у него системных представлений о необходимых изменениях.
Следовательно, и задачи перед правительством ставятся серьезные.
Надо начать с оптимизации системы госуправления - организационно-структурной и кадровой. Например, мы пойдем по пути ликвидации тех структурных подразделений аппарата правительства, которые дублируют отдельные структуры в администрации президента. Я предупреждал, что мы будем расставаться с неэффективными чиновниками и министрами. Поэтому перестановки возможны, но это не самоцель.
Мною поставлена задача увеличить в несколько раз собственную доходную часть бюджета Абхазии. Правительство должно будет представить проект главного финансового документа страны на 2016 году уже летом нынешнего года.
Правительство должно добиться значительных изменений в деле формирования реального сектора экономики Абхазии, структурных преобразований в экономике. Это ключевая задача. Должны быть созданы условия повышения уровня внешних инвестиций, предусмотрены прочные меры защиты и поддержки малого и среднего бизнеса, активизированы фискальные резервы и инструменты банковской системы. И эти позитивные изменения должны быть видны нашему обществу в ближайшее время.
- Новый договор между Россией и Абхазией предусматривает увеличение российской финансовой помощи стране. В связи с девальвацией рубля устраивают ли Вас объемы этой помощи. Есть и сообщения, что финансы из Москвы не поступают. Это так?
- Подписанный 24 ноября 2014 года Договор между Абхазией и Россией о союзничестве и стратегическом партнерстве мы рассматриваем в качестве важнейшего документа, призванного поднять абхазо-российское сотрудничество на качественно новый уровень. Он предусматривает усиление нашего взаимодействия в сфере обороны и безопасности, внешней политики, борьбы с преступностью, модернизации абхазского законодательства и, безусловно, в области социальной политики и экономического развития.
Благодаря договору, общий объем финансовой помощи России нашей стране заметно возрастет. Это очень значительные ресурсы, даже несмотря на изменения валютных курсов и принимаемые в России меры по оптимизации расходов.
В настоящее время мы дорабатываем и досогласовываем основные параметры Инвестиционной программы содействия социально-экономическому развитию Абхазии на 2015-2017 гг. На середину апреля запланировано очередное заседание российско-абхазской межправкомиссии, будут подписаны соответствующие документы. Все это позволит нам выйти на более ритмичный характер нашего взаимодействия в финансово-экономической области.
- Руководство Абхазии объявило, что в нынешнем году будут повышены зарплаты работникам бюджетной сферы и пенсии. Это повышение произойдет за счет внутренних резервов или же за счет российской финансовой помощи?
- В ближайшее время должно состояться подписание двух соглашений: "О порядке и условиях софинансирования за счет средств РФ повышения заработной платы основным категориям работников государственных учреждений РА в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта и социального обслуживания граждан" и "О пенсионном обеспечении граждан, постоянно проживающих на территории РА", которые предусматривают повышение уровня зарплат и пенсий.
Подчеркиваю, что повышение зарплат работникам бюджетной сферы и пенсий произойдет на условиях софинансирования.
- В целом, насколько Абхазия сейчас зависит от финансово-экономического содействия России?
- Скажу так: Абхазии было бы крайне сложно без содействия Российской Федерации решать задачи поствоенного восстановления и экономического развития. Мы искренне благодарны России – единственному государству в мире, которое не на словах, а на деле доказывает свое дружественное отношение к Абхазии, к нашему народу.
Несмотря на планируемое увеличение российской финансовой помощи, наша задача – сделать все, чтобы в дальнейшем выйти на приемлемый уровень самофинансирования. Впервые средства российской финансовой помощи пойдут на цели формирования в Абхазии реального сектора экономики. Абхазия зарабатывает сегодня недопустимо мало – чуть более 3 млрд руб. в год. Мы сделаем все, чтобы эта цифра увеличилась в разы.
- В свете объявленной в России программы импортозамещения рассматривает ли Абхазия возможность увеличения экспорта сельхозпродукции в РФ?
- Мы заинтересованы в этом. Подключение к программе импортозамещения рассматриваем в качестве стимулирующей меры по развитию сельского хозяйства в Абхазии.
Аграрная отрасль, наряду с туристической, призваны стать основными опорами экономики Абхазии. Конечно, речь не идет о поставках больших объемов сельхозпродукции – мы не производим столько, да и конкурировать в этом сегменте с другими производителями нам трудно. Акцент должен быть сделан на уникальных характеристиках нашей продукции, связанных с ее натуральностью и высокими экологическими характеристиками. Для таких продуктов есть ниши на российском рынке.
Кроме того, соответствующим российско-абхазским соглашением введен режим беспошлинной торговли между нашими странами. Этим преимуществом необходимо воспользоваться.
- Необходимость упрощения процедуры пересечения российско-абхазской границы существует давно. По известным причинам, в нынешнем году ожидается значительное увеличение туристического потока в Абхазию. Будут ли приняты совместные с российской стороной меры по максимальному упрощению режима пересечения границы? И о каких мерах идет речь?
- Обеспечение свободы пересечения абхазо-российской границы является одной из целей российско-абхазского стратегического партнерства. Речь не идет о ликвидации границы, как это хотят представить некоторые комментаторы. Мы говорим о необходимости создать максимально комфортные условия для ее пересечения, в частности, путем внедрения более технологичных форм контроля. Конкретные меры и механизм их реализации будут предметом обсуждения между соответствующими ведомствами наших стран.
Абхазия – одна из туристических жемчужин региона, и хотелось бы, чтобы не только для наших граждан, но и для миллионов туристов были созданы максимально благоприятные условия уже при въезде в нашу страну. Новый режим и процедура на границе будут способствовать наращиванию экономического взаимодействия между Абхазией и Россией.
Чтобы достичь каких-либо существенных изменений на российском участке нашей границы, необходимо максимально обезопасить абхазо-грузинскую границу по реке Ингур. Этот процесс займет не менее двух лет. Тем не менее, мы обратились к российской стороне, чтобы уже в этом году процедура пересечения границы для российских туристов была максимально облегчена.
- Планируют ли власти решить проблему с утраченной россиянами собственностью в стране?
- Не просто планируют, но активно решают. Этот вопрос мы рассматриваем в качестве одного из приоритетных. Работает Комиссия по защите имущественных прав российских граждан в Абхазии, которую возглавляет вице-президент Виталий Габния. За все время ее работы поступило 230 заявлений от российских граждан, из которых 120 были признаны обоснованными. На данный момент по 22 заявлениям реализованы решения по предоставлению в собственность жилых помещений.
Буквально на днях состоялось очередное заседание комиссии. Хочу заверить, что ни одно заявление не останется без должного реагирования. Мною даны поручения по ускорению процесса конкретных решений.
- Налаживается ли сотрудничество Абхазии с другими странами? Каковы перспективы расширения международного признания страны?
- Эта работа ведется постоянно. Мы устанавливаем контакты с официальными лицами других стран, взаимодействуем и на неформальном уровне. Благодарны России, которая в духе существующих договоренностей о содействии в реализации внешней политики Абхазии способствует укреплению наших международных позиций. Западные страны и Грузия используют значительный финансовый и политический ресурс для противодействия нашим контактам с внешним миром. Но мы всегда должны быть готовы побеждать даже в ассиметричных ситуациях.
Что касается широкого международного признания Абхазии, то это небыстрый процесс, и мы не ждем сиюминутных изменений. Идет постепенная и кропотливая работа. Главное – это кумулятивный эффект. Уверен, что наши действия на внешней арене вкупе с достижениями в деле укрепления абхазской государственности и развития экономики, постепенно приведут к качественному изменению международно-правового статуса Абхазии.
- Как вы относитесь к вопросу восстановления сквозного железнодорожного движения через территорию Абхазии? При каких условиях этот проект может быть перспективным?
- Думаю, это серьезный и перспективный региональный проект. Основной вопрос на сегодня связан с нахождением приемлемой для всех участников политико-правовой формулы, эконометрическими и иными расчетами рентабельности и жизнеспособности проекта. Проблема ведь и в том, что не все потенциальные стороны в данном проекте столь уж заинтересованы в его реализации. Одно для нас очевидно – Абхазия должна выступать равноправным участником в этом процессе.
- Возможен ли и при каких условиях диалог между Сухумом и Тбилиси? Есть ли подвижки в налаживании торгово-экономических связей, людских обменов?
- Такой диалог уже ведется на площадке Женевских дискуссий. Сказать, что он однозначно результативен, нельзя: Грузия вновь и вновь необоснованно отрицает возможность и необходимость подписания с Абхазией юридически обязывающего соглашения о неприменении силы. В этих условиях, говорить о минимальном условии для расширения диалога – о доверии – не приходится. Тем не менее, задача нормализации наших межгосударственных отношений остается. Если у Грузии есть конструктивные и дельные предложения на этот счет, мы готовы их рассмотреть.
- В Грузии планируется создание тренировочного лагеря НАТО. На Ваш взгляд, угрожает ли это безопасности Абхазии, и, если да, то какие ответные шаги планируется предпринять?
- Многие эксперты говорят, что граница между Абхазией и Грузией превратилась в своего рода фронтир геополитического противостояния в регионе. Запад активно продвигает задачу окружения России натовским санитарным кордоном. Россия наш союзник, и мы не можем равнодушно смотреть на эти процессы.
В Грузии впервые создается инфраструктура НАТО в виде тренировочного лагеря, реализуются другие компоненты Пакета основных мер по сближению Грузии с НАТО, принятого на прошлогоднем саммите альянса в Ньюпорте. Все это в условиях сложной геополитической обстановки является угрозой безопасности Абхазии и России, региональной стабильности в целом.
На этом фоне было активизировано абхазо-российское сотрудничество в военной сфере по созданию единого контура обороны и безопасности России и Абхазии.
- По-прежнему ли Вы рассматриваете Грузию как угрозу безопасности Абхазии? Возможен ли рецидив реваншистских настроений в политических кругах Тбилиси? Видите ли Вы необходимость расширения российского военного присутствия как гаранта суверенитета и территориальной целостности страны?
- Рассматриваем, потому что технически находимся в состоянии войны – соглашение о неприменении силы ведь не подписано, а из предыдущих договоренностей Грузия при Саакашвили вышла. Да, риторика нынешнего руководства Грузии не столь агрессивна, как раньше, но свою миролюбивость надо доказывать не на словах, а на деле.
В этом году будут приняты соответствующие секторальные соглашения в развитие военного и оборонного компонентов российско-абхазского Договора о союзничестве и стратегическом партнерстве, предусматривающие формирование общей оборонной инфраструктуры и создание объединенной группировки абхазских и российских войск. Все это вполне отвечает существующим реалиям и гарантирует наши национальные интересы.
- В Женеве уже более пяти лет проводятся дискуссии о безопасности и стабильности в Закавказье, в которых участвуют представители Абхазии, Грузии, России, Южной Осетии, ООН, Европейского союза и ОБСЕ. Есть ли надежда, что сторонам удастся прийти к взаимоприемлемым решениям по вопросу подписания соглашения о неприменении силы?
- Надежда есть, иначе мы бы не участвовали в Женевских дискуссиях. Абхазия – миролюбивая страна. Мы заинтересованы в упрочении безопасности и стабильности в регионе. В этой связи важно, чтобы все игроки опирались на учет сложившихся после августа 2008 года политико-правовых реалий в Закавказье. В первую очередь этой касается Грузии и ее западных союзников. Они должны понять, что политика блокады и санкций в отношении Абхазии контрпродуктивна. Мы признаем только равноправный и взаимоуважительный диалог. Никому не позволим назидательно говорить с нами по вопросам, касающимся нашего суверенитета, внутренней и внешней политики. Абхазия – суверенное, независимое государство, и чем быстрее это поймут в Грузии и на Западе, тем скорее воцарятся мир и стабильность в регионе.