Костас Исихос: политика Берлина отчуждает европейский юг от центра

Сопредседатель Межправительственной российско-греческой комиссии рассказал о ее работе

Костас Исихос: политика Берлина отчуждает европейский юг от центра
Костас Исихос: политика Берлина отчуждает европейский юг от центра
Фото: Reuters

Москва. 20 марта. INTERFAX.RU - В Москве состоялось заседание Межправительственной российско-греческой комиссии. Для нового правительства Греции это было первое участие в заседании комиссии. Российскую часть возглавлял по-прежнему министр транспорта Максим Соколов, греческую - первый заместитель министра обороны Костас Исихос.

По завершению заседания греческий сопредседатель рассказал о ее работе спецкору "Интерфакса" Вячеславу Терехову.

Санкции Евросоюза не помешают планам стратегического развития двусторонних отношений

- Естественно, первый вопрос, что обсуждали, о чем договорились, подписали ли какой-нибудь документ?

- Перед нами не стояла задача достижения конкретных договоренностей по конкретным проблемам и тем более подписание каких-либо документов. Сегодня мы создали базу, на основе которой будем обсуждать развитие наших двусторонних отношений в последующий период. Мы наметили планы развития отношений в таких сферах как энергетика, транспорт, сельское хозяйство. Греция, в частности, приглашена Россией представить свои предложения о создании новых технологических мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции на юге России. Мы с удовольствием приняли это приглашение.

Новое правительство Греции рассматривает Россию как страну с огромным сельскохозяйственным потенциалом, и естественно, наш опыт в переработке сельхозпродукции будет полезен.

- Вы не только сопредседатель межправкомиссии, но и первый заместитель министра обороны своей страны. Не могу не спросить, затрагивались ли на заседании вопросы военного и военно-технического сотрудничества. Это ведь ваша сфера, думаю, вы не могли обойти ее вниманием.

- Убежден, что, задавая этот вопрос, вы были уверены, что проблема военно-технического сотрудничества нами не обсуждалась. Как раз наоборот. Мы обсуждали очень интересную для России тему, не просто развитие и возобновление военно-технического сотрудничества, но даже конкретно о загрузке мощностей простаивающего военного завода под Солониками. Там производились огромные грузовые машины и "кареты" скорой помощи военного назначения.

- Такое впечатление, что Греция не обращает внимания на санкции Евросоюза в отношении России.

- Санкции, конечно, создали проблемы обеим сторонам. Это ощущалось и при обсуждении конкретных планов развития во время заседания комиссии. Но это не означает, что мы не можем обсуждать планы стратегического развития. Вообще должен подчеркнуть позицию Греции: санкции создают проблемы обеим сторонам, в том числе и Греции, и России, и абсолютно ясно, что никто от этого не выигрывает.

- Тогда как же выйти на осуществление достигнутых стратегических договоренностей?

- Должен сказать, что этот вопрос был самым важным, который мы обсуждали. И мы пришли к выводу, что такие страны как Греция и Россия, со своей многовековой историей, не могут не видеть перед собой стратегических горизонтов. Санкции санкциями, а жизнь будет продолжаться, и к ней надо готовиться сегодня. Но это не означает, конечно, что мы сейчас, вопреки санкциям, с первых же дней начнем конкретную работу по созданию различных мощностей и так далее. В любом случае, конкретной работе по осуществлению договоренностей всегда предшествует детальная разработка, создание проектов, их обсуждение, и уже после этого претворение в жизнь. Этой деятельности санкции не мешают. Кроме того, есть и другие виды сотрудничества, которые лежат за пределами санкций.

- И планы по заводу под Салониками будут реализованы?

- Да. Это определенная формула сотрудничества и она будет реализована.

- Вы сказали, что есть сферы за пределами санкций, где можно развивать сотрудничество. Это какие?

- Ну, например, никакие санкции не могут запретить таким городам как Ростов и Александропулос подписать соглашение о побратимах и развивать свои связи, используя морской и речной порты. Это поможет России через Черное море выходить в Эгейское и дальше. Вообще мы нашли очень много интересных моментов.

- И когда они будут готовы для более конкретного обсуждения?

- Мы создали рабочие группы в разных министерствах, и они должны представить свои предложения на следующем заседании, которое состоится в последнюю неделю июня, скорее всего, в Сочи.

Впервые три визита премьера Греции за три месяца в Россию

- Знаю, что 9 мая греческий премьер-министр Алексис Ципрас будет в Москве на торжествах, посвященных Победе над фашизмом. Скорее всего, он воспользуется этой поездкой и для обсуждения с российским руководством вопросов двустороннего сотрудничества. Но ведь это праздничное мероприятие, и времени для серьезного обсуждения столько, сколько необходимо, вряд ли найдется.

- Согласен с вами. Поэтому премьер готов в ближайшие три месяца трижды посетить вашу страну. Помимо майского визита, сейчас готовится поездка в Россию для первого всестороннего обсуждения вопросов сотрудничества. Скорее всего, этот визит состоится в первой декаде апреля. И третий визит будет в Санкт-Петербург в конце июня на экономический форум. И там, конечно, будем серьезно обсуждать все вопросы. Их накопилось немало. Но греческий народ, голосуя за нашу партию, выступал не только за поднятия своего жизненного уровня, но и за восстановление тесных дружеских отношений "с нашей Россией". Так в народе называют вашу страну.

- И опять тот же вопрос. А строя свои планы вы что, про Брюссель забыли? Вряд ли эти планы там понравятся.

- Наше правительство обязалось продолжать греческую многовекторную внешнюю политику. Мы члены ЕС, но наша внешняя политика не остается лишь на направлении Евросоюза. Мы открыто говорим, что хотим развивать наши отношения и по линии БРИКС. Сегодняшний премьер-министр два года назад встречался с президентом Бразилии. И тогда говорили, что. Если наша партия придет к власти, то мы будем развивать отношения с Бразилией. Но самая близкая для нас страна-член БРИКС - это Россия. Поэтому разумно и естественно, что мы начали эту работу с Россией.

Политика Берлина отчуждает европейский юг от центра

- У нас выработана стратегическая линия внешней политики. И мы, конечно, видим позицию Евросоюза. Больше того, мы видим, что в Европе сегодня сталкиваются две разные политики. Одна стратегия - это стратегия европейского центра, гегемонистская стратегия, стратегия Германии. Именно Берлин заставляет всех "затягивать пояса". Это жесткая неолиберальная политика, которая отчуждает европейскую периферию, я имею в виду южные страны, от центра. Не у Греции есть проблемы в Европе, у Европы есть проблемы в самой Европе. Кстати, слово Европа пришло из Греции, так что мы никуда не собираемся уходить с нашего континента.

Посмотрите, Португалия, Испания, Италия, Кипр и даже Франция, не испытывают никакой радости от такого давления на "затягивание поясов". Надо, учитывая специфику каждой страны, искать взаимоприемлемые решения в области экономического сотрудничества. Только тогда мы сможем достичь согласия. А пока мы наблюдаем, как сейчас поднимаются протестные политические движения во всех этих странах, как они заставляют свои правительства сопротивляться Германии. Мы хотим и стремимся изменить Европу. И следующее полугодие покажет, кто прав. Будут выборы в Испании, и все ожидают там больших изменений. По этому пути идет Италия, Португалия и Ирландия. Соотношение в Европе меняется на глазах. Мы должны быть оптимистами.

Вашингтон пока молчит...

- С Брюсселем разобрались. А про Вашингтон? Давит?

- Должен сказать, что в отношении политики Греции Вашингтон молчит. Конечно, это не означает, что он не игрок в Европе. Но и они с большим интересом, как мы знаем, следят за переговорным процессом между Грецией и Германией. Нам кажется, что американцы не очень согласны с немецкой политикой в отношении Греции. Потому что, если, не дай Бог, будет дестабилизация в Греции и вокруг нее, то это явно не пойдет на пользу и американским интересам в этом регионе.

Так что мы чувствуем, что есть какая-то несогласованность между Германией и Вашингтоном. И мы, конечно, будем использовать эти маленькие противоречия, эти нюансы во внешней политике, чтобы усилить нашу страну, вернуть ее в традиционное русло: сотрудничество со всеми странами и, тем более, с Россией.

- Значит, Вашингтон не мешает развитию российско-греческих отношений?

- Пока могу сказать, что нет.

- Нет???

- По крайней мере, открыто - не мешает. Но, может быть, я не знаю всех нюансов внешней политики.

Рейтинг популярности Ципроса увеличился в два раза

- Не могу не задать такой вопрос: ваше правительство пришло к власти, имея 38% голосов. А премьер действует так, как будто у него все 100.

- Да, действительно, на выборах мы получили 38%. Но, когда мы стали проводить такую активную политику, мы решили еще раз посоветоваться с народом. Недавно, шесть недель спустя после выборов, разные политические структуры проводили опросы общественного мнения по поддержке деятельности правительства и отдельно премьер-министра.

Почти 60% греческого народа поддержали начинания нового правительства, а рейтинг популярности Алекса Ципроса достиг 70%. Понимаю, что это не скоромно, но эта цифра очень близка к популярности Владимира Владимировича Путина.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений