Алексей Текслер: "Башнефть" рассчитывает на свои силы

Новый глава совета директоров нефтяной компании, которая окончательно стала государственной, рассказал о своем взгляде на "Башнефть" и ее возможности

Алексей Текслер: "Башнефть" рассчитывает на свои силы
Алексей Текслер
Фото: пресс-служба Минэнерго

Москва. 13 марта. INTERFAX.RU - Акционеры "Башнефти" на этой неделе подвели итоговую черту в процессе преобразования компании в государственную - был избран новый состав совета директоров, в который вошли представители Росимущества и Минэнерго РФ.

Председателем совета директоров избран первый заместитель министра энергетики Алексей Текслер. В своем первом интервью на посту главы совета директоров "Башнефти" он рассказал Агентству нефтяной информации о своем взгляде на "Башнефть" и ее возможности.

- Поздравляем вас с избранием председателем совета директоров "Башнефти". Насколько глубоко вы уже погрузились в дела компании, и какие первоочередные задачи ставите для себя на этом посту?

- Достаточно глубоко, поскольку в министерстве энергетики отвечаю за стратегию и финансово-корпоративный блок, а "Башнефть" - важная отраслевая компания, данные по которой представляются регулярно. Понятно, что как председателю совета директоров мне придется больше вникать в проблематику компании. Тем более, что большинство участников нынешнего совета директоров "Башнефти" ранее в него не входили, у нас только один член совета из прежнего состава, не считая руководителя компании. Так что погружаться в работу придется всем и очень оперативно.

Уже на следующем заседании совета мы будем рассматривать вопросы реализации стратегии компании, утвержденной в 2014 году, и отдельные положения бизнес-плана - соответствующий доклад представит менеджмент. Мы также поставили задачу формирования долгосрочной программы развития, утверждения КПЭ менеджменту, обновления инвестпрограммы.

Основная задача нового совета директоров - сохранение всего положительного, что наработала "Башнефть". Плюс, необходимость определения и развития новых возможностей, которые, несомненно, у компании есть.

- Какие новые возможности развития "Башнефти" вы видите?

- Во-первых, важно отметить, что компания очень динамично развивается: по итогам прошлого и в первые месяцы этого года "Башнефть" показывает самый большой прирост добычи нефти среди нефтяных компаний. В основном регионе - Башкирии - НК работает с непростыми, уже длительное время разрабатываемыми запасами, но и здесь ей удается наращивать потенциал. Этот позитив, безусловно, нужно сохранить.

Во-вторых, с учетом достигнутой глубины переработки, выхода светлых нефтепродуктов, выполнения четырехсторонних соглашений по модернизации НПЗ у "Башнефти" особый статус в нефтепереработке. Компания выполняет все обязательства, и, конечно, планку снижать не хочется.

"Башнефть" развивается по каждому из направлений, над которыми мы сейчас работаем в части поддержания добычи нефти и стимулирования ее роста. Это и активизация деятельности в традиционных регионах добычи, и трудноизвлекаемые запасы, и освоение новых месторождений.

А в части новых направлений отмечу, что на первом заседании мы говорили о возможном развитии нефтехимии. Вошедшие в совет представители властей Башкирии отмечают, что республика готова общаться на эту тему. И руководству "Башнефти" нужно будет внимательно изучить перспективы в этой сфере.

Есть еще ряд тенденций, на которые стоит обратить внимание, но более детально эти вопросы мы будем прорабатывать после утверждения обновленной стратегии.

- Когда "Башнефть" представит обновленную стратегию? И какие новые параметры, как госкомпания, она должна будет включить?

- Каждая компания с госучастием обязана разработать долгосрочную программу развития и утвердить ее на совете директоров, предварительно заручившись поддержкой Минэнерго и одобрением правительства. Стратегические документы "Башнефти" были подготовлены в других экономических условиях, в тот момент компания еще не перешла в собственность государства. Соответственно, менеджмент "Башнефти" должен представить обновленную стратегию и новый бизнес-план.

- Как вы оцениваете финансовую составляющую "Башнефти"? И как компания будет решать проблему привлечения кредитования?

- У "Башнефти" те же проблемы, что и у других крупных российских компаний: сложности с выходом на рынок иностранного капитала, высокие ставки при привлечении российского кредитования. В рамках обновления бизнес-плана мы затронем эти вопросы.

Уже сегодня очевидно, что компания скорректирует свою инвестпрограмму, по ряду геологоразведочных проектов сроки будут перенесены. В каких конкретно объемах, почему и какие могут быть последствия, мы будем обсуждать после доработки всех показателей. Но общий смысл бизнес-плана заключается в том, что с учетом существующих проблем на рынках заимствований и высоких ставок, компания планирует рассчитывать на собственные силы.

Кстати, подобный подход сегодня не редкость для компаний нефтяной отрасли, которые, в основном, опираются на имеющуюся ликвидность и собственные финансовые источники. "Башнефть" здесь не исключение.

- Можно ли сказать, что планы по выплате "Башнефтью" дивидендов в 30% от чистой прибыли - это достаточно высокая оценка финансового состояния компании? Особенно на фоне того, что другие госкомпании планируют дивиденды не выше 25% прибыли.

- Действительно, не исключено, что размер дивидендов "Башнефти" за 2014 год будет выше стандартной планки к госкомпаниям по выплате в размере 25% от прибыли. Возможно, это будет около 30%, но вопрос пока рассматривается.

Предложение поступило со стороны основного акционера - государства - и основывается на финансовых реалиях компании, учитывает ее сегодняшнее состояние.

Мы обсуждали этот вопрос с менеджментом "Башнефти". В этом году общая ситуация в экономике непростая, и никто не хочет, чтобы компания приостановила свое развитие, поскольку чистая прибыль сейчас является одним из источников финансирования инвестпрограммы.

Те дивидендные уровни, о которых мы говорим, учитывают проблематику, задачи компании на перспективу. Но еще раз подчеркну, окончательное решение не принято, все находится в процессе обсуждения.

- А как в целом может измениться дивидендная политика "Башнефти", которая всегда выплачивала одни из самых высоких дивидендов в нефтяной отрасли?

- В ближайшее время состав акционеров "Башнефти" будет уточнен, я имею в виду получение республикой Башкортостан доли в компании. Наверное, именно тогда можно будет более определенно говорить о будущей дивидендной политике НК.

Важно учесть определенную региональную специфику - все-таки "Башнефть", в основном, работает на территории Башкирии, и у этого региона будет соответствующая доля в акционерном капитале.

Я не исключаю появления каких-то нюансов, но в любом случае все изменения будут рассматриваться с точки зрения возможностей компании, ее способности финансировать инвестпрограмму.

- На какой стадии подготовка соглашения акционеров "Башнефти", которое планируется заключить после получения республикой доли в НК? Какие спорные моменты обсуждаются наиболее остро?

- Акционерное соглашение еще в проработке, и у нас нет по нему спорных вопросов. В данном случае все являются представителями государства: Росимущество с одной стороны, и республика Башкирия - с другой. Я вас уверяю, все вопросы решаются в рабочем порядке. У нас абсолютно конструктивное взаимодействие, не сомневаюсь, что мы решим любые проблемы по мере их возникновения. В этом смысле у нас полное взаимопонимание с республикой.

- А не обсуждается перенос центрального офиса "Башнефти" из Москвы в Уфу?

- Нужно еще определиться, в каком городе офис "Башнефти" центральный или основной. Компания зарегистрирована в Уфе, работает на территории Башкирии.

В Уфе работает даже больше сотрудников административного персонала, чем в Москве, бухгалтерия в большей части находится здесь, а не в столице.

Наличие офиса компании в Москве - это распространенная практика, учитывая необходимость решения вопросов федерального уровня. Руководители "Башнефти" регулярно приезжают в республику. Если вы поинтересуетесь у президента "Башнефти" Александра Корсика, сколько времени он проводит в республике, то он ответит, что это довольно значительная часть.

- Ряд госкомпаний предлагает распространить проектное финансирования на нефтянку. Положительное решение этого вопроса может коснуться и "Башнефти". Как Минэнерго оценивает реализацию такой идеи?

- Существуют несколько инструментов проектного финансирования, в том числе с использованием средств ФНБ. Относительно недавно было принято постановление правительства РФ N1044, которое утверждает Программу поддержки инвестпроектов, реализуемых на основе проектного финансирования. Оно предполагает механизм, по которому ЦБ фондирует банки под фиксированную ставку, существенно ниже ключевой. В рамках этой программы есть общий лимит порядка 100 млрд рублей, а лимит на один проект - не больше чем 20 млрд.

Минэнерго, безусловно, поддерживает такого рода идеи, потому что это возможность привлечения дополнительного кредитования в отрасль, что может позитивно отразиться на ее развитии. Мы регистрируем спад инвестиционной активности нефтяников, все компании де-факто пересматривают инвестпрограммы.

Сама идея предполагает реализацию небольших проектов, которые, в частности, связаны с импортозамещением. К сожалению, нужно учитывать финансовые ограничения. Из лимита в 100 млрд рублей часть уже распределена, плюс, 20 млрд рублей зафиксированы за сельскохозяйственным направлением.

Для такой схемы финансирования могут предлагаться какие-то относительно небольшие нефтегазовые проекты. Кстати, один из них уже обсуждается. Пока не буду конкретизировать, потому что проект еще не дошел до межведомственной комиссии. Но важно, что предложения есть, они рассматриваются, по ним готовятся материалы.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений