Марат Хуснуллин: Москва станет крупнейшим мировым спортивным мегаполисом

Заместитель мэра Москвы по градостроительной политике рассказал о том, как меняется спортивный облик столицы

Марат Хуснуллин: Москва станет крупнейшим мировым спортивным мегаполисом
Марат Хуснуллин
Фото: пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства Москвы

Москва. 13 марта. INTERFAX.RU - В последние годы в Москве строится много новых спортивных объектов, реконструируются старые и запомнившиеся болельщикам арены. О том, как меняется спортивный облик столицы в интервью "Интерфаксу" рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

- Марат Шакирзянович, одной из важнейших спортивных строек Москвы являются "Лужники". Расскажите о том, что сегодня происходит там?

- "Лужники" - одна из важнейших спортивных строек не только Москвы, но и всей страны, ведь именно там пройдут основные матчи Чемпионата мира 2018 года. Вообще легендарные "Лужники" - сооружение грандиозное, предмет гордости строителей, которые его когда-то его проектировали, строили. Именно этот стадион стал в свое время главной визитной карточкой спортивной Москвы, неотъемлемой частью славной истории отечественного спорта. Поэтому, я считаю, мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин изначально принял очень важное решение: сохранить при реконструкции стены и кровлю арены. Таким образом, исторический облик останется без изменений. А вот спортивная и техническая "начинка" будут новыми, современными, соответствующими мировым стандартам качества, комфорта и безопасности. Арена будет оборудована всем необходимым для маломобильных групп граждан: предусмотрены специальные лифты, подъемники, пандусы и туалеты. Для посетителей на инвалидных колясках будет выделено 300 мест. Для посетителей с ограничениями по слуху будут предусмотрены информирующие указатели и знаки, а в случае эвакуации задействуют светозвуковое оповещение.

В настоящее время мы полностью закончили работы по демонтажу старых конструкций и фундаментальной плиты, на 80% выполнили работы по наращиванию козырька кровли – в соответствии с требованиями ФИФА. Сейчас на самой верхней точке ведётся строительство каркаса, он уже готов на 50%. Кроме того, монтируются колонны, стены и перекрытия 6-го этажа. После реконструкции здесь появятся зрительские галереи с выходом на трибуны, медицинские кабинеты, пункты общепита. Все работы по основным несущим конструкциям стадиона мы полностью завершим уже осенью этого года.

Работы на объекте ведутся круглосуточно. Должен отметить, что уже по итогам прошлого – 2014 года реконструкция "Лужников" шла опережающими темпами: в среднем на 2-3 месяца. В этом же году, учитывая сложившуюся в стране экономическую ситуацию и, в первую очередь, "разгоняющуюся" инфляцию, мы приняли решение работать на объекте ещё быстрее, чтобы завершить реконструкцию Большой спортивной арены досрочно: не в 2017 году, как планировалось ранее, а уже в 2016-м. Для этого мы усиляем ночную смену. Потому что если идти по ранее намеченному графику при инфляции, скажем, 15%, можно потерять порядка миллиарда рублей. Так что лучше работать быстрее - и днём, и ночью, - чтобы этой потери не допустить.

- Когда начнутся работы по перекладке инженерных сетей на территории стадиона "Лужники"? Каков объем работ по инженерии, и в какие сроки планируется его выполнить?

- Работы по замене устаревших инженерных коммуникаций планируется завершить к январю 2016 года. Необходимо обустроить 15,9 километра электросетей и сетей связи и около 24 километров инженерных коммуникаций, в том числе: 6,8 километра водопровода, 3,2 километра теплосетей, 8,1 километра хозяйственно-бытовой канализации, 5,5 километра дождевой канализации.

На данный момент 22% коммуникаций уже заменено. Причем, обновленные сети будут бесперебойно обеспечивать водой, отоплением и электричеством не только сам стадион "Лужники", но и 16 новых зданий, которые будут возведены на территории спорткомплекса.

Работы по устройству инженерных сетей на прилегающей к стадиону территории и работы по монтажу сетей внутри стадиона ведутся параллельно.

- Удалось ли в условиях непростой финансовой ситуации в "Лужниках" оптимизировать список необходимого импортного оборудования?

- В настоящий момент мы прорабатываем все возможные варианты импортозамещения. Сравниваем российские и зарубежные аналоги по ряду параметров, в том числе, по техническим характеристикам и цене оборудования. После того как эту работу завершим и проработаем все варианты, выберут оптимальный по соотношению цена/качество. Естественно, при прочих равных, мы отдаем приоритет отечественному оборудованию.

Тем не менее, необходимо чётко понимать: Большая спортивная арена "Лужники" - не рядовой футбольный стадион, а объект мирового уровня, который должен соответствовать всем требованиям ФИФА. Поэтому если какой-то отечественный аналог дешевле, но явно уступает по качеству импортному, будем закупать импортный. Да, увы, это обойдется дороже, чем, скажем, полгода назад, но мы не можем себе позволить экономить на качестве, на безопасности оборудования и стройматериалов, на высоких технологиях при реконструкции столь важного спортивного сооружения, призванного стать одним из лучших футбольных стадионов мира, повысить престиж нашей страны. Именно поэтому, кстати, видя, как меняется курс валют, мы заблаговременно закупили лучшее оборудование и материалы большими партиями – на весь цикл строительства.

- Немаловажным остается вопрос транспортной доступности "Лужников". Есть ли планы по пересмотру улично-дорожной сети, организации новых подъездов?

- "Лужники" расположены в таком месте, что добраться до них не составляет труда ни на метро, ни на наземном общественном транспорте, ни автомобилем. Поэтому масштабной реконструкции транспортной инфраструктуры вокруг "Лужников" проводить мы не будем. В то же время концепция развития всего спорткомплекса в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу, помимо реконструкции самой арены, включает строительство новых транспортно-пересадочных узлов: они появятся на двух остановочных пунктах Малого кольца Московской железной дороги - "Лужники" и "Площадь Гагарина". Каждый ТПУ будет представлять собой комплекс, состоящий из платформ и пассажирских терминалов, которые будут связаны лифтами и эскалаторами.

- В городе также планируется построить ряд тренировочных полей. Сколько их, и где именно они будут расположены?

- До 2016 года в Москве должно было появиться одиннадцать новых полноразмерных футбольных полей с инфраструктурой для детских и юношеских спортивных школ. В частности планируется открыть стадион "Олимп" на Суздальской улице, в Сумском проезде, на ул.Паустовского, в Олимпийской деревне на Мичуринском проспекте, в школах Олимпийского резерва "Сокол" и "Трудовые резервы", в Центре спорта и образования "Чертаново", поля на Фестивальной улице, улицах Заречье и Вилиса Лациса, в Студеном проезде… Как видите, география широкая. Фактически тренировочные поля появятся во всех округах Москвы.

В составе инфраструктуры всех полей – административные здания площадью до 2 тыс. кв. м, где расположатся кабинеты для персонала и вспомогательные помещения, раздевалки и душевые, тренировочные помещения для обучающего процесса, буфеты.

Все поля будут оснащены системой дренажа и подогрева. Само покрытие полей будет искусственным – из синтетической травы, пересыпанной песком и резиновой крошкой. Такое покрытие минимизирует риск травм.

- Какие-то поля уже строятся?

- На сегодняшний день строительство двух полей - для центра образования "Самбо-70" на улице Паустовского и детско-юношеской спортивной школы №112 "Спутник" в Зеленограде – уже завершается. Началось строительство ещё двух полей – на Суздальской улице, вл.40 в Новокосино (стадион "Олимп") и в Сумском проезде, вл.26 (Центр спорта и образования "Чертаново").

Еще семь футбольных полей находятся в стадии проектирования: это объекты в Олимпийской деревне, в школах Олимпийского резерва "Сокол" и "Трудовые резервы", а также поля на Фестивальной улице, улицах Заречье и Вилиса Лациса, в Студеном проезде.

Кстати, в ходе проектирования учитываются и особенности расположения полей – в том числе, наличие там транспортных магистралей. Поэтому подход к строительству в каждом случае свой. Так, например, в Новокосино по адресу ул. Суздальская, вл. 40 возводится не просто плоскостное сооружение, а идет капитальное строительство крытого манежа, оборудованного системами кондиционирования и вентиляции. Связано это с тем, что в непосредственной близости от футбольного поля пролегают сразу несколько транспортных магистралей, поэтому воздух здесь отличается высоким уровнем загазованности.

- Марат Шакирзянович, легендарная команда столичного "Торпедо" ютится сегодня на съемных стадионах. Тогда как их историческая арена стоит пустая. Недавно был утвержден проект планировки этой территории. Расскажите, как изменится район и сам стадион?

- Проект планировки части территории, ограниченной Симоновской набережной, улицами Восточная, Мастеркова, Автозаводская и руслом Москвы-реки, был одобрен на ГЗК в декабре прошлого года. Он предусматривает не только реконструкцию стадиона им. Э.А.Стрельцова, но и развитие прилегающей территории.

Непосредственно реконструкцией стадиона займется инвестор - ОАО "ОПИН", который собственно и является автором проекта. По окончании всех работ мы получим обновленный современный стадион европейского уровня, который сможет вмещать 15 тысяч болельщиков, а соревнования там можно будет проводить круглый год. При этом важно, что исторический облик объекта сохранят – стадион останется открытым. Рядом с ним построят детско-юношескую школу для футболистов. Кроме того, планируется реконструировать историческую аллею с памятником выдающемуся советскому футболисту Эдуарду Анатольевичу Стрельцову – заслуженному мастеру спорта СССР, олимпийскому чемпиону, легендарному тренеру детских московских команд "Торпедо". Начать работы инвестор планирует в 2016 году.

На прилегающей к стадиону территории площадью 125 га появится новый жилой квартал - со школами, поликлиниками, детскими садами и общественными зданиями. Для улучшения транспортной доступности этой территории, здесь будет построена дорога, которая свяжет Симоновскую набережную с Восточной улицей. Саму набережную благоустроят и озеленят. В общем, инвестор подходит к реконструкции комплексно, что полностью отвечает интересам города.

- Завершено ли обследование арены "Мегаспорт"? Какой объем работ, и в какие сроки планируется провести?

- Там необходимо усилить несущие конструкции. Все необходимые обследования проведены, специалистами предложены возможные решения. Сейчас все результаты обследования и варианты решений находятся на рассмотрении в "Мосгосэкспертизе". Работы по подготовке арены "Мегаспорта" к чемпионату мира по хоккею с шайбой планируем завершить не позднее ноября текущего года.

- Расскажите о проекте строительства тренировочного бассейна на территории комплекса "Крылатское".

- В настоящее время мы уже получили заключение по технической части проекта. Общая площадь здания составит 3499 кв. м. В одну смену бассейн смогут посещать 120 человек.

Сейчас решается вопрос о предоставлении средств из федерального бюджета. Предварительно ввод объекта запланирован на 2016 год.

- Есть ли уже конкретные планы и проект по строительству хоккейной арены "ЦСКА" в Мневниковской пойме?

- Хоккейный комплекс "ЦСКА" станет одним из ключевых объектов Мневниковской поймы и крупнейшим Ледовым дворцом в столице. Согласно проекту, площадь комплекса составит 220 тыс. кв. метров. Кроме этого, рядом с хоккейным комплексом будет возведен центр водных видов спорта "Волна" площадью 50 тысяч кв. метров. Таким образом, территория поймы войдет в большой спортивный кластер на северо-западе Москвы, ведь неподалеку также расположены Гребной канал, Олимпийский велотрек, спорткомплекс "Крылатское", гольфклуб и теннисные корты.

Уверен, что в целом это место станет одним их самых благоустроенных и привлекательных районов столицы: здесь будет и жильё, и гостиницы, и рекреационная зона, которую соединят с Крылатским и Филевским парками пешеходными и велосипедными дорожками, и большой зелёный парк. Кроме того, сюда можно будет удобно и быстро добраться как на метро, так и наземным транспортом: здесь откроются две новые станции "второго кольца" метро - "Мневники" и "Терехово", будет построен южный участок Северо-Западной хорды, планируется также построить три дополнительных автомобильных моста через Москву-реку.

- Есть ли планы по строительству других хоккейных арен в городе? Рассматривается ли идея реконструкции хоккейных арен в "Лужниках" и "Крыльев советов" в преддверии чемпионата мира по хоккею?

- Прежде всего, в ближайшее время мы откроем уникальный хоккейный комплекс "Арена Легенд" на территории бывшего завода "ЗИЛ". Под одной крышей там размещены сразу три ледовые площадки. По уровню оснащения не так много в мире хоккейных арен, способных сравниться с этой.

В наших планах – и реконструкция Малой спортивной арены в "Лужниках", где есть площадка для искусственного льда и Академия фигурного катания. Проект предполагает строительство для этого комплекса ряда новых объектов.

Вопрос реконструкции универсального дворца спорта "Крылья Советов" мы пока не рассматривали.

- В прошлом году была открыта арена "Спартака". Но у инвестора есть еще и планы по размещению рядом и других спортивных объектов. Что это за объекты, и когда начнется строительство?

- Рядом со стадионом "Открытие Арена" инвесторы планируют построить еще одну футбольную арену с тренировочными полями, гостиничный комплекс для спортсменов, центр теннисного спорта общей площадью 19 тысяч кв. метров. То есть, здесь, в Тушино, будет настоящий спортивный кластер. Кроме того, предусмотрено строительство детского сада и школы со спортивным уклоном на 125 и 825 учеников соответственно.

- Уже на протяжении несколько лет обсуждается вопрос строительства гоночной трассы, способной принимать этапы "Формулы-1" в районе Внуково. Есть ли конкретные проекты и сроки?

- В ближайшее время строительство трассы "Формулы-1" в Москве не планируется. Да и необходимости в этом, пожалуй, нет, ведь такая трасса уже построена в Сочи, где и прошел первый российский Гран-при по гонкам в этом классе.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок