Посол Вьетнама: мы хотим, чтобы Россия пригласила нас в свои шельфовые проекты

Новый посол Ханоя в Москве Нгуен Тхань Шон рассказал о сотрудничестве двух стран в нефтегазовой сфере, и о том, когда может начаться строительство АЭС "Ниньтхуан-1"

Посол Вьетнама: мы хотим, чтобы Россия пригласила нас в свои шельфовые проекты
Посол Вьетнама: мы хотим, чтобы Россия пригласила нас в свои шельфовые проекты
Фото: посольство Вьетнама

Москва. 20 декабря. INTERFAX.RU - Новый посол Вьетнама в Москве Нгуен Тхань Шон рассказал в интервью заместителю руководителя редакции внешней политики "Интерфакса" Андрею Барановскому о том, когда может начаться строительство АЭС "Ниньтхуан-1", о сотрудничестве двух стран в нефтегазовой сфере, и о том, при каких условиях Ханой будет наращивать закупки российского вооружения.

- В советский период Россию и Вьетнам связывали очень тесные отношения, которые после развала Советского Союза пережили период определенного охлаждения. В настоящее время наблюдается рост контактов между двумя странами на различных уровнях и наращивание сотрудничества в различных сферах. Можно ли говорить, что мы вернулись на уровень отношений, существовавший во времена СССР, и как вам видятся перспективы дальнейшего развития сотрудничества между нашими странами?

- После исчезновения Советского Союза отношения между нашими странами в некоторой степени охладились. Мы растерялись после развала СССР, не знали, как поведет себя новое руководство России.

Но очень скоро мы нашли общий язык между нашими странами в различных областях, и наши отношения постепенно оживляются. У нас есть только взаимные интересы, и нет никаких противоречий. Владимир Путин после вступления в должность президента России посетил в 2001 году Вьетнам, где почувствовал очень теплое, дружественное отношения вьетнамского народа к России. Вьетнамский народ всегда хорошо относился к России, как во времена СССР, так и после. И такое отношение будет сохраняться всегда. Это подтверждается и недавним визитом в Россию генерального секретаря ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга. У него были очень теплые и плодотворные встречи с Владимиром Путиным, Дмитрием Медведевым, Валентиной Матвиенко, Сергеем Нарышкиным. Кстати, на прошлой неделе Сергей Нарышкин также посетил Вьетнам, и его там очень хорошо встречали. Владимир Путин и Дмитрий Медведев уже тоже дважды посещали Вьетнам.

- Как сообщалось, начало строительство АЭС "Ниньтхуан-1" было сдвинуто на 2017 год, не планируется ли пересмотреть сроки и начать его раньше?

- Что касается АЭС "Ниньтхуан-1", то нужно отметить, что у нас было множество предложений от разных инвесторов. Среди них были многие другие страны, но мы выбрали Россию, потому что считаем, что у нее есть опыт в этом направлении, кроме того, Россия является надежным партнером.

Этот проект пока еще не начал строиться, потому что мы хотим решить все технические вопросы, в том числе вопросы безопасности. Российские специалисты обещали обеспечить абсолютную безопасность и предоставить новейшие технологии.

Надо сказать, что 2017 год – это крайняя дата. При этом обе стороны в ходе недавнего визита нашего генсека в Россию договорились приложить все усилия, чтобы начать строительство этого объекта раньше указанного срока. Я думаю, что работы могут начаться в следующем или в начале 2016 года. Я также хочу подчеркнуть, что мы не намерены менять свой выбор и отказываться от сотрудничества с Россией при сооружении "Ниньтхуан-1".

- Каковы потребности Вьетнама в атомной энергетике? Рассматривается ли возможность увеличения количества АЭС в дальнейшем?

- Экономика Вьетнама быстро развивается, что влечет за собой рост потребления энергии. По нашему мнению, без атомной энергетики экономика страны будет развиваться очень медленно. Чтобы обеспечить рост экономики и энергетическую безопасность страны, Вьетнам осуществляет диверсификацию источников энергии, в том числе за счет строительства АЭС.

Стратегия развития атомной энергетики, одобренная правительством Вьетнама в 2010 году, предусматривает, что к 2030 году атомная энергетика будет обеспечивать до 10% потребностей страны в электроэнергии. Для этого предусмотрена возможность строительства к 2030 году помимо "Ниньтхуан-1" еще нескольких АЭС.

- Вьетнам готов сотрудничать с Россией при сооружении следующих АЭС?

- Я думаю, что пока рано говорить об этом. Мы будем исходить из успешности опыта сотрудничества по созданию АЭС "Ниньтхуан-1".

- В начале года российская сторона передала Вьетнаму технико-экономическое обоснование проекта АЭС "Ниньтхуан-1". На каком этапе рассмотрения он сейчас находится?

- ТЭО "Ниньтхуан-1" в течение этого года дорабатывалось, и в настоящее время находится на рассмотрении. В ходе переговоров Владимира Путина с нашим генсеком они обсуждали ТЭО "Ниньтхуан-1", и я думаю, что обе стороны смогут его вскоре одобрить.

- Вьетнам активно обсуждал с "Газпром нефтью" вопрос покупки российской компанией 49% доли в нефтеперерабатывающем заводе "Зунг Куат". Тем не менее, позднее вьетнамская сторона отложила подписание соответствующего соглашения, и начала переговоры с "Роснефтью". С какой из компаний Вьетнаму было бы интересней сотрудничать по этому вопросу, и на каких условиях?

- В отношении сделки по "Зунг Куату", то Petrovietnam строго следует договоренностям. Что касается 49% акций, которые "Газпром нефть" планирует покупать и использовать этот НПЗ, то эти планы остаются неизменными. И я не могу сказать, что с вьетнамской стороны есть какие-то сложности.

- То есть, сделка будет заключена с "Газпром нефтью"?

- По моей информации то это так, хотя будем приветствовать участие любого российского партнера.

- В настоящее время "Роснефть" участвует в разработке газа на вьетнамском шельфе. Не выражали ли другие российские нефтегазовые компании во вхождении в шельфовые проекты во Вьетнаме? На каких условиях Вьетнам готов предоставить им доступ на шельф? Как на сотрудничество Вьетнама и России на шельфе влияют территориальные претензии Китая в Южно-Китайском море?

- Помимо "Роснефти" на нашем шельфе работают "Газпром", "Лукойл" и "Зарубежнефть". Мы приветствуем эти компании и готовы создать благоприятные условия для их работы. Я бы хотел особо отметить наше сотрудничество с "Зарубежнефтью". Несколько лет назад вьетнамское правительство приняло решение продлить деятельность Совместной нефтегазовой компании Вьетсовпетро во Вьетнаме еще на 20 лет, хотя по первоначальному межправительственному соглашению она должна закончить свою деятельность еще в 2010 г.

В целом, сотрудничество между нашими нефтегазовыми компаниями при разработке вьетнамского шельфа продвигается хорошо, несмотря на незаконные территориальные претензии Китая в Восточном море. Подчеркну, что все проекты сотрудничества между Вьетнамом и иностранными компаниями, в том числе российскими, на нашем шельфе полностью- соответствуют международному праву, в первую очередь, Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года.

Наши руководители, со своей стороны, хотели бы, чтобы и Россия пригласила Petrovietnam в свои шельфовые проекты, чтобы мы могли вести совместную добычу. Наши совместные компании работают очень эффективно в России даже в тех местах, где условия очень сложные, в том числе по климату.

- Как Вы оцениваете позицию России в споре Вьетнама с Китаем по поводу Южно-Китайского моря?

- Мы понимаем позицию России. Надо сказать, что Россия и Китай являются членами СБ ООН. Обе стороны должны подавать пример по сохранению стабильности во всех регионах мира. Я считаю, что самое главное в позиции России заключается в том, что она призывает стороны мирным путем, без насилия решать существующие вопросы, и соблюдать Конвенцию ООН по морскому праву. Учитывая хорошие отношения России с Вьетнамом и Китаем, думаю, что Россия может внести важный вклад в решение территориальных споров в Восточном море.

Китай прислушивается к мнению России, а Россия говорит о необходимости соблюдать нормы международного права, Конвенцию ООН по морскому праву, воздерживаться о применения силы, и это должно заставить Китай понять, что они не могут делать то, что хотят. Надеемся, что Россия будет продолжать вносить вклад в стабильность и безопасность этого региона.

- Как продвигается реализация контрактов на поставку Вьетнаму подводных лодок проекта 636.1 и фрегатов типа "Гепард"? Планируется ли их дальнейшее развитие?

- Эти контракты осуществляются в соответствии с графиком. В этом году мы уже получили две лодки, полностью все шесть лодок должны быть поставлены в 2016 году.

Я думаю, что вопрос о новых заказах с нашей стороны будет зависеть от развития ситуации в регионе и возможностей нашей экономики. Укрепление обороны является одним из приоритетных направлений, но все равно мы не будем участвовать в гонке вооружений. Тем более, Вьетнам всегда стремится к поддержанию мира в регионе.

Мы покупаем оружие у России, в частности, подводные лодки в оборонительных целях. Мы не собираемся провоцировать кого-либо или конфликтовать с кем-то в регионе. Наше военно-техническое сотрудничество носит традиционный характер, при этом оно не направлено против кого-то и отличается высокой степенью взаимного доверия, осуществляется в соответствии с нормами и принципами международного права.

- Как на развитие ВТС Вьетнама с Россией может повлиять снятие Вашингтоном эмбарго на поставки Вьетнаму оружия? Планирует ли Ханой закупать американские вооружения?

Во-первых, хочу сказать, что мы закупаем большинство нашего вооружения у России Действительно, в прошлом месяце США объявили о снятии части эмбарго на продажу оружия и боеприпасов Вьетнаму, но Россия по-прежнему останется нашим приоритетным партнером в этой сфере.

- Можете ли Вы подтвердить информацию о том, что Россия и Вьетнам подписали межправительственное соглашение об упрощенном порядке захода российских боевых кораблей и судов во вьетнамский порт Камрань?

- В ходе недавнего визита нашего генсека в Россию, были подписаны многие соглашения о сотрудничестве между нашими странами, в том числе межправсоглашение о сотрудничестве в сфере мореплавания, которое, среди прочего, предусматривает создание более благоприятных условий для усиления контактов между ВМФ двух стран. В нем предусматривается и упрощенный порядок захода российских кораблей в вьетнамские порты

- Обсуждают ли в настоящее время Россия и Вьетнам вопрос реализации проекта "Воздушный старт"? Если да, на каком этапе находятся эти обсуждения? Когда может начаться реализация этого проекта?

- Хочу начать с того, что несколько лет назад во Вьетнаме был создан комитет по исследованию космоса, в рамках которого мы активизируем сотрудничество с Россией

Но самое главное в этом направлении для нас – это сотрудничество с Россией. По моей информации, все пока находится в начальной стадии. Сказать, когда может быть начата реализация этого проекта, и когда могут быть заключены какие-то соглашения в этой области, я пока не могу сказать.

- В сентябре сообщалось, что Россия и Вьетнам пришли к соглашению о расчетах в национальной валюте. Когда планируется воплотить эту договоренность в жизнь?

- Да, подобное соглашение было достигнуто. Данный вопрос активно прорабатывается Центробанками двух стран. Были уже пилотные проекты, и мы рассчитываем, что вскоре будет создан постоянный механизм расчетов в национальных валютах.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений