Александр Буксман: средняя сумма полученной взятки составила 682 тыс. рублей

Первый заместитель генпрокурора РФ высказал свое мнение о рейтинге России по восприятию коррупции, об амнистии капиталов и по другим актуальным темам

Александр Буксман: средняя сумма полученной взятки составила 682 тыс. рублей
Первый заместитель генерального прокурора РФ Александр Буксман
Фото предоставлено пресс-службой

Москва. 16 декабря. INTERFAX.RU - Свое мнение о рейтинге России по восприятию коррупции, об амнистии капиталов, вывезенных за рубеж, среднем размере взятки в стране, состоянии валютного рынка, проверке ЦБ РФ и продавцов бензина, а также перспективах "дела Башнефти" и по другим актуальным темам высказал в интервью "Интерфаксу" первый заместитель генерального прокурора России Александр Буксман.

- Александр Эмануилович, недавно были опубликованы результаты нового исследования международной организации Transparency International, согласно которым по уровню восприятия коррупции в стране Россия заняла 133 место из 176. О чем говорят эти цифры?

- Мне эти цифры ни о чем не говорят, потому что вряд ли они отражают объективную истину. По какой методике производятся эти подсчеты? Каким образом изучается уровень коррупции в той или иной стране? Может быть, подсчитывается количество "коррупционных" сюжетов криминальной хроники? Или информацию собирают путем сомнительных соцопросов? Иными словами, это всего-навсего одна из многих оценок, но она ни в коем случае не носит абсолютного характера.

Генеральная прокуратура России ведет сейчас всю правовую статистику, но вряд ли эта организация пользуется нашими данными. Так что для меня этот рейтинг значит не много.

- Ну а Вы лично, как один из руководителей Генеральной прокуратуры России, курирующий данное направление, как оцениваете ситуацию с коррупцией в стране?

- В последний период мы наблюдаем серьезную тенденцию к тому, чтобы придать иное наполнение борьбе с этим злом, прежде всего в уголовно-правовом аспекте. Когда основное внимание было сосредоточено на так называемой бытовой коррупции – это различные взятки и подношения врачам, учителям, преподавателям вузов, тем же сотрудникам ГИБДД. Долгие годы на этом у нас строились показатели по борьбе с коррупцией. Показатели, но не борьба в государственном понимании. Безусловно, мелочью тоже надо заниматься, но только не ради галочки и палочки.

Сегодня больше стало выявляться преступлений коррупционной направленности, совершаемых организованными группами, с причинением ущерба в крупном и особо крупном размерах. Кроме того, более реальными стали показатели такого вида преступления как дача взятки, которая порой граничила с провокацией. У нас была целая эпоха, когда гаишникам предлагались взятки, по заранее разработанному сценарию, потом их задерживали, привлекали и получали нужную статистику. От этого всего мы ушли, потому что, прежде всего, надо изобличать и привлекать крупных должностных лиц, расхитителей госсредств, и работа налаживается.

Также есть сдвиги в вопросе возмещения того колоссального ущерба, который наносится государству в результате коррупционных преступлений. Мы уже замечаем в течение последних трех лет постепенный, но неуклонный рост возмещенных сумм за счет розыска, ареста имущества и средств коррупционеров.

- Вы возглавляете также направление по взаимодействию с группой европейских государств по борьбе с коррупцией - ГРЕКО. Все ли ее рекомендации выполнены нашей страной?

- Некоторое время назад в Страсбурге на пленарном заседании этой организации был принят отчет о выполнении Российской Федерацией рекомендаций по итогам третьего раунда оценки ГРЕКО по темам "Криминализация преступных деяний" и "Прозрачность финансирования политических партий". России было засчитано полное либо частичное выполнение 15 из 21 рекомендации, и лишь шесть из них признаны неисполненными.

На сегодняшний день в нашей стране не внесены изменения в уголовное законодательство, касающиеся криминализации взяточничества международных и национальных третейских судей и ряд других. Все эти моменты нашли отражение в разработанном Генпрокуратурой РФ проекте федерального закона, который направлен на корректировку Уголовного кодекса России в соответствии с требованиями Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и дополнительного протокола к ней. Данный законопроект получил общую положительную оценку ГРЕКО, и уже в следующем году планируется его внести в Государственную Думу.

- Среди мер, призванных повысить эффективность борьбы с коррупцией, часто называют привлечение к уголовной ответственности юридических лиц, замешанных в коррупционных схемах. Как вы относитесь к этим предложениям?

- Я категорический противник такого подхода, поскольку он посягает на основополагающие принципы нашей уголовно-правовой системы. Некоторые ссылаются на требования Конвенции, о которой мы говорили выше, но ведь там сказано об ответственности юридических лиц за коррупцию и не уточняется, какой именно. И мы, на мой взгляд, пошли по правильному, грамотному пути, установив административную ответственность юрлиц за коррупционные преступления физических лиц в интересах этих юрлиц.

То есть, условно, кто-то дает взятку для того, чтобы, к примеру, компания выиграла конкурс, пролоббировать ее интересы. Его изобличают, привлекают к уголовной ответственности. Прокурор получает соответствующие материалы от следователей, отслеживает ход расследования и в дальнейшем возбуждает административное производство в отношении этой компании, в интересах которой и действовал данный человек. И за последние четыре года количество таких юридических лиц, подвергнутых административному наказанию, а, как правило, это значительные суммы штрафа, возросло с 40 до 200. И эту работу мы будем продолжать.

Тут еще надо иметь в виду следующие обстоятельства, если говорить об уголовной ответственности в отношении юридических лиц. Да, в ряде стран есть такая ответственность. Но конкретной-то практики там нет. А теперь представим, что у нас в отношении какой-то крупной нефтяной компании возбудили уголовное дело. Об этом тут же сообщается, и что станет с компанией? Думаю, показательным здесь является пример "Башнефти" и АФК "Система", у которых сильно упали акции в связи с известным уголовным делом. А ведь куда приведет следствие, еще непонятно. Так что, я думаю, мы избрали правильный путь.

О серьезности намерений государства эффективно противодействовать коррупции, на мой взгляд, свидетельствуют те новеллы и совершенствования законодательства, запреты и ограничения по службе, которые приняты в последние годы. Взять, к примеру, введенное у нас относительно недавно понятие "конфликт интересов". Раньше считалось нормальным, когда какой-то начальник проводит конкурсы на размещение государственных и муниципальных заказов, а победителями в них оказываются его дети, племянники, зятья, тещи. Сейчас все это подпадает под названное понятие, повсеместно созданы комиссии по разрешению подобных ситуаций, связанных с конфликтом интересов. Может быть, это капля в море, но за прошлый год за то, что должностное лицо не сообщило о подобном конфликте интересов, и это было выявлено, было уволено более 60 чиновников различного уровня.

- Год практически завершается. Есть ли какие-то предварительные результаты вашей работы в сфере борьбы с коррупцией?

- Да. По данным за прошедшие девять месяцев, только прокурорами выявлено почти 300 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства, и это несколько больше, чем аналогичный показатель прошлого года. К дисциплинарной ответственности привлечено свыше 58 тыс. лиц, а к административной - более 8 тыс. человек.

Как показывает надзорная практика, наиболее подверженными коррупции остаются сферы исполнения законодательства о государственной и муниципальной службе - почти каждое четвертое выявленное нарушение, а также госзакупки, расходование бюджетных средств, использование государственного и муниципального имущества.

По материалам прокурорских проверок возбуждено более 800 уголовных дел, и этот показатель также заметно превышает прошлогодние цифры.

- А какова, по вашей оценке, сумма теневого коррупционного оборота в стране?

- Никто точной цифры вам не скажет, все они могут быть только оценочными, поскольку надо им иметь в виду огромный латентный слой коррупции. Ведь официальная статистика коррупционной преступности - это лишь верхушка айсберга. Ну а если судить по выявленным в этом году соответствующим преступлениям, средняя сумма полученной взятки составила 682 тыс. рублей, а по преступлениям, связанным с дачей взятки, - 606 тыс. рублей.

- В своем недавнем послании Федеральному Собранию президент анонсировал грядущую амнистию для выведенных за рубеж капиталов. Могут ли попасть под эту амнистию те, в отношении которых уже расследуются соответствующие уголовные дела?

- Сама по себе подобная амнистия - вещь, на мой взгляд, очень правильная. Но здесь, как говорится, надо зерна отделять от плевел. Насколько я понимаю, амнистия каснется тех лиц, которые не совершали преступлений. То есть если в отношении конкретного человека расследуется уголовное дело, он обвиняется в том, что обрушил компанию, вывел за рубеж активы, сам бросился в бега, то он вряд ли может рассчитывать на то, что может вернуть эти деньги на родину, и его уголовное преследование прекратится. А если кто-то, не совершив преступления, просто вывел деньги за рубеж, открыл счета где-нибудь в оффшорах, то в этой ситуации все чисто, все понятно, никто с ним разбираться не должен.

- Александр Эмануилович, недавно были сообщения о том, что группа депутатов Госдумы обратилась в Генпрокуратуру с просьбой проверить действия Центробанка России в связи с обвальным падением рубля. Проверка проводится?

- Да. Но ожидать того, что Генеральная прокуратура проведет ревизию главного регулятора, установит какие-то масштабные экономические просчеты, не следует. Это не наша компетенция. Есть обращения депутатов и по закону мы обязаны их рассмотреть. Соответственно, мы запрашиваем информацию не только у Центробанка, но и других причастных к этой теме структур. И вмешиваться в экономические вопросы, валютные операции мы не собираемся. Наше дело - надзор за исполнением законов. И если мы обнаружим нарушения закона, то тогда мы отреагируем соответствующим образом.

- Но некоторые обратили внимание, что как только вы начали проверку, Центробанк возобновил валютные интервенции на рынке. Есть ли тут какая-то связь?

- Это не так. Центробанк неоднократно заявлял, что, пуская рубль в свободное плавание, он оставляет за собой право в любой момент вмешаться. Есть известный силлогизм: "после этого не значит в результате этого". В данном случае это и произошло.

- Наша экономика переживает сейчас нелегкие времена. Россияне ощущают это на себе, в том числе посещая каждый день магазины и рынки. Готова ли Генпрокуратура вмешиваться в ситуации, когда недобросовестные коммерсанты взвинчивают цены на продукты и товары, пользующиеся повышенным спросом?

- Мы, конечно, реагируем на такие вещи и поручаем прокурорам на местах проводить проверки. Но я все-таки сторонник того, чтобы принимались меры экономического характера, а не прокурорским реагированием наводился порядок на рынке. Мы непременно будем вмешиваться, когда увидим неправомерные действия отдельных игроков, необоснованное завышение цен, которые явно нарушают права граждан.

- Вы, наверное, в курсе заявления главы государства о том, что он удивлен ростом цен на бензин на фоне значительного падения цен на нефть. А здесь вы будете реагировать?

- Мы в свое время проводили совместно с Федеральной антимонопольной службой глубокие проверки по аналогичному поводу. По их результатам мы предъявили претензии к очень серьезным нефтеперерабатывающим компаниям, и в бюджет были взысканы многомиллиардные штрафы. Это случилось не быстро, но это была показательная вещь. И некоторое время проштрафившиеся компании помнили об этом, но потом, видимо, страх прошел. Всем известно, что есть законы рынка - нефть дешевеет, должен дешеветь и продукт ее переработки - бензин. Многие из нас бывают за рубежом, в Европе, и мы замечаем: как только на бирже падают цены на нефть, то тут же на заправках пропорционально этому дешевеет бензин. У нас почему-то это не срабатывает.

- То есть следует ожидать новых проверок?

- Безусловно, вместе с ФАС мы проведем проверки. Нам уже сообщили из антимонопольной службы, что они уведомили компании, производящие топливо и торгующие им, о грядущей проверке.

- То есть "желтая карточка" показана?

- Можно и так сказать.

- Еще одна тема, к которой Вы имеете непосредственное отношение. Я имею в виду Ваше обращение в Арбитражный суд с ходатайством о возвращении государству Башнефти. Решение уже вынесено, оно реализовано. Что дальше?

- Действительно, на сегодня Башнефть снова передана в государственную собственность. Мы считаем, законность восстановлена, ну а что делать с этим активом, будет решать его собственник, приемлемы любые варианты: он может его продать, сделать это частично. Все, что посчитает нужным, естественно, со своим пакетом акций. Как известно, часть активов принадлежит миноритариям.

- А не будет ли Генпрокуратура ставить вопрос о взыскании с бывшего владельца Башнефти - АФК "Система" - полученных дивидендов?

- Как выяснилось, мы еще не завершили процесс возвращения в федральную собственность всех акций "Башнефти", находившихся в собственности АФК "Система" и ее дочерних структур. В частности 2 июля этого года с лицевого счета ЗАО "Система-Инвест" по сделке РЕПО списано 4 млн обыкновенных и 87831 привилегированных именных акций с обязательным возвратом их после оплаты сделки. В настоящее время акции возвращены и их необходимо передать в собственность государство.

- Александр Эмануилович, у Вас очень сложный участок работы, большая загруженность. Удается ли как-то с оптимизмом смотреть в будущее? Ведь, говорят, что и год впереди будет сложным для всех…

- Трудности всегда были, есть и будут. Всем нам не привыкать преодолевать их. Готовы ли мы к сложностям? Конечно. Иначе мы бы не работали, как вы выразились, на этом сложном участке. И здоровый оптимизм нам не помешает. Всем нам.

Интервью

Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением
CEO "Технологий ОФС": РФ активно наращивает число скважин, чтобы в нужный момент быстро увеличить добычу нефти
Глава Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде: сто процентов подготовленных нами исков удовлетворяются судами
Антон Котяков: сегодня происходит серьезная трансформация в навыках и компетенциях работников