Гендиректор "Уралкалия": мы не хотим, чтобы цены падали
Дмитрий Осипов рассказал о том, какой стратегии придерживается компания в этом году, как оценивает ситуацию на мировом калийном рынке и о планах по сокращению долга в преддверии дня инвестора
Москва. 19 июня. INTERFAX.RU - "Уралкалий" (MOEX: URKA) в прошлом году объявил о выходе из трейдингового партнерства с "Беларуськалием" и смене сбытовой стратегии, сфокусировавшись на максимизации объемов продаж. Однако выход на почти 100-процентную загрузку мощностей не смог полностью компенсировать снижение мировых цен на хлоркалий, что привело к ухудшению финансовых показателей компании по итогам 2013 года.
В первом квартале "Уралкалию" удалось существенно увеличить продажи и выручку, так как потребители возобновили активные закупки после слабого спроса во второй половине прошлого года.
О том, какой стратегии придерживается "Уралкалий" в этом году, как оценивает ситуацию на мировом калийном рынке и о планах по сокращению долга в преддверии дня инвестора рассказал "Интерфаксу" генеральный директор компании Дмитрий Осипов.
- Прошел почти год с того момента, как "Уралкалий" перешел к новой стратегии продаж. Претерпела ли она за это время изменения, как компания сейчас видит свой вектор развития?
- Стратегия развивается. Стратегия, которая была принята советом директоров еще в прошлом году, - это стратегия максимизации выручки. В соответствии с этой стратегией компания произвела и продала в первом квартале 3 млн тонн. При этом мы видим, что сейчас цены пошли вверх на определенных рынках, прежде всего в Бразилии. И мы придерживаемся этой стратегии максимизации выручки, это не "объем превыше цены" или "цена превыше объема". Мы стараемся включать все компоненты - объем, доля рынка и цена.
- Сохраняет ли "Уралкалий" ранее озвученный план по производству на 2014 год -12 -12,5 млн тонн?
- Наш новый ориентир - это 11 млн тонн (в 2013 году "Уралкалий" произвел 10 млн тонн хлоркалия - ИФ). Но все будет зависеть от того, как будет вести себя рынок. Мы соизмеряем свои производственные планы со спросом.
- Сокращение плана по производству должно подтолкнуть вверх цены на хлоркалий?
- Мы очень не хотим, чтобы цены падали. Сейчас, например, в Бразилии, на одном из самых бысторастущих рынков, по данным Argus FMB, цены на калий около $350 за тонну - то есть хлористый калий стоит дешевле, чем диаммоний фосфат, цена на который доходит до порядка $500 за тонну. Исторически же калий стоил дороже, чем фосфаты, - это наводит на размышления.
Но если мы поймем, что цена увеличивается и спрос большой, то, конечно, мы можем произвести и 12 млн тонн.
- Какая сейчас ситуация на китайском рынке? Возможен ли морской контракт с Китаем на второе полугодие? Какие объемы "Уралкалий" сейчас поставляет в Китай по железной дороге?
- На сегодняшний день мы грузим в рамках действующего контракта. Возможно, в сентябре мы начнем новые переговоры, то есть контракт следует ожидать в четвертом квартале. Мы продолжаем поставлять по железной дороге калий нашим традиционным клиентам в Северном Китае, но объемы сейчас не очень большие - порядка 60 тыс. тонн в месяц (в предыдущие годы "Уралкалий" продавал в Китай по железной дороге около 2 млн тонн в год - ИФ).
Мы размещаем товар на других рынках - проблем со спросом нет. В этом году, по нашим оценкам, мировой спрос на калий составит не менее 56 млн тонн, а может достигнуть и рекордного уровня в 58 млн тонн.
- Какие объемы в этом году планируется поставить на российский рынок?
- Традиционно мы поставляем на российский рынок около 2 млн тонн. Большую часть покупают производители сложных удобрений (NPK), также часть идет на прямое внесение и для технического использования.
- "ФосАгро" (MOEX: PHOR) сильно сократило закупки после заключения контракта с "Беларуськалием"?
- У нас "ФосАгро" закупает исторические объемы. Другие производители сложных удобрений тоже сохраняют свои контракты.
- В связи с изменением плана по производству на этот год корректируются ли озвученные в сентябре прошлого года параметры инвестпрограммы?
- Все сохраняется. Мы живем в сроках и рамках этой программы, выполняем все наши бюджеты: это и программа расширения узких мест, которая добавит нам еще 1 млн тонн мощности, есть и Усть-Яйва, которая должна быть запущена в 2020 году. Все идет по графику.
- Может ли "Уралкалий" ускорить реализацию greenfield проектов?
- Мы стараемся, особенно по Усть-Яйве. Проект долгосрочный, конечно, такие возможности есть, но пока мы ориентируемся на 2020 год.
- Проект разработки Половодовского участка еще актуален для "Уралкалия"?
- Если рыночная ситуация и прогноз будут благоприятными, мы действительно можем начать инвестировать в Половодово. Возможно, в середине 2015 года мы предложим совету директоров рассмотреть этот проект. Также в следующем году будет рассматриваться вопрос по второй фазе "Соликамск-3".
- Имея несколько greenfield проектов, "Уралкалий" заинтересовался новыми участками в Пермском крае и подал заявку на аукцион. Чем обусловлен этот интерес?
- Не так много участков, не только в России, но и в мире, где экономически целесообразной является добыча калия. Это, возможно, одни из последних участков на Верхнекамском месторождении калийно-магниевых солей. Сейчас мы рассматриваем этот вариант, возможно, имеет смысл их купить в случае разумной цены лицензии. Аукцион будет в понедельник, у нас идут последние согласования.
- Почему "Уралкалий" не стал участвовать в конкурсе на Непское месторождение?
- Это очень сложный участок, неясные перспективы, непонятна логистика, капиталоемкость - невероятно тяжелый проект. Есть более понятные участки в регионе, где добыча калия уже ведется.
- Какой объем капвложений запланирован на этот год?
- До $450 млн, что включает инвестиции в поддержание, а также развитие мощностей.
- "Уралкалий" в этом году планирует привлекать финансирование или план заимствований уже выполнен?
- Процесс идет, банки нас кредитуют, у нас все хорошо. Средняя ставка портфеля у нас около 3,6%. Проблем с рефинансированием у нас нет.
Тем не менее, мы планируем несколько снизить соотношение чистого долга к EBITDA с текущего уровня в 2,5 до целевого - 2.
- Санкции, гласные и негласные, как-то сказываются на работе компании?
- Санкции нас никак не коснулись, мы как продавали калийные удобрения, так и продаем - это вопрос продовольственной безопасности. Наш основной рынок - страны БРИК, тут все более или менее спокойно. В Северную Америку мы поставляем около полумиллиона тонн из 10-11 млн. Вряд ли эта ситуация как-то сильно нас может затронуть.
- Ряд российских компаний сейчас работают над получением листинга в Азии, чтобы расширить круг инвесторов. Изучает ли "Уралкалий" такую возможность?
- Нет, мы вполне довольны нашими листингами в Лондоне и в Москве, у нас хорошая ликвидность, нам нет смысла получать листинг в Азии.
- А привлечение кредитов на азиатском рынке вы рассматриваете?
- Это вопрос ставок. Если азиатские банки предложат нам более низкие ставки по кредитам - будем с ними работать.
- Не могу не спросить про отношения "Уралкалия" с "Беларуськалием". Ведутся ли сейчас какие-то переговоры, предварительные обсуждения параметров возможного трейдингового партнерства?
- Вам известно, что Дмитрий Мазепин, акционер нашей компании, встречался с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Встреча прошла в позитивном ключе, что будет дальше - мы ждем. Ждем позитивного развития ситуации. Экономические соображения в пользу того, чтобы возобновить сотрудничество, есть. Безусловно, сравнивая финансовые результаты "Уралкалия" во время существования БКК и после разрыва, мы видим, что целесообразность есть. Вопрос в том, чтобы найти взаимовыгодную форму сотрудничества, естественно, в рамках законодательства.
- Когда планируется начать продажи в рамках СП с малазийской FELDA? Можете ли вы озвучить планируемые объемы продаж?
- Продажи в рамках СП с FELDA начнутся во втором полугодии этого года. Ожидается, что в 2014 году будет поставлено около 50 тыс. тонн хлористого калия.
- Какие-то активы в сфере дистрибуции и логистики, подобно доле в терминале в Бразилии, приобретать планируете?
- Пока нет. Как в терминальном бизнесе, так и в морских перевозках и в трейдинге, количество игроков ограничено и известно. Но если на рынке появится актив, который добавит акционерную стоимость компании, то почему бы не рассмотреть. Мы компания оперативная и мобильная.