Пан Ги Мун: Мы вступили в новую стадию глобализации

Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун подводит некоторые итоги первого года пребывания на этом посту в интервью агентству "Интерфакс"

Пан Ги Мун: Мы вступили в новую стадию глобализации
Пан Ги Мун: Мы вступили в новую стадию глобализации
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 11 марта. INTERFAX.RU - Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун подводит некоторые итоги первого года пребывания на этом посту в интервью агентству "Интерфакс"

Г-н генеральный секретарь, что Вам представляется бесспорным достижением в течение первого года на посту Генерального секретаря? Было ли что-то, о чем Вы сожалеете?

За последний год я понял, что всегда стоит ожидать самого неожиданного. И это делает работу генерального секретаря настолько интересной и захватывающей. С другой стороны, эта работа требует настоящей скромности. И каждый раз, когда мы сталкиваемся с множеством глобальных вызовов, к примеру, с изменением климата или нераспространением (оружия массового уничтожения - ИФ), у меня укрепляется решимость побуждать страны-члены ООН решать эти проблемы единственно возможным путем - коллективно.

Что касается успехов, то это дело отдельных людей, стран-членов ООН, общественных и частных организаций оценивать мою деятельность на этом посту. В качестве одного из достижений могу упомянуть декабрьскую конференцию на Бали, посвященную проблемам изменения климата. На ней мировые лидеры сделали важнейший первый шаг по направлению к выработке всеобъемлющего соглашения по данной проблематике к 2009 году.

С самого первого дня на этом посту я постоянно путешествую, общаюсь с главами государств, посещаю различные страны. Все вопросы, с которыми мы сталкивались в прошлом году, такие как реформа ООН, Дарфур, климатические изменения, Ливан, очень сложны и остаются на повестке дня. Нам необходимо продолжать и усиливать наши действия по их разрешению. Полагаю, что мы создали хорошую базу для решения этих проблем, на основе которой мы можем двигаться вперед.

Многие аналитики высказывают довольно пессимистичные прогнозы относительно возможности реформы системы ООН. Что, на Ваш взгляд, может быть сделано на этом направлении уже сейчас?

Необходимо изменить саму культуру работы ООН, перестроить Организацию в соответствии с требованиями современного мира. Нам нужно быстрее и эффективнее отвечать на глобальные вызовы, соответствовать высочайшим стандартам этики, прозрачности и контролируемости.

"Жив" ли процесс реформы Совета Безопасности ООН? Каким Вам видится будущее этого центральной структуры ООН? Как Вы относитесь к идее расширения числа постоянных членов СБ ООН, наделенных правом вето?

Реформа Совета Безопасности ООН - это наиболее важный аспект институциональных изменений в Организации Объединенных Наций. Я искренне надеюсь, что страны-члены ООН смогут продвинуться вперед в этом вопросе, ведь расширение Совета Безопасности в приемлемой для всех форме совершенно необходимо с учетом всех тех значительных изменений в международной политической жизни, которые произошли за последние 60 лет. Со своей стороны, я приложу все усилия, чтобы способствовать консультациям между странами-членами ООН по вопросу о реформе Совета Безопасности.

В вопросе о будущем Косова Ваши позиции и взгляды России не всегда и не во всем совпадали. Почему, на Ваш взгляд, это произошло? Видите ли Вы будущее для ООН в Косово или уже в недалеком будущем перспективе эта бывшая сербская провинция станет исключительной зоной ответственности ЕС?

Резолюция Совета Безопасности 1244 остается в силе, и гражданская миссия ООН в Косово (UNMIC), получающая указания в Совете Безопасности, рассматривает ее как законодательную базу своего мандата и применяет в соответствии с развитием событий. Моей основной целью остается обеспечение безопасности населения Косова, особенно национальных меньшинств, поддержание международного мира и безопасности, а также общей стабильности и Косово и регионе, обеспечение безопасности персонала ООН и сохранение достижений и наследия ООН в Косово и на Балканах в целом.

Россия и ряд других стран предупреждали, что одним из последствий одностороннего провозглашения независимости Косово может стать так называемый парад суверенитетов. В частности, о независимости говорят в Палестине, Абхазии, Южной Осетии. Об отделении от Косово заявляют в Митровице. Видите ли Вы такую угрозу? Считаете ли Вы возможным международное признание других самопровозглашенных образований, в том числе и вышеназванных?

Я предпочел бы не заниматься домыслами относительно того, что может или не может произойти в различных регионах мира в связи с Косово. К каждой ситуации надо подходить с учетом ее уникальных черт. Не комментируя собственно независимость Косово, я хотел бы отметить, что это крайне особый случай, он отличен от других в силу того, что еще с 1999 года международное сообщество вмешивается в осуществление суверенитета Сербии над краем. Напомню также, что признание тех или иных государств - это личное дело стран-членов ООН, а не генерального секретаря или секретариата ООН.

Северокорейская ядерная проблема, похоже, близка к разрешению. На Ваш взгляд, представляет ли все еще КНДР проблему для международного сообщества? Что прежде всего должен сделать Пхеньян с тем, чтобы выйти из международной изоляции?

Меня обнадеживает прогресс, достигнутый в урегулировании ядерной проблемы КНДР. Я продолжаю поддерживать шестисторонний процесс, который за последние годы принес ощутимые позитивные результаты. Я рассчитываю, что шестисторонние переговоры будут способствовать разрешению вопросов, имеющихся к КНДР, и помогут этой стране наладить более тесные контакты с международным сообществом.

Можно ли с таким же оптимизмом говорить о перспективах решения ядерной проблемы Ирана? Как Вы относитесь к позиции ряда стран, которые считают, что от Тегерана исходит серьезная угроза миру и безопасности и принимают превентивные военные меры для отражения ядерных атак со стороны Ирана?

Что касается иранского ядерного вопроса, я поддерживаю продолжение диалога между Ираном и Международным агентством по атомной энергии и приветствую прогресс, достигнутый в рамках плана, выработанного сторонами в августе 2007 года. В то же время хотелось бы подчеркнуть чрезвычайную важность того, чтобы правительство Ирана полностью выполняло резолюции Совета Безопасности ООН. Если говорить о мерах, предпринимаемых отдельными странами, то за комментариями лучше обратиться к ним, а не ко мне.

Как Вы оцениваете нынешнее состояние процесса ближневосточного урегулирования? Ваше отношение к выдвинутой Россией идее созыва международной конференции по Ближнему Востоку?

Я очень озабочен развитием ситуации в регионе, особенно в секторе Газы, в последние десять лет и неоднократно заявлял об этом. Если говорить о политическом аспекте, то я приветствую ответственность и мужество, проявленные премьер-министром Ольмертом и председателем Аббасом в этом году в деле возобновления политического процесса, несмотря на практически всеобщий скептицизм и прочие проблемы. Процесс, начатый в Аннаполисе, должен продолжаться и получать соответствующую поддержку. Международное сообщество должно прилагать все усилия, чтобы гарантировать продвижение вперед в двусторонних переговорах, направленных на достижение соглашения по всем без исключения ключевым аспектам урегулирования.

Но процесс Аннаполиса можно сохранить только путем проведения реальных изменений в самом регионе. Со своей стороны, я продолжу напоминать всем сторонам об основах международного права и тесно работать в целях выполнения "дорожной карты" с нашими партнерами по "квартету", со странами региона и Советом Безопасности. Нашей целью должно быть окончание оккупации, которая началась в 1967 году, и мирное сосуществование израильского и палестинского государств.

Что касается инициативы России о проведении международной конференции по Ближнему Востоку, то сейчас мы обсуждаем эту идею с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и другими членами ближневосточного "квартета". Насколько я понимаю, и правительство России проводит консультации по этому поводу. Вообще же, я поддерживаю эту идею и надеюсь, что такая конференция состоится. Но я предпочел бы воздержаться от более детальных комментариев до получения конкретного предложения с российской стороны.

Если говорить о Дарфуре, то с одной стороны, удалось сформировать беспрецедентную по масштабу смешанную миротворческую операцию по линии ООН и Африканского союза. С другой стороны, миротворческий контингент недостаточно "мускулист" - сообщения из региона по-прежнему тревожны. Каковы возможные пути выхода из того, что начитает походить на очередную тупиковую ситуацию в Африке?

В своем недавнем докладе Совету Безопасности я рассказал о развертывании смешанной операции Африканского союза и ООН в Дарфуре (UNAMID) и остановился на стремительно ухудшающейся обстановке в Западном Дарфуре.

В свете ситуации, сложившейся в регионе, приоритетом для Дарфура является прекращение военных действий и создание эффективных механизмов по наблюдению за выполнением сторонами своих обязательств и предотвращению нарушений. Для этого я призываю правительство Судана и все стороны конфликта активно сотрудничать со специальными посланниками Африканского союза и ООН и как можно скорее наладить переговорный процесс.

Необходимо также показать, что UNAMID может принести ощутимые улучшения в жизнь населения Дарфура, иначе этой операции не будут доверять. Поэтому я призываю все силы UNAMID, полицейскую часть миссии ускорить развертывание подразделений и средств в рамках операции. Я также призываю страны-члены ООН предоставить соответствующие вспомогательные подразделения, в том числе средства воздушной поддержки.

Пожалуй, самым бесспорным из Ваших приоритетов является судьба "миллиарда наименее привилегированных жителей нашей планеты". Ваша оценка последнего периода: произошли ли качественные сдвиги в деле улучшения положения населения в беднейших странах? Как сделать такую работу уделом не только правительств и международных организаций?

Нельзя забывать об этом "миллиарде наименее привилегированных". Большинство из этих людей живет в Африке или в маленьких развивающихся островных государствах Азии. Им приходится сводить концы с концами на менее чем 1 доллар в день. И мы должны уделять большое внимание этим нуждающимся странам, надо услышать голос беднейших людей мира, чем слишком часто пренебрегают. Необходимо удвоить наши усилия по достижению Целей тысячелетия, особенно в Африке. Я приложу все усилия для мобилизации политической воли, убеждению лидеров различных стран выполнять их обязательства по оказанию помощи, снижению торгового дисбаланса и долгового бремени.

Мы - ООН, правительства различных стран, гражданское общество, международные корпорации - мы все должны внести в это дело свою лепту. Мы вступили в новую стадию глобализации - сейчас создаются общие устойчивые рынки, поощряется развитие, усиливается международное сотрудничество путем активного взаимодействия государственного и частного секторов. И программы в рамках глобальной корпоративной инициативы ООН - это отличный пример подобного сотрудничества и партнерства.

Интервью

Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением