Главный редактор детского журнала "Мурзилка": детская литература по-прежнему есть

В этом году журналу "Мурзилка" исполняется 90 лет

Главный редактор детского журнала "Мурзилка": детская литература по-прежнему есть
Главный редактор журнала "Мурзилка" Татьяна Андросенко.
Фото: журнал "Мурзилка"

Москва. 10 апреля. INTERFAX.RU - Детский литературно-художественный журнал "Мурзилка" знаком не одному поколению советских и российских детей. Журнал назван по имени сказочного существа - желтого и пушистого Мурзилки, которого впервые нарисовал в 1937 году художник Аминадав Каневский. В журнале всегда печатались и печатаются лучшие произведения отечественных и зарубежных авторов: Агнии Барто, Бориса Заходера, Корнея Чуковского, Эдуарда Успенского и других не менее знаменитых писателей, на произведениях которых выросло не одно поколение детей. В середине мая 2014 года знаменитому изданию исполняется 90 лет. На протяжении всего этого времени журнал ни разу не переставал издаваться.

В преддверии празднования юбилея главный редактор "Мурзилки" Татьяна Андросенко рассказала в интервью "Интерфаксу" о мероприятиях, которые готовит издание к своему 90-летию, жизни "Мурзилки" в 21 веке, а также о ситуации в современной детской периодике и литературе в России.

- Татьяна Филипповна, есть ли у "Мурзилки" сегодня детские издания – конкуренты?

- Детских журналов много, конкурентов мы не видим, потому что эти журналы появились позже. Мне нравится высказывание одного литературного критика, фамилию которого я называть не буду, "Есть "Мурзилка", а есть журналы, которые являются клонами "Мурзилки".

На мой взгляд, нужно, чтобы было как можно больше хороших детских журналов. Пусть будет выбор у детей и их родителей. Но я не вижу, чтобы в журналах появлялось что-то новое. Появляется издание новое, они обязательно "слизывают" рубрики, берут под них тех же авторов, что и "Мурзилка".

Пусть будет больше журналов: мы любим работать в конкуренции, это хорошо подстегивает, не дает стоять на месте.

- Расскажите, как журнал планирует отмечать свое 90-летие?

- У нас планируется обширная программа не только мероприятий, но и подготовки специальных изданий.

В этом году к 90-летию мы собрали лучшие иллюстрации художников, работы которых печатались на страницах "Мурзилки", начиная с 1924 года и издали книгу. Было выпущено 5 тысяч экземпляров для художественных вузов. Мы знали, что эта книжка нужна, но мы не знали, что она будет настолько востребована. Она стала лауреатом конкурса "Книга года России". Мы бесплатно подарили ее вузам, библиотекам, художественным вузам.

Если на качественных рисунках учить детей, тогда все будет хорошо. К сожалению, в зарубежных журналах рисование оставляет желать лучшего – не поймешь, изображен ребенок или зверек.

Кроме того, в настоящее время идет работа над трехтомником "История страны глазами детского журнала". Там будут тексты с рисунками, детские письма. Первый том издания появится к маю, к юбилею.

Также 14 мая в театре РАМТ (Российский академический молодежный театр. - ИФ) состоится основной праздник "Мурзилки", где будут вручаться награды детям и взрослым, а также победителям марафона "С "Мурзилкой" интересно жить, с "Мурзилкой" весело дружить", который мы проводили в течение года совместно с министерством труда и социальной защиты и министерством связи по всей России. Юным зрителям мы подарим спектакль "Золушка".

А 17 мая вместе с музеем истории Москвы мы проводим большой праздник "Мурзилки"с 13:00 часов до 19:00 в музее русской усадебной культуры "Усадьба князей Голицыных "Влахернское-Кузьминки" на 14 площадках по всему парку. К концу дня общими силами будет выпущен юбилейный номер журнала. Принять участие смогут все желающие – вход свободный. Праздник плавно перейдет в "Ночь музеев" для взрослых.

Сейчас в Москве работают 12 выставок картин художников, рисовавших для "Мурзилки", и еще одна, 13-я проводится на факультете журналистики в МГУ им. Ломоносова.

В октябре у нас будет большая выставка художников "Мурзилки" в ГУМе, совместно с производителями детских товаров. Заключительное мероприятие будет открываться 1 декабря в Российской государственной детской библиотеке. Там будут представлены оригиналы работ художников, иллюстрировавших журнал, также история "Мурзилки" и фотографии. Выставка продлится три месяца.

- В чем вы видите миссию "Мурзилки" в XXI веке?

- С самого начала у журнала была просветительско-образовательная миссия. Образовывать детей нужно через средства детской литературы, через средства детского рисунка. Такой был замысел при создании журнала в 1924 году, так это и идет по сегодняшний день.

На сегодня, главная задача нашего журнала – развивать детей, давать хорошую литературу, не лишать детей детства, помогать. Наши материалы помогали и помогают изучению школьной программы, но в игровой форме. Миссия, как бы ни менялся журнал, как бы ни менялись дети, главное – давать хорошую детскую литературу и рисунок.

У нас на сегодняшний день единственный в стране журнал, который рисуют художники. В мире такого журнала нет, и не было никогда. Есть развлекательные журналы, но литературно-художественного нет.

В 2011 году журнал был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый долго издающийся, не прерывающийся. Журнал жив, и жив большими именами.

- В журнале сегодня печатают свои произведения только признанные авторы?

- Мы открываем новые имена, молодые авторы идут потоком. Наши маститые писатели приводят молодых. Все приносимые материалы мы перечитываем, чтобы найти и не потерять единственную "звездочку". Для детей писать очень тяжело. Проще написать детектив, чем дать в один разворот материал для ребенка.

Журнал открыт любым темам, главное - чтобы они были добрые, нравственные, чтобы они не пугали наших детей, чтобы они были не опасны для наших детей, чтобы психика наших детей не разрушалась. Мы должны продолжать хорошее, радостное, прекрасное детство.

- За счет чего журнал живет?

- Наш журнал живет за счет подписки. В киосках его практически не купить, связано это с тем, что продавцы сами не хотят брать детские журналы на реализацию. Им это невыгодно. Поэтому 90% нашего дохода – это подписка, 10% - это розница, если что-то возвращается нам с розницы, мы тут же дарим журналы школам, школам–интернатам, детским домам. Но количество возврата очень маленькое.

- Сколько стоит подписка на "Мурзилку"?

- Подписка стоит на полгода 520 рублей. Однако мы опасаемся, что, так как государство с 2014 - 2015 года перестает давать дотации почте, стоимость доставки почтой на 2014-2015 год может возрасти до 40%.

Главные редакторы журналов, не только детских, обращались к правительству с просьбой сохранить дотации для почты, иначе мы потеряем подписчиков. Ничего сделано не было. Сейчас идет подписка на второе полугодие, а уж на следующий год мы ожидаем значительное повышение тарифов на доставку. Это большая проблема, которая, конечно, сократит число наших подписчиков.

- Должно ли государство помогать детским журналам?

- Помогать детским журналам не надо, мы не просим денег, не надо на редакцию пересылать деньги, каждая редакция по-разному их расходует. Деньги давать надо на детские библиотеки и чтобы отдельной строчкой было написано, что это на подписку на детскую периодику. Моя позиция: отдельной строчкой должны идти деньги на подписные детские издания, и пусть библиотека выбирает, а мы уже между журналами будем стараться, чтобы именно наш журнал выписали. Мне кажется, что это здоровая обстановка.

- Есть ли шанс выжить у детской периодики в свете появления современных информационных технологий – ай-падов, приложений, электронных книг и т. д.?

- Никакая электронная книга не заменит живое слово. Надежды на то, что электронная книга завоюет мир, не оправдались. Ребенок должен почувствовать красоту слова, русский язык, грамотность, поэтому пока интернет и электронные книги не заменят бумажные книги. Я считаю, что детям надо читать бумажные носители. От цивилизации никуда не уйдем. Для того чтобы ребенок умел разобраться в информации на планшете, нужно, чтобы у него сложилась культура слова, речь и грамотность.

- "Мурзилка" идет в ногу со временем, у вас есть электронное приложение?

- У нас создано приложение "Мурзилки" для iPad. Сейчас мы вышли на первые места по количеству загрузок среди аналогичных приложений. Это приложение начало активно развиваться с января 2013 года. Есть несколько бесплатных пробных номеров, но само приложение стоит 33 рубля.

Мы надеемся, что к маю текущего года у нас появится приложение журнала и для системы Android.

- Что такое, на ваш взгляд, свобода слова в детской периодике и есть ли она сейчас?

- Я считаю, что есть свобода слова и для детской и для взрослой периодики. Мы говорим то, что хотим.

В детской периодике совершенно нет запрещенных тем, но основная задача, чтобы это слово не убивало ребенка, чтобы оно радовало ребенка, чтобы слово не было опасным для ребенка и чтобы оно, конечно, воспитывало ребенка. У нас совершенно нет закрытых тем: эстетические, воспитательные, психологические, у нас дают рекомендации психологи, сексологи. Все, что защищает ребенка, – это свобода слова в нашем журнале.

Мы печатаем совершенно разные письма детей - и о хорошей жизни, и о плохой.

- Каково, на ваш взгляд, состояние детской периодики сейчас в России?

- Состояние периодики такое же, как состояние страны. К сожалению, детская периодика живет сама по себе. И живет так, как может. Мы живем на средства подписчиков. Их должно быть больше. К сожалению, даже сейчас мы встречаем людей, которые не знают, что "Мурзилка" выходит. Государство нам не помогает. Государство раз в год предлагает грант, который мы, к счастью, выигрываем. Но это капля в море, что нам ее хватает на типографию на один номер. Больше никакой помощи мы не получаем.

Финансирования не хватает, но мы не просим, чтобы финансировали журнал, мы были бы рады, чтобы эти деньги получали библиотеки.

- Есть ли, на ваш взгляд, сейчас качественная современная детская литература?

- Если вы где-то услышите, что сейчас нет детской литературы, не верьте, детская литература есть, есть хорошие имена. Их просто надо поддерживать, чаще печатать, давать возможность, чтобы книжки молодых авторов выходили, чтобы смелее шли на их публикацию издательства, потому, что издательства тоже бояться пробовать. Они тоже должны вместе с нами раскручивать новые имена. Родители хорошо относятся к новой детской литературе.

- Какая литература, на ваш взгляд, нужна современным детям?

- Я бы очень хотела, чтобы было больше литературы о современных детях, чтобы дети в своих рассказах узнавали себя. Важно, чтобы ребенок в рассказах узнавал себя. Чтобы узнаваемо было сегодняшнее время ребенка.

Сейчас литература больше без мальчишек и девчонок, а надо, чтобы они видели себя – и в хороших, и в плохих моментах, чтобы было на кого равняться. Литературы, в которой отражался бы ребенок в сегодняшнем времени, очень немного. Мы просим писателей создать таких современных героев, но, к сожалению, пока такой литературы мало.

- Как привлечь ребенка к чтению?

- Необходимо начинать с семьи – читать дома, читать самим с ребенком. Важно читать каждый день. Нужно создавать такую литературу, чтобы она увлекала детей. До 10, до 12 лет – это тот возраст, когда можно и нужно что-то менять. Нечитающее, необразованное поколение для нашей страны не нужно. Приучать детей к чтению – это работа и семьи, и школы и библиотек.

Беседовала Дарья Морозова

Новости

Хроники событий
Смена власти в СирииСмена власти в Сирии123 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне10 материалов
Обострение палестино-израильского конфликтаОбострение палестино-израильского конфликта2066 материалов
Военная операция на УкраинеВоенная операция на Украине5591 материалов
Ставка ЦБ РФСтавка ЦБ РФ25 материалов
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });