Разговоры о завышении цен на наши вертолеты беспочвенны

Генеральный директор ОАО "Рособоронэкспорт" Анатолий Исайкин рассказывает "Интерфаксу" о поставках российского вооружения в Афганистан по контрактам с США

Разговоры о завышении цен на наши вертолеты беспочвенны
Разговоры о завышении цен на наши вертолеты беспочвенны
Фото: РИА Новости, Алексей Никольский

Москва. 9 августа. INTERFAX.RU - Одной из тем, которую активно обсуждает вся мировая пресса, является исполнение заключенных "Рособоронэкспортом" с министерством обороны США контрактов на поставку вертолетов Ми-17В-5 для афганских сил безопасности. Как показали прошедшие недавно в Конгрессе США дебаты, многие американские конгрессмены чуть ли не бунтуют против закупки российских вертолетов.

Чем вызвана такая острая реакция, почему несмотря на активное противодействие американских законодателей военное ведомство США тем не менее продолжает покупать российские вертолеты, рассказал "Интерфаксу-АВН" генеральный директор ОАО "Рособоронэкспорт" Анатолий Исайкин.

- Анатолий Петрович, американские газеты обвиняют вас в том, что вы не комментируете ситуацию вокруг вертолетных контрактов с Минобороны США, отмалчиваетесь, ничего не желаете объяснять. Так ли это на самом деле? Чем на ваш взгляд вызвана развернутая конгрессменами США кампания

- Ответ здесь довольно простой: жаркие дебаты в Конгрессе США инициировали лоббисты, отстаивающие интересы американских компаний-производителей более дорогой, чем наша, вертолетной техники. Им просто не понравилось, что Пентагон закупает вертолеты в России, пусть и не для себя, а для афганских сил безопасности. И они хотели бы изменить ситуацию в пользу американских компаний. Вот и все.

Что же касается обвинения нас в молчании, то здесь действует железное правило, которому мы следуем при осуществлении военно-технического сотрудничества с партнерами во всех регионах мира: закупки вооружения и военной техники, какие-то детали контрактов первой всегда официально озвучивает страна, которая их покупает. Это – исключительное право покупателя.

Вместе с тем сегодня по контракту с Пентагоном официальную информацию можно найти в Интернете, поскольку были опубликованы соответствующие ведомственные пресс-релизы. Так что российская сторона не уходит в информационное подполье, не избегает общения с прессой. Наша с вами встреча – тому подтверждение.

- Тогда объясните, пожалуйста, почему Пентагон покупает российские вертолеты Ми-17, а не американские "Блэк Хок", например?

- Думаю, было бы лучше задать этот вопрос американским военным. Хотя, как они уже объясняли, Ми-17 дешевле и проще в обслуживании, чем их американские аналоги. Цитирую выступление одного из представителей Пентагона в СМИ: "в ближайшей перспективе имеется неотложная необходимость закупать Ми-17 для создаваемого в Афганистане авиационного крыла, поскольку данная машина оптимальна для выполнения стоящих перед этим подразделением задач".

Более того, именно по мнению высокопоставленных американских офицеров приобретение для афганских сил безопасности российских вертолетов Ми-17 отвечает национальным интересам США. Эта закупка является частью более широкой операции США и Международных сил содействия безопасности (МССБ), направленной на обеспечение наращивания возможностей и потенциала Афганских национальных сил безопасности.

В Пентагоне неоднократно подчеркивали и тот факт, что российские Ми-17 лучше всего подходят для афганской местности, а местные пилоты хорошо знакомы с управлением милевской машиной. Быстро обучить их управлению более сложными американскими машинами никак не получится. Американский же контингент МССБ, по сообщениям СМИ, скоро должен покинуть Афганистан.

- Многие конгрессмены с этими доводами не согласны. Более того, они обвиняют российскую сторону в завышенных ценах на вертолеты Ми-17, связывая это с коррупцией, и говорят, что не согласны с тем, что за счет денег американских налогоплательщиков будет обогащаться "Росборонэкспорт". Кроме того, им не по душе тот факт, что Пентагон не проводил тендера. Что скажете?

- Во-первых, озвучиваемые уважаемыми американскими газетами и некоторыми конгрессменами цифры относительно ценовых параметров этой сделки часто некорректные. Как и ссылки на непроверенные источники, компетентность которых в вопросах ценообразования продукции военного назначения, мягко говоря, слабая. А ведь в том-то и вся соль, что наряду с летательными аппаратами контрактами на поставку продукции военного назначения довольно часто предусматривается поставка запасных частей, средств наземного обслуживания, оказание услуг по материально-техническому обеспечению и так далее. Как журналисты высчитывают цену одного вертолета, не зная как была сформирована эта цена, неизвестно. Зато известно, что иногда стоимость контракта на поставку в Афганистан вертолетов Ми-17 в прессе сравнивается с бюджетом программы на закупку гораздо меньшего количества американских ударных вертолетов "Апач-Лонгбоу" (АН-64D), которые в реальности не являются аналогом вертолетов класса Ми-17, поскольку разработаны для решения других задач.

На самом деле такие вбросы есть ни что иное, как так называемая "война нервов" в торговле оружием. Ну, и результат усилий ряда лоббистов в Конгрессе США. Ведь если говорить о сопоставлении уровня цен вертолетов Ми-17 с ценовыми параметрами его аналогов, то по соотношению цена/качество российский вертолет значительно превосходит своих конкурентов. К такому выводу можно прийти, сравнив, в частности, Ми-17 с вертолетом "Блэк Хок" (UH-60). "Блэк Хок" уступает Ми-17 по грузоподъемности, объему грузовой кабины, максимальной высоте полета. На борту "Блэк Хока" можно перевозить десантников вдвое меньше, чем на нашем Ми-17. Цена же американского вертолета заметно превышает цену Ми-17В-5. Не буду называть точных цен – конгрессмены и без того их прекрасно знают. И об этом, к слову, в США публично тоже говорят, хотя и не так громко.

Во-вторых, "Рособоронэкспорт" не обогащается за счет средств американских налогоплательщиков. Разговоры об этом есть информационная провокация. Деньги по вертолетному контракту с США идут на российские предприятия, участвующие в производстве вертолетов. Это зарплата людям, создающим эти машины. Разве это не нормально?

Выскажусь и в отношении того, что тендера не было. Это, действительно, так – тендера не было. Но именно этот факт я бы, пожалуй, отнес в разряд наиболее важных событий в новейшей истории наших двусторонних военно-политических отношений. И вот почему: первый контракт на поставку в Афганистан военно-транспортных вертолетов Ми-17В-5, подписанный между ОАО "Рособоронэкспорт" и правительством США в мае 2011 года, означал для руководства США и России, как двух великих держав, начало нового этапа в межгосударственных отношениях.

Может быть, это прозвучит пафосно, но иначе сказать нельзя: общие национальные интересы, взаимная экономическая целесообразность и абсолютная законность этой межгосударственной сделки приобрели с этим контрактом новое звучание в российско-американских отношениях. Это символы реальной политики, направленной на решение общей международной проблемы, связанной с ситуацией в Афганистане. Многие конгрессмены это прекрасно понимают. Однако по разным соображениям они озвучивают вещи, в которые, скорее всего, сами не очень-то верят.

- Расскажите, как проходили переговоры с американцами?

- Скажу так: на протяжении всех переговоров в состав российской и американской делегаций постоянно входили представители ФСВТС России, министерства обороны Российской Федерации, министерства обороны США и правительства США. Это всегда подчеркивало особое значение, придаваемое данному проекту обеими сторонами. При этом американские коллеги показали себя прекрасными переговорщиками: настойчивыми и всесторонне подкованными специалистами самого высокого класса. Каждая наша встреча была очень интересной.

Говоря по-американски, они оказались отличными ребятами, офицерами чрезвычайно грамотными, знающими, как говорится, не только матчасть, но и цену деньгам, умеющими торговаться за каждый цент. Так что с ними приятно было иметь дело со всех точек зрения, в том числе с чисто профессиональной.

В частности, американцы тщательно, в деталях разбирались во всех без исключения вопросах ценообразования, раскладывали по полочкам структуру цены каждого вертолета. Мы обсуждали абсолютно все аспекты, которые влияют на стоимость отдельной машины: производство, страхование, обслуживание, доставку, обучение специалистов, установку дополнительного западного оборудования, которое понадобится афганским экипажам, а также многие другие аспекты.

- К слову, почему Пентагон обратился в "Рособоронэкспорт"? Ведь до этого вертолеты "Миля" покупались американцами у других поставщиков?

- Все просто: успешно и абсолютно законно исполняемый в настоящее время контракт, подписанный в 2011 году между "Рособоронэкспортом", как единственной в России государственной компанией-посредником при экспорте продукции военного назначения, и правительством США, не оставил шансов для возврата к существовавшим до 26 мая 2011 года неофициальным путям закупки американскими компаниями вертолетов марки "Миля".

И это путь, выбранный самими американцами, кстати, был единственно верным. Только так и должно быть в межгосударственном военно-техническом сотрудничестве. Ныне действующий контракт с США характеризует цивилизованный подход к ведению бизнеса в отношении продукции военного назначения, а также строгое соблюдение сторонами принятых на себя контрактных обязательств и законодательств двух стран.

Ранее же, то есть до 26 мая 2011 года, некоторые недобросовестные компании, используя цепочки посредников, покупали у никому не известных фирм гражданские вертолеты, впоследствии дорабатывая их где-то на территории третьих стран. Только после такой с позволения сказать модернизации вертолеты попадали к конечному пользователю. Сколько они в итоге стоили – сказать сложно, да это не так уж и важно. Важно здесь другое: это были несертифицированные машины, летать на которых я бы никому не рекомендовал. А уж тем более я бы не рекомендовал воевать на таких с террористами.

Сейчас же все четко, понятно, прозрачно и прогнозируемо: американская сторона приобретает в России высококачественную и сертифицированную по всем правилам международного рынка вооружений продукцию – одни из самых надежных в мире военно-транспортные вертолеты – Ми-17В-5. В этом, безусловно, есть и прямая выгода серийного завода-изготовителя - Казанского вертолетного завода, а также разработчика вертолетов марки «Ми» МВЗ им. М.Л.Миля, которые получают по американским контрактам "живые" деньги.

- И все-таки: какова реальная цена одного Ми-17?

- Ответ на этот вопрос находится в компетенции американской стороны. Могу сказать лишь одно: Пентагон их покупает по очень хорошей, выгодной ему цене. И все разговоры о том, что цены на российские машины безумно высокие, беспочвенны. Это дезинформация, появление которой, как я уже говорил, скорее всего спонсировано компаниями-производителями других вертолетов, желающими поставлять в Афганистан свои машины. Подобные вымыслы являются первейшим признаком недобросовестной конкуренции. К таким с позволения сказать аргументам прибегают те, у кого больше нет здравых, логически и фактически обоснованных аргументов.

- Сколько вертолетов Ми-17В-5 поставляется по подписанным с США контрактам?

- После подписанного в мае 2011 года первого контракта с Пентагоном на поставку 21 военно-транспортного вертолета Ми-17В-5 и его успешного выполнения, в 2012 -2013 гг. между правительством США и "Рособоронэкспортом" был подписан ряд дополнительных соглашений на поставку в общей сложности еще 42 вертолетов. Поставки данных вертолетов начнутся в конце августа 2013 года и завершатся в 2014 году.

Эти контракты предполагают поставку вертолетных комплексов в военно-транспортном исполнении, с интеграцией на борт почти двух десятков элементов современного радионавигационного оборудования западного производства.

- О каком оборудовании идет речь?

- О специальном военном оборудовании, произведенном в ряде стран Запада и, следовательно, до того момента запрещенном к ввозу в Российскую Федерацию. Нам пришлось проделать много юридической работы, чтобы на всех уровнях согласовать ввоз этого специмущества в Россию. Но больше никаких технических деталей и нюансов я раскрыть не смогу, так как это уже коммерческая тайна. Скажу лишь, что в ходе исполнения наших контрактных обязательств был реализован интегральный подход в поставке напрямую с завода-изготовителя в интересах министерства обороны США российских многофункциональных военно-транспортных вертолетов, оснащенных авионикой иностранного производства. И это – очень важный момент, пожалуй, даже один из ключевых моментов в этом контракте.

Еще одной особенностью контракта является то, что американские специалисты, ознакомившись с действующими в России процедурами подтверждения летной годности вертолетов Ми-17В-5, в США в г. Хантсвилле вручили министерству обороны Российской Федерации сертификат признания процедур обеспечения и поддержания летной годности в отношении вертолетной техники. Согласитесь, это тоже о многом говорит.

- Какие задачи, по мнению заказчика, должны выполнять эти вертолеты в Афганистане?

- В тактическом смысле таких задач чрезвычайно много, а в стратегическом она одна – помогать афганскому народу жить в безопасности.

Вкратце можно отметить, что российские военно-транспортные вертолеты типа Ми-17 способны выполнять боевые и гуманитарные задачи днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, если надо – с применением всех имеющихся средств поражения. В целом, эти новейшие вертолеты по праву можно считать одними из символов отечественной вертолетной промышленности. Многие специалисты из разных стран признают, что это лучшие машины в своем классе, успешно эксплуатируемые более чем в 70 странах, в самых разных климатических поясах.

Также ни для кого не секрет, что в Ми-17 удачно сочетаются новые технологии, внедренные российскими конструкторами, и огромный опыт применения их предшественников в войнах, локальных конфликтах и миротворческих миссиях. Уникальную живучесть новые модификации Ми-17 унаследовали от своих предшественников, участвовавших практически во всех конфликтах второй половины XX века. Советские вертолеты хорошо проявили себя и в Афганистане, где об их надежности и неприхотливости ходили легенды...

Так что я еще раз подчеркну: по критерию «эффективность-стоимость» у Ми-17 просто нет альтернатив в сложившейся обстановке. Во-первых, российские вертолеты значительно дешевле аналогов. Во-вторых, по своим возможностям Ми-17 идеально подходят для работы в сложнейших условиях Афганистана. И, в-третьих, на Ми-17 существенно проще готовить афганские экипажи, их легче обслуживать, ну, и так далее.

То есть, резюмируя, можно сказать, что контракт по Ми-17 – это очень прагматичное, взвешенное и единственно верное в сложившейся ситуации решение американского оборонного ведомства, наглядно свидетельствующее о том, что наши страны могут сообща работать над решением глобальных проблем, откинув в сторону предрассудки "холодной войны". По сути, таких масштабных двусторонних проектов у России и США не так много. И сколько подобных проектов будет в будущем – никому не известно. Так что беспрецедентный уровень доверия, достигнутый нами в ходе исполнения вертолетного контракта, стоит оценить весьма высоко.

- Кстати, кто в Афганистане будет обслуживать закупаемые Пентагоном вертолеты?

- Сейчас российская сторона разместила на базе МССБ в Кабуле группу специалистов завода-изготовителя вертолетов для выполнения гарантийных обязательств. А потом обслуживанием вертолетов займутся афганские технические специалисты. К слову сказать, афганцы успеют обучиться к тому сроку, когда будут поставлены законтрактованные вертолеты. Процесс так и рассчитан, чтобы вертолеты не простаивали на аэродромах, а использовались бы сразу по прибытию в Афганистан. К тому же высокое качество подготовки афганских специалистов в России оценили и сами сотрудники Минобороны США, присутствовавшие на занятиях в Новосибирске.

После полного цикла обучения в России, который длится три-четыре месяца, афганцы все, что нужно, смогут самостоятельно делать, и смогут сделать это правильно, я абсолютно уверен в этом.

Не сомневаюсь, что все поставляемые в Афганистан вертолеты Ми-17В-5 будут обслуживаться своевременно и в соответствии со всеми требованиями к их эксплуатации. Не сомневаюсь и в том, что "милевские" машины будут много лет летать в афганском небе, помогая людям выполнять непростые задачи строительства в этой стране мирной жизни. Кстати, как того хочется двум стратегическим партнерам – России и США.

А если, возвращаясь к отправной точке нашего разговора, этот взаимовыгодный межгосударственный контракт, подтверждающий заинтересованность США в российской технике в Афганистане и, в целом, в сотрудничестве с Россией по Афганистану, кому-то в США не нравится, то что же – это уже не наше дело.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений