Элементы ПРО США в Румынии не будут нести ядерный заряд
В канун своего визита в Москву глава МИД Румынии Титус Корлэцян рассказал "Интерфаксу" об отношениях между двумя странами
Москва. 8 июля. INTERFAX.RU - Глава МИД Румынии Титус Корлэцян дал интервью "Интерфаксу" по всему комплексу румыно-российских отношений в канун своего визита в Москву и переговоров с главой российского МИД Сергеем Лавровым.
- Последний визит румынского министра иностранных дел в Россию состоялся в феврале 2009 года. Как Вы оцениваете нынешнее состояние отношений между двумя странами?
- Двусторонние отношения между Румынией и Российской Федерацией, к сожалению, за последние годы, развивались неравномерно. Были надежды на то, что визит в Москву в феврале 2009 года тогдашнего министра иностранных дел Румынии, стал бы моментом открытости в двусторонних отношениях, но эти надежды не воплотились в жизнь. Несмотря на это, следовали ежегодные встречи на уровне статс-секретаря МИДа Румынии - заместителя министра иностранных дел России. Поэтому я уверен, что мой нынешний визит является тем случаем, которым могут воспользоваться обе стороны.
Регулярный диалог на всех уровнях может обеспечить лучшее взаимопонимание. Мне кажется корректным и честным признать и тот факт, что иногда по определенным вопросам наши позиции не совпадают. На самом деле, регулярный диалог является единственным практическим способом, позволяющим озвучивать наши точки зрения, с целью налаживания конструктивных отношений в долгосрочной перспективе в интересах обеих сторон.
Нормальные отношения помогают нам как государствам с законными интересами в том, что касается развития региона, в котором мы расположены, поддержания его стабильности, а также в рамках диалога ЕС-Россия и НАТО-Россия.
- Какие темы Вы намерены поднять в ходе переговоров с российской стороной? Обсуждается ли возможность встречи на высшем уровне между Россией и Румынией?
После последней встречи министров иностранных дел Румынии и Российской Федерации в двусторонней повестке дня накопился целый ряд тем, которые требуют обстоятельного обмена мнениями и обсуждения перспектив дальнейшего развития. Считаю, что нам было бы полезно выстраивать наши отношения на уже имеющейся основе. В течение последнего года намечались позитивные тенденции на уровне экономического, межпарламентского, культурного сотрудничества, а также усовершенствования правовой базы, что могло бы стать положительной отправной точкой в углублении румыно-российского сотрудничества в предстоящий период. У нас целый ряд конкретных проектов, которые могли бы внести вклад в двусторонний диалог, и я намерен поговорить об этом на переговорах в Москве со своим коллегой Сергеем Лавровым.
Разумеется, диалог должен происходить на всех уровнях. Могу отметить, что возобновление в предстоящий период политического диалога на высоком уровне на основе прозрачности и предсказуемости с взаимным признанием позиций каждой стороны будет для меня, в качестве министра иностранных дел Румынии, одной из постоянных задач в отношениях с Российской Федерацией.
- Румыния – страна-член НАТО. Самым серьезным раздражителем в отношениях Российской Федерации и НАТО остается проблема ПРО. В 2015 году на территории Румынии будут размещены ракеты-перехватчики ЕвроПРО. Москва предупредила, что это станет дополнительным раздражителем в российско-румынских отношениях. Что Вы могли бы ответить на это российским партнерам?
- Как европейское государство и член Североатлантического альянса Румыния наряду с международным сообществом следит за развитием в мире возможностей, связанных с баллистическими ракетами.
Недавние провокации Северной Кореи - лишь один из ярких примеров такого плана. Технология запуска спутников на орбите схожа с технологией для запуска баллистических ракет, и этот факт делает возможным использование технологии запуска спутников в целях развития военных арсеналов. Более того, программы, касающиеся баллистических ракет, часто сопровождаются разработкой оружия массового уничтожения.
Европа находится в зоне возможного действия баллистических ракет, которые принадлежат разным странам или негосударственным игрокам, что вызывает озабоченность международного сообщества.
В этих условиях, попытки снижения рисков, вызываемых баллистическими ракетами, не могут не учитывать тот метод действия, который представляет возможности обороны против баллистических ракет. Этот подход является ответственным и мирным ответом только с целью легитимной обороны в той ситуации, когда дипломатия и усилия по нераспространению не могут обеспечивать в полной мере соответствующие рамки для развития предсказуемых международных отношений.
Это значит, что участие Румынии в архитектуре противоракетной обороны НАТО определяется путем участия в осуществлении противоракетной (ЕПАП – Европейский поэтапный адаптивный подход) системы (США).
Как известно, наше участие конкретизируется к концу 2015 года после размещения наземных перехватчиков на территории бывшей воздушной базы в селе Девеселу. Этот момент станет завершением первоначальной оперативной готовности противоракетной системы НАТО, после объявления промежуточной оперативной готовности на Саммите в Чикаго в мае 2012 года.
В прошлом году на саммите НАТО в Чикаго альянс заявил что "готов сотрудничать с третьими государствами, в зависимости от каждого случая, с целью укрепления прозрачности и доверия и для повышения эффективности системы противоракетной обороны". Тогда НАТО заявила, что готова к сотрудничеству с Россией в области противоракетной обороны, по формуле "две отдельные системы противоракетной обороны, но которые могут взаимодействовать". Я полностью поддерживаю этот подход и считаю, что те разногласия, которые до сих пор сохраняются между НАТО и Россией в области противоракетной обороны, могут быть преодолены путем открытого, прагматичного и созидательного диалога.
- Как Вы относитесь к требованию России к США и НАТО предоставить юридические гарантии ненаправленности ЕвроПРО против сил ядерного сдерживания РФ?
- Мы знакомы с позицией и требованиями российской стороны относительно предоставления юридически обязывающих гарантий. Я хочу еще раз отметить то, что самые солидные гарантии были уже предоставлены Альянсом, и они содержатся в Декларации Саммита НАТО в Чикаго (как политические гарантии), а также в позиции НАТО и его членов, согласно которой противоракетная система НАТО, обеспечивающая территориальную противоракетную оборону стран-членов, является исключительно оборонительной и не содержит наступательных возможностей, а значит, не затронет стратегическую стабильность и стратегические возможности сдерживания РФ.
Однако существуют и юридические гарантии, предусмотренные уже в Соглашениях между США и Румынией (и соответственно с Польшей) – и все эти аспекты уже опубликованы. Хочу четко уточнить, что перехватчики ПРО могут быть использованы лишь с целью легитимной обороны, в соответствии с нормами международного права и Уставом ООН, а тип перехватчиков, которые будут размещены в Румынии, не будут нести ядерный заряд.
Мы заинтересованы, и у нас огромные надежды на сотрудничество НАТО-Россия в этой области на основе взаимности и прозрачности.
Еще один аспект, подчеркнутый многократно НАТО и его членами, включая Румынию: системы США и НАТО никоим образом не направлены против России.
- Российские официальные лица высказывают тревогу в связи с перспективой "румынизации" Молдавии. Есть ли повод для обеспокоенности, насколько реальна перспектива объединения Румынии и Молдавии?
- Я считаю полностью ошибочным говорить о "румынизации" Республики Молдова, в условиях, когда у нас с большинством населения этой страны общие история, культура и традиции, мы говорим на одном языке – румынском. Помимо этого, мы должны относиться к дискуссиям об идентичности Республики Молдова с осторожностью, сбалансированно и с готовностью к выслушиванию мнений специалистов – историков, языковедов, академиков. В конце концов, эти дискуссии должны состояться на уровне населения, институтов (политических, образовательных, культурных) и гражданского общества Республики Молдова при поддержке академического сообщества.
Я бы сказал, что сейчас важнее тот процесс, через который проходит Республика Молдова – процесс преобразования и глубокой модернизации, в демократическом смысле, европейский. Таким образом, выведены в соответствии с реалиями нашего времени ценности, институты, процедуры, механизмы, которые поддерживают и регулируют взаимодействие на уровне гражданина и институтов. Это процесс, который проходит и Румыния, но, конечно, на другом уровне и с другими темпами. Так, мы можем говорить, что у Румынии и Республики Молдова общий знаменатель – политические перемены и перемены на уровне общества, связанные с европейской интеграцией.
Что касается нас, то наша позиция в отношении Республики Молдова заключается в поддержании европейской интеграции, с учетом политической воли в этом направлении со стороны Кишинева.
Поддержка Румынии осуществляется во всех наших действиях и задачах, предусмотренных двусторонними механизмами сотрудничества в среднесрочной и долгосрочной перспективе, таких как стратегическое партнерство в целях европейской интеграции Республики Молдова, а также двусторонние парламентские и межправительственные Комиссии по европейской интеграции.
Очевидно, граждане Республики Молдова, как и в прошлом, будут свободно выбирать свое будущее. Вот еще один повод, почему нельзя говорить о "румынизации". Мы говорим о свободном выборе населения Республики Молдова, несмотря на то, каким будет этот выбор, и мы все обязаны уважать этот выбор.
- Как Румыния расценивает перспективы урегулирования приднестровского конфликта? С 1993 г. Румыния перестала быть посредником в приднестровском урегулировании. Не хотел бы Бухарест вернуть себе этот статус?
В начале мне хотелось бы кое-что исправить: за пять месяцев в течение 1992 г. Румыния наряду с Республикой Молдова, Россией и Украиной участвовала в четырехстороннем механизме политических консультаций по урегулированию приднестровского конфликта. Этот механизм перестал действовать в июле 1992 г., а дальше Румыния не участвовала больше в процессе приднестровского урегулирования. Однако позже, после вступления Румынии в ЕС, мы косвенно присоединились к этому процессу. Как известно, ЕС участвует в переговорном формате "5+2" по приднестровской проблематике и в европейских позициях по этой теме отражаются точки зрения стран-членов, в том числе Румынии.
Возвращаясь к вопросу, я должен признать то, что в последнее время я констатировал, что у нас меньше оснований для удовлетворения в связи с приднестровским урегулированием. Мы следили с надеждой за развитием переговоров в формате "5+2" с момента их возобновления осенью 2011 года и продолжаем верить, что находимся перед вопросом, который сможем разрешить справедливо при наличии политической воли всех участвующих сторон. Мы также затронули эту тему в рамках недавнего визита в Бухарест секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Николая Патрушева.
Думаю, что сейчас находимся в критической точке, которая требует прогресса, чтобы не испортить договоренности и конкретные сдвиги, накопившиеся в течение восьми раундов официальных переговоров. Поэтому, важно обеспечить как последовательность, так и содержательность процесса "5+2". После согласования принципов ведения переговорного процесса и начала дискуссий по широкому спектру вопросов в основном социально-экономического характера сейчас необходимо продвигаться дальше и в отношении ключевых аспектов урегулирования.
Одинаково важно укрепление надлежащей атмосферы для определения параметров согласованного решения в условиях уважения суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова. Такая цель требует усилий и конструктивного участия всех сторон, а также сдерживания от односторонних действий, которые лишь искусственно напрягают атмосферу переговоров в формате "5+2" и конкретную обстановку на месте.
Остаемся уверенными, что, в конечном итоге, будут превалировать общие усилия всех тех, кто заинтересован в жизнеспособном политическом решении этого вопроса.
Как известно, в свое время, нахождение вооружений 14-й Армии на территории Приднестровья, стало одной из причин отсутствия договоренности России и стран НАТО по соглашению об адаптации ДОВСЕ. Беспокоит ли румынскую сторону российское оружие в Приднестровье?
- Румыния высоко оценивает стратегическую роль и существенный вклад режима контроля над обычными вооружениями в Европе для обеспечения атмосферы доверия, прозрачности и взаимной стабильности. Тот факт, что сегодня нет никакой опасности на европейском континенте, является показателем того, что ДОВСЕ был и остается успешным инструментом для достижения главных задач, которые мы ставили перед собой более 20 лет назад. За последние 6 лет, с того момента, когда Россия приостановила применение ДОВСЕ и дополнительных документов, мы сталкиваемся с обстановкой, которая приводит к постоянной эрозии режима контроля над обычными вооружениями.
Как в качестве страны-члена ЕС и НАТО, так и в качестве соседа Республики Молдова, мы прямо заинтересованы в безопасности и региональной стабильности. Сам факт того, что вблизи восточной границы ЕС и НАТО есть неурегулированная ситуация вызывает особое внимание не только со стороны Бухареста, но и всего европейского сообщества. Эта реалия, которую мы не можем игнорировать.
Позиция Румынии по этим вопросам не изменилась. Я имею в виду обязательства, принятые на Саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999 году.
- Румыния является членом Евросоюза с 2007 года, но не входит в Шенген. Заинтересованы ли Вы в увеличении потока туристов и бизнесменов из России? Возможно ли, на Ваш взгляд введение безвизового режима между Россией и ЕС в обозримой перспективе?
- У Румынии и России содержательные традиции, как по экономическому сотрудничеству, так и по туристическому. Привлечение инвестиций в области экономики и туризма остается одной из главных целей Румынии. Российские граждане проявляют интерес к бальнеоклиматическим курортам Румынии, а также к горным курортам в Долине Прахова и старым монастырям Молдовы. Зимой, 4-5-звездочные гостиницы в курорте Пояна Брашов заполнены на 70-80% гражданами Российской Федерации и Украины. Увеличение потока российских туристов стало возможным благодаря упрощению визового режима после применения Соглашения об упрощении визового режима между ЕС и Российской Федерацией.
Что касается отмены визового режима в обозримом будущем, такое решение можно принимать только с согласия всех стран-членов Европейского Союза. Мы поддерживаем такой подход, и если необходим и голос Румынии, даже сейчас могу сказать, что он будет положительным.
Не скрываю тот факт, что на наш взгляд, было бы корректным со стороны ЕС поступить таким же образом и в отношении таких партнеров, как Республика Молдова, которые доказали постоянный и содержательный прогресс за последние годы. Также Румыния поддерживала в рамках Европейского союза дополнительное упрощение процедур для выдачи виз российским гражданам, и мы надеемся на подписание в кратчайшие сроки нового Соглашения об упрощении визового режима, считая, что оно является еще одним важным шагом в либерализации визового режима.
- В апреле в Бухаресте прошла XI Сессия российско-румынской Межправкомиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, где были достигнуты договоренности в ряде областей. Как Вы оцениваете нынешний уровень и перспективы торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, в каких областях Вы видите неиспользованный резерв? Ведутся ли сейчас переговоры о крупных совместных проектах, а если да, то каких?
- Приветствуем возобновление деятельности Межправкомиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству (18-19 апреля 2013 г., Бухарест) после двухлетнего перерыва, которое я оцениваю как совместное доказательство заинтересованности обеих сторон в углублении сотрудничества по экономической линии. Дискуссии проходили в конструктивной атмосфере, стороны согласовывали общие рамки развития экономических отношений между Румынией и Российской Федерацией. Мы надеемся, что результаты этого заседания Комиссии будут способствовать определению областей взаимного интереса в экономической сфере, а дискуссии в этом формате станут постоянными.
Разумеется, интенсификация экономического сотрудничества и углубление диалога в рамках Межправкомиссии превратятся в прочный фундамент для лучшего понимания областей взаимного интереса в экономической сфере.
Мне бы хотелось отметить, что рынки Румынии и Российской Федерации продолжают обладать огромным потенциалом, которым нам надо воспользоваться. Целый ряд румынских и российских компаний заинтересованы снова открыть возможности сотрудничества. В этом смысле, еще одной отправной точкой может стать проведение экономических форумов и прямых контактов между деловыми людьми обеих стран. Выражаю надежду, что в предстоящий период будет уделено особое внимание этому вопросу.
Не в последнюю очередь, конечно, Румыния заинтересована в сбалансированном торговом обороте с Россией.
- Как Вы оцениваете энергетическое сотрудничество между Москвой и Бухарестом? Планирует ли Румыния в ближайшее время выставлять новые нефтяные участки на шельфе для проведения геологоразведочных работ? Если да, хотели бы в Бухаресте привлечь российские компании для этого?
- Что касается сотрудничества в энергетической области, Российская Федерация остается важным партнером как для Румынии, так и для всего Европейского Союза. На последнем заседании Межправкомиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству был обсужден пакет проектов для изучения и идентификации возможностей сотрудничества между заинтересованными компаниями двух стран. Как и любая страна-член Европейского союза, нам хотелось бы видеть на румынском рынке крупные и конкурентоспособные компании. Конкретным примером в этом смысле является участие компании ЛУКОЙЛ в разведке и добыче на румынском континентальном шельфе. Хотелось бы отметить, что в 2013 году состоится новый тендер, с соблюдением принципов свободной конкуренции и рыночной экономики, на 25 участков для разведки, развития и добычи углеводородов, из которых 8 расположены в Черном Море.
- Каковы нынешнее состояние и перспективы культурного сотрудничества и его вклад в развитие двусторонних отношений?
- Сотрудничество в области культуры и образования с Российской Федерацией играет важную роль в укреплении и развитии двусторонних отношений в целом, посредством поддержания диалога, разнообразия ценностей и знаний.
Конечно, бывают и вопросы, имеющие важную символическую историческую ценность для наших народов, которые мы должны будем обсуждать.
На уровне профильных ведомств, но и неправительственных организаций, за последние годы, были реализованы совместные проекты, в частности межвузовское сотрудничество путем предоставления стипендий, участие румынских и российских артистов в известных фестивалях в обеих странах или проведение таких мероприятий, таких как "дни культуры" (в Бухаресте и Москве). Учреждение в предстоящем периоде Румынского Культурного Центра в Москве и Российского Научно-культурного Центра в Бухаресте внесет, очевидно, особый вклад во взаимодействие в данной области. Также считаю, что мы нуждаемся в лучшем взаимном познании на уровне наших обществ. С этой точки зрения мы уже давно предложили создать двусторонний форум гражданских обществ, который, надеемся, удастся конкретизировать.
Надеемся также, что практическим инструментом активизации диалога по линии культурного сотрудничества и публичной дипломатии могло бы стать и празднование в 2013 году десятилетия подписания базового политического договора и 135-летия установления дипломатических отношений между нашими странами. Все это способствовало бы лучшему взаимопониманию наших обществ. Символичный момент, который может придать лучшую публичность в этом смысле – это и инициатива румынской стороны выпустить юбилейные марки с изображением Румынского Атене (с Румынской стороны) и Большого Театра в Москве (с Российской стороны) как главных достопримечательностей в представлении граждан двух стран.