Россия готовится к разговору с НАТО
Постпред России при НАТО Александр Грушко рассказал "Интерфаксу" об основной повестке предстоящего 23 апреля заседания Совета Россия-НАТО в Брюсселе. "Вопрос о гарантиях ненаправленности ПРО США – ключевой в нашем диалоге"
Москва. 19 апреля. INTERFAX.RU - Во вторник на следующей неделе в Брюсселе состоится заседание Совета Россия - НАТО на уровне министров иностранных дел. В преддверии встречи постоянный представитель России при НАТО Александр Грушко дал интервью агентству "Интерфакс".
- Александр Викторович, какие темы будут обсуждаться в ходе предстоящего заседания Совета Россия-НАТО на уровне министров иностранных дел в Брюсселе? Как российская сторона оценивает отношения с НАТО в целом?
- Повестка дня широкая, предполагающая обсуждение любых международных вопросов, связанных прямо или косвенно с безопасностью евроатлантического региона. Рассчитываем, что в первую очередь министры рассмотрят ход выполнения главного поручения Лиссабонского саммита Совета Россия-НАТО в 2010 г. о построении общего пространства мира, безопасности и стабильности в Евро-Атлантике. Эффективное противодействие общим для всех вызовам и угрозам безопасности требует выстраивания подлинно партнерских отношений на принципах взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости. Планируется обзор хода осуществления проектов сотрудничества в СРН.
Мы взаимодействуем с альянсом в борьбе с терроризмом, пиратством. Реализуется целый ряд проектов по Афганистану, в т.ч. по подготовке антинаркотических кадров ИРА, Пакистана и стран Центральной Азии, а также наземного персонала афганских ВВС для обслуживания вертолетов российского производства, которые, кстати говоря, составляют основу вертолетного парка ВВС Афганистана. Эти проекты хорошо себя зарекомендовали, и у всех членов Совета Россия-НАТО есть готовность их продолжать. Не исключаем, что могут появиться новые области сотрудничества, но этот вопрос будет обсуждаться в привязке к задачам, которые будут поручены новой международной миссии в Афганистане после завершения операции МССБ в конце 2014 года.
- Запросит ли российская делегация разъяснений от партнеров по НАТО по поводу новой конфигурации ПРО в Европе? Американская сторона утверждает, что это решение снимает озабоченности России и открывает новые возможности для поиска с ней компромисса по ПРО. Каково Ваше мнение?
- Разумеется, мы внимательно отслеживаем все, что касается проблематики ПРО, подробно обсуждаем эту тему с нашими партнерами в СРН. Благодаря этому мы обладаем достаточной на данном этапе информацией об изменениях в американских противоракетных планах. В настоящий момент она тщательным образом изучается с точки зрения влияния на нашу национальную безопасность. Предстоят также политические консультации по конкретным техническим аспектам. Но при всех объявленных изменениях в построении европейского сегмента ПРО, они не подводят черту под развертыванием глобальной ПРО. Мы видим, что происходит наращивание потенциала ПРО на территории самих США, а также в достаточно близких к России регионах, прежде всего в АТР.
Соответственно, сохраняется и наша основная озабоченность, связанная с непредсказуемостью эволюции противоракетных программ США и НАТО. Это касается и европейского сегмента. В рамках адаптивного подхода не исключено, что на основе собственных оценок ракетных рисков США могут вернуться к планам размещения в Европе "продвинутых" средств ПРО, обладающих способностями перехвата МБР, по мере вызревания технологий и улучшения бюджетной ситуации. Более того, по оценке наших военных специалистов, уже сейчас при заходе в определенные районы существующие американские противоракетные средства морского базирования способны создавать риски для наших сил ядерного сдерживания.
Поэтому вопрос о гарантиях ненаправленности ПРО США/НАТО продолжает оставаться ключевым в нашем диалоге с НАТО. Такие гарантии должны быть выражены в четких военно-технических критериях, подтверждающих соответствие создаваемой системы заявленной цели противодействия ограниченным ракетным угрозам, источники которых находятся вне Евро-Атлантики, и быть проверяемыми.
- В некоторых государствах-членах НАТО продолжаются рассуждения о возможности силовой операции по ливийскому сценарию в Сирии и звучат призывы к поставкам оружия мятежникам в этой стране. Намерена ли Россия поднять эту тему на предстоящем заседании министерского СРН?
- В повестке дня министерского заседания отдельно эта тема не фигурирует. Однако с учетом остроты ситуации в Сирии этот вопрос, по всей видимости, все же будет затронут. На сегодняшний день НАТО ограничила свою роль защитой территории Турции от ракетных угроз, разместив там ЗРК "Пэтриот". Причем руководство альянса неоднократно заявляло о том, что это решение не преследует цели вооруженного вмешательства, установления беспилотных зон или введения гуманитарных коридоров в Сирии. Альтернативы политическому урегулированию в стране нет. Любые силовые сценарии чреваты катастрофой. Сегодня все усилия должны быть сосредоточены на создании условий для запуска политического процесса на Женевской платформе.
- Будет ли на этом заседании обсуждаться вывод натовских сил из Афганистана и перспектива новой операции НАТО в этой стране? Российскую сторону беспокоит свертывание операции Международных сил содействия безопасности в Афганистане и последствия этого шага?
- Афганская тема – одна из главных в повестке дня работы Совета Россия-НАТО. Разговор носит прямой и открытый характер. Нас беспокоит, к чему приведет ускоренный вывод МССБ из страны. Не решены фундаментальные вопросы безопасности, во многих районах хозяйничают экстремисты. Существует опасность перетока терактивности из ИРА в центральноазиатские страны, которые являются нашими союзниками. Без международной поддержки афганские национальные силы безопасности пока по-прежнему не в состоянии эффективно обеспечивать защиту населения. Производство наркотиков не снижается, а площади посевов опиумного мака увеличиваются.
Очевидно, что требуется не свертывание международного содействия, в т.ч. в сфере безопасности, а его последовательное продолжение с фокусом на комплексное решение всех проблем, с которыми сталкивается Афганистан. И, разумеется, требуется координация действий между всеми организациями, которые могут внести вклад в дело стабилизации в Афганистане, в т.ч. по линии ОДКБ-НАТО.
Что касается новой миссии НАТО после 2014 г., то для нас важны два момента. Во-первых, обеспечение ее прочной правовой основы в виде мандата со стороны Совета Безопасности ООН. Полагаем, что такая международная легитимность новой операции - в интересах самого альянса.
И, во-вторых, эффективное взаимодействие с предполагаемой новой операцией НАТО после 2014 года будет возможным при условии абсолютной ясности в отношении целей и задач международного присутствия в Афганистане. Прежде всего, оно должно быть приемлемо для самих афганцев и ориентировано на укрепление суверенитета страны, обеспечение стабильности и устойчивого развития, содействие нейтрализации исходящих из этой страны угроз, и, что также важно, не преследовать целей, выходящих за рамки этих задач.
- Недавно Вы говорили о том, что Россия хотела бы расширить возможности транзита из Афганистана по так называемому "северному коридору". Что Вы имели в виду? Заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу дал понять, что альянс может и не использовать мультимодальный центр в Ульяновске, поскольку южный маршрут через Пакистан дешевле.
- На сегодня "северный маршрут" - наиболее безопасный и надежный. Вся необходимая нормативно-правовая база создана, отработаны административно-таможенные процедуры, соответствующие объекты инфраструктуры готовы к наращиванию объемов транзита. В плане расширения транзитных возможностей "северного маршрута" мы предлагаем использовать возможности терминалов российского порта Усть-Луга на Балтике.
Что касается комбинированного транзита через аэропорт "Восточный" в Ульяновске, то эта схема также признана оперативной. В декабре 2012 г. была осуществлена первая доставка грузов через Ульяновск на базу Кэмп-Бастион в Афганистане и обратно по заказу Минобороны Великобритании. Вопрос использования Ульяновска теперь находится в плоскости контрактных отношений между коммерческими перевозчиками, осуществляющими доставку грузов.
"Южный" маршрут действительно считается более дешевым, однако по нему вряд ли удастся перевезти весь объем грузов - а речь идет о порядка 100 тыс. контейнеров и 60 тыс. транспортных средств. Пик перевозок придется на период с осени этого года и до конца 2014 года. Очевидно, что будут задействоваться разные маршруты и виды транспортировки.
У этого вопроса есть и другой аспект - транзитные пути могут стать долгосрочной инвестицией, поскольку будут востребованы и для обычных коммерческих грузов в Афганистан и из него. Убежден, что отработанные схемы транспортного сотрудничества пригодятся и в будущем.
- Россия и НАТО взаимодействуют по широкому спектру вопросов военно-технического сотрудничества. Что можно сказать о результатах этого направления партнерства на данный момент? Какие наиболее интересные практические совместные шаги можно ожидать в обозримом будущем?
- Сотрудничество в сфере ВТС осуществляется прежде всего по двусторонней линии, на основе межправительственных соглашений. Но НАТО, как организация, является своеобразной "лабораторией", где для союзников разрабатываются стандарты и требования к новым системам вооружения и военной техники. Сейчас, в период сокращения военных бюджетов, альянс становится более открытым для промышленной кооперации с партнерами в военно-технической области. Следовательно, открываются дополнительные возможности для продвижения российской продукции военного назначения на западные рынки и, в целом, наращивания взаимовыгодной кооперации в этой сфере.
Российская военная техника по-прежнему высоко ценится на мировых рынках. Так, вертолеты российского производства востребованы во многих странах, включая Афганистан. В СРН уже на протяжении двух лет действует целевой фонд по техническому обслуживанию вертолетов МИ-17/Ми-35 в Афганистане, в рамках которого российские предприятия осуществляют поставку запчастей и подготовку наземного персонала афганских ВВС.
Помимо вертолетной тематики, российские эксперты работают еще по целому ряду направлений: каталогизация продукции военного назначения, оружие нелетального действия, топливная совместимость, обезвреживание самодельных взрывных устройств и пр. Весьма перспективной темой для сотрудничества становится боевая экипировка военнослужащих. В октябре этого года в Москве состоится совместное заседание соответствующей рабочей группы, где наша оборонная промышленность будет иметь хорошую возможность не только обменяться опытом с коллегами, но и представить собственные наработки, включая средства индивидуальной защиты, энергоснабжения, а также компьютеризированные системы управления, связи и разведки.
- В своей статье "Как сохранить НАТО сильной", опубликованной в журнале Foreign Policy, Фог Расмуссен с обеспокоенностью говорит о росте военных расходов в России, Бразилии, на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это, по мнению Генсека НАТО, будет влиять на перераспределение влияния в мире, не обязательно в пользу альянса. Вы разделяете эту точку зрения?
- Думается, что разговоры о сферах влияния должны остаться в прошлом. Мир действительно стал многополюсным. Ни одно государство, ни группа государств не смогут защитить себя от глобальных угроз и вызовов. Обеспечение безопасности требует координации, максимального сложения усилий. И хотя некоторые пережитки и стереотипы "холодной войны" сохраняются, их необходимо преодолевать.
Что касается военных потенциалов, то НАТО и сегодня по совокупной военной мощи имеет преимущество перед всеми, примерно половина мировых расходов на оборону продолжает приходиться на долю стран НАТО.
Устойчивое экономическое развитие нашей страны позволяет сейчас заниматься давно назревшей модернизацией и адаптацией наших вооруженных сил к новым условиям. Этот процесс направлен на укрепление безопасности России, но также способствует укреплению безопасности на европейском континенте и в Евро-Атлантике в целом. Восточным рубежам НАТО ничто не угрожает.
- Каковы перспективы взаимодействия с НАТО по утилизации устаревших боеприпасов в Российской Федерации?
- Проблема утилизации устаревших боеприпасов актуальна не только для нашей страны, но и для государств НАТО, поэтому появление данного направления в Программе работы СРН на 2013 г. неслучайно. В прошлом году уже состоялись первые встречи экспертов, на которых были определены возможности для обмена опытом в способах и технологиях решения этой проблемы. Значительным потенциалом, который представляет интерес и для нас, обладает Агентство НАТО по тыловому обеспечению. Теперь, когда уничтожение боеприпасов методом открытого подрыва остается в прошлом, мы ведем консультации с НАТО о возможном практическом взаимодействии в области промышленной утилизации устаревших боеприпасов на территории Российской Федерации. Однако совместные проекты требуют тщательной и длительной проработки, поэтому говорить о конкретных результатах или сроках пока преждевременно.
- Как продвигается подготовка к майской конференции по вопросам безопасности в Москве?
- Сразу скажу, что организуемая Министерством обороны России конференция в Москве выходит за рамки формата СРН. По своей тематике и составу участников она представляет собой форум общеевропейского и евроатлантического масштаба. В Москву приедут многие политики, министры, эксперты международных аналитических центров, представители неправительственных организаций, специализирующихся на проблематике европейской безопасности. Главная цель, которую мы преследуем, - провести честный и открытый диалог по общим для всех нас вопросам обеспечения безопасности Евро-Атлантики. Это будет совместный "мозговой штурм", который даст возможность подумать о шагах, которые помогут сблизить европейские государства и двигаться в направлении формирования неделимого пространства безопасности в Европе.
Считаю особенно важным, что это мероприятие направлено на укрепление диалога по военной линии. Ведь одна из актуальных задач в сфере военного строительства - развитие потенциала для совместного реагирования на кризисные ситуации в условиях глубокой трансформации вооруженных сил.
- Насколько сегодня актуальны рассуждения о натовской перспективе для Грузии и является ли это одной из тем дискуссий внутри СРН?
- Вопрос, видимо, надо задать тем, кто на эту тему рассуждает. Мне представляется, что по этому вопросу уже все было сказано, причем не сегодня. Уверен, что наши партнеры не могут не понимать совокупности последствий реализации такой перспективы для региональной, европейской безопасности, а также отношений Россия-НАТО.
- В последнее время накалилась обстановка на Корейском полуострове. В боевую готовность приводятся нешуточные военные средства. Вы обсуждаете эту проблему с натовскими партнерами? Какова их позиция?
- Да, эта тема затрагивается. Все члены СРН разделяют позицию международного сообщества, выраженную в итоговом заявлении Министров иностранных дел "Группы восьми" от 11 апреля 2013 г. и резолюции Совета Безопасности ООН № 2094 от 7 марта 2013 года. Мы также считаем, что все страны на данном этапе должны проявлять максимальную осторожность и взвешенность и избегать действий, которые могли бы усугубить ситуацию, сделать развитие событий неконтролируемым.