Стратегическое партнерство с Китаем для России безальтернативно

Замглавы МИД России Игорь Моргулов, курирующий азиатское направление в российском внешнеполитическом ведомстве, рассказал "Интерфаксу" о перспективах отношений с КНР

Стратегическое партнерство с Китаем для России безальтернативно
Стратегическое партнерство с Китаем для России безальтернативно

Москва. 3 апреля. INTERFAX.RU - Замглавы МИД России Игорь Моргулов, курирующий азиатское направление в российском внешнеполитическом ведомстве, в интервью в интервью специальным корреспондентам "Интерфакса" Геннадию Кривошееву и Ренату Абдуллину рассказал о перспективах отношений РФ с КНР после смены руководства в этой стране, а также затронул такие "горячие" международные темы, как ситуация на Корейском полуострове, и иранская ядерная программа.

- Завершился визит в Россию нового Председателя КНР Си Цзиньпина. Можно ли, основываясь на его результатах, сделать вывод о преемственности политики нового китайского руководства в отношениях с Россией, появились ли новые моменты в подходах к их развитию?

- Визит Председателя КНР Си Цзиньпина стал этапным событием в развитии российско-китайских связей. С учетом произошедшей в Пекине смены руководства одной из целей Московского саммита должно было стать подтверждение преемственности в двустороннем диалоге. Эта задача, на мой взгляд, полностью выполнена.

Переговоры глав государств прошли в доверительной, дружественной атмосфере, присущей отношениям между нашими странами. Подчеркнуто, что взаимное стратегическое партнерство, достигшее беспрецедентно высокого уровня и ставшее подлинно всеобъемлющим, является для России и Китая самоценным безальтернативным курсом, которого оба государства будут придерживаться и в будущем.

Необходимо отметить, что визит стал первой зарубежной поездкой нового лидера КНР, что, несомненно, свидетельствует об особом характере российско-китайских связей и внимании к их развитию со стороны высшего руководства двух стран.

- В ходе визита российская и китайская стороны декларировали готовность к углублению двусторонних отношений. В чем, по Вашему мнению, это может проявляться, какие аспекты можно считать приоритетными?

- Договоренности об активизации связей по всем направлениям зафиксированы в подписанном по итогам переговоров глав государств Совместном заявлении. Кроме того, утвержден План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве на 2013-2016 годы, где определены конкретные направления углубления взаимных контактов.

Стратегической задачей сейчас является конвертация политического взаимопонимания и взаимодоверия в конкретные результаты сотрудничества в практических областях. Для ее выполнения будут предприниматься целенаправленные усилия по наращиванию объема товарооборота и диверсификации его структуры, росту взаимных инвестиций, углублению сотрудничества в энергетической, лесной, сельскохозяйственной, природоохранной сферах. В фокусе внимания кооперация в высокотехнологичных отраслях – космосе, авиастроении, разработке инновационных продуктов. Планируется расширять рамки и повышать отдачу от межрегиональных связей, углублять взаимодействие в районе общей границы, совершенствовать трансграничную транспортную инфраструктуру. Будем на долгосрочной основе развивать гуманитарное сотрудничество, культурные, образовательные, туристические, молодежные обмены.

На основе совпадения или близости позиций по актуальным международным вопросам наши страны последовательно наращивают взаимодействие в ключевых многосторонних форумах, добиваясь обеспечения в мире стабильности и развития, построения справедливого демократического миропорядка.

- Существует мнение, что в ближайшее время будет сложно изменить структуру торгово-экономических отношений между нашими странами, в которой, в частности, преобладают поставки российского сырья Китаю. Так ли это, и какие крупные совместные проекты запланированы к реализации?

- Действительно, в последнее время экспорт в КНР российских сырьевых товаров, особенно энергоносителей, неуклонно увеличивается. Стабильно идут трубопроводные поставки сырой нефти, все больший объем этого топлива попадает в Китай морем, в прошлом году удвоился экспорт электроэнергии и угля. В результате почти три четверти всего российского экспорта составляют сырьевые позиции. С китайской стороны наоборот: основная товарная группа - почти 53% – машины, оборудование и транспортные средства.

Потребности КНР в энергоносителях, промышленном сырье и полуфабрикатах, как прогнозируют эксперты, будут только расти. У России эти товары имеются, и нет каких-либо причин, по которым мы не могли бы продавать их Китаю. Конечно, наша страна располагает и несырьевой продукцией, которую можно реализовывать на емком китайском рынке. Надо только умело и настойчиво ее продвигать, что пока не всегда получается. К примеру, участие российских компаний в проводимых в КНР выставочных мероприятиях остается на сегодня весьма скромным.

Главы государств договорились активизировать усилия по развитию двустороннего инвестиционного взаимодействия. В последние годы оно хотя и продвинулось, но все-таки отстает от объемов взаимной торговли. Речь идет об актуализации перечня инвестиционных проектов Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири России и Северо-Востока КНР, разработке «дорожной карты» к российско-китайскому Плану инвестиционного сотрудничества.

Из крупных проектов, которые находятся в достаточно продвинутой степени проработки, можно назвать совместное создание в восточных регионах России электрогенерирующих мощностей, производство алюминия, добычу угля и железной руды, реконструкцию ряда ЦБК, строительство заводов по глубокой переработке древесины. В европейской части России – в Калужской области – прогнозируется рост числа предприятий с китайским капиталом по производству автокомпонентов.

В сфере гражданского авиастроения прорабатываются совместные проекты создания широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета и тяжелого вертолета. Началось сотрудничество по сооружению второй очереди Тяньваньской АЭС.

- Как в России оценивают итоги переговоров с руководителем КНР по энергетической тематике? Можно ли ожидать прогресса до конца года в части согласования формулы цены на газ?

- Разговор по энергетической тематике получился очень содержательным. Данная сфера остается наиболее динамичной в нашем сотрудничестве. Есть все предпосылки для выхода здесь на стратегический энергетический альянс, охватывающий все секторы энергетики – атомный, нефтегазовый, электроэнергетический, угольный, энергоэффективность и новые источники энергии.

По итогам российско-китайского саммита подписаны важные межправительственные соглашения о сотрудничестве в торговле сырой нефтью, строительстве и эксплуатации Тяньцзиньского нефтеперерабатывающего и нефтехимического завода, разведке и добыче нефти, межкорпоративные документы о взаимодействии в области геологического изучения, разведке, добыче и реализации углеводородов, электроэнергетике, освоении угольных ресурсов и строительстве сопутствующей инфраструктуры, производстве в России тяжелых буровых установок.

Рассчитываем, что в соответствии с меморандумом по организации трубопроводных поставок российского природного газа в Китай по «восточному» маршруту, подписанным в ходе саммита ОАО «Газпром» и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией, наши компании смогут согласовать все коммерческие документы, необходимые для старта проекта.

- Россию и Китай ряд западных и ближневосточных стран постоянно упрекают в блокировании международных усилий по разрешению кризиса в Сирии. Намерены ли Россия и Китай и впредь решительно противодействовать, в том числе в СБ ООН, попыткам насильственной смены режима в Сирии, решения кризиса в этой стране военными средствами и введения санкций в отношении Дамаска?

- Наши партнеры и на Западе, и в регионе хорошо знают, что такие упреки безосновательны. Правда в том, что политическое урегулирование в Сирии блокируют не Россия с Китаем, а те силы, которые продолжают поощрять дальнейшую вооруженную конфронтацию в этой стране, безоговорочно поддерживая одну из сторон внутреннего конфликта, в том числе деньгами и оружием. Такие подходы укрепляют позиции «непримиримых» в рядах оппозиции, делающих ставку на силовое свержение власти в Сирии, и оставляют широкий простор для действий разного рода экстремистов и международных террористов.

Как подтвердило обсуждение сирийской темы в ходе визита, Москва и Пекин последовательно выступают в пользу мирного разрешения кризиса через внутринациональный диалог без иностранного вмешательства. Кстати, этот подход лег в основу сирийского раздела Совместного заявления, принятого на Дурбанском саммите БРИКС – структуры, объединяющей государства, в которых проживает почти половина населения планеты.

И Россия, и Китай строго придерживаются норм и правил, принятых в современной системе международных отношений, опирающейся на Устав ООН. Для обеих стран неприемлемы попытки насильственной смены режимов внешними силами. Мы видим всю пагубность ставки на военное решение сирийского кризиса, в том числе не только для безопасности региона Ближнего Востока. Ни при каких обстоятельствах оно не будет устойчивым и долгосрочным. Мы против односторонних санкций, добавляющих боль и страдания сирийскому народу. Не стоит сомневаться в том, что Россия и Китай как постоянные члены Совета Безопасности ООН, исходя из своей ответственности, продолжат плодотворное взаимодействие в различных международных форматах, чтобы отстоять эти принципиальные подходы.

- Вызывают ли обеспокоенность Москвы и Пекина последние шаги и заявления руководства КНДР после принятия резолюции СБ ООН? На какие меры Россия и Китай предполагают пойти для снижения напряженности на Корейском полуострове?

- В настоящее время на Корейском полуострове и вокруг него сложилась достаточно сложная обстановка. Как известно, КНДР очень остро отреагировала на принятие Советом Безопасности ООН – замечу, единогласно – резолюции 2094. Из Пхеньяна звучат заявления о выходе из Соглашения о перемирии 1953 года, разрыве линии горячей связи с Югом, о наступлении «военной обстановки» в отношениях с Республикой Корея и возможности «тотальной ядерной войны». Одновременно со стороны Юга впервые в небе над полуостровом появились американские стратегические бомбардировщики, продолжаются масштабные маневры в рамках оборонного альянса РК с США.

Не думаю, чтобы какая-либо сторона сознательно вела дело к развязыванию военных действий. Однако в нынешней накаленной атмосфере достаточно элементарной человеческой ошибки или технического сбоя, чтобы развитие событий вышло из-под контроля, свалилось в кризисное пике.

Происходящее, естественно, не может не беспокоить Россию, поскольку речь идет о взрывоопасной ситуации в непосредственной близости от наших дальневосточных рубежей. Мы призываем все стороны воздержаться от любых высказываний или действий, способных дополнительно осложнить обстановку. Наша страна находится в постоянном контакте с участниками шестистороннего процесса. Не так давно в Москве побывали главы американской и китайской делегаций на этих переговорах.

- Намерены ли Россия и Китай координировать усилия по урегулированию иранской ядерной программы и выступать с единых позиций на переговорах "шестерки" международных посредников и Ирана?

- Высоко ценим налаженный с Китаем плотный диалог по ситуации вокруг иранской ядерной программы. Во многом наши позиции совпадают.

Считаем, что основой долгосрочного урегулирования должно стать признание безусловного права Ирана на развитие гражданской ядерной программы, включая право на обогащение урана, после прояснения остающихся вопросов относительно постановки всей иранской ядерной деятельности под надежный и всесторонний контроль МАГАТЭ с последующим снятием всех санкций.

Вместе с китайскими партнерами неоднократно указывали на тупиковость использования механизмов одностороннего санкционного и политического давления на Иран. Подобные шаги создают неблагоприятный фон и подрывают и без того сложный, но имеющий перспективу дипломатический процесс поиска решения проблемы иранской ядерной программы, разговоры же о возможности ее разрешения силовым путем абсолютно контрпродуктивны и опасны.

В ходе переговорных раундов с Ираном «шестерка» международных посредников всегда выступает с единых согласованных позиций. Цель у всех членов группы одна: политико-дипломатическое урегулирование ситуации вокруг иранской ядерной программы на основе принципов поэтапности и взаимности. Мы тесно координируем общую линию внутри «шестерки». Благодаря таким усилиям, в частности, был выработан и передан иранской стороне в Алма-Ате 26-27 февраля с.г. обновленный «пакет» требований и стимулов, который, как мы надеемся, станет основой для последовательного продвижения переговорного процесса.

- Можно ли сказать, что в результате визита укрепились личные отношения между Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и новым Председателем КНР Си Цзиньпином?

- Безусловно, считаю, что это – один из важных итогов прошедшего саммита.

Лидеры наших стран до этого дважды встречались: в марте 2010 года в ходе визита Си Цзиньпина (тогда еще заместителя Председателя КНР) в Россию и в прошлом году в рамках государственного визита Президента Российской Федерации В.В.Путина в КНР.

Так что думаю, не ошибусь, если скажу, что добрые личные отношения между нашими руководителями, которые были заложены предыдущими встречами, в полной мере удалось закрепить и развить в ходе Московского саммита.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений