Правда о смерти Литвиненко должна быть установлена как можно скорее
Посол России в Лондоне Александр Яковенко рассказывает "Интерфаксу" о развитии российско-британских отношений
Москва. 25 мая. INTERFAX.RU - 28 мая в Москве пройдут переговоры глав внешнеполитических ведомств России и Великобритании Сергея Лаврова и Уильяма Хейга. В преддверии встречи посол России в Великобритании Александр Яковенко дал интервью агентству "Интерфакс".
- Александр Владимирович, какие темы будут приоритетными на предстоящих переговорах в Москве с главой МИД Великобритании Уильямом Хейгом? Готовятся ли к подписанию какие-либо документы?
- Исходим из того, что в ходе переговоров министра иностранных дел России Сергей Лаврова и главы Форин Офиса Уильяма Хейга будет обсужден самый широкий спектр международных и двусторонних вопросов, представляющих взаимный интерес. Россия и Великобритания, будучи постоянными членами Совета Безопасности ООН, несут особую ответственность перед международным сообществом за поддержание международного мира и безопасности.
В повестке дня, скорее всего, окажутся ситуация на Ближнем Востоке и в зоне евро, состояние и перспективы двусторонних отношений. Отмечу, что формат встреч мининдел, о котором мы с вами говорим, имеет особое значения для наших отношений. Мы ценим свойственный ему подчеркнуто взаимоуважительный характер. На это указывает и то, что предполагается подписать План консультаций между МИД двух стран на этот год.
- Как Вы оцениваете нынешний уровень политического диалога между Россией и Великобританией. Есть ли подвижки в урегулировании так называемых "проблемных вопросов" в двусторонних отношениях, в том числе по облегчению визового режима и возобновлению сотрудничества в антитеррористической сфере?
- Мы в целом удовлетворены уже проделанной совместной работой по нормализации нашего политического диалога. Состоявшийся 12 сентября 2011 года визит в Москву премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона позволил подвести черту под прежним периодом в развитии российско-британских отношений и перейти к выстраиванию более продвинутого уровня партнерства, несмотря на остающиеся негативные моменты, унаследованные из прошлого.
Сотрудничество по линии спецслужб, действительно, остается слабым местом в нашей двусторонней повестке. Здесь мы намерены кропотливо объяснять нашим партнерам, что введенные их предшественниками меры, включая замораживание отношений между нашими спецслужбами, не отвечают интересам национальной безопасности обеих стран. Отсутствие доверительных контактов между профессионалами, как нам кажется, в интересах только тех, включая организованную преступность и террористов, с кем призваны бороться соответствующие ведомства.
В отношении визовых дел мы постоянно предлагаем нашим партнерам возобновить межмидовские консультации, в формате которых можно было бы предметно обсудить весь спектр накопившихся вопросов, включая упрощение процедур выдачи виз британской стороной.
- В последние годы деловое взаимодействие между нашими странами выгодно отличалось от политических отношений. Сохраняется ли эта тенденция? Какие области торгово-экономического, инвестиционного сотрудничества представляются наиболее перспективными?
- Деловое сотрудничество традиционно является одним из наиболее устойчивых элементов российско-британских связей, наименее подвержено влиянию политической конъюнктуры и играет стабилизирующую роль в двусторонних отношениях в целом.
В прошлом году нам удалось восстановить докризисный объем двусторонней торговли: по итогам года ее оборот составил 21,2 млрд.долл., соответственно годовой рост - 33%. С начала этого года положительная динамика также сохраняется, и за первый квартал торговля выросла на 7,5 %. Британские инвесторы приходят в российскую экономику на долгосрочной основе, сегодня более 600 компаний из Великобритании работают в нашей стране, а объем накопленных инвестиций к январю 2012 года составил 27 млрд.долл.
В сентябре 2011 года руководители наших стран подписали в Москве Декларацию о партнерстве на основе знаний для модернизации и целый ряд двусторонних договоренностей, которые определяют приоритеты и наиболее перспективные, по общим оценкам, области для углубления экономического сотрудничества. В целях придания нового качества деловым связям и в рамках реализации этих договоренностей оказываем активную поддержку бизнес-проектам в области высокотехнологичного сотрудничества и инноваций. Дополнительные возможности для расширения деловых связей видим в развитии регионального сотрудничества и вовлечении среднего и малого бизнеса в совместные проекты, в т.ч. в области инфраструктуры. Презентации в Лондоне при поддержке посольства в апреле Российского фонда прямых инвестиций и ранее Экспортного страхового агентства России показали новые возможности, которые открываются для бизнеса двух стран в этой сфере. Активно развивается финансовое сотрудничество в рамках совместной рабочей группы по вопросам создания международного финансового центра в Москве. Одним словом, фронт для расширения экономического сотрудничества большой, приоритеты понятны и бизнес двух стран может и дальше опираться на активную поддержку правительств России и Великобритании.
- Как бы Вы оценили взаимодействие двух стран на международной арене? Есть ли признаки сближения позиций Москвы и Лондона по наиболее "горячему" сейчас сирийскому вопросу?
- Россия и Великобритания, будучи постоянными членами СБ ООН, "двадцатки", "восьмерки" и других многосторонних структур, ведут непрерывный диалог по всему спектру реформирования ООН, урегулирования в Афганистане, разрешения региональных конфликтов в Африке. В последние шесть месяцев – в период председательства Великобритании в Комитете министров Совета Европы – плодотворно взаимодействовали с англичанами на направлении реформы Европейского Суда по правам человека. Наши представители, как и другие участники "шестерки", плотно сотрудничают в рамках переговоров с Ираном по урегулированию ситуации вокруг ядерной программы этой страны.
Конечно, мы не всегда соглашаемся. Известны расхождения по ливийскому, а теперь и по сирийскому кризису. Конкретно по Сирии, налицо сближение подходов. Наши страны поддержали план спецпосланника ООН и Лиги арабских государств Кофи Аннана и резолюцию СБ ООН об учреждении миссии наблюдателей. Однако нас по-прежнему беспокоит, что Лондон и ряд других западных столиц допускают публичные заявления, подталкивающие вооруженное крыло оппозиции к продолжению насилия вместо участия в политическом диалоге.
У.Хейг заявил на днях, что сирийская тема будет главной в его переговорах в Москве. Надеемся использовать встречу для серьезного разговора о том, как добиться мирного урегулирования в интересах всего сирийского народа.
- Вы неоднократно говорили о том, что проведение Олимпиад сначала в Великобритании, а затем в России открывает хорошие перспективы сотрудничества двух стран в организации Игр. Есть ли уже конкретные примеры такого взаимодействия?
- Мы можем констатировать наличие хорошего взаимодействия различных госорганов двух стран по обмену опытом в организации и проведении Игр, а также использованию создаваемой спортивной инфраструктуры по их завершении.
Наше сотрудничество на этом направлении базируется на подписанном в 2009 году. Меморандуме взаимопонимания между Министерством регионального развития РФ и Министерством торговли и инвестиций Великобритании о сотрудничестве в развитии экономического наследия стран, принимающих Олимпийские и Паралимпийские игры.
На сегодняшний день около трех десятков британских компаний привлечены к работе над проектом "Сочи-2014" или находятся в финальной стадии переговоров.
- Как российская сторона относиться к намерениям Лондона не пускать на Олимпиаду ряд сирийских официальных лиц?
- Нам неизвестно о подобных намерениях британских властей. Эта тема звучала лишь из уст журналистов и некоторых публицистов. Мы же ориентируемся на официально заявленную установку Великобритании на недопущение политизации Олимпиады.
- Есть ли сдвиги в расследовании "дела Литвиненко"? По-прежнему ли Лондон увязывает его с общим комплексом двусторонних отношений?
- В настоящее время продолжается подготовка к слушаниям в рамках коронерского расследования по установлению причин смерти А.Литвиненко. Насколько мне известно, судебные власти Великобритании еще не назначили нового судью для ведения этого процесса. Ожидаем решения данного вопроса в ближайшее время. Чем быстрее здесь, наконец, будет установлена правда, тем лучше для обеих сторон. Российская сторона изначально выступала за это, тем более что речь шла о смерти российского гражданина на британской территории.