Я иду на выборы не только для того, чтобы показать, что есть реальная альтернатива

Сергей Миронов, избранный кандидатом в президенты от "Справедливой России", рассказывает "Интерфаксу" о своей программе и оценивает политическую ситуацию в стране

Я иду на выборы не только для того, чтобы показать, что есть реальная альтернатива
Я иду на выборы не только для того, чтобы показать, что есть реальная альтернатива
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 12 декабря. INTERFAX.RU - Уважаемый Сергей Михайлович, съезд Справедливой России, лидером которой Вы являетесь, избрал Вас кандидатом в президенты страны. Вы всерьез верите, что можете составить конкуренцию лидеру "Единой России" премьеру Владимиру Путину?

- Я абсолютно убежден в том, что у граждан России должна быть альтернатива на этих выборах. Скажу откровенно: ни господин Зюганов, ни господин Жириновский, ни Григорий Явлинский не являются такой альтернативой. С их стороны участие в президентской гонке сродни игре, которая все последние двадцать лет строится по принципу "Только не выберите меня – я участвую, но, чур, побеждать не собираюсь". Я же иду на выборы не только для того, чтобы показать, что есть реальная альтернатива. У меня есть команда единомышленников, есть конкретная программа социально-экономических действий. Не хочу показаться нескромным, но скажу, что только у меня, в отличие от этих господ, есть опыт работы в высших эшелонах власти. Я был членом Совета Безопасности, я знаю, как принимаются решения по внутренним и внешнеполитическим вопросам, и у меня есть четкое понимание того, как и что нам надо менять в стране.

Что касается Владимира Путина, то я отнюдь не считаю, что все заранее предопределено, и что он убедительно победит, и что он, как предрекают некоторые политологи, будет в Кремле ближайшие двенадцать лет. Это все не более чем разговоры. Я очень даже не исключаю второго тура и считаю такой вариант вполне реалистичным. Сегодня в нашем обществе настроения резко изменились и это показали последние митинги, как в Москве, так и в регионах страны. Люди наконец-то проснулись, почувствовали, что от них многое зависит, зависит от их голоса, несмотря на все нарушения, которые были в ходе парламентских выборов. Именно благодаря этим настроениям еще вчера у, казалось бы, несокрушимой Единой России уже нет монополии, несмотря на большинство в новой Госдуме.

Эта партия, и я об этом не раз говорил, тянула и продолжает тянуть своего лидера Владимира Путина как вериги ко дну, хотя премьер и пытался все это время дистанцироваться от "Единой России" и даже создал Народный фронт. Но воз, что называется и ныне там.

- Какую программу Вы готовы предложить избирателям?

В качестве кандидата в президенты я буду предлагать программу политических реформ в виде изменения судебной системы, пересмотра ряда положений закона о полиции и действующего закона о политических партиях. Это внесение изменений в избирательное законодательство, возвращение всенародных выборов губернаторов, мэров, избираемость членов Совета Федерации.

Кроме того, полное перекраивание всего законодательства по референдумам, право отзыва депутатов, снижение проходного барьера на выборах, а также возвращение в избирательные бюллетени графы "против всех". Примечательно, что многие наши идеи пробивают себе дорогу. В частности, и президент страны говорил по поводу возвращения этой графы. Есть у нас и программа социального и экономического устройства России. Мы не хотим строить капитализм, мы хотим более справедливого будущего для России. Мы за построение нового социализма с рыночной экономикой, но без рыночного общества. Уверен, что наша президентская программа найдет отклик в душе избирателей.

- И, все-таки, возвращаясь к вопросу о Владимире Путине, многие политологи высказывают самые разные мнения по поводу того, будет ли это совершенно новый президент, если он избирается 4 марта, или тот же самый, которого страна лицезрела все эти годы?

- Не говоря о конкретных персоналиях, могу однозначно сказать, что кто бы ни был избран главой государства 4 марта, если он не проведет настоящую кадровую революцию в высших эшелонах власти, если он не проведет системные политические изменения, страну могут ожидать самые негативные сценарии. Если не дать воздуха в нашу политическую систему, то рано или поздно "рванет". Мы это видели на примере других стран. Кто бы ни стал у руля нашего государства, желает он того или нет, но он вынужден будет реагировать на запрос общества, которое, и это свершено очевидно, молчать больше не будет. Общество жаждет перемен, обществу надоели непрофессиональные чиновники-министры, которые годами демонстрируют свою несостоятельность и безответственность. Люди хотят видеть во власти профессионалов. И я считаю, что было бы оптимальным создание коалиционного правительства после марта будущего года с учетом нового расклада в Госдуме. У нас ведь есть замечательные профессионально подготовленные, ответственные кандидаты на различные посты в правительстве. И я, как кандидат в президенты, предложу вариант такого коалиционного правительства из представителей самых разных партий и беспартийных, чтобы это были действительно люди, которые имеют опыт работы и авторитет в той сфере, которой они будут руководить.

- Вы говорите, что монополизму Единой России пришел конец, а вот некоторые идеологи партии, напротив, считают, что единороссы, недобравшие на этих выборах до 50 процентов, показали "отменный результат".

- Эти идеологи могут говорить что угодно, называть этот результат "замечательным достижением" и так далее. Но этот результат – это оценка "партии власти" населением страны. Полученные сорок девять процентов были достигнуты только за счет административного ресурса, голосования в воинских частях, голосования на закрытых участках и сомнительных показателей, полученных в республиках Северного Кавказа и ряде других субъектов, где за "ЕдРо" голосует более 90 процентов населения. Но даже все эти фокусы им не помогли получить конституционное большинство. И новая Дума станет теперь не только местом для дискуссий, но и местом, где принимаются законы, отражающие нужды людей.

Вполне возможно, что теперь мы увидим, что фракция единороссов будет не столь монолитной как ранее. Там сегодня немало приличных людей, которые пришли из Народного фронта, это беспартийные. Эти депутаты по тем или иным законам, возможно, будут голосовать не так, как велит фракция, а как велит совесть, и тогда все три остальные фракции благодаря этому будут иметь необходимое большинство.

Глубоко ошибаются те, кто утверждает, что новый состав Думы будет популистским по своей сути. Кто об этом говорит, тот пытается тем самым запустить этакую страшилку, за которой стоит нежелание принимать действительно просчитанные, экономически выверенные законы. Наши идеи и предложения далеко не популистские, все они тщательно просчитаны, и мы будем добиваться принятия тех законов, которые действительно будут работать в интересах большинства наших граждан. Мы знаем, где взять дополнительные деньги на социальные нужды и как их потратить с умом. О популизме любят говорить господа единороссы, которые ничего не хотят менять, а хотят по-прежнему оставаться филиалом правительства в Госдуме, а не самостоятельным, как и положено по Конституции, органом власти.

У нашей фракции осталось немало законопроектов от прошлого созыва. Это в первую очередь закон, направленный на регулирование тарифов, с тем, чтобы они не опережали инфляцию, это изменение пенсионного законодательства, освобождение от налога на землю владельцев участков до восьми соток, введение госмонополии на производство и оборот этилового спирта и налога на роскошь, борьба с коррупцией и прежде всего ратификация 20 статьи Конвенции ООН по противодействию коррупции. Речь в ней идет о том, что страны-подписанты признают уголовно наказуемым деянием "незаконное обогащение" госслужащих.

- Сергей Михайлович, как Вы относитесь к призыву не участвовать в предстоящих президентских выборах? К этому в частности призвал Зюганова и Явлинского известный писатель Борис Акунин, чтобы как он выразился "не быть на подтанцовках" у Путина.

- Знаете это наша такая замечательная интеллигенция, которая живет по принципу "горе от ума". Немало звучало из ее уст призывов бойкотировать парламентские выборы. Представьте, если бы явка была хотя бы на 10 процентов выше, мы бы еще больше голосов получили и совсем бы загнали "Единую Россию" в меньшинство. Не было бы этих призывов "не ходить голосовать", а были бы призывы "идти на выборы и обязательно голосовать", ситуация сейчас была бы, уверен, принципиально иной. То же самое можно сказать и про предстоящую президентскую кампанию. Можно просто сразу сказать, что у нас на ближайшие шесть лет ничто во власти меняться не будет, и давайте тогда спокойно завернемся в белые простыни и будем безмолвно и без движения лежать. Так нельзя, из этого ничего не выйдет путного.

Также как не выйдет ничего путного и из призывов объединиться и выдвинуть единого кандидата всем кто сегодня заявил о своем участии в президентской кампании. Если бы я увидел среди них хоть одного человека, не боящегося победить, поверьте, я бы отступил, но когда мы видим, что это будет опять игра в поддавки со стороны одних и тех же изрядно примелькавшихся лиц, то мы принимаем решение идти самостоятельно.

- Есть ли среди представителей несистемной оппозиции те, с кем Вы готовы взаимодействовать?

- Есть, безусловно. Не скрою, я симпатизирую проекту Алексея Навального "Роспил", хотя у него есть много идеологических вещей, с которыми я не соглашусь, но считаю его проект проявлением гражданской позиции и готов его поддерживать в этом. Мне очень симпатичен Владимир Рыжков. Но я не разделяю идеологии ни Касьянова, ни Лимонова, ни Немцова, считаю, что они заблуждаются и, похоже, не искренне хотят добра своей стране, а больше всего стремятся к самопиару.

В то же время я считаю, что их митинги не надо запрещать, и не надо "не пущать" их на выборы. Не сомневаюсь, что если бы ПАРНАС участвовал в избирательной кампании, то он бы как и Правое дело набрали не более полупроцента и все. Чего их бояться, когда они на улицы выходят, пусть протестуют и кричат там, сколько хотят. Но как только власть своими неуклюжими действиями делает из них мучеников или героев, так тут все и начинается.

- Сергей Михайлович, Ваши оппоненты не без резона говорят, что Вы никакая не оппозиция действующей власти, с учетом того, что в течение десяти последних лет вы занимали третий по значимости пост в государстве.

- После того как я оставил пост председателя Совета Федерации, каких только не было кликушеств и что "все с Мироновым покончено, на его политической карьере поставлен крест и его партия окажется на задворках" и тому подобное. Я ушел с поста спикера вполне осознанно для того, чтобы стать лидером по настоящему оппозиционной партии, противостоящей "Единой России". Мы сегодня и я, как лидер Справедливой России, являемся единственной оппонирующей власти силой. Те восемь с половиной миллионов избирателей, отдавших нам свои голоса, демонстрируют, что люди нам поверили, и мы сделаем все, чтобы их не подвести и не потерять их доверие.

- Сергей Михайлович, Вы еще, будучи спикером Совета Федерации, говорили о необходимости выборности сенаторов. Но сегодня палата формируется также по выборному принципу.

- Ну, позвольте, какие это выборы? Это полная ерунда и имитация. За подтверждением далеко ходить не надо. Возьмите бывшего губернатора Ростовской области Чуба, который избрался для того, чтобы попытаться попасть в Совет Федерации, даже не от своего региона, а от далекой мурманской деревни под названием Варзуга. Я уже не говорю о том, что адмирал Вячеслав Попов - достойный сенатор и нет никаких объективных причин его менять.

Такого рода выборы это, извините меня, дурь для проформы. Спрашивается – что, господин Чуб будет представлять Мурманскую область? Да он знать не знает, где эта деревня вообще находится по большому счету. Приказали депутатам поселкового совета избрать его и избрали на "альтернативной" основе, выбирая из местных - пенсионера и безработного. Вроде бы форма соблюдена, но кто его выбрал? 20 бабушек в селе? И это будет сенатор? Просто смешно об этом говорить. Это же просто позорище. У Совета Федерации должна быть реальная выборность, через настоящее голосование населением. Алгоритм такой есть, и можно делать это уже сейчас, не меняя Конституции, и дать возможность людям самим определять, кого они хотят видеть своим представителем в верхней палате. А окончательно выносить юридический вердикт будет губернатор или законодательный орган региона, делегировав именно того, кто набрал больше всего голосов.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок