ШОС никому не позволит посягать на интересы своих государств-членов

Спецпредставитель президента Российской Федерации по делам ШОС Кирилл Барский рассказал "Интерфаксу" о повестке заседания Совета глав правительств ШОС в Санкт-Петербурге

ШОС никому не позволит посягать на интересы своих государств-членов
ШОС никому не позволит посягать на интересы своих государств-членов

Москва. 1 ноября. INTERFAX.RU - Спецпредставитель президента Российской Федерации по делам ШОС Кирилл Барский дал интервью заместителю главного редактора редакции внешней политики "Интерфакса" Ольге Головановой в преддверии заседания Совета глав правительств ШОС в Санкт-Петербурге 7-го ноября.

- Кирилл Михайлович, какие вопросы выносятся на повестку дня встречи премьер-министров государств-членов ШОС в Санкт-Петербурге? Планируется ли принятие каких-либо документов, если да – то каких?

- Повестка дня заседания глав правительств диктуется логикой и динамикой развития ШОС, ее экономического и гуманитарного направлений, реалиями развития мировой и региональной экономики.

Естественно, прежде всего главы правительств обсудят актуальные вопросы экономического и гуманитарного сотрудничества в рамках ШОС и наметят пути его дальнейшего развития. Шанхайской организацией сотрудничества уже наработана внушительная нормативная база экономического взаимодействия, принят целый ряд документов. Так, основные направления работы прописаны в Программе многостороннего торгово-экономического сотрудничества 2003 г. и детализированы в Плане мероприятий по реализации данной Программы, который был утвержден в 2008 году. Теперь же необходимо перевести эти договоренности и планы на язык практических действий, развернуть работу на деле, запустить проектную деятельность. Главным критерием здесь должна служить реальная отдача, реальная выгода для государств-членов ШОС. Вот об этом и пойдет речь на встрече премьеров в первую очередь.

Главы правительств обменяются мнениями о состоянии и перспективах развития мировой экономики, в которой, увы, по-прежнему доминируют факторы неопределенности и нестабильности на сырьевых и финансовых рынках. Следует ожидать, что премьеры дадут и оценку экономическому положению на пространстве ШОС. Оно, кстати, на сегодняшний день отличается стабильностью, неплохими темпами роста ВВП, растущей инвестиционной привлекательностью. Это, безусловно, заслуга руководителей государств-членов ШОС, своевременно принявших антикризисные меры. Мы должны этими достижениями дорожить, сохранять набранные обороты, в том числе подкрепляя их сотрудничеством по линии ШОС.

Ситуация в мировой экономике – тема для ШОС отнюдь не надуманная и не второстепенная. Государства-члены ШОС являются активными участниками международных экономических отношений, и у организации есть свое видение, как эти отношения надо стабилизировать, как усовершенствовать существующую валютно-финансовую систему, как способствовать оздоровлению мировой экономики. И этим видением ШОС могла бы поделиться с другими членами международного сообщества.

По итогам заседания СГП планируется принять Совместное коммюнике. Прерогативой премьер-министров является также принятие решений по текущим вопросам функционирования ШОС, ее постоянно действующих органов, в том числе утверждение бюджета ШОС на очередной финансовый год. Так будет и на этот раз, причем в 2012 году мы рассчитываем на увеличение бюджета по сравнению с прошлыми годами. Сейчас эксперты выверяют окончательные цифры.

"На полях" заседания планируется подписание Стратегии развития Межбанковского объединения ШОС на 2012-2016 гг. и Меморандума о взаимопонимании между секретариатами ШОС и ЭСКАТО – срок действия нынешнего меморандума истекает в декабре этого года.

К этому следует добавить, что заседание СГП ШОС - это крупное мероприятие, предусматривающее всестороннюю подготовку по линии многих ведомств, вовлеченных в экономическое и гуманитарное сотрудничество по линии ШОС – а таких у нас в стране около трех десятков. Самой встрече предшествует целый шлейф" министерских совещаний и экспертных встреч. Так, в конце сентября в Душанбе состоялась встреча глав ведомств стран-членов ШОС, отвечающих за чрезвычайное реагирование. 14 октября в Москве прошло заседание глав санитарно-эпидемиологических ведомств стран-членов ШОС. Вопросы развития торгово-экономического сотрудничества были подробно рассмотрены на Совещании министров государств-членов ШОС, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность, которая состоялась 26 октября в Душанбе. 28 октября в Москве встречались министры транспорта. С 6 по 9 ноября в нашей столице будет проходить Неделя образования ШОС под девизом Образование без границ". Так что работа по подготовке встречи премьеров ШОС идет полным ходом.

- На пространстве Евразии много организаций с экономическим уклоном. Я имею в виду ЕврАзЭС, Таможенный союз, формируется Единое экономическое пространство с участием России, Белоруссии и Казахстана. Нет ли здесь дублирования со стороны ШОС, в чем именно заключаются экономические задачи ШОС?

- Дублирования здесь не происходит. Цели и задачи ШОС в области экономики определены Хартией. В ней зафиксировано, что одной из целей Организации является – я цитирую - содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства, поощрение эффективного регионального сотрудничества, в том числе в торгово-экономической, научно-технической, природоохранной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих взаимный интерес". В качестве перспективного ориентира в уставных документах ШОС ставится задача содействия созданию благоприятных условий для торговли и инвестиций в целях постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий.

Напомню, что ШОС создавалась, прежде всего, как организация, нацеленная на противодействие терроризму, сепаратизму, экстремизму и другим вызовам и угрозам. Это направление и по сей день остается и будет оставаться приоритетом ШОС. В то же время реальность такова, что у любой полноценной региональной организации – а ШОС является именно таким объединением - обязательно должна быть прочная экономическая база. Поэтому экономическое взаимодействие становится все более востребованным вектором деятельности ШОС, и от предстоящей встречи премьеров ожидают решений, которые способствовали бы активизации этой ее второй ипостаси".

Вы упомянули набирающие обороты процессы интеграции в рамках ЕврАзЭС, Таможенного союза, Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Только что подписано соглашение о создании зоны свободной торговли в СНГ. Взят курс на создание в перспективе Евразийского союза. Это - магистральная тенденция развития экономической интеграции в Евразии. Как отметил в своей недавней статье в Известиях" Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин, это устойчивый и долгосрочный проект, не зависящий от перепадов текущей политической или любой иной конъюнктуры". Возникает вопрос: каково место ШОС в этом контексте?

Как представляется, ШОС могла бы занять в процессах налаживания региональной экономической кооперации свою уникальную нишу, сосредоточившись на реализации конкретных взаимовыгодных проектов. Это могут быть и крупные проекты, и сотрудничество по линии малого и среднего бизнеса. Тем самым ШОС могла бы реализовать тот потенциал, который заложен в этой организации с учетом участия в ней таких стран, как Россия, Китай, государства Центральной Азии. С учетом того, что наблюдателями при ШОС являются Индия, Пакистан, Иран, Монголия, а партнерами по диалогу - Белоруссия и Шри-Ланка. Сопряжение потенциалов этих стран могло бы дать полезный экономический эффект, содействовало бы укреплению связей между евразийским интеграционным ядром и соседними государствами, прежде всего Китаем с его огромными финансово-инвестиционными возможностями и растущим на глазах новым экономическим и технологическим центром - Индией.

На заседании Совета глав государств-членов ШОС, состоявшемся в июне этого года в Астане, Президент Российской Федерации Д.А.Медведев напомнил о российской инициативе разработать дорожную карту" экономических проектов ШОС. Сейчас идет работа над Перечнем мероприятий по дальнейшему развитию проектной деятельности ШОС. Предполагается, что это будет документ с указанием как взаимовыгодных совместных проектов, так и их конкретных исполнителей. Подготовка дорожной карты" - важная работа, которая поможет задать тон всей экономической деятельности ШОС на годы вперед.

- Главы правительств рассматривают на своих встречах главным образом вопросы экономического и гуманитарного сотрудничества. Какие из них являются приоритетными для России? С какими инициативами планирует выступить на этот раз российская сторона?

- В экономической области приоритетными видятся, прежде всего, те сферы, где ШОС обладает естественным потенциалом, где можно с наибольшей эффективностью использовать имеющиеся у государств-членов преимущества. Это транспорт, энергетика, высокие технологии, сельское хозяйство. В гуманитарной области мы придаем особое значение налаживанию взаимодействия в области образования, культурных и туристических обменов.

Чтобы не быть голословным, хотел бы показать эти очевидные преимущества ШОС на конкретных примерах. Возьмем, скажем, сферу транспорта. Достаточно взглянуть на географическую карту, чтобы понять, насколько тесно государства-члены ШОС связаны друг с другом. По пространству ШОС пролегают стратегические транспортные артерии, соединяющие не только наши стран, но и континенты – Европу с Азией. Отсюда и интерес к сотрудничеству. Ведь наличие взаимосвязанной транспортной инфраструктуры и механизмов согласования вопросов создает необходимые условия для бизнеса, развития деловых связей, контактов между людьми. Широкие возможности открываются в части международного транзита. Это – прямая выгода для стран ШОС.

В ближайшее время планируется завершить работу над Соглашением между правительствами государств-членов ШОС о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. Его подписание – полагаю, что оно состоится уже в будущем году – станет важным шагом по сближению наших стран, позволит всем государствам-членам ШОС беспрепятственно осуществлять автомобильные перевозки по согласованным маршрутам через их территории.

У нас много новых идей, и отрадно, что они приветствуются нашими партнерами. Последний пример – кстати, тоже из области транспортного сотрудничества: на только что состоявшемся в Москве на совещании министров транспорта государств-членов ШОС партнеры поддержали российскую инициативу разработки Программы скоординированного развития автомобильных дорог государств-членов ШОС.

Нашла поддержку и российская инициатива создания в рамках ШОС Энергетического клуба, который стал бы площадкой для диалога по широкому кругу вопросов энергетики между представителями государственных структур и деловых кругов. Идея эта проросла" не сразу, был период дискуссий. И вот в сентябре этого года на 4-м Евразийском экономическом форуме в китайском городе Сиань заинтересованные страны выступили с так называемой Сианьской инициативой", объявив о намерении создать Энергоклуб с участием государств-членов и государств-наблюдателей при ШОС. Первое обсуждение планов работы состоялось 28 октября в Москве, где собралась Группа высокого уровня по вопросу о запуске этого нового и, как мне кажется, весьма перспективного проекта.

Важным новшеством, способным существенно гальванизировать" сотрудничество на экономическом треке, мы считаем внедрение гибких форматов взаимодействия. Реализация проектов пойдет успешнее, если за них возьмутся стороны, реально в этом заинтересованные, созревшие" для сотрудничества здесь и сейчас. Это могут быть несколько стран-членов ШОС, это могут быть два-три члена ШОС плюс кто-то из наблюдателей или партнеров по диалогу. Главное, чтобы дело делалось. Что же касается других государств-членов ШОС, то они могли бы подключиться к тому или иному проекту на более позднем этапе, когда сочтут, что участие в нем отвечает их интересам. Кстати, возможность осуществления отдельных проектов сотрудничества, так сказать, в усеченном формате" предусмотрена статьей 16 Хартии ШОС.

Особенно ценно, что интересные предложения поступают в том числе и снизу" - от представителей бизнес-сообщества, научных и медийных кругов. Одна из новых инициатив российской части Делового совета ШОС – провести 7 ноября в Москве Международный бизнес-форум Московский бизнес-диалог ШОС". Главная тема форума – создание под эгидой ШОС единого информационного делового пространства. О достоинствах предстоящего мероприятия можно судить хотя бы по тем вопросам, которые вынесены на обсуждение в формате круглых столов: электронная коммерция, развитие интернет-индустрии, молодежное предпринимательство, энергетическая безопасность, выставочная деятельность, агробизнес и продовольственная безопасность. Есть основания рассчитывать, что по итогам этого бизнес-форума удастся сформулировать интересные предложения и рекомендации, которые, безусловно, будут использованы правительствами государств-членов ШОС в их работе на соответствующих направлениях.

Что касается инициатив, которые могут быть озвучены российской стороной на заседании СГП ШОС, то хочу заверить Вас, что они, безусловно, будут. Надо только набраться терпения - уже 7 ноября они станут достоянием широкой общественности. Единственное, что могу сказать уже сейчас - все российские идеи и предложения будут нацелены на решение общих для государств-членов ШОС задач. А это укрепление ШОС, модернизация и инновационное развитие экономик ШОС, повышение благосостояния граждан государств-членов.

- В этом году ШОС отметила свое десятилетие. Каковы, на Ваш взгляд, итоги деятельности ШОС за десять лет и в чем заключаются ее задачи на будущее?

- Итоги десятилетней работы ШОС подвели в июне этого года в Астане главы ее государств-членов. Эта оценка отражена в Астанинской декларации десятилетия ШОС. В ней, в частности, подчеркивается, что решение о ее создании было стратегически выверенным историческим шагом, который полностью себя оправдал. ШОС как международная региональная организация состоялась, сыграла значительную роль в обеспечении региональной безопасности, стала важным фактором формирующейся архитектуры международных отношений, снискала высокий авторитет в мире.

За время, прошедшее с момента образования ШОС, были приняты основополагающие документы, регламентирующие ее деятельность, подписаны ключевые межправительственные договоры и соглашения, созданы постоянно действующие органы и механизмы сотрудничества в различных областях, налажено само это сотрудничество. Образно говоря, строительство здания ШОС успешно завершено, объект сдан и уже выпускает вполне конкурентоспособную продукцию.

Это, конечно, вовсе не означает, что все проблемы решены. Сегодня перед ШОС встает множество задач, и их масштаб настраивает на серьезную работу.

Главной задачей организации на обозримую перспективу я бы назвал ее дальнейшее укрепление как полноформатной региональной организации. Приоритетным направлением деятельности ШОС и в дальнейшем будет оставаться обеспечение региональной безопасности, противодействие терроризму, сепаратизму, экстремизму, трансграничной организованной преступности. На первый план в деятельности ШОС выдвигается борьба с наркотической опасностью, которая приобрела за последние годы масштабы угрозы международному миру и стабильности. ШОС предстоит уделять все более пристальное внимание таким новым темам, как обеспечение международной информационной безопасности и борьба с киберпреступностью.

Эпоха, в которую мы живем, диктует необходимость наращивания взаимодействия и на других азимутах. Это, прежде всего, экономическое сотрудничество, о котором мы уже говорили. Это развитие культурно-гуманитарных связей, без которых немыслима сегодня ни одна региональная организация, так как именно здесь, на уровне гуманитарных обменов, человеческих контактов создается и цементируется социальная база международного сотрудничества.

С учетом того интереса, который вызывает ШОС в других странах, одна из задач на будущее состоит в укреплении ее взаимодействия с другими государствами и международными организациями. Многое будет зависеть от темпов и качества дальнейшего вовлечения в деятельность ШОС государств-наблюдателей и партнеров по диалогу. В ближайшее время организации предстоит определиться с вопросом о расширении. Наконец, как любая международная структура, ШОС нуждается в адекватном бюджете, в эффективных постоянно действующих органах, в квалифицированных кадрах.

- Я бы хотела попросить Вас взглянуть на ШОС геополитически. Ясно, что главные игроки, этакие титаны – это Россия и Китай. Плюс такие страны-наблюдатели, как Индия, Пакистан, Монголия и Иран. Ранее высказывалось мнение, что ШОС является блоком, направленным против третьих стран. Как сейчас выглядит ситуация и насколько оправдан и востребован такой формат? И насколько правдиво впечатление о том, что другие страны вовлечены в ШОС лишь для того, чтобы быть под шапкой" России и Китая и чтобы ни в коем случае не достались" Западу?

Что касается Вашего вопроса относительно разговоров о якобы имеющей место направленности ШОС против третьих стран, о ШОС как о некоем блоке, хотел бы однозначно сказать, что эти домыслы не имеют под собой никаких оснований. То, что ШОС не направлена против других государств и международных организаций, и доказательств-то особых не требует. Начнем с того, что это один из основополагающих принципов, закрепленных в статье 2 Хартии ШОС. Другой краеугольный камень деятельности ШОС - это ее открытость. ШОС не противопоставляет себя окружающему миру. Напротив, она настроена на взаимодействие с другими странами и организациями. И примеров такой готовности к сотрудничеству больше, чем достаточно.

Конечно, ШОС никому не позволит посягать на интересы своих государств-членов. Уважение суверенитета, территориальной целостности, невмешательство во внутренние дела, уважение политического выбора партнера – все это важнейшие принципы для всех членов ШОС, и у них есть четкое понимание того, как должно осуществляться взаимодействие между ними в деле отстаивания этих принципов. Но к блоковой политике это не имеет ни малейшего отношения.

Теперь относительно шапки России и Китая". Все государства-члены ШОС участвуют в ней добровольно, поскольку это отвечает их национальным интересам. Создание ШОС в 2001 году было их свободным выбором. Кстати, участие в ШОС не мешает ее членам проводить многовекторную политику, в том числе развивать тесное взаимовыгодное партнерство с западными странами. Удерживать в ШОС никто никого не собирается. Но и признаков того, чтобы кто-то хотел покинуть ряды этой организации, также не просматривается. Как раз наоборот: все шире круг стран проявляющих заинтересованность в присоединении к ШОС или желающих сотрудничать с ней.

Вообще ШОС – это объединение созидательное по своей сути, организация сотрудничества". На шосовском пространстве немало проблем, которые необходимо решать, и ШОС намерена и впредь ими активно заниматься. Ее успешное становление и развитие в течение последних десяти лет – лучшее свидетельство востребованности ШОС в XXI веке.

А вот хождение в информационной среде разного рода небылиц о ШОС меня лично очень беспокоит. Одну из причин искаженного, необъективного представления о ШОС, с которым приходится порой сталкиваться, я вижу в недостатке достоверной информации о ее деятельности. Отчасти это и наша проблема. Надо сделать так, чтобы люди, интересующиеся мировой политикой в государствах-членах ШОС и за их пределами, имели объективную картину того, что представляет собой ШОС, каковы ее цели и задачи, чем она занимается, каковы результаты ее работы. И здесь мы рассчитываем на профессионализм коллег-журналистов.

- Планирует ли ШОС расширяться за счет нынешних стран-наблюдателей, которыми являются Иран, Индия, Пакистан и Монголия, и привлекать к деятельности организации новых?

- Убежден, что расширение ШОС – ее неминуемая перспектива, и рано или поздно ее состав изменится. Но при этом следует иметь в виду, что расширение - это весьма сложный вопрос. Прием новых членов не только предполагает наличие политической воли у государств-членов организации, но и предусматривает создание необходимой правовой базы, проработку юридических, финансовых и организационных вопросов. В том, насколько сложен этот вопрос, мы имели возможность убедиться на примере, скажем, такой организации, как ЕС, долго работавшей над этой проблемой.

Что касается ШОС, то задача подготовить почву для возможного расширения была поставлена главами государств, и на сегодняшний день многое уже сделано. В частности, разработаны и утверждены Положение о порядке приема новых членов в ШОС, а также типовой меморандум об обязательствах государства-заявителя на получение статуса государства-члена ШОС. Но вопрос о создании условий для расширения на этом не закрыт, так как остается еще целый ряд важных деталей, которые предстоит проработать. Этим будет заниматься специальная группа экспертов по расширению ШОС.

На сегодня имеются официальные обращения Пакистана и Ирана с просьбой о предоставлении статуса полноправного члена ШОС. Недвусмысленно о своем желании вступить в ШОС заявила Индия. При рассмотрении полученных заявок государства-члены ШОС должны будут исходить из зафиксированного в Хартии принципа консенсуса. Кроме того, они будут руководствоваться критериями, заложенными в Положении о порядке приема новых членов, в частности, постулатом, согласно которому в ШОС не может быть принято государство, находящееся под санкциями Совета Безопасности ООН.

Хотел бы при этом обратить внимание на то, что у государств-наблюдателей при ШОС имеются все возможности, чтобы активно подключаться к ее деятельности и уже в своем нынешнем статусе вносить вклад в развитие регионального сотрудничества под эгидой ШОС. Для стран, претендующих на членство в ШОС, это помимо всего прочего будет еще и демонстрацией серьезности их намерений влиться" в шосовскую семью.

- Насколько соответствуют действительности сообщения о планах Турции получить статус наблюдателя при ШОС и намерении Вашингтона также развивать сотрудничество с Организацией, стать партнером по диалогу? Насколько реально, что обращения Турции и США будут позитивно рассмотрены? Может ли принципиальное решение по этим двум странам быть принято уже 7 ноября?

- Действительно, в апреле этого года министр иностранных дел Турции направил письмо Генеральному секретарю ШОС, в котором содержалась просьба о предоставлении Турции статуса партнера по диалогу. Эта заявка в настоящее время рассматривается.

Что касается США, то каких-либо официальных обращений от американской стороны до сих пор не поступало. В целом же нам, конечно, импонирует, что в последнее время в выступлениях высокопоставленных представителей Администрации США и высказываниях американских дипломатов звучат положительные отзывы о деятельности ШОС, о ее роли в обеспечении региональной безопасности. Видим в этом дополнительное свидетельство того, что ШОС пользуется растущим уважением в мире, в том числе в странах, географически отдаленных от шосовского пространства.

Вы спросили о том, возможно ли принятие решения по вопросам заявок на получение статуса партнера по диалогу на заседании СГП ШОС. В соответствии с нормативными документами ШОС обращения иностранных государств о налаживании сотрудничества с Организацией рассматриваются Советом глав государств-членов ШОС. В компетенцию Совета глав правительств эти вопросы не входят, хотя ничто не мешает премьерам обменяться мнениями по этому поводу на своем закрытом заседании.

- Наиболее серьезные угрозы для государств-членов ШОС - терроризм и наркоопасность - исходят с территории Афганистана. Сейчас выдвигается много различных инициатив, общий смысл которых состоит в подключении стран региона к урегулированию ситуации в этой стране и усилиям по возрождению афганской экономики. Что ШОС могла бы сделать в этом плане?

- Начнем с того, что ШОС уже много сделала и продолжает делать - делать для Афганистана, содействовать тем, кто ведет борьбу с террористическим подпольем внутри Афганистана, предпринимать меры в интересах обеспечения региональной безопасности.

Я имею в виду, прежде всего, ту масштабную помощь, которую государства-члены ШОС оказывают правительству ИРА по двусторонней линии. Являясь соседями и друзьями Афганистана, страны-члены ШОС всегда проявляли солидарность с народом этой страны и старались помогать ему, поддерживать афганцев - и политически, и экономически, и в смысле подготовки кадров, и многими другими средствами.

Хотя в антитеррористических и антинаркотических операциях на территории самого Афганистана ШОС не участвует, но своими действиями по борьбе с терроризмом и по пресечению наркотрафика по внешнему периметру границ ИРА эта организация немало способствует противодействию указанным угрозам в целом.

ШОС последовательно выступает за становление Афганистан в качестве независимого, нейтрального, мирного и процветающего государства. Поэтому не случайно, что начиная с 2005 года Президент Афганистана регулярно приглашается на саммиты ШОС и участвует в них в качестве гостя принимающей стороны. Участвуют афганские руководители и во встречах премьер-министров стран-членов ШОС. Ждем высокого представителя Афганистана и на этот раз в Санкт-Петербурге.

Добавлю к этому еще один существенный штрих. Наблюдая за деятельностью ШОС и постепенно подключаясь к отдельным шосовским мероприятиям, афганская сторона пришла к выводу о необходимости формализовать свое сотрудничество с ШОС. В июне этого года Кабул подал официальную заявку на получение статуса государства-наблюдателя при ШОС.

В последнее время появляется много различных инициатив, направленных на совершенствование регионального сотрудничества на евразийском пространстве. В частности, этому вопросу будет посвящена конференция Региональная безопасность и сотрудничество в сердце Азии в интересах стабильного и безопасного Афганистана", которую 2 ноября в Стамбуле организуют наши турецкие партнеры. Россия принимала в ее подготовке самое активное участие. Поддерживаем стремление стран региона подтвердить в Стамбуле намерение еще теснее сотрудничать между собой, оказывать всевозможную помощь Афганистану.

При этом мы исходим из того, что региональное взаимодействие более уместно осуществлять на базе уже существующих региональных организаций, форумов, структур и механизмов. Их достаточно, и ШОС среди них занимает достойное место. Многие государства региона стремятся к тому, чтобы участвовать в этом сотрудничестве именно под эгидой ШОС, видя в ней удобную региональную площадку. Напомню, что в марте 2009 года в Москве была проведена специальная конференция по Афганистану, в которой приняли участие 36 иностранных делегаций – представители стран региона, США, ЕС, НАТО. На открытии конференции выступал Генеральный секретарь ООН. Регулярно проводятся консультации заместителей министров иностранных дел государств-членов ШОС, государств-наблюдателей и Афганистана. Думаю, что на следующем этапе ШОС могла бы внести свою лепту и в развитие экономического сотрудничества с Афганистаном.

- ШОС уже проводила военные учения. Нет ли в планах организовать нечто подобное в ближайшем будущем?

- Военное сотрудничество в рамках ШОС развивается исключительно в целях противодействия терроризму. Учения, которые регулярно проводятся под эгидой ШОС и называются Мирная миссия", имеют важное значение в контексте укрепления антитеррористического потенциала организации. Такие учения планируется проводить и в будущем.

- В связи с расширением деятельности НАТО и США по реализации планов создания глобальной ПРО нет ли намерений обсуждать в рамках ШОС данную проблему и, возможно, искать совместный ответ?

- Какого-либо сотрудничества по вопросам ПРО в рамках ШОС не ведется. Но государства-члены организации убеждены, что одностороннее и неограниченное наращивание арсенала средств ПРО одним государством или узкой группой государств может нанести ущерб стратегической стабильности и международной безопасности. Это лидеры стран ШОС сочли необходимым заявить на своей июньской встрече в Астане.

При этом хотел бы еще раз подчеркнуть: надо четко понимать, что Шанхайская организация сотрудничества - это не военно-политический блок, и развивать оборонное сотрудничества за рамками задач противодействия терроризму не входит в ее планы. Сила ШОС в другом. Это сила убеждения, сила примера. Это умение выстраивать взаимоуважительные отношения, формулировать общую позицию и отстаивать ее в интересах всех государств-членов.

- ШОС стала заметным фактором обеспечения не только региональной, но и глобальной безопасности. Какие предложения ШОС намерена внести в целях содействия укреплению международной безопасности, решению глобальных проблем?

- На региональном уровне ШОС действительно утвердилась в качестве одного из ведущих игроков". Но речь идет не только о Евразии, а и об Азиатско-Тихоокеанском регионе, к которому она имеет самое непосредственное отношение, выходя" на Тихий океан территориями России и Китая. ШОС активно выступает в пользу формирования в АТР более совершенной - открытой, транспарентной и равноправной - архитектуры безопасности и сотрудничества, основанной на нормах и принципах международного права, внеблоковых началах и учете законных интересов всех стран. И надо сказать, что эта принципиальная позиция сегодня разделяется многими странами региона.

Немаловажная деталь: именно ШОС в 2004 году выступила с так называемой Ташкентской инициативой" - предложением о налаживании между многосторонними организациями и форумами в Азии партнерских отношений. Сейчас мы видим, что сетевая дипломатия победным маршем шествует по миру, а для сложного и многоликого Азиатско-Тихоокеанского региона вообще является, похоже, единственно возможным средством создания оптимальной модели регионального сотрудничества.

Как показывает практика, ШОС все больше рассматривается нашими партнерами в мире и как неотъемлемый элемент формирующегося многополярного миропорядка, один из катализаторов процесса демократизации международных отношений, который сегодня приобрел необратимый характер. Государства-члены ШОС - совместно и в индивидуальном качестве - активно участвуют в деятельности ООН, других международных организаций, важнейших конференций и вносят свой вклад в обсуждение широкого круга мировых проблем. Это и разоружение, и нераспространение ОМУ, и противодействие новым вызовам и угрозам.

Свежий пример - родившаяся в недрах ШОС и обкатанная на экспертном уровне идея выработки свода норм поведения государств в области обеспечения международной информационной безопасности. Государства-члены ШОС разработали проект соответствующих Правил поведения" и в рамках 66-й сессии Генассамблеи ООН попросили Генерального секретаря распространить этот документ с тем, чтобы с ним могли ознакомиться все страны. Это - своего рода приглашение к широкой дискуссии по весьма злободневной, назревшей проблеме.

Интервью

Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением