Тандем – это хорошо

Президент Австрии Хайнц Фишер в интервью "Интерфаксу" дал оценку политической ситуации в России и обнадежил российских туристов новостями о визах

Тандем – это хорошо
Тандем – это хорошо
Фото: Reuters

Москва. 18 мая. INTERFAX.RU - Президент Австрии Хайнц Фишер дал эксклюзивное интервью в Вене руководителю Дипломатической группы "Интерфакса" Ольге Головановой в преддверии своего визита в Россию. Во время устного интервью в венском дворце Хофбург президент высказал свою позицию по ситуации с правами человека в России, обнадежил российских туристов, которым вскоре станет легче получать Шенгенскую визу при въезде в Австрию, заявил об отсутствии планов Вены вступать в НАТО и подтвердил заинтересованность в России как в надежном поставщике энергоносителей.

- Господин президент, на днях Вы посетите Россию с визитом. Какие вопросы в первоочередном порядке Вы намерены обсудить с российским руководством?

- Действительно, я собираюсь в Москву, я хорошо знаю этот город. У нас с Россией очень хорошие отношения и, я надеюсь, мы будем работать над их укреплением и в дальнейшем. Мы планируем подписать с господином Медведевым Договор ради модернизации, и он преследует очень конкретные цели, а также целый ряд различных договоров с ответственными членами правительства. Для этих целей австрийская делегация будет высокопоставленной. Только в деловую делегацию войдет более 120 участников. Кроме того, мы затронем другие актуальные вопросы в отношениях России и Австрии. Например, вопросы сотрудничества в сфере энергетики, как мы в дальнейшем должны работать над либерализацией визовых отношений. Кроме того мы бы очень хотели поговорить на тему культурных отношений, а также перспективы вступления России в ВТО. Австрия поддерживает присоединение РФ к этой организации. Также мне было бы очень интересно обсудить международную повестку дня на переговорах с президентом Медведевым и председателем правительства России Путиным, включая ситуацию на Ближнем Востоке и вокруг Ирана, а также другие международные вопросы, которые будут интересны обеим сторонам.

- Что Вы можете сказать о российском инвестиционном климате? Сталкиваются ли австрийские бизнесмены с какими-либо бюрократическими препонами в РФ и каким образом их можно было бы преодолеть, по Вашему мнению?

- Сегодня утром я разговаривал с президентом торговой палаты Австрии и другими представителями делового сообщества. Мы все очень рассчитываем на улучшение экономических отношений между Россией и Австрией. В последние годы Австрия инвестировала в экономику России на сумму более 5 млрд. Евро. Показатели экспорта и импорта удваиваются. Конечно, австрийские деловые лица в Москве жалуются зачастую на бюрократию, с которой приходится сталкиваться. Конечно, они бы очень хотели, чтобы некоторые процессы происходили быстрее. Конечно, мы видим, что России есть над чем работать, чтобы улучшить атмосферу в этой области.

- Известно, что в 2014 году зимние Олимпийские игры пройдут в городе Сочи. Зальцбург тоже подавал свою заявку, но увы. В связи с этим намерены ли Вы взаимодействовать с Россией в подготовке к этому спортивному событию, вкладывать капитал в какие-либо проекты при строительстве или проведении Олимпиады?

- Ответ звучит определенно "да". Я никогда не забуду, как через два дня после того, как заявка Сочи победила, мне позвонил тогда президент России Владимир Путин и сказал, что не стоит ни в коем случае расстраиваться и огорчаться. Так как у Австрии огромный опыт в сфере зимних видов спорта, она обязательно будет привлечена к созданию спортивной инфраструктуры, и это обещание сдержано. Мы видим, что очень многие австрийские компании задействованы в подготовке самих Олимпийских объектов и в развитии инфраструктуры в районе этого города, в строительстве дорог и подъездов, лифтовых сооружений, фуникулеров. И сейчас настало такое время, когда каждая минута на счету, и чем большим Австрия сможет помочь, тем будет лучше.

Несмотря на то, что открытие Олимпийских игр будет проходить не в Зальцбурге, а в Сочи, мы очень рады и предвкушаем это мероприятие.

- Австрия является членом ЕС. Одним из важных аспектов в отношениях РФ и ЕС считается визовый диалог. В какие сроки, на Ваш взгляд, стороны могли бы прийти к безвизовому режиму?

- Вопрос с визами был очень четко озвучен на саммите РФ-ЕС в конце прошлого года. Были определены и установлены самые разнообразные параметры и условия, например, введение биометрических паспортов и данных, противодействие подделке документов и другие условия, которые должны быть реализованы для достижения безвизового режима. Мы надеемся, что на следующем саммите будут четко зафиксированы успехи, которые были достигнуты. Австрия в целом позитивно смотрит на новый порядок, но при этом находится в правовом поле тех соглашений, которые заключены между Австрией и Россией, и поэтому должна им следовать.

- А примерные сроки отказа от виз Вы можете назвать?

- По моему мнению, любая задержка в этом вопросе вредит обеим сторонам, но опять же обе стороны должны быть заинтересованы и обе должны выполнить оговоренные условия, чтобы выйти на конкретные даты.

- Готова ли Австрия, пока не наступил безвизовый режим, выдавать россиянам как можно больше многократных долгосрочных виз, как это делают в посольствах Франции, Испании, Италии?

- У нас всего три недели назад был назначен новый министр внутренних дел, она будет заниматься этим вопросом. Я не могу вмешиваться в него, но я не вижу причин, почему, если эта система успешно функционирует с Францией, Италией и Испанией, почему бы ей не быть введенной на нашем направлении. Но, повторю, этот вопрос в большей степени находится в ведении министра.

- Ожидаете ли Вы с российской стороны каких-либо конкретных шагов, в частности по облегчению процедуры регистрации иностранных граждан в РФ?

- Я считаю, что мы всегда по возможности должны идти навстречу друг другу и думать друг о друге. Например, если меня спрашивают, довольны ли австрийские бизнесмены условиями, при которых им приходится работать в России, мой ответ звучит так: торговля между нашими странами четко увеличивается, инвестиционные показатели превысили отметку в 5 млрд. Евро. И, конечно, существуют некоторые административные бюрократические проблемы, и мы поддерживаем намерение с ними бороться. Каждый раз, когда президент Медведев очень ясно говорит о необходимости бороться с коррупцией и бюрократией, мы такие намерения поддерживаем.

- Господин президент, позвольте перейти к теме энергетики. Известно, что Австрия одновременно участвует в двух энергопроектах: "Южном потоке" с участием России и альтернативном Набукко. От какого из этих двух проектов Вы ждете большей отдачи? И еще в последнее время появились сообщения о том, что затраты по Набукко стремительно возрастают и растет неопределенность в отношении его наполнения. В связи с этим вопрос: остается ли Австрия в проекте?

- На Ваш вопрос у меня определенный ответ: Австрия остается в проекте Набукко, как и другие государства, которые в нем участвуют. Но, по моему мнению, оба проекта и необходимы, и обоснованны. Потребность в энергетике в ЕС и Норвегии имеет четко возрастающую тенденцию. А производство энергии в Европе имеет, наоборот, уменьшающуюся тенденцию. Поэтому я считаю, что и Набукко, и "Южный поток" важны для Европы.

- Насколько Австрия в целом зависима от энергоносителей России?

- В 1968 году Австрия стала первой страной в Европе, которая заключила договор на поставку энергоносителей из России, тогда СССР. И мы абсолютно убеждены в том, что условия и обязанности в данном случае соблюдаются обеими сторонами неукоснительно. И в будущем мы планируем придерживаться этих договоренностей. При этом у Австрии есть большое преимущество перед другими странами: очень много энергии у нас производится за счет воды гидроэлектростанциями. Также мы пытаемся увеличить часть энергии, получаемой от ветра и из других возобновляемых источников энергии. Но энергоносители из России остаются очень важным фактором.

- Россия некоторое время назад приветствовала строительство Австрией и Словакией ответвления от нефтепровода "Дружба", которое носит название "Братислава-Швехат". Есть ли какие-либо подвижки в реализации этой идеи? Известно, кто инвестирует этот проект, что с его строительством?

- Это российский проект. Довольно короткий его участок пройдет по австрийской земле. Это не проблема. Но здесь ответственность скорее лежит на российской стороне в этом вопросе.

У Австрии пока нет окончательной информации о месте прокладки трубы, и в последние месяцы мы не получали никакой новой информации об этом.

- Конкретный интерес у Австрии в этом проекте есть?

- Я думаю, что чем продуктивнее отношения с Россией в сфере энергодиалога, то тем лучше для нас всех. Причем это должно работать в обе стороны.

- Разрешите, Господин президент, спросить Вас теперь о следующем: многие европейские страны критикуют Россию за ситуацию с правами человека, указывая на частые убийства среди журналистов, адвокатов, правозащитников. Какова позиция Вашей страны на этот счет? Следите ли Вы за судебными делами в России, за делом Михаила Ходорковского, в частности?

- Я всегда уделял особое внимание сфере прав человека, в том числе и на своих прошлых постах. Это очень важная тема для меня. 40 лет назад я был одним из основателей Amnesty International в Австрии. Каждый раз, когда я общался с китайским или американским руководством, я всегда очень четко говорил о недопустимости смертной казни. Для меня тема прав человека чрезвычайно актуальна.

Я регулярно знакомлюсь с отчетами независимых организаций, в том числе о свободе СМИ в разных странах. Новость об убийстве журналистки Анны Политковской была очень страшной и трагичной для меня. Я все еще надеюсь, что это убийство будет раскрыто. И, конечно, я слежу внимательно за судебными процессами по делу господина Ходорковского. Но так как я не знаком с подробной информацией и документами по этому делу, и моя точка зрения базируется на сообщениях СМИ, я не могу вмешиваться в судебно-правовую сферу.

Непросто построить по-настоящему действующий парламентаризм. Еще сложнее построить по-настоящему действующее правовое государство.

Каждая страна должна, в первую очередь, работать над своими собственными недостатками, в том числе и Австрия. Но мы можем также на двустороннем уровне быть полезными друг другу благодаря конструктивной критике.

- Вы считаете, что российские власти могут поучиться у Австрии строительству правового государства?

- Что касается конкретного диалога, то мы к нему готовы и с удовольствием бы его провели. И я прекрасно помню, как я общался в 2007 году с тогда еще президентом Путиным во время его визита в Австрию. Этот вопрос поднимался, и я помню, как регулярно и при этом откровенно мы обсуждали с ним вопрос Чечни. Что касается свободы прессы, то мы очень в диалоге на эту тему заинтересованы и готовы к нему. Со своей стороны, я готов переговорить со всеми ответственными лицами, чтобы инициировать такой диалог.

- Означает ли это, что Вы поднимете этот вопрос на переговорах с президентом Медведевым в Москве?

- Я предвкушаю переговоры с господином Медведевым, и это та тема, которая не будет исключена из повестки дня.

- Как Вы оцениваете предвыборную ситуацию в России? Какие прогнозы делаете?

- Я не могу делать прогнозы по поводу результатов. Я и не хочу этого делать. По поводу президентских выборов в Австрии в апреле 2010 года ни российский президент, ни премьер не делали своих прогнозов. Это тот вопрос, который будет решен внутри самой России.

- Как Вы могли бы прокомментировать существующий в России тандем между президентом Медведевым и премьером Путиным? Для Вас это явление?

- В России есть президент, в России есть председатель правительства. В Австрии есть президент, в Австрии есть председатель правительства. И то, и другое хорошо.

- Австрия является нейтральной страной. И все же периодически всплывают разговоры о планах Вены вступить в НАТО. Вы могли бы раз и навсегда сейчас опровергнуть эти слухи?

- Я могу дать очень четкий ответ. У Австрии абсолютно определенная политика нейтрального государства. Ни сейчас, ни позже Австрия не имеет намерений и не планирует вступать в НАТО. Для этого нет ни оснований, ни предпосылок. Я могу это гарантировать точно до конца моего президентства и до конца срока моего преемника. Австрия не намерена и не планирует вступать в НАТО.

- И все же Австрия находится в центре Европы и ее не может не волновать обстановка в сфере стратегической стабильности и безопасности. Вы знаете, что Россия и НАТО договорились о создании совместной ЕвроПРО, параллельно США-НАТО создают сугубо свою систему ПРО. В этой связи вопрос: возможно ли, по Вашему мнению создание в реальности общей системы ПРО России и НАТО? Или все-таки натовцы попытаются направить свои радары в сторону российских сил ядерного сдерживания?

- Если возможно, что Россия и НАТО совместно создадут подобную систему, это будет лишь подтверждать, что такая система не направлена против России и станет лишь дополнительным шагом к укреплению взаимного доверия. Я со своей точки зрения и со своего поста буду только приветствовать такой шаг.

Повторю еще раз: НАТО делает это все без нас, так как мы не являемся членом альянса и не имеем никакой возможности повлиять на этот вопрос. Но я приветствую любые шаги, которые направлены на снижение напряженности и недоверия между Россией и НАТО.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений