Новый закон об охране здоровья будет тесно увязан с правами человека
Директор правового департамента министерства здравоохранения и социального развития РФ Сергей Вельмяйкин рассказал "Интерфаксу" о том, что принесет новый закон "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации"
Москва. 5 мая. INTERFAX.RU – На рассмотрение в Государственную Думу в конце апреля поступил проект федерального закона "Об охране здоровья граждан в Российской Федерации", который парламентарии в самое ближайшее время начнут активно обсуждать. Что принесет россиянам новый закон? Об этом в интервью "Интерфаксу" рассказал директор правового департамента министерства здравоохранения и социального развития РФ Сергей Вельмяйкин.
- Сергей Федорович, законопроект предусматривает введение четкого понятийного аппарата, включая так такие термины, как "медицинская помощь", "медицинская услуга", "охрана здоровья" и др. Как бы Вы пояснили целесообразность подобных уточнений?
- Мы, по сути, попытались в рамках одного законодательного акта увязать оказание медицинской помощи с необходимостью оплаты медицинских услуг. Поэтому понятийный аппарат, когда мы говорим о медицинском вмешательстве и медицинской услуге, направлен на то, чтобы комфортно сосуществовали вместе медицина и экономика. Человек, получает медицинскую услугу, которую страховая медицинская организация может оплатить.
Говорить о том, что с введением понятийного аппарата произойдут какие-либо революционные изменения, я бы не стал. Например, если мы будем рассматривать такие понятия, как "охрана здоровья", то напротив, разработчики законопроекта постарались максимально бережно отнестись к той формулировке, которая была дана в 1993 году.
- Среди основополагающих принципов, определенных в законопроекте, соблюдение врачебной тайны. Какие здесь ожидаются позитивные изменения?
- Принцип соблюдения врачебной тайны в законодательстве от здравоохранения – абсолютно не новелла. Этот принцип есть и сейчас. По закону в этой части мы ничего не меняем. Врачебной тайной, как по действующему, так и по новому закону, является сам факт обращения в медицинское учреждение, не говоря уже более серьезных вещах, таких, как диагноз и лечение.
Проблема, которую мы решаем, состоит в том, что устанавливая в 1993 году круг лиц, которые врачебной тайной оперируют, законодатель исходил из того круга лиц, который тогда был. И после административной реформы 2004 года в здравоохранении сложилась парадоксальная ситуация. Есть Росздравнадзор, который должен следить за качеством оказания медицинской помощи, но он не входит в число органов, допущенных к врачебной тайне. Президенту, в министерство, депутатам люди жалуются на некачественное оказание медицинской помощи, а Росздравнадзор не может проверить данный конкретное учреждение, поскольку до сих пор не допущен к врачебной тайне.
Другая ситуация с больничными листами. Фонд социального страхования, который оплачивает больничные листы, не вправе проверять обоснованность их выдачи и пресекать тем самым факты их покупки.
То есть если в случае с Росздравнадзором мы сталкивались с нарушениями прав пациента, то здесь мы говорим о контроле за расходованием средств Фонда социального страхования.
Наш законопроект эти пробелы устраняет. Росздравнадзор и фонд мы включаем в число органов, допущенных к врачебной тайне, но при этом в законопроекте жестко оговаривается, что соответствующие инстанции и лица наравне с врачами обязаны соблюдать тайну.
- В законопроекте в качестве основных принципов определены соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этим государственных гарантий, а также недопустимость отказа в оказании медицинской помощи при угрозе жизни человека. Означает ли это, что реализация нового закона позволит избежать трагических случаев, когда врачи, приезжали к больному, который уже умер?
- Мы рассчитываем на то, что с принятием этого федерального закона оказание медицинской помощи в России будет окончательно подчинено единым порядкам. Если говорить о скорой медицинской помощи, поскольку Ваш вопрос касается ситуаций, когда требовалось оказание именно этого вида помощи, то в порядках и стандартах есть определенные критерии доступности этой помощи, включающие время, в течение которого скорая помощь должна приехать к пациенту.
В тех же порядках оказания скорой медицинской помощи прописаны требования по территории, которую охватывает одна станция скорой помощи, и по необходимому количеству врачей. При выполнении всех этих нормативов, а они обязательны, конечно, случаев неоказания или несвоевременного оказания медицинской помощи, в том числе скорой, быть не должно.
Естественно, я оставляю за скобками те деяния, которые подпадают под уголовно-правовую квалификацию. Когда речь идет о халатности, либо об умышленном неоказании медицинской помощи, это те факты, которые регулируются другой сферой законодательства.
Небрежное отношение врача к выполнению своих обязанностей, наверно, количеством автомобилей скорой помощи и четким установлением времени прибытия, не поправишь. Хотя, чтобы эту ситуацию преодолеть, законопроект предусматривает ряд мер по улучшению качества медицинского образования, подготовке более квалифицированных медицинских кадров.
Это не говорит о том, что сейчас специалисты плохие, а будут, наоборот, хорошие. Просто в системе подготовки медицинских кадров есть определенные изъяны, связанные с тем, что сама система долгие годы не реформировалась. С помощью нового закона планируется провести, своего рода, плавную эволюцию.
В этой части документ не принесет быстрого эффекта потому, что мы, условно говоря, проснемся 1 января 2012 года, и медицинскую помощь нам будут оказывать те же врачи, что и 31 декабря 2011 года. А с учетом того, что подготовка специалистов по новым правилам начнется через 5-7 лет, мы на себе почувствуем этот эффект, как пациенты, уже в немножко другие годы.
- Законопроект предусматривает повышение возрастного ценза до 18 лет на право самостоятельно соглашаться, или, наоборот, отказываться на медицинское вмешательство для наркозависимых. Как бы Вы прокомментировали это изменение?
- Согласно нашему законодательству, а также в соответствии с рядом международно-правовых актов, возраст, в котором человек готов самостоятельно принимать решения относительно медицинского вмешательства, составляет 15 лет. Повышение возрастного ценза предусмотрено только при оказании наркологической помощи. Мы повышаем возрастной ценз исходя из особой социальной значимости данной проблемы.
Если речь идет, условно говоря, о лечении насморка, простуды, то ценз остается 15 лет.
В данном случае, мы устанавливаем ценз, перед достижением которого несовершеннолетний наркоман не вправе отказаться от лечения.
- Что Вы могли бы отметить в связи с предусмотренной законопроектом гарантией соблюдения прав человека на достойное отношение к его телу после смерти?
- Это принципиально новое положение и касается института, который практиковался достаточно широко, но не был закреплен в действующем законодательстве. Речь идет, например, о таких известных случаях, когда ученые завещают свое тело для экспериментов во имя науки. Если подходить строго, то законодательно в России это не было разрешено и, конечно, такая ситуация просто недопустима.
В данном законопроекте мы говорим, что такое возможно. Но при этом человек имеет право на достойное отношение к своему телу после смерти. Будет установлен предельный период, в течение которого тело может быть использовано в научных целях, после чего оно в обязательном порядке подлежит погребению.
Здесь попытка найти компромисс между волеизъявлением человека посвятить себе после собственной смерти служению науке и общечеловеческими правами.
- Фактически, законопроект тесным образом связан со сферой прав человека?
- Мы постарались, насколько это максимально возможно, учесть все основные права и свободы, закрепленные в законодательстве. Кроме того, в этой сфере есть неписаные правила, которые всеми соблюдаются. И эти неписаные правила закреплены в тексте законопроекта.
- Проект закона поступил на рассмотрение Государственной Думы 21 апреля. Когда Вы ожидаете первое чтение?
- Первое чтение предварительно назначено на конец мая. До этого, как и положено, пройдут парламентские слушания и обсуждение в Общественной палате.
- Законопроект по своему содержанию, достаточно, резонансный. Насколько жарким, по Вашему мнению, будет обсуждение в парламенте?
- Дискуссия будет, причем, весьма жаркой.
При этом градус данной дискуссии не зависит от предлагаемых в проекте подходов и формулировок.
Сфера охраны здоровья настолько чувствительна, что каждый человек, как получатель медицинской услуги, ее примеряет на себя. Понятно, что если кто-то с чем-то не согласен, и убежден, что надо было все делать по-другому, то это несогласие, конечно, будет бурно и активно выражено.
Поменяйте текст законопроекта, ориентируясь на недовольных, и недовольной окажется другая часть общества. Это абсолютно нормальный процесс прохождения любой общественной дискуссии.
Когда законопроект может пройти все чтения в Думе?
- Если все сроки рассмотрения будут соответствовать регламенту, то у документа есть шанс увидеть свет уже нынешним летом.