"В Египте в течение 20-30 лет ничего не менялось, а только ухудшалось"

Посол Египта в России Алаа Эльхадиди рассказал "Интерфаксу" о том, что, по его мнению, привело к революции в Египте, а также о том, безопасен ли сейчас Египет для туристов

"В Египте в течение 20-30 лет ничего не менялось, а только ухудшалось"
"В Египте в течение 20-30 лет ничего не менялось, а только ухудшалось"
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 5 марта. INTERFAX.RU - Посол Египта в РФ Алаа Эльхадиди рассказал корреспонденту "Интерфакса" Андрею Барановскому о причинах смены власти в его стране, ситуации с безопасностью и а также о дальнейших перспективах государственного строительства в Египте.

- Господин посол, ранее Вы заявляли, что Египет готов принимать иностранных туристов, в том числе и из России, и что Вы уже обращались в МИД РФ с просьбой отменить рекомендацию россиянам не посещать Египет. Какие конкретно меры готово предпринять руководство Египта для обеспечения безопасности иностранных туристов на своих курортах?

- Власти Египта уделяют большое внимание вопросам безопасности туристов, которые находятся в Египте, а также россиянам, проживающим в Египте постоянно.

Конечно, я не могу вам перечислить конкретные меры. Я не могу сказать, сколько солдат на улице будут стоять, сколько будет полицейских патрулей. Но я хочу заявить, что правительство Египта берет на себя полную ответственность за обеспечение безопасности граждан Египта и иностранцев, которые находятся на территории страны, и приоритетом для нас является обеспечение безопасности иностранных туристов.

Недавно по инициативе министра иностранных дел России Сергея Лаврова состоялся телефонный разговор с министром иностранных дел Египта, в ходе которого российский министр выразил свою благодарность за усилия египетских властей по обеспечению безопасности россиян, находящихся в Египте с целью отдыха, а также тех, кто живет там на постоянной основе.

- Как Вы считаете, не скажется ли отставка временного правительства Египта на сроках проведения референдума по изменению конституции страны и выборах, которые должны состояться в течение шести месяцев?

- Те изменения, которые в четверг произошли в Египте, указывают на то, что мы начали новый политический этап, в котором принимают участие различные политические силы страны. Большинство из этих сил выступили с требованием смены правительства. Глава переходного правительства Ахмед Шафик пошел навстречу требованиям народа и подал в отставку. Таким образом, мы можем сказать, что смена правительства является результатом диалога властей Египта и различных политических сил,

Я не знаю, будут ли в ближайшие дни какие-то изменения по вопросу сроков проведения выборов и референдума, или нет. Может быть, этот новый этап политической жизни Египта немного поменяет озвученные ранее планы. Так, например, было заявлено, что поправки в конституцию должны быть приняты до парламентских выборов. Сейчас одно из главных требований народа Египта – проведение президентских выборов перед парламентскими.

А может быть, все останется по-прежнему, как и обещал Высший военный совет Египта: в течение шести месяцев состоятся президентские и парламентские выборы, а также референдум по поправкам в конституцию. В таком случае, к началу октября у нас должен появиться новый президент, парламент, а также должны произойти определенные изменения в политической жизни Египта.

- Существуют опасения, что в связи со сменой власти в Египте к руководству этой страной могут придти радикальные силы, в частности, говорится о "Братьях мусульманах". Приводится такой аргумент, что в настоящее время это одна из наиболее организованных политических сил в Египте. Насколько, по Вашему мнению, возможен такой вариант?

- Я очень уважаю мнение экспертов, но мне кажется, они неправильно оценивают политическую картину в Египте, которая в данный период постоянно меняется. Во-первых, "Братья мусульмане" объявили, что не будут выставлять своего кандидата на президентских выборах. Кроме того, они заявили, что будут участвовать в парламентских выборах не более чем в 30% избирательных округов. На мой взгляд, это – их реальные возможности. Они смогут получить не более 20% мест в новом парламенте. Если бы они могли получить больше 30% голосов избирателей, они бы объявили о выдвижении своих кандидатов в 50% или даже на 100% избирательных округов.

У "Братьев мусульман" никогда не было своей партии, их члены участвовали на парламентских выборах в качестве самостоятельных кандидатов. Только после смены власти в Египте, "Братья мусульмане" начали основывать свою первую партию "Свобода и справедливость".

По египетским законам "Братья мусульмане" является запрещенной организацией. Но так как они представляют интересы части египетского общества, власти в Египте предоставили им возможность заниматься своей деятельностью, если это не противоречит законодательству Египта. "Братья мусульмане", в свою очередь, заявили, что будут действовать в рамках демократических процедур.

В Израиле есть такая партия как "ШАС", которая является радикальной партией. Никто не возражает против того, что "ШАС" участвует в политической жизни в Израиле. У нее есть представители в парламенте и в правительстве.

Следует отметить, что сегодня "Братья мусульмане" переживают внутренний раскол, внутри их организации существуют противоречия, и в настоящее время они не настолько сильны, как раньше. Несколько лет назад несколько участников "Братьев мусульман" вышли из организации и стали создавать новую партию центристского толка. Эта партия уже получила необходимое разрешение на свою деятельность. Мне кажется, что именно эта партия расколет "Братьев мусульман" на две части.

Кроме того, в самой организации "Браться мусульмане" молодежь требует смены руководства этой организации. То есть, идет некая революция внутри "Братьев мусульман". Все эти изменения, может быть, приведут к тому, что в будущем у нас будет не одна исламская партия, а две или три.

- Существует точка зрения, что нынешние события в Северной Африке и на Ближнем Востоке были спровоцированы мировым продовольственным кризисом. С учетом того, что Россия является одним из крупнейших поставщиков пшеницы в Египет, как Вы считаете, могло ли как-то повлиять на события в Египте эмбарго России на экспорт зерна в связи с летней засухой?

- Пока нельзя точно ответить, какие именно причины способствовали революции в Египте. В ближайшие годы аналитики и историки будут изучать этот вопрос, и когда-нибудь мы узнаем, почему это случилось именно сейчас.

Я могу сказать, что причины последних событий в арабском мире многочисленны, и они дополняют друг друга. Конечно экономический кризис, высокий уровень безработицы, низкие доходы населения были одними из важнейших причин революции. Но они не были единственными. Кроме этих причин есть другие: желание политических свобод, усталость от коррупции. Молодежь хотела жить лучше. Кроме того, в последние годы в этом регионе случился демографический врыв. 60% этого населения – молодежь. И между этой молодежью и руководством страны была большая дистанция. Руководство не услышало требований молодежи, и из-за этого по арабскому миру прокатилась череда революций.

В Египте в течение 20-30 лет ничего не менялось, а только ухудшалось. Все это привело к взрыву. Может быть, главным элементом этого взрыва, его детонатором стала революция в Тунисе. Тогда появляется вопрос, если бы не было революции в Тунисе, произошла бы сейчас революция в Египте? На это сложно ответить, но все аналитики в Египте ожидали подобного поворота событий. Они только не знали, что именно послужит детонатором, но они ждали эту революцию, в январе или через полгода, или еще когда-то.

- После отставки временного правительства Ахмеда Шафика на площадь "Тахрир" вышли сторонники его кабинета. Не может ли эта отставка вновь спровоцировать беспорядки в Египте?

- В любом здоровом обществе всегда есть сторонники той или иной точки зрения. Есть сторонники Ахмеда Шафика. До сих пор есть сторонники Хосни Мубарака. Это нормально. Люди должны иметь возможность выражать свое мнение. Сейчас мы учимся, как различные группы должны выражать свои идеи. Во время беспорядков, случившихся в первые дни революции, против демонстрантов, мирно выражавших свои требования, применялось огнестрельное оружие. Те, кто стрелял, находятся в тюрьме. Те, кто отвечали за "битву на верблюдах" в ближайшем будущем будут наказаны. После этой битвы демонстрации шли в мирном русле, беспорядков на улице не было, жизнь стала возвращаться к нормальному ритму.

Кроме того, в Египте есть много районов, где не было беспорядков. Это – туристические города Шарм-эш-Шейх и Хургада, где египтяне сидели вместе с туристами перед телевизорами, и смотрели, что происходит в таких крупных городах как Каир и Александрия. Я спокоен и уверен, что жизнь в Египте вернется к нормальному течению. Мне кажется, мы пройдем этот переходный период с минимальным ущербом.

- Как в настоящее время обстоит ситуация с безопасностью в Каире?

- В Каире безопасно. И доказательством этого служит количество визитов иностранных политических деятелей, посещающих Египет. Каждый из этих политических деятелей посещает площадь Тахрир, где свершилась революция. Кроме того, множество европейских стран отменили свои рекомендации не посещать Египет. Я не могу сказать, что город полностью безопасен, но на 90% город живет в нормальном ритме: работают банки, организации и учреждения. Конечно, в некоторых местах проходят небольшие демонстрации, в ходе которых те или иные группы людей требуют улучшить условия своей работы, но это тоже нормальная жизнь. Это не те демонстрации, которые препятствуют нормальному функционированию государства.

- Вызвала ли смена власти в Египте приостановку реализации российско-египетских договоренностей, в различных сферах?

- Нет, это международные договоренности, их никто не отменяет.

- В минувшем году египетская сторона заявляла о намерении объявить тендер на строительство первой в стране АЭС, как только будет определено место строительства станции. На каком этапе находится реализация этого проекта в настоящее время?

- Мы уже определили место строительства АЭС. Было запланировано, что международный тендер должен был быть объявлен в январе, но события в Египте отложили эти сроки, и о тендере будет объявлено, как только появится возможность.

Хочу также отметить, что в первой половине ноября 2010 года министр энергетики Египта посещал Россию. Во время этого визита он обсуждал этот вопрос с российскими коллегами и ознакомился с потенциалом России в этой области

- В последнее время поступают противоречивые сведения о местонахождении бывшего президента Египта Хосни Мубарака и состоянии его здоровья. Располагаете ли Вы информацией, где он сейчас находится и как себя чувствует?

- В последнее время, действительно было много слухов, что Хосни Мубарак находится в Саудовской Аравии, где проходит курс лечения от рака, но вчера официальные лица Египта заявили, что Х.Мубарак находится в городе Шарм-эш-Шейх и он не покидал пределов страны. Насчет состояния его здоровья у меня нет никаких сведений кроме тех, которые содержатся в официальных заявлениях, а в них говорится, что он здоров.

- Будет ли Хосни Мубарак подвергаться уголовному преследованию? Ведется ли какое-либо расследование в отношении него?

- Есть множество заявлений из разных источников о коррупционной деятельности Х.Мубарака. Но многие из них содержатся в газетах, настроенных против Х.Мубарака. В настоящее время эти заявления рассматриваются компетентными органами. Если информация, содержащаяся в этих заявлениях, подтвердится, и будет доказана вина Х.Мубарака в каких-то преступлениях, то он предстанет перед судом. Но, хочу подчеркнуть, все это будет проходить строго в рамках закона.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений