Эмоциональный обмен пробок

Что делать, когда город стоит? Ведущие эксперты "Яндекса" рассказали нам о пробках, стихийных бедствиях и научили пользоваться мобильным телефоном в экстренных случаях

Эмоциональный обмен пробок
Эмоциональный обмен пробок

Москва. 10 декабря. INTERFAX.RU - В конце года принято подводить итоги во всех сферах социума. Политики делают это в политике, экономисты – в экономике, биологи – в биологии, москвоведы – в москвоведении. Несмотря на то, что последние еще не продемонстрировали нам свои отчеты, уже сейчас можно с уверенностью заявить об одном факте: транспортная ситуация столицы к лучшему пока не изменилась. Это доказали недавние дожди и снегопады.

Корреспондент Interfax.ru поговорил с экспертами, которые знают о пробках все, о том, как долго и почему заторы стали непременным атрибутом Златоглавой. Ведущий аналитик сервиса "Яндекс.Пробки" Леонид Медников рассказал нам в интервью, как работает этот сервис и как мы с вами – простые водители – можем избежать многочасового простоя на магистралях города.

- Давайте начнем с новинок. Не так давно вы запустили новый сервис, который отображает статистку пробок за определенный период. Пользователей интересует вот что: очень часто в Москве перекрывают дороги: кольцевые, радиальные. Статистика отображает общую картину за определенный день недели. Дороги перекрывают тоже довольно-таки стабильно. Это как-то отображается в статистике и, если нет, то будет ли?

- В статистике отображается ситуация исключительно по пробкам. Перекрытия, как класс, в статистику не попадают, потому что все-таки мы изучаем закономерности дорожного движения, которые складываются по естественным причинам. Люди всегда едут в центр с утра, и пробки возникают в одних и тех же местах в одно и то же время, и это наша статистика улавливает. Ну а про перекрытия можно так сказать: если действительно какие-то дороги перекрывают строго в одно время, и строго в это время образуются пробки, то, конечно, наша статистика это подловит и покажет: вот здесь в такое-то время будет пробка.

- Есть ли какая-то возможность отследить причину пробки? Это же очень важно для водителей, для расчета времени, которое они теряют.

- Да, такая информация доступна в мобильных "Яндекс.Картах". Там можно увидеть, что пробка, в которой вы стоите, вызвана, например ДТП или ремонтными работами, или еще какими-то дорожными событиями. Водители сами добавляют эту информацию, и таким образом помогают друг другу. Эта информация очень скоротечна, и этот способ позволяет показывать ее максимально оперативно. Например, ДТП иногда можно увидеть на мобильной карте уже через полторы минуты после того, как оно произошло. Недавно мы включили еще и опцию "Разговорчики", которая позволяет оставлять любые сообщения, даже крики души. Мы дали возможность водителям общаться между собой, помогать друг другу. На больших картах "Разговорчиков" пока нет. Зато можно посмотреть трансляцию с камер, которых в Москве уже 130, и там увидеть, в чем проблема.

- А как быть, если нет возможности посмотреть пробки с телефона и ноутбука под рукой тоже нет?

- Если водитель по каким-то причинам не может воспользоваться мобильными "Яндекс.Картами", то практически в режиме реального времени он может получить нашу информацию о пробках в эфире более чем 30 радиостанций, с которыми сотрудничает "Яндекс": например, "Авторадио" или "Коммерсантъ FM".

- Каким образом создается картина пробок?

- Картина формируется на основе данных, которые мы получаем от самих же пользователей мобильных "Яндекс.Карт". Эта информация собирается в автоматическом режиме, то есть для этого от пользователей не требуется никаких дополнительных усилий. Они просто как обычно используют мобильные "Яндекс.Карты", чтобы быть в курсе ситуации на дорогах. При запуске приложения пользователя один раз спрашивают, не против ли он заодно передавать обезличенную информацию о скорости и направлении его движения. Именно эта информация используется для составления общей карты пробок.

Итак, у нас есть исходные данные, но в этих данных есть и неточности, потому что пользователь может пойти пешком, может обгонять кого-то с нарушением правил, может притормозить по какой-то причине. По большей части, наши алгоритмы такие случаи отсеивают, но бывают совсем нестандартные ситуации, которые алгоритмы не всегда могут верно истолковать. Получить идеальную картину совсем без ошибок, скорее всего, невозможно, но мы к этому стремимся. Есть две важные составляющие успеха: первая – наши алгоритмы, над которыми мы работаем, и второе – это количество наших пользователей. Например, если кто-то один остановился, но трое едут быстро, мы понимаем, что это не пробка. То есть идеально, если в каждой точке у нас есть по несколько пользователей. Чем больше людей начинает пользоваться мобильными "Яндекс.Картами" и передавать нам данные, тем качественнее становится наша картина пробок. И наши приборы это подтверждают.

- Раз уж мы заговорили о количестве – сколько примерно автомобилистов отправляет вам информацию в среднем в месяц?

- Пользователи мобильных "Яндекс.Карт" ежемесячно пересылают нам более трех миллиардов сигналов. Информации очень много. За последний год количество обрабатываемых нами данных выросло в пять раз. Наша техническая задача – успевать принимать и обрабатывать этот объем данных.

- Не думали ли вы о том, чтобы, например, заключить соглашения с автосалонами Москвы. То есть координировать ваш сервис с машинами, которые продаются москвичам, чтобы вам не пришлось ждать, когда вам придет очередная порция информации, а она поступала бы к вам автоматически?

- Мы сотрудничаем с автонавигаторами. Таким образом, помимо пользователей мобильных "Яндекс.Карт", данные нам могут передавать еще и пользователи партнерских навигационных программ, например "Shturmann" или "Автоспутник". При этом все на добровольной основе – и в мобильных "Яндекс.Картах", и в навигаторах предусмотрена возможность отказаться от передачи данных. Сейчас навигаторы уже очень распространены, и их популярность продолжает расти, поэтому мы считаем это направление перспективным. Мы надеемся, что наш пробочный сервис тоже способствует увеличению популярности навигаторов, а это, в свою очередь, увеличивает количество автомобилистов, передающих нам данные. В результате в выигрыше остаются все стороны – и пользователи, и навигаторы, и мы.

- Поговорим о Подмосковье - там погрешность времени в отображении пробок больше десяти минут. Почему в области картина пробок не всегда совпадает с действительностью?

- В области меньше людей пользуются мобильными "Яндекс.Пробками", меньше людей проезжает по трассам, и мы реже можем обновить информацию. Здесь схема простая: проехал один автомобилист быстро – мы знаем, что там пробки нет. Пока другой наш пользователь здесь не встанет, мы не можем узнать, что там началась пробка. По истечении определенного срока мы в любом случае считаем, что данные устарели и убираем закраску с этой улицы. Задержка напрямую связана с количеством людей, которые проезжают. В некоторых случаях заторы образуются очень быстро. При плотном потоке хвост у пробки растет стремительно.

Кроме того, есть и небольшая технологическая задержка. Мы стараемся обрабатывать полученные данные и отрисовывать их максимально оперативно; сейчас это время составляет не более пяти минут.

- Не собираетесь ли вы ставить в области камеры?

- Камеры были нашей стартовой точкой, с них мы начинали. Как я уже говорил, сейчас у нас около 130 камер в Москве. Но объем данных, который приходит от людей, гораздо больше и ценнее, и камеры уже стали вспомогательным инструментом. Сейчас они используются просто для того, чтобы в них смотреть - перепроверить, убедиться, понять, как развивается пробка. Мы и сами смотрим на камеры для перепроверки наших данных и работы наших алгоритмов.

Развитие сервиса в области тоже зависит от пользователей. В принципе, наш сервис уже развит очень широко по России – от Калининграда до Владивостока. Проблема пробок наиболее остро стоит в крупных городах, таких как Москва, Петербург, Киев; в небольших городах она, в основном, ограничивается ключевыми магистралями.

Плюс здесь работает самоорганизующаяся система – если для людей проблема пробок актуальна, они включают наше приложение, мы получаем от них данные, и тогда картина пробок у них есть. Наша задача - предоставить правильные алгоритмы, карты.

- То есть, в первую очередь, вы ориентируетесь на данные пользователей?

- Да, но так было не всегда. Изначально были только камеры, никаких пользовательских данных не было. Потом подключили пользовательские данные, но поначалу очень осторожно; по мере того, как их становилось больше, мы стали иметь возможность перепроверять их. По опыту эти данные оказались очень достоверными, и показали, что на них можно опираться.

Конечно, люди могут идти по улице и тоже смотреть в карту на мобильном. Система должна отлавливать, отсекать эти "пешеходные" данные. Есть хитрые, сложные случаи, когда человек, например, прокатился на автобусе. Но в целом, чем больше данных, тем выше и точнее качество нашей картинки, тем быстрее мы можем отслеживать ситуацию.

- Расскажите подробней про автобусы: как отсечь их из общей картины, ведь их довольно много и они фактически уменьшают и без того невысокую среднюю скорость потока?

- В этом и есть суть алгоритма: чтобы он отследил этот автобус, понял, что с ним не так, и понизил его приоритет. Идеальную формулу найти нельзя, потому что одни и те же сигналы могут означать и настоящую пробку, и то, что человек остановился по своей воле. И поэтому абсолютно объективно дать ответ нельзя, но можно определить с большой вероятностью, что это, например, человек в автобусе, потому что мы уже знаем, что чаще всего подобные сигналы исходят именно от пассажиров автобусов.

У нас есть отдельная процедура измерения качества данных, благодаря которой мы улучшаем наши алгоритмы. Мы специально запускаем в пробочные места своих водителей и записываем их перемещения, которые нам говорят: на самом деле там ситуация была такая, потом сравниваем с тем, что же мы там показывали. Это наиболее объективная оценка того, что мы показываем.

- Вернемся к разговору о причинах заторов. 24 ноября в Москве случилось стихийное бедствие – шел дождь, из-за которого замкнулись все кольца. Никто из водителей не мог указать точную причину пробки, потому что никто ее не видел, и все в результате ломали голову и просто стояли. Как быть в такой ситуации, когда стоишь и понятия не имеешь почему? Ведь невозможно даже просчитать приблизительное время простоя.

- На самом деле именно это нас подтолкнуло выпустить "разговорчики". За рулем особо не попишешь, но когда сидишь три часа за рулем, люди становятся сплоченнее и очень хотят сообщить друг другу о том, что происходит в том месте, где они стоят. Это эмоциональный обмен информацией, и, когда человек имеет дополнительную информацию, он предупрежден и вооружен.

По нашим данным, Садовое и Третье кольца – это наиболее проблемные места, потому что, так или иначе, почти каждая поездка из района в район с ними связана. Все чаще мы видим, что то, что будет Четвертым кольцом, и те улицы, которые хордами соединяют радиальные магистрали, все больше начинают простаивать.

Дождь еще осложняет ситуацию. В дни, когда выпадает много осадков, количество мелких ДТП резко увеличивается, и это отлично видно в нашем мобильном приложении. Для того, чтобы образовалась пробка, в принципе, достаточно одного ДТП или неправильно припаркованного автомобиля. Препятствие перегораживает как минимум одну полосу. Автомобили начинают его объезжать, и, перестаиваясь, мешают движению на соседних полосах. Если препятствие вовремя не убрать, то встать может вся дорога, что означает пробку.

Поэтому одной причины, которую можно было бы устранить и жить дальше без пробок, к сожалению, нет. В данном случае это и погодные условия, и загруженность колец, и человеческий фактор – никто не застрахован от аварии.

Однако все же заметно улучшить дорожную ситуацию в городе возможно, если выявить и устранить хотя бы те причины, которые под силу устранить человеку. Мы изучили ситуацию, где пробка возникает, а после этого поток машин может ехать свободно. Математически это означает, что в этом месте есть некое препятствие, которое мешает большому потоку машин ехать, они все выстраиваются в пробку, а когда они обходят препятствие, тут же разгоняются и могут дальше ехать совершенно свободно; это "бутылочные горлышки". Мы изучили всю эту информацию, и нашли ответ, в каких местах в Москве могут быть многокилометровые пробки. Если эти места соответствующим образом перестроить и очистить от пробок, то уже тысячи людей ежедневно будут "спасены".

Мы открыты для сотрудничества с городскими властями, и уже обсуждаем с Департаментом транспорта и связи возможное использование информации от аналитического центра "Яндекс.Пробки" в решении транспортных вопросов города. Мы отправили в департамент наше исследование о "бутылочных горлышках" на дорогах Москвы. Надеемся, что эти данные будут учтены при планировании мер по улучшению дорожной ситуации в городе. Хотя нужно понимать, что устранение даже всех подобных мест не решит комплексной проблемы транспорта в городе, но заметно улучшит автомобильное движение на отдельных отрезках магистралей.

- Сейчас сервисы пробок появились почти на всех крупных ресурсах, в том числе у вашего главного конкурента – Google. В чем превосходство ваших пробок над "их" пробками?

- Мы развиваем наш сервис с 2006 года, и за это время он успел претерпеть много изменений, мы постоянно думаем над улучшением алгоритмов, постоянно увеличиваем количество данных. За последний год качество нашего сервиса улучшилось в разы.

4 года назад вообще такого сервиса не было. Весь запад пользуется, то есть пользовался, технологией, когда они смотрели в камеры или закапывали в асфальт датчики. У них это некая централизованная система данных по всем магистралям и расчета пробок исходя из них. Поэтому у западных компаний не было потребности выстраивать систему взаимообмена с пользователями. В России, наоборот, нет другой возможности собрать данные о пробках, кроме как получить их от самих автомобилистов и научиться их правильно понимать и отображать. Купить готовые данные мы не могли, потому что их просто не было до нас, мы создали их сами. Поэтому, когда мировые гиганты решили заняться пробками в России, у нас уже был готовый сервис, которым пользуются миллионы, за счет чего он стремительно развивается.

Как ни парадоксально, с появлением пробочных сервисов на разных ресурсах наша аудитория только возросла, что нас, конечно, не может не радовать.

- Ну и, напоследок, поговорим о праздниках. Скоро Новый год и 31 декабря – рабочий день. Можете ли вы на основе того, что уже есть, спрогнозировать пробочный фон в последний день года?

- 31 декабря должно быть все хорошо. Плохо будет накануне. По статистике последних лет ситуация выглядит примерно так. Во-первых, выпадение снега, характерное для декабря, вызывает резкое ухудшение на дорогах. Но снегопад – это не по графику, это стихийно. А вот недели за две до Нового года, как по расписанию, становится все хуже и хуже: по всей видимости, это расписание у людей в головах: нужно успеть доделать все дела, нужно купить подарки, в середине дня очень заметно подскакивает загруженность, все начинают ездить туда-сюда… И вот это и есть самое сложное время в году. Но последний день обычно все-таки едет: у всех, наконец, наступает праздник.

Праздники всегда создают облегчение. Кто-то берет отпуск, уезжает, многие, кстати, бросают машины, боясь застрять, кто-то уже празднует на работе, и поэтому не садится за руль и т.д. Так что буквально через неделю мы будем наблюдать самую сложную ситуацию в году, а 31 декабря все успокоится. Ну и с первого по десятое января дороги тоже на некоторое время освободятся .

Обозреватель Наталия Зайцева

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений