Необходимо принять выбор народа
Президент Киргизии Роза Отунбаева рассказала "Интерфаксу" о прошедших в стране парламентских выборах и судьбе американского транзитного цента в аэропорту Бишкека
Москва. 22 октября. INTERFAX.RU - Как Вы оцениваете итоги прошедших 10 октября парламентских выборов, не разочарованы ли их результатами?
- Мне представляется, что не надо исходить из того, что прошедшие парламентские выборы являются оценкой деятельности временного правительства. Очень много сегодня рождается таких заключений, но выборы показали не столько настроения людей, сколько оценку населением работу партий. Это суммарная оценка тех человеческих и финансовых ресурсов, вкладов, которые были произведены партиями.
Путь, который проделало временное правительство (во главе с Р.Отунбаевой пришло к власти в апреле - ИФ) после 7 апреля, те достижения, которые были сделаны, практически затмили трагические июньские события. Люди оказались в череде переживаний, в череде всего того, печального и трагического, что выпало на наши судьбы за всю эту весну, лето и осень. За короткий промежуток времени мы прожили целую эпоху.
Кроме того, мы видим, что Кыргызстан, оказался под большим внешним давлением. Мы, в самом деле, сегодня страна, которая как будто идет наперекор все ветрам, всем настроениям, которые царят на большом евроазиатском континенте. Мы пытаемся проложить ту стезю, которая нам подходит, но которая, как оказывается, несимпатична многим нашим соседям и союзникам, встречает довольно активное противодействие. И результаты выборов также стали отражениям такого противодействия.
Кыргызстан слишком маленькая страна, у нас небольшие ресурсы, народ, разумеется, поддается всякому влиянию. Но, мне кажется, что все новое делается в очень сложных условиях. И та парламентская демократия, о которой мы говорим, создает прозрачность, является такой демократией, где власть делится, она разделяется и не концентрируется в одних руках. При такой демократии становится возможным контроль со стороны народа, партий, групп всего того, что является общественным достоянием. Я стою на позиции того, что власть должна быть открытой, демократичной, и сегодня это нам представляет парламентская демократия.
- Как Вы относитесь к тому, что из пяти партий, по предварительным данным победивших на выборах, три являются оппозиционными?
- Мы получили тот "букет", который народ сам собрал. Нравится нам или не нравится та или иная партия, они имеют голоса своих избирателей. За них проголосовала часть населения, разве мы можем эту часть электората обделить или как-то не считаться с их мнением. Мы имеем тот парламент, который народ выбрал, и если мы все говорим о том, что мы строим демократию, мы должны это признавать. Выборы 10 октября прошли после череды таких серьезных конфликтов, и общество было поляризовано, и на выборах это проявилось. Есть сторонники одной точки зрения, есть другой точки зрения. Но мы теперь должны считаться именно с этим материалом.
По Конституции оппозиция в парламенте Кыргызстане имеет сильные комитеты, может занимать пост вице-спикера. Оппозиция будет делегировать своих представителей в Счетную палату, другие республиканские органы. По Конституции оппозиция имеет все рычаги для того, чтобы контролировать власть. И вот в таком разрезе, быть в оппозиции не значит, что попал в гетто. Оппозицией тоже быть почетно и это достойно. И те партии, которые окажутся в оппозиции, будут отстаивать взгляды своего электората. И эти партии не должны жить только сегодняшним днем. Они должны быть готовы к тому, чтобы десятилетиями быть в политике.
- Как Вы считаете, будут ли способны партии, прошедшие в парламент, сформировать дееспособное правительство, учитывая, что эти партии имеют иногда противоположные программы?
- Я полагаю, что вполне может быть выработана такая коалиция, которая составит дееспособное правительство. Мы на всем пространстве СНГ Кыргызстан единственная страна, которая ступила на стезю парламентской демократии. Мы буквально вступили в космос, это новая для нас среда, мы ступаем на эту землю и проверяем, твердая ли почва.
Страна должна освоить науку, когда партии, иногда с противоположными взглядами, могут создать коалицию. Население заинтересовано в прочной коалиции, а не в том, что правительство каждый год будет выходить из строя, и правительственный кризис будет следовать один за другим. Электорат сегодня очень волнует, насколько эта сцепка партий в парламенте будет прочной.
Я полагаю, что в коалицию могут объединиться и прямо противоположные партии. Мировая практика показывает, что с чем партия проводила агитационную кампанию, не всегда потом выполняется или является той программой, над которой партия или фракция будет работать в парламенте.
Мы, избиратели, должны требовать от любой коалиции программы, в которой обязательно будут учтены основные требования, которые народ выражал повсеместно. Мы хотим экономического роста, как мы будем обходиться с внешним долгом, как будем в этом году покрывать дефицит бюджета, какова будет вообще бюджетная дисциплина. В чем мы себе можем отказать, все чиновничьи и другие учреждения, будет ли повышаться зарплата, пенсии. И это основные направления, по которым должны договариваться партии. Надо сходиться в программах, и это очень важно, чтобы коалиция была создана на базе схождения всех точек зрения на серьезной программе. Люди ждут ответа на свои вопросы, и эта коалиция пусть отвечает на них.
- Означает ли это, что при выборе партии для формирования коалиции парламентского большинства Вы будете исходить из их экономических программ, а не позиций по тому или иному вопросу?
- В нашем случае, коалиция (парламентского большинства) будет создаваться из трех партий. И в идеале она должна создаваться из того, как они втроем смогут ответить на насущные вопросы и решить насущные задачи, которые ставит страна.
- Не опасаетесь ли Вы, что отдельные политические партии, получив депутатские мандаты, начнут менять Конституцию, политическую систему с парламентской снова на президентскую?
- Партии могут сразу договориться и сказать, что мы не можем под чью-то диктовку сразу менять Конституцию. За нее же страна голосовала, надо уважать мнение народа. И партии тоже должны уважить народ. Поживите, испытайте, что это такое, парламентская демократия. Сколько усилий потребовалось, чтобы привести всю нацию к тому, чтобы вставить ее в новую политическую конструкцию, сколько веры и крови это стоило. Мы это сделали, но вдруг оказывается, такое не пройдет. Надо уважать свой народ и голос народа. На все предложения об изменении Конституции коалиция должна сказать, что мы до такого-то периода не будем к этому возвращаться.
- Есть ли необходимость пересчета голосов на выборах 10 октября, чего требуют проигравшие партии?
- Я считаю, что пересчета проводить не надо. Если сейчас заново проводить выборы, пересчитывать все, то можно копаться бесконечно. И необходимо уважать выбор народа и принять его.
- Какие задачи стоят сегодня перед парламентом? Какие главные из них, как во внутренней, так и во внешней политике?
- Мы будем уважать международные договоренности. С другой стороны, необходимо понимать, что мы не можем поддаваться давлению и чтобы с нами обращались как с пустышкой. В конце концов, мы уже 19 лет представлены в международном пространстве, или как говорят в деловых кругах, в бизнесе. Партиям, которые придут в парламент, необходимо будет поработать на подъем экономики.
В продолжение скажу об авиабазе "Манас". Я просто уверена, я знаю, что перезагрузка отношений между Россией и США позволит решить вопрос взаимовыгодно. К примеру, мы берем с США за арендную плату $60 млн. И в тоже время, вместе с Россией создаем совместное предприятие – топливо-заправочный комплекс (ТЗК) "Манас", который будет заправлять летающие отсюда американские самолеты. И при этом давать в бюджет еще $50 млн. Каким сумасшедшим должно быть правительство, которое придет и с ходу скажет, что нам этого не нужно, потому что у нас до парламента были другие обещания? Мы за эти полгода сделали максимально возможное, чтобы эти страны не делали из нас футбольный мяч, а искали здесь совместные проекты и находили их.
Таким образом поднимаем экономику. К тому же динамика событий в Афганистане показывает, что Америка и НАТО не могут противостоять тому напору, который там наблюдается. И все реакционные силы в Афганистане сегодня нам уже угрожают. Сколько нам потребуется усилий, чтобы закрыть границу с Таджикистаном, чтобы пресекать проникновение бандформирований, просачивающихся из Афганистана? Это очень близко от нашей границы. И самая крупная страна, целый альянс работает на этом поле, зачем мешать, во вред себе работать?
- Насколько властям удалось примирить стороны на юге Киргизии? И насколько велика угроза дестабилизации обстановки в республике международными террористическими силами извне?
- Для снижения конфликтности мы строим дома, раздаем продукты питания и уголь. Никто не проведет зиму без крыши над головой. Активно в этом плане работают международные организации. Конечно, проблемы случаются, но мы их решаем. Одна из главных проблем - поменять взаимоотношения между населением и правоохранительными органами. В этом плане мы сотрудничаем с ОБСЕ на протяжении семи лет по программе реформ. Можно перестроить дом, но человека сразу перестроить не получается, необходимо время. Но мы продолжим работу в этом направлении вместе с ОБСЕ, которая единственная выразила желание помочь нам…
Вот, началась судебные процессы по июньским событиям. И для нас дело чести, чтобы приговоры были вынесены в рамках закона.
/Интерфакс/