Завтра это будет другая страна

Один из идеологов и авторов преобразований, бывший вице-премьер Временного правительства Киргизии Омурбек Текебаев рассказал о том, как, по его мнению, будет меняться Киргизия

Завтра это будет другая страна
Завтра это будет другая страна

Москва. 9 сентября. INTERFAХ.RU - Киргизия выходит на финишную прямую политических преобразований, предложенных Временным правительством после событий 7 апреля 2010 г., которые привели к смене власти в республике. Через месяц, 10 октября, в республике пройдут выборы, и эта центральноазиатская республика первой из стран Центральной Азии попытается примерить на себя модель парламентской республики. О перспективах будущего развитиях страны, рисках и угрозах рассказал "Интерфаксу" один из идеологов и авторов преобразований, бывший вице-премьер Временного правительства Омурбек Текебаев.

- Омурбек Чиркешович, каков Ваш прогноз развития политической ситуации в стране после проведения парламентских выборов? Насколько они способны гарантировать стабильность и доверие общества к власти? Какие дальнейшие шаги необходимо предпринять руководству, чтобы обеспечить соблюдение законов, преемственность власти и развития демократия?

Уверен, что это будут наиболее честные выборы за последние полтора десятилетия. Выражаясь терминологией ОБСЕ, это будут подлинные выборы. То есть голосование, которое выявляет волю народа и приводят к ее реализации. Впервые за долгие годы в стране нет политической монополии на власть. Партии получили возможность публичной политической конкуренции. Сформирован и утверждён новый состав ЦИК, состоящий в том числе из представителей политических партий. Обеспечен равный доступ к электронным СМИ. В прежнем смысле отсутствует всесильный административный ресурс. Такого в стране никогда не было.

Изменилась и психология избирателей. Уже сегодня 70% опрошенных избирателей уверены, что выборы будут честными. Политическая система начала переход от санкционированной легитимности к электоральной. Мы за то, чтобы вернуть словам их первоначальный смысл. Выборы должны быть выбором, а не актом политического цинизма.

После проведения подлинных выборов, развитие парламентаризма должно пойти по восходящей. При прежних режимах качество парламента и его фактическая роль в жизни общества неуклонно снижались. Последний созыв вообще заслужил народный эпитет "машина для голосования". Новому парламенту отведены совершенно иное положение, функции. Он призван стать ключевым элементом новой политической системы.

- Накануне своего ухода с поста заместителя главы Временного правительства Вы заявили, что занимаетесь разработкой первоочередных законопроектов, которые предстоит принимать новому парламенту. Что это за законы и для чего они должны быть приняты?

Референдумом 27 июня принята Конституция, которая установила в Кыргызстане парламентское правление. Однако фактически новая модель заработает только с избранием партийного парламента и формированием партийного правительства. Изменятся функции обоих этих институтов и их роль в политическом процессе. Предстоит реформировать судебно-правовую систему, правоохранительные органы. В политическом процессе появились новые влиятельные институты – партии. Эти изменения требуют эффективного правового регулирования, создания соответствующей законодательной базы. Чтобы не допускать возникновения конфликтных или спорных ситуаций, важно чётко очертить круг их функций, полномочий. Наиболее неотложны законопроекты, направленные на регламентирование деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти. После их принятия можно будет перейти к разработке других приоритетных законопроектов. По развитию и укреплению институтов демократии, по борьбе с коррупцией, организованной преступностью и декриминализации общества, по развитию тех или иных отраслей экономики.

Если говорить о том, почему данные законопроекты должны быть приняты, то это объясняется ситуацией, в которой находится Кыргызстан. У нового парламента не будет времени для "раскачки". Он должен будет доказывать свою эффективность и продуктивность с первого же дня.

- Есть ли сегодня какой-то внешнеполитический игрок, диктующий Кыргызстану правила игры и развития?

Не думаю, что слово "диктовать" было бы уместным в данном случае. Кыргызстан – суверенное государство. Полагаю, что наши зарубежные партнеры учитывают это обстоятельство. Однако это не означает, что они остаются в стороне от народа Кыргызстана и той исторической ситуации, которую мы переживаем. К примеру, после апрельских событий президенты России и Казахстана направили в нашу страну своих специальных представителей. Я не склонен называть это "диктатом". Речь идет разве что консультативной помощи и об оперативном обмене мнениями по возникающим вопросам. Судьба Кыргызстана не безразлична нашим партнёрам в СНГ, Азии и Европе. Мы высоко ценим это обстоятельство и тоже готовы поддержать наших коллег в любых ситуациях.

- В Кыргызстане некоторые почему-то считают Вас "проамериканским" политиком. Как Вы сами себя позиционируете? На Ваш взгляд, каких внешнеполитических приоритетов следует придерживаться будущая парламентская Киргизия?

Я был и остаюсь прокиргизским политиком. Кстати, Ваш вопрос напомнил мне слова бывшего президента Турции Сулеймана Демиреля. С высоты своего жизненного, политического опыта он дал мне удивительное по глубине и мудрости напутствие: "Никогда не становись "чьим-то" человеком. Храни верность своему народу". И должен признать, что эта мысль полностью соответствует моему пониманию роли и долга политика.

А что касается обсуждения приверженности политиков той или иной державе, то я отношу это к издержкам шаблонного мышления. Для того чтобы заниматься политикой, не обязательно носить в кармане чью-то "визитку".

Реалии современности и процесс глобализации меняют традиционные представления о внешней политике государства. Например, после смены руководства США новая администрация выступила за "перезагрузку" двухсторонних отношений с Российской Федерацией, за развитие сотрудничества на новом качественном уровне. Разумеется, Кыргызстан не имеет на международные отношения такого влияния, как две названные державы. Но мы тоже ищем формулу сотрудничества с другими нациями и государствами современности. Ключевыми торгово-экономическими партнерами страны являются Россия и Китай. Другое важное направление – это развитие сотрудничества с ближайшими соседями по региону, особенно с Казахстаном и Узбекистаном. Центральную Азию отличает высокая степень взаимозависимости государств региона в области экономической, информационной, миграционной, водно-энергетической, транзитной политики, а также в сфере безопасности. Развитие сотрудничества на западном направлении – с США, ЕС для Кыргызстана уже стало традиционным. Принципиальное значение имеет для нас участие в авторитетных международных организациях – ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС, ОБСЕ, ООН и других, охватывающих обширный спектр отношений от политики и экономики до культуры и безопасности. Вместе с тем, близость культуры, языков и исторического прошлого очень тесно связывает нас с государствами, входящими в СНГ.

- Вы являетесь лидером политической партии "Ата-Мекен", которая считается одним из основных претендентов на депутатские мандаты, за что будет бороться партия?

Мы придерживаемся социал-демократических ценностей и идей. Наша партия является членом Социалистического Интернационала и разделяет базовые ценности международного социалистического движения. Именно поэтому мы выступаем против радикализма во всех его проявлениях. Как я уже неоднократно заявлял, мы не приемлем политический радикализм в форме авторитарных режимов. Не приемлем религиозный радикализм – политизированные версии исламского вероучения. Мы не приемлем рыночный радикализм, приводящий к тотальной коммерциализации общественной жизни, беспощадной эксплуатации трудящихся и природных ресурсов страны. Мы за рыночную экономику, но против рыночного общества.

Также мы не приемлем и этнический радикализм, выражающийся в шовинистических идеях о превосходстве одних национальностей над другими. Радикализм в любых проявлениях не может снимать возникающие проблемы и вызовы. Защищенность страны от вызовов и угроз достигается не через радикализм и сверхконцентрацию власти, а через расширение контроля, политического участия, социальной базы управления и ответственности чиновников за эффективную реализацию функций государственного управления.

- Как Вы оцениваете своих соперников по предвыборной борьбе, и на какой процент голосов рассчитывает "Ата Мекен"?

По данным социологических опросов "Ата Мекен" сейчас опережает все партии. Сегодня наша лидирующая позиция практически никем не оспаривается. Из других партий чаще упоминаются Социал-демократическая партия Кыргызстана и "Акшумкар".

Мы уверены, что "Ата Мекен" займет на парламентских выборах первое место. Интрига выборов сводится к тому, сможем ли мы сами сформировать парламентское большинство и однопартийный кабинет министров или это будет коалиционное правительство. В отличие от предыдущих выборов мнение избирателей на этот счёт будет решающим.

- Что Вы считаете наиболее актуальной задачей, стоящей перед современным киргизским обществом?

Мы уже заявили о своём главном политическом приоритете. Это декриминализация общества, которую мы понимаем, как политическую волю и мобилизацию общества для создания атмосферы нетерпимости к криминальной идеологии. Это стремление к самоочищению. Мы полны решимости довести это до конца. Завтра это будет другая страна.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений