ТНК-ВР – дорога к миллиарду

Исполнительный вице-президент по разведке и добыче ТНК-ВР Сергей Брезицкий рассказал "Интерфаксу" о планах компании по увеличению объемов добычи нефти

ТНК-ВР – дорога к миллиарду
ТНК-ВР – дорога к миллиарду

Москва. 6 сентября. INTERFAX.RU - Российско-британская ТНК-ВР, третья по объемам добычи нефтяная компания России, строит свои планы, опираясь на стратегию агрессивного развития. По предварительным оценкам, уже в 2013 г. ТНК-ВР намерена добывать 670 млн баррелей нефтяного эквивалента, а в 2016 г. этот показатель может вырасти до 1 млрд баррелей, что почти на две трети больше планов 2010 года.

Как компания достигнет таких показателей, в интервью Агентству нефтяной информации в преддверии Дня нефтяника рассказал исполнительный вице-президент по разведке и добыче ТНК-ВР Сергей Брезицкий.

- Инвестиции ТНК-ВР в 2013 году могут увеличиться до $5 млрд. Как в связи с этим изменятся показатели добычи в ближайшие годы? Какова в целом стратегия компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе?

- Сегодня мы являемся одной из ведущих российских нефтяных компаний как с точки зрения объемов добычи, так и с точки зрения темпов развития и эффективности работы. Наша задача в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе – оставаться одной из ведущих нефтяных компаний.

Что касается инвестиций, ТНК-ВР никогда не испытывала проблем с финансированием со стороны акционеров. Так, общий объем инвестиций компании в 2010 г. ожидается на уровне $4,4 млрд (из них $3,3 млрд – в разведку и добычу), в 2013 г. они запланированы на уровне $5 млрд. Этот рост связан прежде всего с освоением новых территорий и дальнейшим ростом добычи.

Наш трехлетний план предполагает, что добыча ТНК-BP в 2011 г. вырастет по сравнению с 2010 г. на 1,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 г. – также на 1,7%, в 2013 г. по сравнению с 2012 г. – на 2,1%, до 670 млн баррелей нефтяного эквивалента.

Если говорить о более долгосрочном периоде, то сегодня мы оцениваем потенциал ТНК-ВР по добыче в 2016 г. в 1 млрд баррелей нефтяного эквивалента с учетом производства "Славнефти". Что касается текущего года, мы увеличили прогноз роста добычи с 1,4% до 2,8% или до 634 млн баррелей.

- Добиться роста добычи помогут новые проекты?

- В основном, да. Если сегодня вклад в нашу добычу новых проектов – Верхнечонского месторождения и Увата – составляет порядка 8%, то в 2013 г. это будет уже 18-20%. Но на рост производства ТНК-BP влияет не только развитие этих проектов. Большие надежды мы возлагаем на Оренбургский регион. За первое полугодие текущего года прирост добычи в Оренбуржье достиг 10%. Через 5 лет ТНК-ВР рассчитывает добывать здесь 25 млн т нефти, тогда как сейчас – порядка 18 млн тонн.

- Насколько эффективной ТНК-ВР видит разработку ямальских месторождений с учетом параметров проекта правительственной программы по развитию этого региона?

- Месторождения Ямала мы планируем запускать после 2013 года. Мы считаем, что льготы, применяемые сегодня для Восточной Сибири, должны быть распространены и на Ямал. Тогда разработка ямальских месторождений станет экономически эффективной. Величина льгот по Ямалу, конечно, предмет дискуссий, но для начала они должны быть как минимум на уровне восточносибирских. Пример – наш совместный с "Газпром нефтью" Мессояхинский проект. Он будет генерировать положительный денежный поток при наличии льгот, без них же нерентабелен.

ТНК-ВР намерена увеличивать инвестиции в Ямал. В 2011 г. в этот регион планируется направить порядка $800 млн, в 2013 г. - уже $1,5-1,8 млрд. Но интенсивность инвестиций будет зависеть от темпов строительства нефтепровода "Заполярное-Пурпе".

- Уже разработана схема возможного финансирования "Заполярного-Пурпе"? ТНК-ВР готова вложить средства в строительство этого трубопровода?

- ТНК-ВР – один из инициаторов строительства "Заполярное-Пурпе". Сейчас проект на стадии подготовки. Уже определились три компании, всерьез заинтересованные в трубопроводе: ТНК-ВР, "Газпром нефть" и "Газпром", у которого есть нефтяные оторочки, в частности на Уренгойском месторождении. Возможно, заинтересованность к проекту проявит "ЛУКОЙЛ".

Сейчас существует три варианта финансирования "Заполярного-Пурпе", но я бы не хотел их комментировать. Окончательное решение будет приниматься не компаниями, а правительством. Для нас важен факт, что процесс сдвинулся с места, проводятся рабочие встречи с представителями "Транснефти", "Газпрома", готовятся предложения в министерство энергетики. Надеюсь, в ближайшее время необходимое решение будет принято.

Относительно готовности ТНК-ВР финансировать "Заполярное-Пурпе" пока могу сказать только одно: ТНК-ВР готова участвовать в проекте и поддерживает идею строительства трубопровода, поскольку это крайне важный инфраструктурный проект для эффективного развития нефтедобычи на Ямале и социально-экономического развития всего региона.

- Продолжая тему новых проектов, как продвигается работа СП ТНК-ВР и "Газпром нефти" по Мессояхе? Кроме этого СП могут появиться другие совместные проекты по новым активам "Славнефти", например, по Куюмбинскому месторождению?

- По Куюмбе сначала нужно принять за основу план разработки, понять, какие опции могут быть использованы для освоения. Необходимо также решить вопрос со строительством собственной инфраструктуры и допуском к существующей инфраструктуре.

В частности, обсуждается возможность совместного строительства "Славнефтью" и "Роснефтью" нефтепровода с Юрубчено-Тохомской площади. Если на этот счет будет достигнуто какое-то соглашение, а переговоры идут, то темпы развития Куюмбы будут очень динамичными.

По Мессояхе пока есть четкое понимание того, что партнеры должны сделать в этом и следующем году. Согласован минимальный план, учитывающий проведение сейсмики 3D, бурения пяти или шести разведочных скважин, проведения дальнейшей работы по построению геологической модели и определения потенциальных площадок для опытно-промышленных работ.

Запасов на Мессояхе предостаточно, главная задача – найти "легкую" нефть. Если мы получим хорошие результаты, Мессояха может стать очень эффективным проектом. На начальном этапе инвестиции ТНК-BP в Мяссояху составят от $35 млн до $50 млн, а наши общие вложения в месторождение могут составить $1,5 млрд, что сопоставимо с инвестициями в Верхнечонское.

Мы предполагаем, что опытно-промышленную разработку Мессояхи можно будет начать в конце 2012 года. Будет так или нет – покажут результаты сейсмики. Мы считаем, что необходимо будет до 2013 г. включительно направлять еще $60-100 млн на геологоразведку месторождения. Это наше видение ближайшего будущего Мессояхи, которое еще не согласовано в окончательном варианте с "Газпром нефтью", которая выступает оператором проекта.

- "Славнефть" в настоящее время находится в стадии падающей добычи. Какими видятся перспективы этого СП? Насколько активно обсуждается возможность дальнейшего раздела "Славнефти"?

- Сейчас годовая добыча "Славнефти" – свыше18 млн т нефти. Менеджмент компании рассчитывает, что через 1-2 года "Славнефть" достигнет минимальных темпов падения - в пределах 1% в год, и ее добыча стабилизируется в районе 17,5-18 млн тонн. В расчетах ТНК-ВР по Западной Сибири примерно те же показатели. Если сейчас наша добыча в регионе падает за год примерно на 5%, через какое-то время это будет сокращение на 3%, потом на 2%, а в перспективе – всего на 1%.

"Славнефть" предложила совету директоров параметры 10-летнего развития, которые были приняты к сведению. Сейчас компания готовит более детальный трехлетний план.

Вопрос же о разделе "Славнефти" – компетенция акционеров. Мое мнение заключается в том, что эффективность "Славнефти" имеет потенциал к улучшению.

- Когда ТНК-ВР ожидает прохождения уровня рентабельности в 15% на Верхнечонском, после чего месторождение будет выведено из-под действия льготы?

- Вопрос рентабельности – это вопрос качества запасов, которые разрабатывает компания. На Верхнечонском месторождении много пластов, разработка которых даже при сегодняшних условиях нерентабельна, а технологических решений пока нет. Пока мы разрабатываем только основной пласт – Верхнечонский горизонт.

На Верхнечонском очень велики риски при разработке – диапазон погрешности прогнозов составляет 30%. Это, соответственно, погрешность в 30% в дебите скважины, в капвложениях, затратах и всем остальном. Поэтому говорить о сроках выхода на 15-процентную рентабельность я бы пока не стал. Месторождение требует доизучения.

Кстати, Верхнечонское на 200 млн лет старше любого месторождения в России, в Западной Сибири по крайней мере. Ему 350 млн лет, если не больше. Оттого и особая сложность его структуры.

- Планируют ли основные акционеры "Верхнечонскнефтегаза" (ВЧНГ) – ТНК-BP и "Роснефть" – менять принципы управления компанией?

- Акционеры исправно финансируют проект, исходя из долей в акционерном капитале ВЧНГ (ТНК-ВР владеет 68,52% акций ВЧНГ и планирует выкуп еще 5,48% акций у ОАО "Восточно-Сибирская газовая компания"; "Роснефти" принадлежит около 26% ВЧНГ – ИФ). Раздел нефти ВЧНГ между акционерами также осуществляется пропорционально долям.

Сейчас ТНК-ВР и "Роснефть" ведут переговоры о том, что партнеры выработают механизм, который позволит еще эффективней координировать совместную работу в рамках ВЧНГ, включая текущую деятельность компании, ее долгосрочные планы развития и так далее. Это нужно для того, чтобы каждый из партнеров мог четко понимать, во что именно он инвестирует. Это стандартная бизнес-практика, ничего нового здесь нет – таким же образом, например, мы взаимодействуем с "Газпром нефтью" по "Славнефти" и с другими нашими партнерами в рамках многих проектов.

- Намерена ли ТНК-ВР принимать участие в конкурсе на месторождения им. Требса и Титова? Изучаете ли вы возможность привлечения партнера?

- Да, у нас есть намерение принять участие, мы изучаем вопрос. Однако итоговое решение – за акционерами, потому что предполагаемая сумма инвестиций в Требса и Титова достаточно существенна. Решение о самостоятельном участии в конкурсе или привлечении партнера также относится к компетенции акционеров.

Менеджмент ТНК-ВР, оценивая эффективность этого проекта, пришел к выводу, что для рентабельной разработки обоих месторождений необходим специальный налоговый режим. Особенно учитывая удаленность месторождений и размер платежа. Есть еще дополнительные условия тендера, которые нельзя сбрасывать со счетов.

Мы сейчас проводим соответствующую оценку проекта, просчитывая различные варианты разработки обоих месторождений, ведь на Титова одна ситуация, на Требса – немного другая.

- ТНК-ВР получила от "Газпрома" разрешение на доступ в ГТС газа "Роспана" на 2011-2016 гг. Во сколько ТНК-ВР может обойтись строительство инфраструктуры для дальнейшего развития "Роспана"?

- Для полномасштабной разработки месторождений "Роспана" нам в любом случае необходимо строить новый трубопровод. В принципе, технические условия для его строительства уже есть, но их необходимо пересогласовать с "Газпромом", что мы планируем сделать в ближайшее время.

Это будет трубопровод длиной около 80 км, строительство которого до точки врезки в магистральный газопровод "Газпрома" профинансирует ТНК-ВР. В настоящее время мы занимаемся проектно-изыскательскими работами по предполагаемой трассе прохождения трубы, объем инвестиций в строительство которой сегодня оценивается в сумму около $200 млн.

В период до 2013 г. мы планируем потратить на развитие "Роспана" порядка $1-1,3 млрд с учетом строительства трубы, установок по переработке газа, а также полномасштабного бурения и разработки актива.

"Газпром" одобрил нам постепенное увеличение поставок в трубу, допуск в 2013 году - 8,2 млрд кубометров газа (в 2010 г. – 2,3 млрд кубометров). Мы предполагаем, что к концу 2015 году "Роспан" выйдет на годовую "полку" добычи в объеме свыше 13 млрд кубометров газа. В целом инвестиции ТНК-BP в "Роспан" в среднесрочной перспективе оцениваются в $5 млрд.

- Насколько пристально ТНК-ВР рассматривает возможность покупки новых добывающих активов в РФ и за рубежом, а также активов ВР? Возможна ли в ближайшее время продажа низкоэффективных активов?

- Тема покупки-продажи активов - вопрос к акционерам ТНК-ВР. Однако менеджмент компании постоянно изучает способы оптимизации портфеля. Сегодня мы приобретаем достаточно много лицензий на право пользованиями недрами на аукционах в Западной Сибири и Оренбуржье. Кроме того, оптимизируем набор уже имеющихся у нас лицензий – в частности, в Западной Сибири и в Новосибирской области.

- Отказалась ли ТНК-BP от давних планов продажи "Бугурусланнефти", работающей в Оренбургской области?

- В среднесрочной перспективе – да. "Бугурусланнефть" сегодня – один из самых высокоэффективных активов ТНК-ВР. Достичь этого удалось благодаря двум факторам. Во-первых, льготы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), что на 60-70% повысило эффективность актива. Во-вторых, получив льготу, мы вложили значительные средства в поддержание уровня добычи. А улучшив управление затратами, мы добились прекращения падения добычи в "Бугурусланнефти" и сделали актив рентабельным.

В районе Оренбурга ТНК-ВР не только активно приобретает лицензии, но и много бурит. В этом году в Оренбургской области пробурено порядка 80-90 скважин, в следующем году - 120-130.

- Минприроды готовит предложения о допуске частных компаний к геологоразведке на российском шельфе. ТНК-ВР интересна работа на шельфе?

- У ТНК-ВР есть интерес ко всему, что происходит в нефтяной отрасли России и мира. Если официально будет принято решение о допуске частных компаний к работе на российском шельфе, естественно, мы будем рассматривать возможность такой работы. Это очевидно, потому что ТНК-ВР располагает соответствующим потенциалом: мы имеем высокопрофессиональный коллектив, мы можем привлекать сотрудников ВР, обладающих значительным опытом работы на шельфовых проектах и, конечно, мы имеем доступ к передовым технологиям нашего акционера ВР в этой области. Плюс ТНК-BP всегда отличалась способностью быстро реагировать на изменения внешней среды.

- Авария на платформе ВР в Мексиканском заливе как-то отразилась на деятельности ТНК-ВР или отношению компании к вопросам экологии и безопасности на объектах?

- Я не могу комментировать то, что относится к вопросам деятельности BP. Что касается ТНК-BP, то охрана труда, промышленная безопасность и охрана окружающей среды всегда были и остаются приоритетным для ТНК-ВР направлениями. За пять лет – с 2004 по 2009 г. – наши инвестиции в природоохранную деятельность составили около $1 млрд. С момента создания компании мы выстроили систему безопасности, которая включает элементы лучших международные практик, но при этом адаптирована к условиям работы в России. Эта система в течение последних 5 лет обеспечивала повышение ключевых показателей промышленной и экологической безопасности ТНК-BP. В частности, в 2009 г. уровень разливов нефти сократился на 62% по сравнению с 2006 годом. Уровень травматизма в прошлом году снизился по отношению к 2008 г. на 35%, а по отношению к 2007 г. – на 68%.

Если говорить о конкретных примерах, то на основном нашем месторождении – Самотлорском – мы ежегодно направляем порядка $20-30 млн на экологические цели и ежегодно рекультивируем около 220-250 га доставшейся в наследство компании загрязненной земли. За последние годы на Самотлоре в этом плане произошли поразительные перемены к лучшему.

- Мы беседуем с вами в преддверии профессионального праздника – Дня нефтяника. Что бы вы пожелали коллегам по отрасли?

- Хотел бы искренне поблагодарить "Интерфакс" за эту возможность. От имени ТНК-BP поздравляю наших сотрудников, всех наших коллег по отрасли, наших поставщиков и подрядчиков с Днем работника нефтегазовой промышленности.

Визитной карточкой отрасли, в которой трудятся миллионы наших соотечественников, стали интеллектуальный потенциал, профессионализм и инновационные технологии. Все вместе мы продолжаем вносить достойный вклад в дальнейшее развитие отечественного ТЭКа, в рост экономики страны, в благополучие всех граждан России. С праздником!

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений