Бако Саакян: Познав войну на собственном опыте, мы больше ценим мир
Президент самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакян рассказал корреспонденту "Интерфакса" о насущных проблемах своей страны
Армения. 30 июля. INTERFAX.RU - Президент Нагорного Карабаха Бако Саакян дал интервью корреспонденту "Интерфакса", в котором рассказал о том, на какой стадии находится урегулирование конфликта между самопровозглашенной республикой и Азербайджаном
- Господин президент, чем живет и как развивается сегодня Нагорный Карабах?
- На сегодня для НКР наиболее актуальными являются вопросы социально-экономического характера. Приоритетами здесь являются повышение уровня жизни населения, улучшение демографической ситуации, развитие экономики, в частности, энергетики, горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры.
Ключевое значение мы придаем развитию села. Экономически развитое село - один из ключевых компонентов безопасности и поступательного развития Карабаха.
Большое значение мы уделяем разработке различных инвестиционных программ. В НКР создан благоприятный инвестиционный климат: налоговое законодательство у нас, я бы сказал, ощутимо либеральное, до простейших элементов доведены отношения хозяйствующих субъектов с государственными структурами, законодательно закреплена защита прав инвесторов.
За годы независимости в нашей республике окончательно сформировались современные институты государственности, страна перешла на мирные рельсы развития, начался процесс восстановления практически полностью разрушенной войной экономики. Нагорный Карабах по праву является одной из самых стабильных стран не только в регионе, но и на постсоветском пространстве.
Вместе с тем у нас все еще много неразрешенных проблем. Война и ее последствия нанесли серьезный урон нашему государству и до сих пор мы вынуждены преодолевать последствия.
- Какова ситуация на линии фронта? Каким образом эта ситуация отражается на жизни граждан Нагорного Карабаха?
- Между Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджанской Республикой существует достаточно стабильный военно-политический баланс, который и является на сегодняшний день одним из ключевых компонентов стабильности в зоне азербайджано-карабахского конфликта.
Что касается ситуации на границе, то время от времени азербайджанская сторона нарушает режим прекращения огня. Однако эти нарушения не могут изменить существующий баланс сил или же подорвать дух нашего народа и его армии.
Мы регулярно выступаем с разного рода предложениями по осуществлению мер по укреплению взаимодоверия. К примеру, мы предложили отвести снайперов с линии соприкосновения. Но азербайджанская сторона торпедирует любые наши предложения.
- Азербайджанское руководство заявляет о готовности предоставить Нагорному Карабаху максимум автономии в рамках единого государства. Ваше отношение к этому предложению?
- Выдвигая данный тезис, азербайджанские политики попросту занимаются политической спекуляцией. Возврата к прошлому нет и это, думаю, ясно всем. Мы уже имели эту автономию в течение 70 лет советской действительности и все знаем, чем это кончилось. Ни о какой широкой или какой-либо другой автономии в составе Азербайджана речи быть не может. Конфликт с Азербайджаном может быть разрешен только одним способом - юридическим признанием на международном уровне независимой Нагорно-Карабахской Республики.
- Видите ли Вы какой-либо прогресс в переговорах по урегулированию карабахского конфликта?
- Самым, пожалуй, главным достижением переговорного процесса является поддержание мира. В таком взрывоопасном регионе, как Южный Кавказ, это действительно, весьма важно.
Однако для того, чтобы существенный прогресс был бы зафиксирован и в направлении окончательного и всеобъемлющего урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, необходимо, в первую очередь, восстановить полноценный формат, с участием Республики Арцах (Арцах - армянское название Нагорного Карабаха - ИФ) в качестве полноправной стороны переговоров. Для этого необходимо лишь соблюдать решение Будапештского саммита ОБСЕ 1994 года. Кстати, данный саммит фактически стал учредительным, ведь именно на нем были приняты решения о трансформации СБСЕ в ОБСЕ, а также о создании института Сопредседателей Минской группы ОБСЕ.
Без нашего участия в качестве полноправной стороны переговорного процесса, урегулировать азербайджано-карабахский конфликт попросту нереально. Это признают и международные посредники, например, сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Мы со своей стороны готовы на прямые переговоры с Азербайджаном и на обсуждение любых вопросов, о чем и постоянно заявляем.
Не учитывать мнение карабахской стороны попросту невозможно, даже, несмотря на то, что ввиду деструктивной политики Азербайджана произошла деформация переговорного процесса. Думаю, что восстановление полноценного формата переговорного процесса является лишь вопросом времени.
- Существуют ли разногласия между Степанакертом и Ереваном в тактике ведения переговоров? Довольны ли вы тем, как Армения представляет ваши интересы?
- Мы благодарны Армении за то, что она представляет и защищает интересы Республики Арцах в переговорном процессе. Однако, как уже было сказано выше, без непосредственного участия НКР, разрешить азербайджано-карабахский конфликт невозможно. Во многом из-за деформированного формата переговоров и затягивается урегулирование конфликта.
- Возможно ли в будущем воссоединение Армении и Нагорного Карабаха? Ваше отношение к идее создания "Великой Армении"?
- На сегодняшний день такого вопроса на повестке дня развития нашей страны не стоит. Мы строим наше независимое государство. Что касается создания "Великой Армении", то под величием я понимаю развитое и сильное государство, дающее все возможности собственным гражданам в полной мере реализовывать свои планы и мечты в своей же собственной стране. В это будущее я верю и именно таким я вижу будущее моей Родины.
- Возможен ли силовой вариант урегулирования конфликта?
- Вероятность силового решения конфликта и возобновления боевых действий исключать никогда нельзя, тем более в условиях непрекращающейся милитаристской риторики и антиармянской пропаганды в Азербайджане. Подтверждением тому служат постоянные нарушения азербайджанской стороной режима прекращения огня на линии соприкосновения.
Но вероятность широкомасштабных боевых действий мала. Во-первых, как было уже отмечено, между сторонами конфликта существует весьма эффективный баланс сил. Во-вторых, война чревата непредсказуемыми последствиями и вряд ли международное сообщество, в частности, страны-посредники заинтересованы в непредсказуемости и нестабильности в таком стратегически важном регионе, как Южный Кавказ.
В то же время следует отметить, что Армия обороны НКР имеет очень высокую степень боеготовности и наши вооруженные силы в состоянии не только противостоять возможной агрессии, но и, в случае необходимости, перевести боевые действия вглубь территории агрессора.
Однако силовой вариант решения азербайджано-карабахского конфликта бесперспективен и это показал опыт предыдущей войны. Поэтому необходимо направить усилия на недопущение возобновления боевых действий и решать все вопросы за столом переговоров. Познав войну на собственном опыте, мы больше ценим мир.
- Считаете ли Вы возможным размещение миротворцев на линии фронта?
- Как известно, зона азербайджано-карабахского конфликта является единственным регионом в мире, где режим прекращения огня поддерживается исключительно самими сторонами противостояния. Само по себе, это уже большое достижение, которое среди прочего показывает, что стороны конфликта в состоянии без внешнего вмешательства поддерживать мир. Думаю, это весьма важное условие для мирного сосуществования сторон после установления окончательного мира и это в интересах всех заинтересованных в мирном урегулировании сил.
Возможность дислокации миротворцев можно будет серьезно рассматривать только на конечном этапе решения вопроса, когда будет достигнут консенсус по всем основным вопросам и наступит фаза имплементации договоренностей.
- На какие уступки готова пойти в решении конфликта карабахская сторона? Каков предел этих уступок?
- Мы глубоко убеждены, что решение азербайджано-карабахского конфликта должно быть на основе компромиссов. Уступки здесь ни в коем случае не должны носить односторонний характер. Возможны лишь взаимоуступки. Только в этом случае возможно достижение всеобъемлющего мира.
Также необходимо осознать, что о возвращении к ситуации 1988 года, как в вопросе статуса, так и в вопросе территорий, не может быть даже речи. Проблема статуса и вопросы безопасности являются узловыми политическими аспектами урегулирования азербайджано-карабахского конфликта. Все остальные вопросы являются производными от них.
Обеспечение безопасности Республики Арцах во всех измерениях собственными силами также не может быть подвергнуто ни малейшему сомнению. Что касается остальных вопросов, то мы готовы обсуждать их с Азербайджаном. Думаю, что это основанная на реалиях конструктивная позиция.
- Применим ли принцип "мир в обмен на территории" при урегулировании карабахского конфликта?
- Нет, такой подход не только неприемлем, но и чреват непредсказуемыми последствиями для всего региона. Для окончательного решения конфликта необходимо устранить его причину, а не последствия. В противном случае, в будущем он может возникнуть снова, но с еще большей интенсивностью. К тому же взаимоуступки должны быть соизмеримыми. В обмен на мир можно только предложить мир.
- Какие правовые основания существуют для международного признания Нагорного Карабаха?
- Для международного признания Нагорного Карабаха существуют абсолютно все основания. Это и исторические, и правовые, и политические.
Исторически Арцах никогда не был частью территории Азербайджана - ни того, который был создан в 1918 году на турецких штыках, и ни того, который образовался в результате распада Советского Союза. Что же касается советского Азербайджана, то уже не раз было замечено во время обсуждений проблемы на самых разных международных уровнях, что волевой акт партийного органа третьей стороны не может являться в аспекте норм международного права юридическим документом доказательного свойства.
Образование Нагорно-Карабахской Республики также было строго в соответствии с основополагающими нормами и принципами международного права и действующего в то время законодательства СССР. С правовой точки зрения наши доводы безупречны.
Что касается политических оснований, то за почти два десятилетия своего существования наша страна доказала на практике, что является состоявшимся правовым государством, опережающим в своем демократическом развитии тот же самый Азербайджан. Причем достигли мы всего этого собственными силами, без внешнего вмешательства.
Уверен, что основания эти веские, и наша независимость будет обязательно признана.
- Как в Нагорном Карабахе восприняли решение Гаагского суда о признании независимости Косово?
- Спокойно, но с особым интересом. Данное решение имеет крайне важное правовое, политическое и моральное, а также всеобщее прецедентное значение и не может ограничиваться лишь примером Косово.
Международный суд справедливости утвердил и юридически закрепил, что право народов на самоопределение и его осуществление не нарушают какой-либо принцип или норму общего международного права, в том числе принцип территориальной целостности.
Данное решение может быть весьма полезно, особенно для Азербайджана. Необходимо внять разуму и логике необратимости исторических процессов, занять действительно конструктивную позицию на переговорах, смотреть в будущее, а не терзать собственный народ иллюзиями прошлого.
Однако действия НКР по достижению признания своей независимости не предопределены лишь наличием соответствующих прецедентов или правовых актов. Мы будем добиваться своей независимости вне зависимости от того, признаны ли другие непризнанные государства или нет. Если существующие прецеденты сыграют позитивную роль в данном процессе, то мы будем это лишь приветствовать.
- С какими трудностями сталкивается НКР из-за своего статуса непризнанной страны?
- Здесь имеются две группы последствий - негативные и позитивные. Негативные аспекты заключаются в том, что наша республика лишена возможности получать помощь из разных международных структур и организаций. Это, конечно же, воздействует на нашу республику, в первую очередь на ее экономику. Но, с другой стороны, в данной ситуации мы делаем основной акцент на собственные силы и рациональное использование имеющихся у нас ресурсов и возможностей. Это выработало у нашего народа и нашей страны высокую степень жизнестойкости.
Ярким тому подтверждением являются, к примеру, высокие темпы роста экономики, а также то, что в своем демократическом развитии мы существенно опережаем многие признанные государства, в том числе и Азербайджан. В 2009 году, несмотря на международный финансовый и экономический кризис, рост ВВП нашей республики превысил отметку в 13%.
Справка:
Баку потерял контроль над Нагорным Карабахом и прилегающими к нему семью районами в ходе кровопролитного конфликта, начавшегося в 90-е годы между армянами и азербайджанцами по вопросу принадлежности Карабаха. В результате около миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами.
Между тем армянская сторона оперирует другими данными. В частности, утверждается, что Нагорный Карабах покинули 45 тысяч проживавших там азербайджанцев, а собственно Армению 160 тысяч из 167 тысяч азербайджанцев. Согласно армянским источникам, в период с 1988 по 1992 год Азербайджан оставили 480 тысяч армян.
Совет Безопасности ООН в своих резолюциях осудил оккупацию территории Азербайджана и потребовал вывода армянских вооруженных формирований.
На сегодняшний день при международном посредничестве идет переговорный процесс по решению этой проблемы. Урегулированием конфликта вокруг Нагорного Карабаха занимаются сопредседатели Минской группы ОБСЕ, представляющие США, Россию и Францию. Режим прекращения огня между Азербайджаном и Арменией был установлен в мае 1994 года. ОБСЕ регулярно проводит мониторинги на линии соприкосновения.
Камнем преткновения в переговорах по Нагорному Карабаху является статус данного региона. В решении проблемы посредники пытаются совместить два принципа международного права: территориальной целостности (на котором основывается Баку) и право наций на самоопределение (подход Еревана).
Оганес Косян