Мы появились в результате истинного проявления волеизъявления народа

Роза Отунбаева рассказала "Интерфаксу" о ближайших планах временного правительства Киргизии, референдуме по Конституции и отношении к Курманбеку Бакиеву и его сторонникам

Мы появились в результате истинного проявления волеизъявления народа
Мы появились в результате истинного проявления волеизъявления народа
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 25 апреля. INTERFАX.RU - Новая власть в Киргизии существует почти две недели. Исходя из этого, каковы Ваши планы по легитимизации власти? Как долго Вы намерены оставаться временными?

- Да, Вы правы. Наша власть пока нелегитимна. Нелегитимна в том смысле, что мы еще не прошли весь необходимый для правового государства путь, который бы позволил признать нашу власть как народную, а наше государство демократическим. Формально мы по-прежнему являемся членами всех международных организаций: ООН, СНГ, ОДКБ, ШОС и так далее. Но отсутствие юридических формальностей не позволяет нам пользоваться всеми правами, которые предоставляет членство в этих организациях. Например, международные финансовые институты, вежливо говоря, не торопятся выдать нам столь необходимые кредиты. К сожалению, это так.

- Простите, но нам кажется, что легитимизация власти и признание ее народом – это не одно и то же. По-моему, самым главным, все же, является второй фактор, а он есть?

- Я могу твердо сказать: да! Мы появились в результате истинного проявления волеизъявления народа. Люди вышли на площадь, потому что никто уже не мог терпеть диктатуру бакиевской семьи. В ответ получили пули. Расстреляны молодые люди, в больнице лежат сотни раненых, можно их посетить и поговорить с ними. Но ни они, ни, что еще важнее, родители, дети которых погибли в борьбе против диктаторского режима, никто не говорит, что мы "негодяи", из-за которых они лишились своих детей. Люди требуют от нас создать им другую, лучшую жизнь. Они требуют от правительства дать им достойные жизненные стандарты, защитить их жизнь и их собственность, ликвидировать беспредел бакиевской семьи. Да, лимит доверия народа не беспределен! И люди ждут новых условий жизни и установления в стране законности, а это значит и создание законной власти.

- Вот этого процесса – процесса легитимизации власти ждут и за рубежом. В Москве тоже на самом высшем уровне поднималась эта проблема. Каковы Ваши планы в этом вопросе?

- Мы, все члены временного правительства, дали себе очень жесткий срок по созданию законной государственной власти: за полгода Кыргызстан должен иметь демократическую Конституцию, парламент и законно утвержденное правительство. Представители некоторых авторитетных международных организаций и даже руководители очень уважаемых нами стран, в том числе и России, выступают (хотя прямо так и не говорят) за более жесткие сроки вхождения в правовое поле. Легитимизация власти вызывает у них озабоченность и приобретает определенную актуальность, но нельзя же, как говорится, на скорую руку создавать эти важные институты власти. Куда уж быстрее? В апреле будет опубликован проект новой Конституции. До середины мая он будет всенародно обсуждаться. После этого комиссия рассмотрит все предложения и сделает соответствующие выводы. Конечно, новый проект не означает, что вся Конституция будет переписана заново, да и времени для этого нет. Будут заново написаны важные положения, касающиеся создания новой системы власти: права и обязанности главы государства, правительства, парламента. Мы хотим, чтобы наша республика была парламентской.

- Когда будет референдум по Конституции? Мы слышали, есть разные предложения: от июля до сентября.

- Точно не могу сказать. Вероятно, сроки зависят от обсуждения. Комиссия и правительство должны дать ответ на этот вопрос. Надо принять во внимание и тот факт, что мы должны в полгода уложиться и с парламентскими выборами. А между принятием Конституции и выборами тоже должен пройти какой-то срок. Парламентские выборы будут проходить на основе партийного представительства. Так договорились все ведущие политические партии. Мы хотим создать такой парламент, в котором у оппозиции будет достойное место, она больше не должна находиться в том унизительном положении, в котором была раньше, в том бакиевском "карманном" парламенте. Значительная часть депутатов тогда фактически назначалась, а не избиралась.

- Помните старое изречение: неважно, как голосуют, важно, как подсчитывают.

- Я понимаю Ваш вопрос. Мы решили, что для доверия к нашему Центризбиркому в него войдут не только представители партий и общества. Одна треть членов ЦИК будет иметь мандат ООН. Согласие на это получено. Уж их-то никак нельзя будет обвинить в подтасовках.

- Новая власть распустила старый парламент. Но за это вас критикуют. Некоторые считают, что именно тот парламент должен был вас утвердить и тогда бы вы стали сразу легитимными. Не так ли?

- Это бакиевский-то парламент? Однажды я использовала там право на двухминутную реплику во время заседания. Сказала, что при такой системе мы скоро не будем иметь в стране выборов, они будут не нужны. Это процедура, которая позволяет уводить неизвестно куда огромные миллионные ресурсы. Будет вождь – Курманбек Бакиев. И все. И этого хватит. И что Вы думаете? В перерыве ко мне подбежали некоторые депутаты и стали стыдить. Знаете за что?

- Наверное, за то, что не признаете справедливость выборов.

- Ничего подобного. На меня посыпались упреки, как я посмела сказать "Курманбек Бакиев"?! "Это наш многоуважаемый, родной Курманбек Салиевич". Их трясло от ненависти, что я назвала диктатора просто по имени. Нас, немногочисленную оппозицию, они обвиняли в том, что мы не аплодируем вождю, его взглядам, его высказываниям. Это народные депутаты? Разве такое устройство можно назвать государством?! Людей бросали в тюрьмы за оппозиционность. Наступил предел терпению. Люди вышли под пули, потому что они уже не хотели соглашаться с таким произволом, хотя это государство с международной точки зрения было легитимным. Но было полное отсутствие свободы слова, митингов, свободы средств массовой информации. Журналистов избивали до полусмерти. Президент презрительно относился к оппозиции и не шел ни на какой диалог с нами. Да, мы расформировали парламент, потому что он фактически состоял из одной партии, бакиевской. У нее было абсолютное большинство и, повторюсь, назначенные депутатами лишь нажимали кнопки в поддержку любого предложения президента, без обсуждения. Лишь славословие в адрес "вождя". Справедливости ради могу сказать, что у той власти есть заслуга, она заключается в том, что в отличие от Акаева Бакиев дал разрешение на выезд на работу за границу, тем самым он освободился от огромной массы безработных. Эти люди присылали в страну сумму, фактически равную еще одному бюджету.

- И все же государство – это наличие не только юридически правовых институтов, это и наличие ощутимой власти в стране. У вас есть власть?

- Чтобы ответить на этот вопрос вначале хочу отметить, что проявление власти бывает разное. Не надо забывать, что все мы родом из тоталитаризма, не правда ли? И мы могли, по-русски говоря, жить, не дергаясь, при той системе. Кадры могли бы не обновляться, министры, "не пикая и не высовываясь", сидели бы десятками лет на своих местах, суды оставались бы карманными, все решалось бы по телефонному звонку. Во главе государства – вождь. Это что, современное устройство государства? Я не хочу сказать, что все судьи были послушными и продажными, но уровень коррупции там был огромен. Если кто-то считает, что мы недееспособны, то как мы можем платить пенсии, зарплату, обеспечивать людей медикаментами? Дети ходят в школу. Мы хотим создать благоприятные условия для бизнеса, прекратить все так называемые "серые схемы", "откаты" и так далее. Мы рискнули, я бы даже сказала, дерзнули на такое очищение экономики. Мы хотим, чтобы каждый гражданин знал свои конституционные права и знал, что власть их защищает. Вот наша долговременная задача.

- Чтобы создать новое государство, правовое государство, вы хотите разрушить все до основания, а потом, как пелось, "мы наш, мы новый мир построим". Так?

- Вы не правы, если считаете, что мы хотим разрушить все до основания. Мы прибегаем к действиям, которые, на первый взгляд, можно назвать разрушительными, но мы не рушим устои страны, мы боремся за права граждан, мы не отнимаем и не позволяем отнимать законно приобретенную собственность, недвижимость. После трагических событий в двух селах по незаконному захвату земель и собственности мы доказали, что будем с помощью силовых структур бороться с таким бандитизмом и не допустим больше этого никогда. Но избавляемся от того, что прогнило и что, в конечном итоге, могло бы полностью развалить государство. Мы избавляемся от того, что действует во вред обществу. Поймите, мы тоже не хотим перманентных революций. Но если власть репрессивная, если она сажала в тюрьмы не согласных с разрушительной политикой, то народ имеет право поменять такую власть. Нельзя лишать народ права бороться за свою свободу. На помощь власти в борьбе с преступностью молодежь сегодня создает дружины, ополчение, участники которых вместе с милицией будут патрулировать улицы городов и сел. Делают они это по собственному почину, а не по призыву сверху. Разве это не доказательство того, что в стране есть власть, которую уважает народ. Повторю, кредит доверия нам не безграничен, мы это понимаем и будем работать на пределе всех своих сил и возможностей.

- Российское руководство обеспокоено безопасностью своих граждан в Киргизии. Вы разделяете это беспокойство?

- Мы стремимся защищать всех граждан страны и российских в том числе. К России у нас отношение особое, не только дружеское, но и очень теплое. Хочу сразу подчеркнуть, это не потому, что Россия "стимулировала и помогала нашему восстанию"! Чушь! Это был народный взрыв и в него никто не вмешивался. Историческая близость наших народов не позволяет нам относиться к России по-другому. Во время бандитских вылазок по захвату земель, после которого и проявилась особая озабоченность России за безопасность своих граждан, русские не пострадали. Пострадали турки-месхетинцы, но какая разница? Для нас они тоже наши граждане. И за каждого из них мы в ответе. Мы рассматриваем эти вылазки бандитов как акт терроризма. На чьи деньги эти бандиты организовались?

- На чьи? Ведь Бакиев уехал к тому времени из страны.

- Бакиев уехал, но остались его приспешники, подельники, те, кто являлись непосредственными исполнителями кровавых деяний в апреле, они прекрасно знают, что являются преступниками и должны понести наказание. Мы могли взять штурмом их в их логове еще раньше, но не хотели крови. Сейчас они этим пользуются, пытаются менять власть в Джалал-Абаде, не скрывают, что будут устраивать диверсионные операции. Надо иметь в виду, что эти люди корнями глубоко проникли во все структуры, не только политические, но даже и силовые. Они знают все, они знают, где что находится, в том числе и о запасах оружия. Они знают, где и как можно спровоцировать беспорядки. Но мы доказали, что бороться с ними будем твердо.

- Бакиев уехал в Белоруссию и там сделал два заявления, фактически противоречащие одно другому. Как Вы относитесь к тому, что он нашел приют в одной из стран СНГ?

- Белоруссия – суверенное государство и само решает, кого принять, а кого – нет. Думаю, что белорусский народ сам сможет дать оценку человеку, на совести которого столько смертей.

- Киргизско-белорусские отношения теперь испортятся?

- Я, конечно, не могу сказать за весь народ, за то, как в народе воспримут отъезд Бакиева в Белоруссию. Народ Киргизии переживает трудные времена, эмоциональная напряженность высокая. Клан Бакиевых – это, как многие говорят, "короста" на теле страны. Я согласна, мы освобождаемся от нее, и потому в народе могут отрицательно отреагировать на его переезд в Белоруссию, потому что считают, что не должно быть на земле уголка, где могли бы его принять. Но, повторяю, это суверенное дело каждой страны.

- Как Вы думаете, если международная комиссия, которую Вы хотите создать для расследования апрельских событий в Бишкеке, решит, что вина за это лежит на бывшем президенте, Минск выдаст его?

- Беларусь – член СНГ, и учитывая Конвенцию, которую члены СНГ подписали, о взаимопомощи в правовых вопросах, мы можем рассчитывать на это. В любом случае, мы хотим проверить действенность и реальность всех тех правовых норм, которые существуют, в рамках этой организации. Я хорошо помню эти нормы: преступники должны быть выданы стране, в которой совершено преступление, если эта страна обращается с такой просьбой. В данном случае речь пойдет о просьбе Кыргызстана к Белоруссии.

Наша задача все запротоколировать, задокументировать, собрать вещественные доказательства, и тогда передать дело в суд. В конце концов, не надо забывать, что есть еще и Интерпол!

- Вы говорили о правах русских, вернее, русскоязычного населения в Киргизии. Тогда вопрос - статус официального русскому языку оставите?

- Безусловно. Здесь нет вопроса. Больше того, в переговорах с Россией мы ставим вопрос о двойном гражданстве. Настолько сильно сейчас стремление киргизов к вхождению в Россию. У наших граждан много родственников в России, а у граждан России родственники в нашей стране. Наш технологичный бизнес – это русский бизнес, инженерный бизнес, так что вопрос о статусе русского языка вообще подниматься не может.

- На территории Киргизии размещены две военные базы: российская и американская, хотя последняя стыдливо при Бакиеве называлась транзитным центром. Какова их судьба?

- Мы будем выполнять все ранее принятые договоры и соглашения. Что касается базы в Канте, здесь все ясно. Что касается американской базы в Манасе, то мы даже не знаем, по какому договору она действует. Мы его никогда не видели и только недавно его обнаружили и сейчас внимательно изучаем. А вообще могу откровенно сказать, что для нас вопрос о наличии базы сейчас не является самым приоритетным. Помните советскую песню: "Первым делом, первым делом самолеты, ну а девушки, а девушки – потом". Так мы ее можем перефразировать: "Первым делом, первым делом выход из кризиса, ну а базы, ну а базы уж потом".

- Близится 65-летие Великой Победы. В те же дни пройдут саммиты СНГ, говорят, и ШОС, будут встречи с главами государств. От Киргизии кто поедет на праздники и на совещания?

- Вот здесь и встает вопрос о нашей легитимности. Не знаю пока, но думаю, что члены временного правительства участвовать в официальных встречах пока не смогут. Ветераны, конечно, будут участвовать, а насчет правительственной делегации, ее присутствие пока под вопросом.

Корреспонденты Вячеслав Терехов, Наталья Любезнова

Интервью

Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением
CEO "Технологий ОФС": РФ активно наращивает число скважин, чтобы в нужный момент быстро увеличить добычу нефти
Глава Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде: сто процентов подготовленных нами исков удовлетворяются судами
Антон Котяков: сегодня происходит серьезная трансформация в навыках и компетенциях работников