Легенды и мифы "убойного" отдела

Заместитель начальника 1-го отдела ОРБ N1 МВД РФ Олег Штефаница в интервью "Интерфаксу" рассказал о специфике убийств "по найму" и того, как это дела расследуются

Легенды и мифы "убойного" отдела
Легенды и мифы "убойного" отдела

Москва. 21 апреля. INTERFAX.RU – "Убойный отдел" - традиционно считается ведущим подразделением МВД России, поскольку в нем работают только асы. От профессионализма сыщиков напрямую зависит раскрытие самых тяжких преступлений, получивших общественный резонанс. О специфике убийств "по найму" и о многочисленных мифах, которые рождаются в народе по поводу киллеров и их злодеяний, обозревателю "Интерфакс" рассказал заместитель начальника 1-го отдела ОРБ N1 МВД РФ Олег Штефаница.

- Олег Борисович, Ваш отдел специализируется на раскрытии резонансных заказных убийств. Лично у меня складывается ощущение, что в последнее время убийств по "найму" стало меньше, однако жертвами преступников все чаще становятся представители правоохранительных органов и властных структур. Так ли это?

- Такая тенденция действительно существует, особенно в Северо-Кавказском регионе. Резонансных убийств в последние годы стало на порядок меньше, что свидетельствует о повышении эффективности работы МВД и других силовых структур. Есть и еще один аспект: в настоящее время проще решить спорные вопросы, связанные с переделом сфер влияния, в арбитражном суде или путем рейдерского захвата, нежели пачкать руки в крови. Участившиеся покушения на госчиновников тоже объяснимы. В "лихие девяностые" лидерам криминальных структур удавалось диктовать свои условия. Укрепление вертикали власти и правоохранительной системы понизило степень влияния криминала на власть, поэтому преступники все чаще используют пулю в качестве последнего аргумента.

- О работе "убойного" отдела народ слагает легенды, режиссеры снимают фильмы, а литераторы пишут книги. Насколько художественный вымысел соответствует реальной работе сыщиков?

- Мифов, связанных с убийствами по найму, действительно, очень много и некоторые из них я хотел бы развеять. Первое заблуждение заключается в том, что киллеры получают за совершенное ими преступление баснословные деньги. Это неправда. Например, наемный убийца, застреливший главу НПО "Алмаз-Антей" Игоря Климова, получил вознаграждение в размере $1300. Убийцам первого зампреда Центробанка Андрея Козлова заплатили $8,5 тыс. Исполнители заказных убийств – это, как правило, люди несостоявшиеся в жизни, оказавшиеся на обочине, практически не имеющие шансов найти нормальную работу. Второй миф – якобы киллеры используют суперсовременное оружие. В подавляющем большинстве случаев выстрел производится из переделанных газовых или травматических пистолетов, либо применяются "стволы", найденные на месте боев - мы называем их "эхо войны". Дело в том, что в настоящее время МВД жестко контролирует оборот оружия, в частности, очень серьезные профилактические мероприятия проводятся в Северо-кавказском регионе.

- А правда ли, что киллера после исполнения заказа тут же "убирают", чтобы он не вывел на заказчиков преступления?

- Это третий миф. Чтобы "убрать" киллера, заказчику нужно снова искать человека для организации очередного убийства. Не стоит забывать и том, что киллеры принимают самые серьезные меры безопасности, например, проводят скрытую аудиозапись переговоров с заказчиком, которая в случае гибели стрелка может попасть в правоохранительные органы. Иногда киллеры идут на преступление, чтобы всю оставшуюся жизнь шантажировать заказчика. Кстати, должен опровергнуть еще одно расхожее мнение, будто существует некий клуб профессиональных убийц, куда может обратиться любой желающий. Обычно киллера выбирают из числа ближайшего окружения, это человек, которому доверяют или который максимально зависит от заказчика. Ситуация, при которой один и тот же убийца в течение непродолжительного времени может выполнить сразу несколько заказов, маловероятна. Мы поймаем и посадим его в тюрьму гораздо раньше.

- Был ли профессионалом подозреваемый в убийстве священника Даниила Сысоева Бексултан Карыбеков, которого застрелили в Дагестане? Когда Вы на него вышли?

- Подозреваемый в убийстве Даниила Сысоева был установлен буквально в течение недели. После совершенного преступления он уехал из Москвы, но мы контролировали его передвижение, работали по установлению возможных сообщников. В какой-то момент подозреваемый оказался в Дагестане. Когда его случайно остановил патруль для проверки документов, он неожиданно оказал вооруженное сопротивление, и был уничтожен ответным огнем. Данных о том, что киллер входил в какую-либо экстремистскую группировку, в данный момент у нас нет.

- Продолжится работа по раскрытию убийства тележурналиста Владислава Листьева?

- Могу сказать лишь одно: по этому делу, есть над чем работать. Мы не теряем надежды на то, что это громкое убийство будет раскрыто.

Интервью

Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением
CEO "Технологий ОФС": РФ активно наращивает число скважин, чтобы в нужный момент быстро увеличить добычу нефти
Глава Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде: сто процентов подготовленных нами исков удовлетворяются судами
Антон Котяков: сегодня происходит серьезная трансформация в навыках и компетенциях работников