На нынешнем этапе вопрос о переходе Таможенного союза на единую валюту не стоит

Первый заместитель МИД РФ Андрей Денисов ответил на вопросы "Интерфакса" о перспективах интеграционных процессов на пространстве СНГ и приоритетах России в этой сфере

На нынешнем этапе вопрос о переходе Таможенного союза на единую валюту не стоит
На нынешнем этапе вопрос о переходе Таможенного союза на единую валюту не стоит
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 25 марта. INTERFAX.RU – В Москве 25 и 26 марта пройдут Советы министров иностранных дел ОДКБ и СНГ. О перспективах интеграционных процессов на пространстве СНГ и приоритетах России в этой сфере в интервью корреспонденту "Интерфакса" Тимуру Хурсандову рассказал первый замглавы МИД РФ Андрей Денисов.

- Андрей Иванович, скоро в Москве пройдут заседания СМИД СНГ и ОДКБ. Что будет в центре внимания этих встреч? Намерена ли Россия как председатель Содружества выступить с какими-либо инициативами?

- Действительно, 26 марта 2010 г. в Москве под председательством Министра иностранных дел России как страны, председательствующей в СНГ в этом году, состоится очередное заседание Совета министров иностранных дел государств-участников Содружества. Накануне, 25 марта пройдет неформальная встреча министров иностранных дел Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Россия в настоящее время является председателем в обеих этих организациях. В этом качестве мы особенно заинтересованы в том, чтобы оба мероприятия прошли успешно и внесли реальный вклад в укрепление взаимодействия между государствами – участниками, решение стоящих перед ними задач.

В повестке дня заседания СМИД СНГ около 20 вопросов. С учетом специфики Совета министров иностранных дел, ожидаем предметного и откровенного обсуждения актуальных для всех нас вопросов международной политики. В частности, речь идет о продвижении российской инициативы о заключении Договора о европейской безопасности, а также о взаимодействии стран СНГ и ОДКБ в ОБСЕ, в том числе, в контексте текущего председательства Казахстана в этой Организации. Министры также обменяются мнениями о том, как далее развивать деятельность СНГ в сфере наблюдения за выборами в странах Содружества. Это важно, поскольку миссии СНГ и МПА СНГ вносят признанный вклад в обеспечение объективности международного мониторинга в этой сфере.

Особый акцент будет сделан на ключевой теме российского председательства – совместном праздновании 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В СНГ этот год объявлен Годом ветеранов Великой Отечественной войны под лозунгом "Мы победили вместе!". Считаем важным, чтобы эта тема получила должное нравственное и политическое звучание - речь идет о нашем моральном долге по отношению к тем, кто подарил нам будущее, избавив мир от "коричневой чумы". А также об ответе тем, кто пытается исказить нашу общую историю.

По традиции, министры обсудят практические вопросы развития сотрудничества стран Содружества в различных областях: в гуманитарной и правоохранительной сферах, в области обеспечения пограничной безопасности, миграционной политики. На рассмотрение СМИД выносятся проекты соответствующих документов, которые, в случае их одобрения, будут представлены на утверждение главам государств и главам правительств.

Предусматривается также рассмотреть ход выполнения основных мероприятий по реализации принятой в 2007 г. Концепции дальнейшего развития СНГ. Немало в этом плане уже сделано. Пришло время оценить промежуточные итоги, внести в план коррективы. Ведь жизнь не стоит на месте. В частности, мы хотели бы полнее учесть те идеи, которые содержатся в Концепции российского председательства в СНГ в 2010 году, а также наши дополнительные инициативы по интенсификации экономического сотрудничества и интеграции. Их озвучил на состоявшемся в Москве 5 марта Международном экономическом форуме государств-участников СНГ Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Национальный координатор России по делам СНГ И.И.Шувалов. Тем, кто хотел бы подробнее ознакомиться с программой и ходом российского председательства, рекомендую заходить на соответствующую страничку, размещенную на интернет-сайте МИД России.

В рамках заседания СМИД ОДКБ намечено обсудить состояние и перспективы развития обстановки внутри и вокруг Афганистана, определиться по дальнейшим шагам по содействию стабилизации в этой стране и противодействию исходящим с афганской территории угрозам, прежде всего наркоугрозе. Кроме того, по линии СМИД ОДКБ намечается принять заявление в связи с 65-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

- После президентских выборов на Украине, как считают эксперты, Киев будет более активно участвовать в делах СНГ, однако остаются другие проблемы. Так, не могут ли обострившиеся противоречия между странами Средней Азии – в частности, между Таджикистаном и Узбекистаном - сказаться на единстве и развитии СНГ и ОДКБ?

- После прихода к власти на Украине прагматичных политиков, осознающих реальную пользу для своего государства от участия в делах СНГ, рассчитываем на расширение взаимодействия с нашими украинскими партнерами в рамках Содружества. В этом отношении внушают оптимизм и состоявшиеся 16 марта этого года в Москве переговоры С.В.Лаврова с новым Министром иностранных дел Украины К.И.Грищенко.

Что касается упомянутых Вами противоречий между странами Центральной Азии, в частности, между Таджикистаном и Узбекистаном, то отмечу: работа многосторонних структур отнюдь не сводится к сумме двусторонних взаимоотношений между их участниками. К тому же это полезная диалоговая площадка, на которой представители соответствующих государств и их лидеры всегда имеют возможность встретиться, в том числе, и в двустороннем формате.

- В последнее время активизируются экономические интеграционные процессы на пространстве СНГ. В связи с этим российская сторона высказывала мнение, что страны ЕврАзЭС могут перейти на общую валюту. Определены ли для этого хотя бы приблизительные сроки, и какой будет расчетная единица – станет ли ею рубль, какая- либо другая валюта или будет создана новая?

- В последнее время Евразийское экономическое сообщество выступает в качестве ядра интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Как вы знаете, с 1 января этого года запущен Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. С 1 июля 2010 г. планируется ввести в действие Таможенный кодекс таможенного союза.

Сейчас ведется интенсивная работа по формированию договорно-правовой базы Единого экономического пространства "тройки" (ЕЭП), являющегося следующим этапом интеграции. В соответствии с Планом действий, утвержденным главами трех государств 19 декабря 2009 г. на неформальном саммите в Алма-Ате, ЕЭП должно начать функционировать в полном формате с 1 января 2012 года. В рамках ЕЭП уже предусмотрено заключение Соглашения о проведении согласованной валютной политики.

Что касается перехода к общей валюте, то на нынешнем этапе нашей интеграции этот вопрос не стоит. Но в последующем такого развития событий, если на то будет воля государств-участников, исключить нельзя, тем более, что соответствующий международный опыт имеется. В этом случае, естественно, встанет и вопрос о выборе расчетной единицы. Какой именно – решать будут государства.

- Одной из проблем на пространстве СНГ остается определение границ. Где именно в этом плане стоят наиболее острые вопросы, как они решаются? На каком этапе, в частности, сейчас процесс определения статуса Каспия и в чем основные разногласия, если они есть?

- В отношении вопроса определения границ могу говорить только о ходе урегулирования в отношении границ между Российской Федерацией и сопредельными с ней странами СНГ. Надо иметь в виду, что эти вопросы являются по своему характеру сугубо двусторонними и не стоят в повестке дня самого Содружества.

Россия продолжает переговоры по делимитации своей границы с Украиной и Азербайджаном. С Казахстаном граница делимитирована, идет процесс ее демаркации. Мы вступили также в переговоры с нашими соседними государствами, которые не являются членами СНГ, но на правах национально-административных образований входили в состав Советского Союза – Абхазией и Южной Осетией. Что касается границы с Грузией, то после грузинской агрессии в августе 2008 г. и разрыва Тбилиси дипломатических отношений с Россией соответствующие переговоры были прерваны.

По остающимся нерешенным вопросам прохождения границ с названными государствами стороны последовательно ищут варианты их развязки с учетом обоюдных интересов. Это касается, в частности, разграничения Азовского и Черного морей и урегулирования вопросов, относящихся к Керченскому проливу, в отношениях России с Украиной, а также прохождения российско-азербайджанской границы по реке Самур в районе Самурского гидроузла.

Правовой статус Каспийского моря не является предметом переговоров в рамках Содружества. Это прерогатива стран, имеющих побережье на Каспии. В рамках "каспийской пятерки", включающей, помимо России, также Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркменистан, идут переговоры по выработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, которая должна прийти на смену советско-иранским договорам 1921-1940 годов.

- Грузия, выходя из СНГ, заявила о своем намерении остаться участницей многосторонних договоров, заключенных в рамках Содружества. Осуществляется ли это на практике, и не могли бы Вы привести какие-то примеры?

- Как Вы знаете, Грузия официально перестала быть членом СНГ 18 августа 2009 года. За год до этого, заявляя о намерении выйти из состава СНГ, Грузия выразила пожелание остаться участницей ряда международных договоров, заключенных в рамках Содружества.

На основании проведенной после этого экспертами государств-участников СНГ инвентаризации подписанных этими государствами международных договоров и решений на предмет дальнейшего участия в них Грузии в связи с ее выходом из Содружества решением Совета глав государств СНГ от 9 октября 2009 г. утверждены два перечня. Перечень № 1 включает в себя 75 международных договоров с неограниченным составом участников, в которых в соответствии с нормами международного права Грузия может продолжить свое участие как третья страна. В данный перечень вошли такие международные договоры, как Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, Соглашение о сотрудничестве по обеспечению защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и другие важные документы. Перечень № 2 – международные договоры (всего 23) с ограниченным составом участников - только для государств-членов СНГ. Они, как и решения уставных органов СНГ, прекратили свое действие для Грузии с 18 августа 2009 года.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений