Единый день

О нововведениях и подробностх подготовки к Единому дню голосования, который пройдет 14 марта, агентству "Интерфакс" рассказал руководитель Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Михаил Попов

Единый день
Единый день

Москва. 12 марта. INTERFAX.RU - 14 марта в Единый день голосования будут использоваться различные варианты электронного содействия проведению выборов различного уровня. О том, что из этого уже стало привычным, а что будет использовано впервые агентству "Интерфакс" рассказал руководитель Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Михаил Попов.

- В единый день голосования в субъектах Российской Федерации – 14 марта 2010 года пройдет более 6100 кампаний. При проведении выборов в городах Туле и Рязани будут применяться различные технические средства. Расскажите подробнее, что будет использоваться?

- При проведении выборов депутатов Тульской городской Думы четвертого созыва на 220 избирательных участках будут установлены комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), которые будут использоваться в период от проведения голосования на избирательном участке до подведения итогов и установления результатов выборов. Это уже третье использование комплексов в городе Туле. Первый раз они применялись на 55 участках в 2004 году при проведении выборов депутатов Тульской областной Думы четвертого созыва. Полномасштабно комплексы были развернуты на 211 избирательном участке в 2005 году на выборах депутатов Тульской городской Думы и главы муниципального образования город Тула.

На выборах депутатов Рязанской областной Думы пятого созыва Центральная избирательная комиссия Российской Федерации совместно с Избирательной комиссией Рязанской области проведет отработку технологии применения отдельных перспективных программно-технических средств. Так, один из участков будет оснащен комплексом для электронного голосования (КЭГ), на втором будет использоваться модернизированный комплекс обработки избирательных бюллетеней. Третий участок, будет оборудован типовыми урнами для голосования бумажными бюллетенями. В тоже время на всех трех участках будут апробироваться опытные образцы автоматизированного рабочего места участковой избирательной комиссии (АРМ УИК). Основная задача АРМ – это автоматизация деятельности участковых избирательных комиссий по подготовке и передаче в вышестоящую избирательную комиссию электронных протоколов об итогах голосования. Дополнительно на этих участках будут использованы средства видеонаблюдения и трансляции изображения в сеть Интернет о ходе и подведении итогов голосования. Кроме того, на шести избирательных участках (на трехучастках в городе Рязани, и дополнительно на трех участках в Рязанской области) будут проведены испытания базовых элементов специализированной навигационной информационной системы с использованием технологий ГЛОНАСС для контроля за перемещением избирательной документации.

- Как часто использовались комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) на выборах и сколько их было выпущено?

- КОИБ предназначен для автоматизированного подсчета голосов избирателей при проведении выборов всех уровней. Он представляет собой комплекс средств автоматизации, включающий сканерное устройство, накопитель бюллетеней и специализированное программное обеспечение, а также средство вывода результатов (принтер). Комплексы обработки избирательных бюллетеней не первый год применяются при проведении выборов. Всего с 2004 года они использовались в 17 субъектах Российской Федерации на 7731 избирательном участке. С помощью КОИБ проголосовало более 10 млн избирателей.

В частности, в Москве комплексами обработки избирательных бюллетеней были оснащены 468 избирательных участков на выборах депутатов Московской городской Думы четвертого созыва в декабре 2005 года, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва в декабре 2007 года КОИБ применялись на 950 участках. В марте 2008 года на выборах Президента Российской Федерации комплексы использовались на 949 участках, а в октябре 2009 года — на 880 участках при проведении выборов депутатов Московской городской Думы пятого созыва.

Если говорить о полномасштабном оснащении избирательных участков при проведении выборов, то оно было осуществлено: в городе Волгоград (на выборах и при повторном голосовании по выборам главы администрации Волгоградской области — на 335 участках), в 2005 году — в городах Брянске (160 участков) и в Туле (211 участков), в городе Саратове (на 357 участках в 2007 году), в Великом Новгороде (на 77 участках в 2006 году). В городе Ставрополе КОИБ полномасштабно использовались дважды — на 150 участках в 2007 году и 142 участках в 2008 году. Также в этот список полномасштабного использования КОИБ входит их использование при проведении выборов депутатов Народного Собрания Республики Дагестан в марте 2007 года всех 150 избирательных участках в городах Махачкале, Дербенте и Хасавюрте, а также в городах Владимире, Иваново, Майкопе, городах Донецке и Каменск-Шахтинском Ростовской области.

В настоящее время ФЦИ при ЦИК России располагает 1100 КОИБ, еще 2000 приобретено Московской городской избирательной комиссией, но эти комплексы используются только при проведении выборов на территории Москвы. Таким образом, сейчас немногим более 1500 участковых избирательных комиссий может быть одновременно оснащено этими устройствами, что составляет 1,6 % от общего числа избирательных участков, задействованных в процессе федеральных выборов (на выборах Президента Российской Федерации в 2008 году было сформировано около 97 тысяч участковых избирательных комиссий). Если говорить о статистике использования КОИБ, то каждый комплекс в среднем использовался более 8 раз.

- При голосовании с КОИБ, так же, как и при обычном бумажном голосовании, используются бумажные бюллетени. Для голосования на КЭГ они не нужны? Какой опыт использования КЭГ при проведении выборов?

- Да, КЭГ обеспечивает "безбумажное", электронное голосование, автоматизированный подсчет голосов избирателей, установление итогов голосования и составление протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования. Если на участке используется КЭГ, то избиратель делает свой выбор на сенсорном экране, на котором высвечивается электронный бюллетень. Комплекс состоит из устройства сенсорного голосования (УСГ), мини-принтера, рабочего места подготовки исходных данных и протокола об итогах голосования. Есть ограничения в законодательстве на использование комплексов для электронного голосования. Общее число избирательных участков, участков референдума, где проводится электронное голосование, не должно превышать 1 % от числа участков, образованных на территории, где оно проводится. На настоящий момент выпущена опытная партия КЭГ в количестве 5 шт. Комплекс состоит из 28 различных устройств и полностью обеспечивает автоматизацию работы одной комиссии. С помощью КЭГ можно легко перепроверить результаты голосования. На контрольной ленте индивидуального печатающего устройства фиксируется результат волеизъявления избирателя. Эта лента недоступна наблюдателям. Однако избирательная комиссия может ее использовать для повторного пересчета голосов. При этом как проголосовал избиратель персонально не известно.

Комплекс для электронного голосования проходил испытания в разных городах России, в частности в Москве, Томске и Воронеже. При проведении выборов комплексы использовались в Великом Новгороде в октябре 2006 года на выборах депутатов Новгородской областной Думы четвертого созыва, в городе Орле при проведении выборов депутатов Орловского областного Совета народных депутатов в марте 2007 года, а также в городе Саратове на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва и в марте 2008 года на выборах Президента РФ в городе Суздале.

- На выборах в городе Рязани будет использоваться модернизированный КОИБ. Каковы его возможности и отличия от КОИБ разработки 2003 года?

Модернизированный КОИБ, в отличие от КОИБ-2003, имеет единый формат бюллетеня А4 (до этого использовались бюллетени еще и форматов А3 и А5), что повышает его надежность. Упрощен его интерфейс – он выполнен на базе речевых технологий, что облегчит голосование на нем для слабовидящих избирателей. Также использование в модернизированном КОИБ унифицированного накопителя бюллетеней, который хранится в избирательной комиссии взамен накопителю из ДСП (поставлялся в комплекте с КОИБ). Снижена его расчетная стоимость хранения, применения, обслуживания и транспортировки в 2,5 раза. Есть еще ряд технических показателей, которые дают снижение совокупной стоимости владения и применения в 2 раза.

- Есть ли примеры зарубежного опыта, которые хотелось бы позаимствовать?

Отслеживая ситуацию в разных странах, мы пока не видим того, что хотели бы заимствовать из опыта зарубежных коллег. Это относится к электронным средствам, используемым на избирательных участках. Что касается дистанционного электронного голосования, то, на наш взгляд, безусловно, есть интересные наработки в ряде стран. Мы внимательно следим за развитием ситуации, некоторые проекты уже реализованы, есть проекты, которые находятся в стадии реализации. И они особенно интересны, потому что это проекты сегодняшнего дня.

- Появился модернизированный КОИБ. Как Вы считаете, есть ли необходимость вносить доработки и в существующий комплекс для электронного голосования?

На настоящий момент не полностью удовлетворительными являются его характеристики по энергопотреблению (время работы на автономном питании сейчас составляет порядка 4-5 часов), увеличение этого времени до 9-12 часов не представляет сложностей. Также ведутся работы по снижению веса переносного устройства сенсорного голосования, которое используется для голосования на дому (сейчас его вес составляет порядка 8 кг и его использование неудобно для лежачих больных). Но эти доработки не являются существенными.

У комплексов для электронного голосования, в отличие от серийно выпускаемых ноутбуков, нетбуков, коммуникаторов, есть отличительная особенность и ограничение – они созданы в точном, в буквальном соответствии с федеральным законодательством о выборах и референдумах. КЭГ прошли сертификацию по требованиям безопасности. Сейчас можно говорить о некотором улучшении интерфейса, повышении эксплуатационных характеристик, однако кардинальные изменения КЭГ будут необходимы только при существенном изменении избирательного законодательства в части, касающейся избирательных процедур и соответствующих требований к техническим средствам подсчета голосов.

- Существуют ли технические инновации проведения выборов в этот единый день голосования?

- В городе Рязани будет представлен и апробирован опытный образец автоматизированного рабочего места участковой избирательной комиссии (АРМ УИК). В его состав входит нетбук (или ноутбук – нами рассматриваются два варианта) с соответствующим специально разработанным программным обеспечением, который имеет интерфейс с различными средствами передачи информации. Будут апробированы 3 способа передачи: через сети GSM (используется GSM-модем), через обычные проводные линии связи (ТФоП — обычный модем) и через системы спутниковой связи (используется терминал Спутниковой системы "Гонец"). Последний вид связи актуален для удаленных и труднодоступных местностей. Суть этого АРМ УИК и основная новация – это возможность формирования на избирательном участке протокола об итогах голосования в электронном виде и его передача в автоматизированном порядке в вышестоящую комиссию с последующим опубликованием в сети Интернет.

- Что дают эти новации? Каковы перспективы использования технических средств подсчета голосов (КОИБ, КЭГ), автоматизированного рабочего места участковой избирательной комиссии?

- Создание 15 лет назад Государственной автоматизированной системы "Выборы" позволило автоматизировать трудоемкие информационные процессы, решив вопросы информационной и технологической поддержки деятельности комиссий на всех уровнях, обеспечив прозрачность и доступность информации для общественности о ходе и итогах голосования. Однако задача оперативной передачи результатов голосования из участковых избирательных комиссий в вышестоящие комиссии для ее последующего ввода в ГАС "Выборы" и представления общественности актуальна и сейчас, и ее решение является важным для избирательного процесса.

Более масштабное использование технических средств подсчета голосов и средств электронного голосования – КОИБ и КЭГ, которые входят в комплекс средств автоматизации ГАС "Выборы", обеспечивает снижение влияния человеческого фактора в ходе голосования и при подведении его итогов и также дает возможность более оперативного подведения итогов голосования на избирательных участках.

Автоматизированное рабочее место обеспечивает возможность формирования юридически значимого электронного протокола об итогах голосования и его максимально быструю передачу доступными и наиболее эффективным для конкретного избирательного участка видом связи. Ведь избирательные комиссии находятся и в отдаленных, и в труднодоступных местностях, на территориях с развитой инфраструктурой связи или в районах, где, например, отсутствует другая связь, кроме сотовой и т.д.

Таким образом, 14 марта в Рязани ФЦИ при ЦИК России комплексно отрабатывает технические аспекты формирования и передачи юридически значимых электронных протоколов об итогах голосования из участковых избирательных комиссий в вышестоящие комиссии с использованием ЭЦП. АРМ может использоваться как на участках, оснащенных техническими средствами подсчета голосов (КЭГ и КОИБ), так и оборудованных типовыми урнами для бумажного голосования.

- Какие задачи обеспечивает ФЦИ при ЦИК России в рамках единого дня голосования?

- Основной задачей Федерального центра информатизации является организация и обеспечение использования комплексов средств автоматизации ГАС "Выборы", обеспечение бесперебойной и безотказной работы системы, в том числе защиты информации при проведении 14 марта более чем 6100 выборов в разных регионах на территории страны. В задачи ФЦИ при ЦИК России также входит техническое и информационное обеспечение работы Информационного центра ЦИК России: предоставление и отображение данных, предоставляемых в режиме реального времени по каналам ГАС "Выборы" о ходе голосования в формате, удобном для участников избирательного процесса (табличном, графическом, картографическом), обеспечение работы "счетчика" (в on-line режиме отображает процесс подсчета голосов), организация сеансов видеоконференц-связи, оперативное размещение информации о ходе голосования и предварительных итогах выборов в сети Интернет. Также Федеральный центр информатизации оказывает техническую и организационно-методическую помощь избирательной комиссии Тульской области при использовании на выборах комплексов обработки избирательных бюллетеней, а в городе Рязани — техническую и организационно-методическую помощь избирательной комиссии Рязанской области при апробации новых информационных технологий в избирательном процессе.

- Сейчас ГАС "Выборы" представляет только предварительные итоги голосования. Когда данные ГАС "Выборы" будут юридически значимыми? В своем обращении Федеральному Собранию Президентом Российской Федерации поставлена задача ускоренного технического переоснащения избирательной системы. Одним из мероприятий данной программы является разработка технических средств, процедур и необходимой нормативной базы для получения юридически значимых результатов выборов в электронном виде сразу после окончания голосования на участках. В настоящее время совместно с Правительством Российской Федерации, профильными министерствами и ведомствами ЦИК России осуществляет проработку данной программы.

- 14 марта пройдут выборы разных уровней. Что сделано для технического и информационного обеспечения этого процесса? Можно оценить, какое количество технических средств будет задействовано при проведении выборов в единый день голосования?

- Дополнительно оснащены комплексами средств автоматизации ГАС "Выборы" 14 избирательных комиссий муниципальных образований (городов Астрахань, Бийск, Воронеж, Краснодар, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Смоленск, Тула, Ульяновск) и обеспечено их подключение к ГАС "Выборы". На выборах в единый день голосования будет применяться более 1188 комплексов средств автоматизации (КСА) территориальных избирательных комиссий, 76 КСА избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и КСА Центральной избирательной комиссии. Для организации и осуществления работ по эксплуатации комплексов средств автоматизации задействовано более 1,5 тысячи системных администраторов. Применение комплексов средств автоматизации ГАС "Выборы" позволит в кратчайшие сроки информировать участников избирательного процесса и общественность о проведении голосования.

Интервью

Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений
Основатель ГК "Монополия": пока у нас "средневековый" рынок, регулирующий себя смертями и возрождением
CEO "Технологий ОФС": РФ активно наращивает число скважин, чтобы в нужный момент быстро увеличить добычу нефти
Глава Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде: сто процентов подготовленных нами исков удовлетворяются судами
Антон Котяков: сегодня происходит серьезная трансформация в навыках и компетенциях работников