Россия на "ерше"
Главный нарколог Минздравсоцразвития РФ Евгений Брюн рассказал об особенностях современного российского алкоголизма и о том, как пережить праздники без последствий
Москва. 21 декабря. INTERFAX.RU - Впереди предстоят длительные новогодние каникулы. Как правильно потреблять веселящие напитки во время застолий, чтобы не омрачить выходные ухудшением здоровья, а также о проблеме алкоголизма в России "Интерфаксу" рассказал директор Московского научно-практического центра наркологии, главный нарколог Минздравсоцразвития РФ, доктор медицинских наук Евгений Брюн.
- Евгений Алексеевич, уже не первый год россияне в новогодние и рождественские праздники будут отдыхать длительное время, для наркологов стало ли это время более напряженным, чем когда не было таких каникул?
- Я, наверное, разочарую вас ответом. То, что люди отдыхают больше или меньше, никак не сказывается на наркологических проблемах. Те, кто привык на праздники пить, будут пить, а последуют после этого каникулы или нет, значения не имеет. Есть Новый год, старый Новый год, Рождество и те люди, которые привыкли неумеренно пить в праздники, они в любом случае пьют. Если привыкли алкогольно отмечать, так и делают. Во все времена, даже после однодневных праздников всегда количество госпитализаций в наших клиниках возрастало.
Больше всего растет число госпитализаций зимой после новогодних праздников, так как многие пьют неумеренно, пьют неправильно и пьют не то. Есть определенная часть людей, которая злоупотребляет алкоголем на праздники и таких порядка 15-20%.
Проблема, в том, что люди не умеют пить, и не хотят учиться этому, не хотят праздновать безалкогольным способом, и получать удовольствие нехимическим способом. Проблема эта не сегодняшней России, эта история длится давно. Наверное, по окончании Второй мировой войны началась такая псевдотрадиция и, к сожалению, продолжается. Тогда десятки миллионов вернувшихся с фронта праздновали победу, потом к ним влились сотни тысяч освобожденных, репрессированных, праздновавших освобождение. Все это создало субкультурное поле алкогольных традиций. Потом все это перенеслось на все население в целом, и с 1950-х годов идет неуклонный рост алкоголизации населения, который в связи с событиями 1990-х годов приобрел такой драматический характер.
- Сколько потребляется алкоголя в нашей стране?
- Мы не можем точно назвать цифры, но есть одна, озвученная на разных уровнях - 18 литров абсолютного спирта в год на душу населения, в том числе, новорожденных и стариков - это запредельная цифра. Не знаю, насколько она соответствует действительности, но пока другой опорной цифры нет. На втором месте в мире после нас Франция с 13 литрами абсолютного спирта на душу населения. Считается, что в Германии большое потребление, в Финляндии, но в них уже в два раза меньше потребляют алкоголя, чем в России.
Такая беда случилась с Советским Союзом и Россией, и каникулы здесь ни причем. Наверное, виновата система маргинальных алкогольных культур, которые предполагают, что любое событие надо отмечать алкоголем.
- Есть ли методы решения этой проблемы?
- Да, надо менять культурное поле. При этом все должно начинаться с создания выверенной системы оборота алкогольной продукции в стране, должны быть ограничения продажи алкоголя, как по месту расположения, так и по времени продажи. В этом отношении ситуация в России кардинально противоположна, например, Финляндии.
Алкоголь не должен быть доступен круглосуточно и в шаговой доступности в продаже, не говоря о том, что его продают несовершеннолетним, все начинается с разумных ограничительных мер. Например, в США, в штате Коннектикут алкоголь не продается по субботам и воскресеньям, а если ты хочешь выпить, иди в ресторан, бар. Точно также в скандинавских странах: есть специализированные супермаркеты с четким временем продажи и ограничениями по их расположению.
Второе, надо обучать население нехимическим способом праздновать. Это может быть в виде регулярной обучающей телевизионной программы с обратной связью. Если мы продаем продукт, мы должны обучать им пользоваться. Как у Филиппа Филипповича Преображенского: нужно закусывать так-то и не читать определенных газет. Надо обучать здоровое население, которое не страдает алкоголизмом.
Кроме того, есть культура потребления алкоголя, бывшая в средневековье одна, в XIX веке другая, также были табу на потребление алкоголя в разных религиях, у разных народов.
При свободной продаже алкоголя независимо от времени и политического строя в государстве 2% населения страдает алкоголизмом в клиническом смысле этого слова, но еще 10-15% населения - люди которые злоупотребляют алкоголем. Раньше было такое понятие, как "первая стадия алкоголизма", либо "бытовое пьянство". Такие люди пьют много, часто и избыточно, что создает громадные экономические потери, как за счет потери здоровья этой группы населения, так и за счет прямых потерь в связи с прогулами, больничными листами и снижения производительности труда. Пожалуй, именно эта группа наиболее приносит урон государству, а не те, которые страдают алкоголизмом, ведь основную массу алкоголя пьют люди не попадающие в наше поле зрения.
- Какие опасности несет в себе праздничное застолье?
- Собрались члены семьи, гости за столом, на всю ночь запираются в квартире - небольшом помещении, пьют, курят, и едят все подряд. Получается, пьют на фоне гипоксии, и опьянение происходит худшего качества. Поэтому, выпивая в компании нельзя часами сидеть за столом, надо двигаться, так как при движении сжигается избыточные алкоголь и еда. И чаще открывать окна и выходить на свежий воздух. Любое движение снижает пагубные последствия алкоголя.
В России не совсем хорошая традиция пить сладкое или полусладкое шампанское, а ведь алкоголь со сладким мешать нельзя. Надо либо сухое пить, еще лучше брют. Чем меньше сахара в алкоголе, тем легче он переносится.
Важно знать, чем и как закусывать. Лучше всего закусывать горячими блюдами, слизистыми, с достаточным количеством жира так чтобы обволакивало желудок, что предотвратит алкогольный удар.
Совершенно нельзя пить на голодный желудок. Некоторые пьют натощак, чтобы получить алкогольный удар, что недопустимо для здоровья, так как могут быть патологические, агрессивные формы опьянения, связанные с потерей памяти, когда человек не помнит, где, с кем и что праздновал. Поэтому перед застольем хотя бы часа за два надо что-нибудь съесть.
- При обильном застолье многим хочется попробовать разных спиртных напитков…
- Пьют шампанское, потом водку, а затем лакируют это все каким-нибудь вином. Все это печально кончается, нельзя смешивать напитки.
Надо выйти на содержание какого-то уровня алкоголя в крови по ощущениям, на этом уровне держаться до определенного момента и прекращать.
Бывает, что человек голодный за столом выпьет шампанского, поест много, затем заливает водкой, а она не сразу всасывается, потому что желудок полон еды. Затем весь алкоголь всасывается и потом может быть такой алкогольный удар, что сердце просто не сможет выдержать этого, особенно у пожилых.
Еще одна недопустимая ситуация: на следующий день люди начинают похмеляться, что превращается в новую пьянку. Следующее выпивание возможно только тогда, когда весь алкоголь переработался. Это время у каждого свое - у кого-то одного трое суток, у другого неделя, а может и две недели.
После застолья ни в коем случае нельзя пить с утра алкоголь, как бы плохо ни было. Нельзя пить крепкий чай и кофе, что создает нагрузку на сердце. В целом нельзя перегружать жидкостью свой организм, могут начаться отеки. Пить жидкости не более трех литров в сутки.
- Что лучше пить утром, чтобы быстрее "прийти в себя"?
- Кто переносит, молочные напитки. Считается, что лучшее средство для поправки - это капустный или огуречный рассол. Хорошо идет любой кислый напиток. Ничего лучше клюквенного морса с лимоном посоветовать нельзя. Еще хорошо помогают крепкие настоящие, горячие бульоны, супы.
- По вашему мнению, будет ли положительный эффект от установления минимальной розничной цены на водку?
- Думаю, конечно, будет. На первом этапе увеличатся самогоноварение, но если правильно и его ограничить, то это даст свой результат.
Есть другие, технические вопросы. Водка стала стоить дороже, и человек переходит на слабоалкогольные напитки, а нужно смотреть их качество. Если это будет "бормотуха", как в советские времена, то вред будет такой же. А если есть некоторые сорта пива, которые крепче сухого натурального вина, и они будут дешевые, народ начнет их пить, и вреда будет больше.
Надо решать комплекс проблем и по качеству алкогольной продукции, и по ее обороту. Например, есть 16-18 градусные сорта пива, в которые добавляют этиловый спирт.
- Разве пиво может быть таким крепким?
- Да, такой продукт идет под маркой пива. Получается, что наши мужики пьют не пиво, как раньше в советское время было жиденькое пиво 3,5-градусное, и если хотели, добавляли водку. А теперь все "ершат", хотят они того или нет.
- Так есть ли в продаже пиво без добавления спирта?
- Есть, но его очень мало и оно очень дорогое. Практически везде идет добавление спирта, так как везде идет ускоренная технология пивоварения: останавливают брожение именно спиртом.
- То есть российские любители пива потребляют "ерш"?
- Да, наше пиво - это "ерш", и в этом трагедия. Пиво должно быть отнесено к алкогольной продукции. Мы не должны закрывать на это глаза на то, что есть алкогольная продукция "вино" крепостью 10-12 градусов, и неалкогольная продукция "пиво" с 16-18 градусами. Это позор и для страны, и для нас всех.
- Что безопаснее вино или пиво?
- Если правильно сделано, по нормальным технологиям, разницы нет. Все безопасно, если потребляет здоровый человек без зависимости и в разумных пределах. Есть условные нормы ООН безвредного потребления алкоголя: два литра спирта в год на одного пьющего человека.
- Много ли у нас зарегистрировано людей, страдающих алкоголизмом?
- У нас по Москве находится на учете как страдающих алкоголизмом 90 тыс. человек. Но мы вводим поправочный коэффициент и умножаем эту цифру как минимум в два раза, полагаем, что в Москве не менее 200 тыс. больных алкоголизмом в клиническом смысле этого слова. В связи с этим стоит проблема раннего выявления болезни, вмешательства в эту ситуацию, чем мы сейчас занимаемся и выстраиваем технологию выявления таких больных, чтобы своевременно оказать им необходимую помощь.
При этом цифры зарегистрированных больных уменьшаются последние годы. Так, в 2004 году в России приходилось 1565 больных на 100 тыс. населения, а в 2008 году уже 1500 на 100 тыс. населения. По Москве в 2004 году - 912 больных на 100 тыс. населения, а в 2008 году - 785. Идет постоянное снижение цифр по алкоголизму на фоне растущей наркомании.
- С чем это связано?
- Скорее всего, это связано с внутренней закономерностью наркологических заболеваний.
Например, в 2004 году на 100 тыс. населения по России 240 были зарегистрированы, как страдающие наркоманией, в 2008 году - 252. По Москве сейчас 225 таких человек на 100 тыс. населения. Эти цифры тоже условны, поскольку они основаны только на регистрации. Мы считаем, что по Москве следует применять поправочный коэффициент 7, чтобы более-менее понимать масштабы распространенности наркомании, что тоже условно. Скорее речь должна идти о том, что мы должны выявлять больше, для чего нужны законы. А законов на темы профилактики этой проблемы и ее мониторинга у нас пока не существует.
- Еще одна растущая зависимость населения - курение, как с ней бороться?
- Совсем запретить курение не получится, пока это доступно, но ограничения должны быть, как и в отношении алкоголя, по месту, по времени продаж.
Нельзя сказать, что от этого количество курящих сразу снизится. Будет снижение табачной нагрузки на население в целом. То есть, если население выкуривало при общей доступности определенное количество сигарет, то при ограничительных мерах будет выкуривать в несколько раз меньше. Это уже положительный эффект, можно будет говорить об оздоровлении населения.
- Говорят о необходимости значительного повышения цен на табак…
- Да, это совершенно точно, сигареты должны быть мало доступны, особенно для несовершеннолетних.
Подобные меры должны приниматься по рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, к которой мы присоединились в этом году. Такая же конвенция нужна и по алкоголю. Может быть, следует договориться государствам и принять международные обязательные нормы по обороту алкоголя.
В целом, любые психоактивные вещества должны ограничиваться по доступности и регламентироваться государством по продажам, чтобы уменьшить эту нагрузку. Параллельно нужны программы, обучающие людей получать удовольствие нехимическим способом.
Интервью подготовил Юрий Кологорцев
/Интерфакс/