У меня мечта - сделать книгу об "Одноклассниках"

Альберт Попков, создатель "Одноклассников.ру", рассказал "Интерфаксу" о своем новом проекте, перспективах развития соцсетей, моде на Twitter, своих планах и мечтах

У меня мечта - сделать книгу об "Одноклассниках"
У меня мечта - сделать книгу об "Одноклассниках"
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 16 декабря. INTERFAX.RU - Британская компания i-CD отозвала иск к создателю социальной сети "Одноклассники.Ru" Альберту Попкову. Суд сообщил, что стороны договорились урегулировать спор во внесудебном порядке. Альберт Попков рассказал Interfax.ru о том, как закончилось судебное разбирательство, об управлении проектом Odnoklassniki.ru, о своем новом проекте Сравни.ru, а также о перспективах развития социальных сетей и новых форматов в ближайшее время.

- Альберт, чем закончилось Ваше долгое противостояние с британцами?

- Со стороны обвинения иск был отозван, и стороны заключили мировое соглашение. Детали соглашения являются конфиденциальными, и я никак не могу их комментировать. Скажу лишь, что структуры как компании "Одноклассники", так и самого проекта не изменились. Я рад, что в этом конфликте наконец-то поставлена точка. Хочу сказать большое спасибо всем, кто верил в меня и всячески поддерживал эти два года.

- Ваш новый проект Sravni.ru, стартовавший со сравнения банковских продуктов (кредитов и вкладов), недавно запустил ряд новых разделов, в том числе и сервис для сравнения товаров в Интернете. До этого были запущены "Страховки", сравнение мобильных тарифов и раздел "Путешествия". Что дальше?

- Что касается раздела "Деньги", то мы его существенно переработали, у него теперь более удобный интерфейс, калькуляторы, позволяющие сделать точный расчет по каждому банковскому продукту, возможность сравнить услуги и предложения в разных банках. Плюс - огромное количество дополнительной информации: разного рода рейтинги, необходимая справочная и аналитическая информация.

По страховкам еще много работы впереди - пока, пользуясь разделом, сэкономить еще трудно. Но мы его развиваем в том направлении, что именно на Сравни.ru человек сможет выбрать страховку, максимально подходящую для него по условиям, при этом не вводя свои персональные данные на двух десятках разных сайтов.

"Путешествия" и "Мобильные тарифы" мы решили делать с партнерами. То же самое касается и "Товаров". В ближайшее время мы планируем запустить еще две вещи. Это – поиск и сравнение недвижимости, а так же то, что частично уже реализовано, – сравнение людей.

- И как же вы сравниваете людей?

- А вот это очень необычный ход: как мы всех удивим. Сравниваются люди в социальных сетях "ВКонтакте" и "Facebook". Это специальное игровое приложение, которое позволяет сравнить всех из твоего списка контактов и друзей.

- Люди сравниваются по каким-то своим качествам?

- Между собой, да, можно будет сравнить людей по качествам и узнать, что они сами думают о тебе. Это, конечно, развлекательная штука, потому что всерьез сравнивать людей нельзя. "Сравни друзей" - игровая часть проекта, но мы надеемся, что очень смешная, местами провокационная, и успешная.

- А что с мобильными тарифами?

- Мобильные операторы делают тарифы таким образом, что в них разобраться нормальному человеку невозможно. Они просто соревнуются в том, кто сделает тариф запутаннее! С Интернетом до сих пор, по-моему, некоторые операторы сами не знают, как он тарифицируется. Очень запутанная ситуация, но, к счастью, нашлись люди, которые сумели в этой ситуации разобраться. Смысл в том, что человек, заходя в раздел "Тарифы", может загрузить свою детализацию счета (историю разговоров за определенный период) и узнать, стоит ли менять тарифный план и как можно экономить на аналогичном тарифе у другого оператора связи.

- Как Вы оцениваете посещаемость сайта, Ваши ожидания через полгода после внедрения всех сервисов, о которых Вы говорили?

- Сейчас мы прибавляем по посещаемости примерно 350 процентов каждый месяц. Мы начинали с нулевой отметки, а сейчас это уже 5000 посетителей в сутки. Это в принципе не так много, но важно учитывать, что это те самые пять тысяч "живых" посетителей, которым нужен именно наш проект. Через полгода мы рассчитываем, что у нас будет порядка двух десятков тысяч, и для нас это будет нормально.

- Помимо Sravni.ru, Вы какие-то проекты сейчас планируете?

- Всегда есть желание и возможность помечтать, но реальность такова, что лично у меня огромную часть времени отнимала судебная история с "Одноклассниками". И чем ближе было к развязке, тем больше времени она отнимала. Теперь я готов задуматься о других проектах. Например, у меня мечта - сделать книгу об "Одноклассниках".

- А телепроект?

- Телепроект – для меня это нереально. Этим надо заниматься, этим надо жить, я просто физически не могу. С другой стороны, и в самих "Одноклассниках" произойдут определенные перемены. Та политика, которая проводилась последний год, она не всех устраивает. И не секрет, что это сказывается, в том числе и на популярности ресурса, и что еще более тревожит меня, как акционера, на имидже ресурса. И сейчас делаются определенные шаги, чтобы эта ситуация менялась. Это тоже занимает время, к тому же обсуждается мое ограниченное возвращение к участию непосредственно в ежедневной деятельности этого ресурса, на что я правда смотрю скептически…

- Как Вам кажется, что в ближайшие год-два будет происходить с социальными сетями?

- Я думаю, что рынок для социальных сетей только будет расти. Социальные сети - это развлекательные проекты; то, куда люди приходят провести свободное время. А стремление людей к общению, к развлечениям будет только увеличиваться. Это можно использовать по-разному. Ну, вот на примере "ВКонтакте" видно, что они выбрали стратегию наращивания сервисов внутри сети...

- Приложения.

- Да, недавно они запустили торенттреккер. Это достаточно сложный шаг, и его надо тщательно взвесить, потому что обычно торренттрекеры ассоциируются с…

- Пиратами.

- Да, с большим количеством нелегального контента, который сложно поймать. Но они решились на такой шаг, и мы в чем-то их понимаем. С другой стороны, в зарубежных сетях прослеживается другая тенденция - к эксплуатации общения. Тот же Twitter, Facebook. У нас это направление в какой-то мере используется в Livejournal, который становится как никогда популярен, но я думаю, что тут еще есть перспективы. Говоря об "Одноклассниках", сейчас есть надежда на определенные перемены; меняется в какой-то мере команда, которая создает ресурс. И я думаю, что "Одноклассники" еще рано сбрасывать со счетов.

- Насколько эти перемены связаны с обилием платных сервисов внутри ресурса, внедренных за последние год-полтора? Я не говорю уже о неудобном поиске внутри "Одноклассников".

- Проект "Одноклассники", как и любой другой проект, это работа одновременно во многих направлениях - это развитие и продукта, и бренда, и коммерческого направления. И в каждом из направлений есть свои успехи и свои неудачи. С коммерческой точки зрения, проект, безусловно, успешен, но на другой чаше весов лежит недовольство пользователей. И для меня как для создателя проблема не столько в обилии платных сервисов, потому что они пользуются успехом, сколько в отсутствии движения вперед. Можно сколько угодно делать ребрендинг, редизайн, новые интерфейсы, но по сути "Одноклассники" уже не меняются достаточно долгое время, почти ничего нового на них не вводится. Последнее принципиальное нововведение, не считая платных сервисов, это как раз группы, которые, как Вы заметили, неудобно использовать, потому что их неудобно искать. Вот поэтому меня беспокоит это - как человека, непосредственно занимавшегося продвижением ресурса. Меня беспокоит то, как меняется имидж ресурса. Начиная с того, что он становится не моден в определенных слоях населения, и заканчивая тем, что очень часто проходит необъективная информация, которая никак не адресуется, не опровергается. Скажем, новость о том, что очень существенно упало количество просмотров страниц, но этому есть банальное объяснение – сайт в тот момент перешел на так называемый java-функционал. То есть, если раньше фотографии, чаты показывались в новом окне, то сейчас они показываются внутри приложения. Аудитория проекта немножко упала летом, а осенью, когда люди вернулись из отпусков, она возвращается на прежний уровень. Как заходило порядка восьми с чем-то миллионов ежедневно, так и ходят. Ниже восьми ежедневная аудитория не упала, что само по себе огромные цифры.

- Абсолютно.

То есть в принципе, ничего страшного в этом падении просмотра страниц нет. Это не новость национального масштаба. И, конечно, такую новость надо внятно объяснять. Сейчас этим очень мало не занимаются, и это бьет по имиджу проекта, и меня очень беспокоит. Вот сейчас восемь миллионов ежедневно заходят на ресурс, а общее количество зарегистрированных пользователей достигает, по-моему, 40 миллионов человек. И несмотря на это, сейчас все равно ежедневно регистрируется десятки тысяч человек. И это притом, что регистрация платная.

- По Вашим ощущениям, какой аудитории по количеству регистраций можно достичь, есть ли потолок у "Одноклассников"?

- Потолок, несомненно, есть, но с другой стороны, есть куда расти. Как пример можно брать Facebook, аудитория которого уже превысила население США. И даже, наверное, население англоязычных стран.

- Российская аудитория Facebook резко выросла за последний год, а вот MySpace вообще ушел с нашего рынка. В чем причина успеха и неудачи этих двух проектов в России?

- Я думаю, что MySpace в определенной мере развивается. Лично я знаю достаточно много музыкантов любителей, непрофессиональных музыкантов, которые активно используют MySpace, но, пожалуй, это единственная ниша, где MySpace действительно востребован. А русскоязычный Facebook растет, во-первых, за счет того, что Facebook нереально популярен среди соотечественников, которые живут за границей. В первую очередь, в Европе, у людей, которые там обосновались и у которых много зарубежных друзей. То есть в какой-то мере можно и меня к этой категории отнести, потому что изначально у меня на Facebook большинство контактов составляли именно мои друзья.

- Русские, живущие в Англии?

- Нет, именно друзья в Англии, англичане. А сейчас я стал замечать, что количество сообщений в моей ленте от русскоязычных друзей стало перевешивать. Facebook очень приглянулся активным пользователям, которые живут и России. То есть людям, которые стремятся попробовать что-то необычное - раз это модное и популярное, то зарегистрироваться нужно обязательно. Но с другой стороны, те же самые люди, которые просто интегрируют все свои дневники: ЖЖ, Twitter, Facebook. Может, физически они не особо активно пользуются Facebook, но все равно там присутствуют.

- Что скажете о моде на Twitter?

- Сумасшедшая. У меня есть своя теория, почему она существует, например, в Британии. Но что будет в России - для меня загадка. Или Twitter пробьет стену и станет бешено популярным, или он так и останется таким медийным мифом. Например, в США им якобы даже пользуется президент страны Обама, но реально практической пользы для большинства людей на данный момент нет. В Англии другая история - это моя теория – там толком отсутствовали блоги. В силу менталитета англичане блоги не вели. Не вели они их до появления Facebook, где в обмене сообщений люди стали привыкать к тому, что высказывать публично свои мысли - умные и не очень - это, в общем-то, смешно и не опасно. И на фоне этого появился Twitter, который как раз именно эту возможность и дает. Плюс, конечно, это можно делать СМСками.

- С телефона.

- Да, с бешено популярного BlackBerry, который в Британии телефон номер один. В метро каждый второй сидит и по этим клавишам настукивает свои сообщения. На этом их популярность - и Facebook, и Twitter - очень сильно растет. Что будет в России – сложно сказать.

- Многие считают, что Twitter – это медийный миф.

- Да, это такая медийная штука, которая достреливает до России и которую сложно игнорировать. Но отечественных суперзвезд, которые пользовались бы Twitter, пока мало. Есть люди, которые находят Twitter более удобным, более приятным по формату. Для них писать сообщения в ЖЖ даже на полстраницы проблематично, а написать пару фраз о том, что они сейчас делают, или что-то интересное из своей жизни, - это очень быстро, удобно и понятно.

- В ближайшее время может появиться новый сервис, который стремительно получит пять-десять миллионов пользователей?

- Несомненно, это может произойти. Но по мере того, как сама по себе Интернет-технология и технология в целом будет взрослеть, становиться более устоявшейся индустрией, это будет происходить все реже и реже. За последние 10 лет Интернет накрывали разные волны, но эти волны появляются все реже и реже, потому что разные ниши уже заняты компаниями. До социальных сетей была волна поисковиков, то есть революция, которую сделал Google, и на которой выехали и Яндекс, и Baidu. До появления Google в России лидерство Яндекса было не настолько очевидно. И надо отдать им должное, в отличие от Апорта, Рамблера и остальных, они сумели переориентироваться и сделать, в первую очередь, достойный с технологической точки зрения продукт.

- А ресурсы, нацеленные на электронную коммерцию?

- Что касается электронной коммерции, тут последнее слово тоже еще не сказано. В России нет пока инфраструктуры для полноценной электронной коммерции. Будут появляться ресурсы, которые будут пользоваться все большим спросом. Русский Amazon.com рано или поздно все-таки появится. Тот же Ozon.ru пока далек от того места, которое занимает Amazon.com в Европе и в Америке.

- Может ли эта волна быть связана с развитием 3G-телефонов и приложений к этим устройствам?

- Это, конечно, вызовет определенную волну дополнительного общения, но те ресурсы, которые сейчас уже есть, должны быть в принципе готовы к этой волне. Маловероятно, что появится какой-то сервис, который сможет конкурировать с существующими социальными сетями или почтовыми системами. Но это должно дать толчок все той же электронной коммерции.

- Оплата с телефона, с скретчкарты…

- Я думаю, что система оплаты абсолютно не является проблемой. Возвращаясь к Sravni.ru и "Путешествиям". Даже если кредитки общедоступны, в России все равно принято расплачиваться наличными. Огромное количество людей покупают через Интернет, но совсем не пользуются при этом кредиткой. Платят при доставке, платят через терминал оплаты. Сами по себе кредитки важны при оплате за виртуальные услуги, но при покупке через Интернет они не играют решающей роли. Что намного важнее - это качество сервиса и степень доверия к нему. Человек пойдет в Интернет за покупкой тогда, когда он понимает, что это удобнее, быстрее, чем в реальной жизни. Человек заказывает телевизор через Интернет только тогда, когда у него появляется уверенность, что ему не надо будет три дня подряд отпрашиваться с работы, десять раз созваниваться, доставят или не доставят, бояться, что приедут там какие-нибудь черти и будут шариться у него по квартире.

- Или по дороге этот телевизор разобьют…

- Верно, или по дороге разобьют. Когда у него появится уверенность, что все будет хорошо, тогда он и заказывает. Сейчас, в большинстве случаев так все и происходит. А говоря о мобильных устройствах, я попробовал на iPhone в Англии новое приложение - фантастика! Встряхиваешь телефон, он тебе показывает, где ближайший ресторан, и прямо с телефона можно забронировать место в ресторане с той кухней, которая больше всего нравится. Абсолютно сумасшедшее приложение! Оно, может быть, не настолько часто требуется, потому что я не так часто хожу по ресторанам, но когда оно есть под рукой, это нереально удобно.

- Особенно находясь в незнакомом месте..

- Конечно. Причем там можно посмотреть фотографии, рецензии или отзывы. Это пример того, в каком направлении эти технологии будут развиваться. Они станут ближе к человеку. Человеку будет предоставлено больше возможностей при меньшем количестве телодвижений. Новые появляющиеся компании займутся детальной разработкой сервисов, развиваясь именно на них, а не стараясь охватить необъятное. Лучше на своей какой-то конкретной фишке выезжать.

В случае со Sravni.ru мы стараемся выехать на точности и правильности аналитики, на количестве информации и качестве ее представления. Нам не интересно скрыто продвигать кого-то еще. Нам интересно дать человеку как можно больше цифр, эти цифры посчитать за него, и пускай человек сам выбирает. Кто-то найдет другую нишу. Ниши всегда существуют. Но намного важнее, чтобы появлялись люди, которые способны сделать это все масштабно, правильно и интересно. И даже со Sravni.ru я еще пока не пришел к уверенности, что мы и есть те самые люди, то есть риски нашего проекта, -они все равно высоки.

- Последнее время у нас часто говорят об электронном правительстве. Вы как эксперт считаете возможным перевести в электронную форму в масштабах России государственные услуги для населения?

- За последнее время ситуация сильно улучшилась. Появилось очень много информации от госорганов, ранее недоступной. Различные формы и правила, например, всевозможное лицензирование товарных знаков. Эта информация, она легко находится в Интернете, достаточно доступна. И тем людям, которые это делают, надо сказать большое спасибо. Теперь есть и тендеры, и закупки. И хотя периодически появляется информация о злоупотреблениях, но все равно та ситуация, которая существует сейчас, на порядок лучше того, что происходило десять и даже пять лет назад. По моему ощущению, это вполне возможно – важен разумный подход.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок