Россия и НАТО не могут позволить играть друг с другом в "молчанку"

Официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай в эксклюзивном интервью "Интерфаксу" рассказал о том, как он себе представляет дальнейшее развитие отношений России и Альянса

Россия и НАТО не могут позволить играть друг с другом в "молчанку"
Россия и НАТО не могут позволить играть друг с другом в "молчанку"
Фото: nato.int

Брюссель. 3 декабря. INTERFAX.RU - Перед заседанием Совета Россия-НАТО на уровне министров иностранных дел, которое состоится в Брюсселе 4 декабря, официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай дал эксклюзивное интервью "Интерфаксу".

- Сейчас у нас принято говорить о новом начале в отношениях Россия-НАТО. Но мы и раньше были свидетелями "новых начал". Почему сегодня более оптимистичный прогноз?

- Одна из причин оптимизма в том, что 29 стран Совета НАТО-Россия согласились с предложением генерального секретаря альянса провести совместный обзор угроз и вызовов безопасности ХХ1 века. Значит, сейчас есть согласованная базовая линия, по проблемам, с которыми сталкиваются НАТО и Россия, а это очень важный фундамент, какого у нас еще никогда не было. Во-вторых, на этой основе создается рабочая программа, которая, я думаю, будет готова к министерской встрече. Это не бюрократическая процедура, а политический ответ: у нас общий взгляд на угрозы, давайте договоримся, как им противостоять.

Грузинский кризис очень ясно показал, что мы не можем позволить себе "играть в молчанки" друг с другом, как обидчивые дети. В конечном счете, мы живем в одном доме. Даже если у нас расхождения по фундаментальным принципам, реальность в конце концов подходит к нашему порогу, и мы не можем не сотрудничать. Несмотря на разногласия по Грузии мы понимаем, что должны взаимодействовать. Когда у нас будет общий анализ угроз и рабочая программа, мы получим хорошую основу для сотрудничества.

- Что в этой рабочей программе?

- Я не хочу предвосхищать окончательной версии документа, который в процессе согласования, но у нас есть совершенно очевидные общие проблемы в области безопасности, для решения которых мы должны делать больше, чем делаем.

Бороться не только с терроризмом, но и экстремизмом в Афганистане - это работа НАТО. Но Россия щедро предложила поддержку, которую мы с благодарностью приняли. С этой поддержкой мы можем сделать больше в борьбе против терроризма и наркотрафика в Афганистане, успешнее бороться с терроризмом в широком плане. Мы можем больше сделать вместе в борьбе против пиратства. Есть ли потенциал углубления интероперабельности (способности к взаимодействию - ИФ) вооруженных сил? Безусловно. Далее следуют поисково-спасательные операции и еще целый ряд возможностей.

- Как на практике реализуется договоренность между Россией и НАТО о транзите "нелетальных" военных грузов через российскую территорию для войск НАТО в Афганистане?

- Я бы назвал три направления.

Во-первых, транзит. Соглашение находится в финальной стадии переговоров. Не с Россией, а с другими странами по маршруту. Когда вся цепочка будет согласована, НАТО как организация начнет использовать эту транзитную дорогу. Но Россия уже разрешила транзит грузов отдельным членам НАТО, и он действует. Нам еще предстоит обсудить, будет наш транзит воздушным или иным, можем ли мы расширить номенклатуру грузов и другие детали.

Во-вторых, обучение кадров для борьбы против наркотрафика. Домодедово стало в этом смысле очень важным центром. Большинство захваченных партий наркотиков в странах Центральной Азии и Афганистане - это работа специалистов, подготовленных благодаря Совету НАТО-Россия.

В-третьих, возможность помощи России в модернизации находящейся на вооружении стран НАТО и Афганистана военной техники советского производства. Я не знаю, насколько продвинулись конкретные переговоры, но сама идея обсуждается.

- Мы слышим из разных источников о разработке новой стратегии НАТО в Афганистане. В чем она будет заключаться? Идет ли речь о сокращении или, наоборот, увеличении натовского контингента?

- Стратегия совершенно ясна. Наши вооруженные силы в Афганистане сосредоточатся на двух вещах. Во-первых, они больше будут защищать мирное население, чем охотиться на талибов в горах. Во-вторых, больше сил и средств вложат в обучение и оснащение афганских сил безопасности. И на вторую часть вопроса могу сказать, что в ближайшие недели произойдет существенное, на десятки тысяч, увеличение численности войск НАТО, главным образом, за счет США, но не только их. Ни о каком сокращении речи не идет.

- Если у НАТО план дальнейшего расширения? Изменились ли за полтора года после Бухарестского саммита взгляды на Украину и Грузию?

- Я не знаю, как вы это переведете на русский, но мы в НАТО используем выражение "открытые двери", а не "расширение". Это не просто семантическая разница. Это юридическое требование, предусмотренное Североатлантическим договором: НАТО обязана рассматривать заявки на вступление любой европейской демократической страны, если эта страна хочет вступить в альянс. Второй момент - политический. Мы хотим, чтобы наша организация была открыта странам Европы, которые могут соответствовать определенным стандартам. Все союзники обязаны держать дверь альянса открытой. Расхожее заблуждение, в первую очередь в России, в том, что НАТО стремится втянуть в себя новых членов. Честно говоря, альянс и так достаточно велик, из-за чего им все труднее управлять. Но мы держим дверь открытой перед теми, кто хочет вступить. Босния и Герцеговина, а также Черногория подали заявку на планы действий подготовки к членству в НАТО (ПДЧ), и в четверг министры иностранных дел альянса на своей встрече ответят на вопрос - да или нет. В любом случае, это не будет жесткое "нет": в крайнем случае - "да, но попозже". Но принцип включения всех стран Западных Балкан в НАТО и ЕС пользуется полной поддержкой. Речь идет не только о безопасности на самих Балканах, и история это наглядно продемонстрировала.

Что касается Украины и Грузии, то никаких изменений позиции НАТО со времени Бухарестского саммита не произошло. Там было сказано: они будут членами НАТО, если будут соответствовать необходимым стандартам и если у них не пропадет это желание. Сейчас они не соответствуют стандартам. Поэтому мы сосредоточимся на поддержке их реформ. Но принцип остается в силе.

- Какова вкратце повестка дня встречи министров иностранных дел НАТО 3 декабря и Совета Россия-НАТО 4 декабря?

- У министров иностранных дел НАТО на первом месте - Афганистан: как будет развиваться дальше наша стратегия, чего бы мы хотели бы от афганского правительства и чем сами как альянс можем способствовать успеху миссии; как продемонстрировать решимость, обязательства и единство. О политике открытых дверей я уже сказал. Будут встречи грузинами, с украинцами, опять же не о вступлении их стран в НАТО уже завтра, а о формах взаимодействия. Будет заседание Совета НАТО-Россия. Думаю, что состоится дискуссия о ПРО: о том, как соединить новые американские планы с планами НАТО. Не могу прогнозировать результат, но уверен, что будет общая поддержка намерений Вашингтона больше привлекать НАТО к своей противоракетной обороне. Но пока без деталей в смысле стоимости и прочего.

Интервью

Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием
Зампред Банка России: нельзя допускать толерантности к тому, что кто-то на рынке имеет доступ к информации раньше других
Глава департамента Минфина: у нас нет задачи сделать удобно только заказчикам, мы должны думать и о поставщиках
Глава совета директоров "БурСервиса": Период стабилизации пройден, теперь мы на пути к технологическому суверенитету
Глава НАУФОР: стимулы для инвестиций на рынке капитала должны быть больше, чем для депозитов
Адгур Ардзинба: в Абхазии не было, нет и не может быть антироссийских настроений