Несмотря на разногласия, мы стремимся к конструктивным отношениям с Россией

Министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт в интервью "Интерфаксу" подвел итоги саммита РФ-ЕС, прошедшему в Стокгольме

Несмотря на разногласия, мы стремимся к конструктивным отношениям с Россией
Несмотря на разногласия, мы стремимся к конструктивным отношениям с Россией
Фото: Reuters

Москва. 19 ноября. INTERFAX.RU - Министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт дал интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Ольге Головановой по итогам саммита РФ-ЕС в Стокгольме. Швеция председательствует в Евросоюзе в этом полугодии.

- Официальные лица России заявляли, что Москве трудно далось решение принять участие в саммите РФ-ЕС именно в Стокгольме, потому что в высказываниях шведских политиков, в частности Ваших, не раз присутствовали антироссийские моменты. Как Вы могли бы это прокомментировать?

- Некорректно говорить, что мы делали антироссийские заявления, но, конечно, верно, что мы делали критические заявления в отношении российской политики по различным направлениям. Они отражали мнение ЕС и в значительной степени относились к вопросам прав человека и демократии.

Но несмотря на разногласия, мы стремимся к конструктивным отношениям с Россией по многим вопросам. В течение этих месяцев у меня было несколько откровенных и хороших встреч с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, во время которых мы оба имели возможность продвинуть вперед нашу конструктивную повестку дня и обсудить те темы, по которым наши взгляды различны.

- Как продвигается работа над новым договором о стратегическом партнерстве РФ-ЕС? Может ли проект документа быть готов до конца этого года? Какие положения, на Ваш взгляд, обязательно должны быть включены в договор?

- Переговоры по новому соглашению проходят. Есть ряд неразрешенных вопросов, и ключевая неясность, которая должна быть урегулирована, касается не вполне понятной позиции России относительно ее членства в ВТО. Мы полностью поддерживаем это (присоединение РФ к ВТО – ИФ) и надеемся, что в ближайшем будущем по этому вопросу будет ясность.

- Какие озабоченности у Вас сохраняются в отношении России? Вы резко критиковали действия Москвы в конфликте с Грузией. Какие изменения претерпела позиция Швеции с тех пор, как комиссия Хайди Тальявини установила, что войну в августе 2008 года на Кавказе развязал Михаил Саакашвили? По-прежнему ли Вы считаете, что Россия не выполняет план Медведева-Саркози?

- Это мнение Евросоюза, что Россия еще не полностью выполнила свои обязательства в соответствии с соглашением от 12 августа, и это остается проблемой в наших отношениях.

Следует читать доклад Тальявини целиком. Там содержится критика Грузии, но не меньше, чем России. На самом деле, аргументы России в поддержку своих действий в докладе признаются необоснованными и незаконными, а признание Южной Осетии и Абхазии характеризуется как противоречащее международному праву.

Как вы знаете, это позиция почти всего остального мира. Мы привержены территориальной целостности Юга Кавказа так же, как и Севера Кавказа. Это регион, где стоит быть очень осторожным, открывая ящик Пандоры новых границ. Вопрос уважения к разным национальностям и культурам – каким бы сложным он ни был – должен быть решен в рамках международно признаваемых границ.

Евросоюз твердо поддерживает безопасность и стабильность Грузии, основанные на полном уважении принципов независимости, суверенитета и территориальной целостности, признаваемым международным правом, а также Хельсинкским Заключительным актом.

- Год назад Швеция вместе с Польшей выступила с инициативой о Восточном партнерстве для шести постсоветских стран, которая не вызвала восторга у Москвы. Удовлетворены ли Вы тем, как продвигается эта инициатива? Многие считают, что она призвана отдалить эти страны от России…

- Восточное партнерство развивается очень хорошо. Мы получили позитивный ответ от всех стран, которых это партнерство касается, и заняты сейчас запуском различных структур в рамках него.

Данная инициатива отвечает устремлениям этих стран участвовать в различных процессах европейской интеграции. Но это также требует с их стороны уважения к верховенству закона, выполнения обязательств, связанных с правами человека и работы над эффективным управлением в соответствующих областях.

Конечно, есть возможности для вовлечения третьих стран, таких как России, в деятельность многосторонних направлений партнерства. Швеция открыта к тому, чтобы вовлекать Россию туда, где она сможет внести вклад в достижение целей партнерства.

- Насколько своевременным стало согласие Швеции на прокладку газопровода Nord Stream в своих водах? Не слишком ли долгим, на Ваш взгляд, был процесс принятия решения?

- Нет. Срок принятия решения был определен скоростью, с которой консорциум передал Швеции необходимую документацию по оценке влияния (Норд-Стрима - ИФ) на окружающую среду.

Стоит сказать, что процесс выдачи разрешения закончился в Швеции раньше, чем в России.

Интервью

СПбМТСБ: Практики биржевой торговли лесопродукцией на экспорт в мире нет, идем первыми
Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок