Когда некуда бежать
Если не видели ни одной части "Пункта назначения" – сходите на четвертую. Она такая же, как предыдущие, но на большом экране сегодня можно увидеть только ее
Москва. 8 сентября. INTERFAX.RU -"Пункт назначения" - это самый интересный проект в жанре фильмов ужасов последнего десятилетия. Если среди читателей есть кто-то, ни разу с этим фильмом не столкнувшийся, в его кинообразование закрался существенный пробел, который необходимо восполнить немедленно.
Попробую объяснить, откуда взялась такая оценка. Мы привыкли к тому, что в фильмах ужасов зло каким-то образом олицетворено. Это может быть Калигари, Носферату, зловещие мертвецы или маньяк с бензопилой. Может даже быть неопределенная ведьма из любопытнейшего ужастика прошлого десятилетия "Ведьма из Блэр". Все это может ужасать, и действительно ужасает, особенно когда после просмотра почитаешь вечернюю газету и убедишься, что все эти кошмарные события происходят чуть не в соседнем дворе. Вся прелесть "Пункта назначения" оказалась в том, что герои сталкиваются с преследующим их роком, который они пытаются преодолеть. Современное искусство, особенно жанровый кинематограф и в частности – жанр хоррор совершенно забыли об этой самой страшной мотивации событий в человеческой жизни.
Зато древние греки понимали и чувствовали проблемы судьбы очень хорошо. По сути, весь культ "героев" связан у них именно с тем, что смертные люди, пусть и полубожественного происхождения, пытались изменить предначертанное. Оно их все равно настигало, но что-то им все же сделать удавалось, и как раз самые эти попытки проявить человеческую свободу вызывали у греков восхищение. Вспомним Ахилла, который знает, что умрет молодым и его сверхчеловеческая сила его не спасет, но все равно рвется в бой. Конечно, в Аиде боги здорово наказывали героев за вызов олимпийским стереотипам насчет людей, но даже знание этого не могло удержать новых смельчаков: дескать, пусть потом придется мучиться, зато память о доблести останется в веках.
Христианская традиция с ее свободой человеческой воли и сложном отношением ее с Предопределением надолго задвинула конфликт рока на периферию культуры, вытеснив его в область фольклора. В начале XXI столетия "Пункт назначения" знаменует собой, в какой-то степени, возврат к античному мировоззрению. Сознание вульгарного атеиста в какой-то момент пробуждается в сторону ощущения судьбы, которую нельзя изменить. Более всего этот страх воплощается в боязни неотвратимости смерти. То есть он понимает, что однажды умирать придется, это знает любой ребенок, но он боится, что смерть должна наступить вот-вот, и избежать ее не удастся. Этим страхом и заражен сериал "Пункт назначения". Но в нем же есть и героическая попытка преодолеть рок, которая, впрочем, во всех сериях заканчивалась крахом.
В фильмах серии стимулом для попытки уйти от неибежности выступают видения одного из героев. В начале каждой серии он предвидит смерть в катастрофе (автомобильной аварии, авиакрушении, падения с "американских горок", несчастного случая на автодроме) нескольких людей, включая себя, и, подобно Кассандре, возвещает свои опасения тем, кто с ним рядом. Учитывая то, что между видением и его реализацией – всего несколько минут, спастись удается только десятку человек, но потом смерть все равно настигает их в той же очередности, что и в видении, - только другим способом. Однако главный герой каждый раз одержим мыслью, что если спасти хоть кого-то (его видения продолжаются, все последующие смерти он так или иначе чувствует заранее), то цепочка прервется, и все будут жить долго и счастливо. Борьба героев за жизнь и последовательность жестоких смертей, показываемых предельно натуралистично, составляют костяк каждой серии "Пункта назначения".
Что касается четвертой части, то она, в целом, приблизительно такая же, как и три предыдущих, и никаких особых сюрпризов не принесет. Она снята в 3D, так что поначалу происходящее на экране впечатляет сильнее, чем раньше. По правде говоря, трехмерной должна была стать уже третья серия, но три года работы показали, что для тогдашней технологии задача была неподъемной. Теперь вот доросли. К трехмерности человек привыкает быстро, глубину кадра, получаемую за счет использования технологии, режиссер использовать все равно не умеет, как, впрочем, и все его коллеги на сегодняшний день. Никаких интересных мизансцен и драматургических решений не заметно, зато ощущается упрощение внутрикадрового пространства. Иначе говоря, зрителю каждый раз "тыкают" в глаза то, на что сейчас нужно смотреть. От очков быстро устаешь, а дополнительного драматургического эффекта не возникает, так что использование 3D здесь является больше "фишкой", чем оправданным ходом. Хотя это может сыграть на той части аудитории, которая мало знакома со стереокино и его аттракционами.
Главный недостаток всех серий "Пункта назачения" - неинтересные актеры, играющие неинтересных персонажей. Их не жалко. Лишенные глубины, они являются всего лишь марионетками режиссерского замысла, из серии в серию повторяют одни и те же банальности, совершают одни и те же ошибки и покорно гибнут из-за того, что в Америке все держится, как говорят, "на соплях". Все смерти в сериале строятся по схеме: что-то заклинило, потом что-то оборвалось, потом что-то заело или загорелось – и вот уже очередной неудачник придавлен упавшей плитой или сбит грузовиком. Режиссерского и актерского чутья часто не хватает на то, чтобы с какого-то момента зритель не начал хихикать, а потом и откровенно скучать, ожидая, когда все умрут – или спасутся, что уже не кажется важным. Да, в греческом эпосе, соглашусь я с вами, герои тоже одинаковы и отличаются больше атрибутами, родословной и биографией, чем характерами, мыслями или словами. Однако в том и талант греческих сказителей, что они довели форму сказания о героях до эстетического совершенства. Современному же человеку, когда речь идет, к тому же, о современном ему мире, необходима хоть какая-то психологическая глубина, хотя бы намек на рефлексию – он имеет право ожидать ее от людей, которые знают, что обречены на скорую смерть. Ничего этого в сериале до сих пор не появилось, так что смотреть каждую новую его часть становится все скучнее.
Все сказанное не отменяет привлекательности феномена "Пункта назначения". При всех своих недостатках, это действительно попытка посмотреть на жанр новыми глазами. И это действительно страшный фильм, ужасающий не физиологическими подробностями умирания, а беззащитностью человека перед судьбой и привычными предметами, которые очень легко могут оказаться причиной его гибели. Это попытка победить рок, справиться со смертью, пусть самым наивным способом, который только можно вообразить. Для знакомства сериал обязателен. Необходимости в том, чтобы смотреть его весь, нет.
Обозреватель Сергей Сычев
/Интерфакс/