Карен Шахназаров: "В кино - кризис идей"
Глава самого знаменитого российского киноконцерна утверждает, что кризисная ситуация с качеством российских лент связана с отсутствием креативности
Москва. 21 апреля. INTERFAX.RU - В понедельник один из интереснейших отечественных кинорежиссеров Карен Шахназаров ("Мы из джаза", "Курьер", "Цареубийца", "Сны" и др.) отмечает своеобразный юбилей. Ровно 10 лет назад, в 1998 г. он возглавил киноконцерн "Мосфильм", крупнейшую киностудию страны, находившуюся тогда на грани смерти. Теперь он говорит, имея в виду "Мосфильм": "Сегодня в России можно снимать любое кино". О сегодняшнем "Мосфильме" и об отечественном кино в целом Карен Шахназаров рассказал обозревателю "Интерфакса" Нине Коваленко.
Карен Георгиевич, как Вы сумели за какие-то десять лет восстановить киностудию? "Мосфильм" 90-х годов - это был какой-то ужас - пустые павильоны. Помнится, доходило до того, что в год выпускали чуть ли не 4-5 фильмов?
Хозяйство мне и впрямь досталось аховое: честно говоря, я даже представить себе не мог, что все до такой степени разрушено. Сидишь и думаешь, что делать в первую очередь. С ремонта начинать? Или оборудование закупать? А людям, которые здесь работают, где завтра зарплату брать? Конечно, в одиночку я ничего бы не сделал помогли сами мосфильмовцы. Период был непростой. Я вообще жесткий человек. По жизни со мной сложно договориться. Никогда не забуду историю, которая произошла со мной несколько лет назад. Дело было на кинофестивале в Шанхае. Россию там представляла картина очень неплохая по сути, но чудовищная с точки зрения технического качества. Вы можете себе представить, чтобы кино Северной Кореи с точки зрения технологии превосходило наше на голову? А сегодня я с полным основанием говорю: да, таких студий, той степени технологической оснащенности как "Мосфильм" в Европе больше нет. И сегодня мы у себя, в России, на нашем "Мосфильме" можем снимать кино на самом высоком уровне. Мы много средств и сил вложили именно в развитие технологии, чтобы сегодня говорить об этом с полной ответственностью. Знаете, я говорю об этом сейчас не как генеральный директор, себя как бы хваля, я ведь работал на разных студиях, так что мне есть, с чем сравнивать...
Тогда для начала давайте сравним сегодняшнее российское кино с нашим недавним советским. Как уже вспоминали сегодня, в самые трудные - 90-е годы перестройки - мы было чуть совсем не потеряли наше кино. Если уже "Мосфильм" находился на грани умирания, что говорить о других студиях - они вообще практически перестали существовать. Так было десять лет назад. Что сейчас мы имеем?
Сейчас мы имеем в работе на "Мосфильме" порядка 140 кинопроектов. Вот вам показатель. Начав в конце 90-х прошлого века почти с нуля, мы вышли на примерный уровень кинопроизводства всего СССР в лучшие его времена.
Количественный рост тоже, конечно, неплохо. Но вот ведь какое мнение существует - российское кино находится в глубочайшем идейном и художественном кризисе. Я эту фразу буквально на днях опять услышала в одной из телепередач. А с другой стороны, другие критики утверждают, что российское кино на подъеме, что оно возрождается. Ваше мнение?
Я уже сказал: в количественном отношении, в техническом оснащении у нас очень высокий уровень. Насколько я помню, "Мосфильм" в советское время не выходил более чем на 80 кинофильмов, а у нас сегодня 140. Что касается творческого, художественного уровня, я бы так сказал: хорошо было бы улучшить.
Что касается творческой несостоятельности, что здесь превалирует - тематическая бедность или художественная серость?
Да все вместе. Трудно, знаете, так вот разложить по полкам. Но в целом творческий уровень российского кино невысокий - и сценарный, и режиссерский, общий... Тут ведь много компонентов. А вот почему это происходит - я не знаю. Какой-то, очевидно, кризис идей. Трудно же объяснить, почему после революции в совершенно разрушенной стране создавались такие шедевры, как "Броненосец "Потемкин", "Мать"... Или от чего сразу после гражданской войны в стране появилась целая плеяда кинематографистов, которые определили развитие мирового кинематографа на столетия вперед... Почему? Не знаю. А сейчас вроде все в порядке - и техника есть, и с финансированием в общем нормально, а идеи нет, значит и кино нет.
Карен Георгиевич, Вы тоже не совсем правы. Нельзя сказать, что совсем нет идей и совсем нет фильмов высокого уровня. Готовясь к встрече с Вами, я просматривала выпуск картин "Мосфильмом" за минувшие десять лет. И смотрите, какие режиссеры здесь у Вас работали, какие фильмы сняты: Валерий Приемыхов ("Кто, если не мы"), Игорь и Дмитрий Таланкины ("Незримый путешественник"), Виталий Москаленко ("Китайский сервиз"), Александр Сурин ("Цветы от победителей") Николай Лебедев ("Звезда"), Ваши фильмы ("День полнолуния", "Яды, или всемирная история отравлений", "Всадник по имени смерть", "Исчезнувшая империя"...) Это только "Мосфильм". А еще есть "Студия Три Тэ" Никиты Михалкова, а еще есть "Ленфильм", который тоже понемногу возвращается из небытия. Есть, наконец, молодые режиссеры, уже отмеченные в Каннах, в Венеции - тот же Андрей Звягинцев или Алексей Попогребский.
Вы абсолютно правы. Но все это в большом общем потоке фильмов - исключения. А я говорю не об исключениях. Я говорю о том, что общий уровень отечественного кино сегодня очень низкий. И это, в свою очередь, означает узкий уровень профессии. Если тянуть эту цепочку далее, назад, значит, имеются определенные недостатки в школе, кинематографической школе, я имею в виду. Да и в общеобразовательной школе. Ведь культура, традиции - исторические, национальные - все это рождается или прививается еще в детстве.
Вы говорите - "культура, традиции". А ведь одно из направлений сегодняшнего нашего кино как раз в отстранении от традиций - и исторических, и национальных, в отсутствии даже самого, как это ни странно, места действия, времени действия, наконец, в бессюжетности, которая становится у молодых кинематографистов как бы знаком их элитарности, высшей эстетики. Вы в одном из интервью как-то сказали, что "бессюжетность, как принцип, нужен тому, кто не умеет тот самый сюжет выстроить, сочинить его, снять".
Я и сейчас готов это повторить. И то же самое, что вынужденная бессюжетность, специальное пренебрежение национальными, историческими чертами - все это проявления и следствия как раз того самого творческого непрофессионализма, о котором я уже говорил.
В связи с этим еще такой вопрос: как случилось, что телефильмы, особенно телесериалы, так снобистски презираемые нашими киномэтрами, вдруг далеко обогнали по зрительскому интересу фильы большого экрана?
Мне кажется, что у них, у телефильмов, более прямая связь со зрителем. Отсюда они более от него зависимы. И поэтому их, телевизионщиков, проблемы, мешающие работать кинематографистам, как бы вовсе не затрагивают.
Карен Георгиевич, что вы лично сейчас делаете?
Два проекта у меня, я их делаю как продюсер. Нет, говорить не буду. Хотя они уже в запуске, но все равно они только что запустились. У меня там некоторые еще моменты неясные есть, так что не буду. Ты никаких результатов не можешь получить, потому что прокат этот полностью неконтролируемый. Словом, здесь целый пласт есть вещей, о которых нужно говорить. Электронный билет надо вводить, наконец, преодолеть пиратство в стране. Ну об этом уже 150 раз говорили.
А что за рубежом не воруют?
Нет, за рубежом не воруют.
Почему?
Вернее воруют, но не в той степени.
Так почему же?
Очевидно, наказывают серьезно. Поэтому, может, и воруют, но не сравнимо меньше. У них, скажем 10% воровства, а у нас 90. Разница есть?
Может, цены на билеты нашим зрителям недоступны?
Ну это же не довод для воровства. Но, конечно, и цены на билет играют роль. Тут опять-таки целый комплекс проблем. Да, цены высокие на билеты, а почему? потому что недостаток кинотеатров. А почему не строят новые кинотеатры? Потому что денег нет - кольцо замыкается.. Все взаимосвязано.
Значит, не можете ответить на исконно русские вопросы: "Кто виноват? И что делать?"
Нет, почему. Что делать - в принципе могу, наверное, ответить. Я не могу ответить в двух словах. Прежде всего надо в принципе создать действительно рыночную экономику. На самом деле, у нас не рыночная система, а нужен реальный рынок. А рынок – это, прежде всего, не вопрос собственности, а вопрос конкуренции... Так что я могу ответить, что надо делать. Но у меня ведь нет ни власти, ни полномочий, чтобы к тому, что я скажу, прислушались. У меня несколько другая сфера и я не могу принять на себя весь масштаб проблем за всю сферу российского кинобизнеса.
Не жалеете, что десять лет отдали "Мосфильму"?
Нет. Я за эти десять лет снял все-таки три картины и студию мы построили.
И последний вопрос. Какой тематики или жанров особенно не хватает нашему кино? Может, комедии, может, детского кино, музыкального?
Не хватает идей. Когда будет идея, тогда будет и комедия, и детское, и музыкальное, и вообще будет кино. При отсутствии идеи его, настоящего кино, не может быть. Идея - это главное.
/Интерфакс/