Рената Литвинова надеется на магию Земфиры
Двадцать первого февраля на российские экраны выходит фильм-концерт "Зеленый театр в Земфире", снятый Ренатой Литвиновой. Поводом для ее фильма стал большой сольный концерт певицы в июне прошлого года
Москва. 18 Февраля. INTERFAX.RU - Двадцать первого февраля на российские экраны выходит фильм-концерт "Зеленый театр в Земфире", снятый Ренатой Литвиновой. Московские зрители смогут увидеть картину в "Октябре" и "Синема-парке". Режиссер в каком-то смысле рискует. Хотя демонстрация запечатленных на "цифру" концертов быстро входит в моду, российские исполнители - не самый лучший с точки зрения наполняемости кинозалов материал. "Но если не Земфира, то кто же?" - задается вопросом Литвинова.
Жанр фильма-концерта явно переживает сейчас период ренессанса. Год назад в Канне он был представлен грандиозной картиной U2 3D, в основу которой легла заснятая на цифру кинохроника с выступления знаменитой ирландской группы. В этом году причастность к актуальной музыкально-кинематографической тенденции решил продемонстрировать Берлинский кинофестиваль, претендующий на звание второго по значимости европейского кинофорума: его открывал фильм Мартина Скорсезе "Да будет свет", главными героями которого стали музыканты Rolling Stones, а информационным поводом послужило их выступление 2006 г. в Нью-Йорке. Помимо этого музыка с широких экранов на Берлинале звучала еще дважды: в программе также фигурировали фильмы-концерты Нила Янга и группы Gorillas. Так что Рената Литвинова поймала тренд.
Поводом для ее фильма стал большой сольный концерт Земфиры в Зеленом театре. Певица давала его в июне прошлого года - незадолго до выхода последнего альбома "Спасибо". В концерте звучали главным образом старые хорошо известные песни ("Почему", "Прости меня, моя любовь", "Пробки", "Небо Лондона", "Ракеты", "Девочка созрела", "Шкалят датчики", "Анечка", "Хочешь" и другие). Однако и зрители, и критики единодушно восприняли это выступление как нечто новое и новаторское: благодаря необычному музыкальному сопровождению, о котором певица многократно предупреждала в разных интервью. В хорошо знакомые мелодии вписались труба (Константин Куликов) и электроорган (Дмитрий Шуров), и все заговорили о присутствии в обновленных аранжировках элементов джазовой импровизации.
Параллельно с Земфирой в Зеленом театре трудились Рената Литвинова и оператор Сергей Мачильский, под чьим надзором концерт снимали одновременно с двенадцати камер. В фильм вошли тринадцать песен (из двадцати пяти), репортажи из-за кулис и откровенные монологи, местами перетекающие в задушевные интервью с режиссером картины. Помимо этого в фильме нашлось достойное применение народному творчеству: Литвинова вставила в него фрагменты концерта, снятые на мобильные телефоны зрителей.
В традициях жанра, у действа есть завязка, правда, весьма нехитрая: Земфира подплывает к парку Горького на катере, распевается перед концертом. Но главное начинается потом - в фильме огромное количество крупных планов, которые говорят о певице более красноречиво, выразительно и интимно, чем ее монологи. Кинозритель практически без помех сможет наблюдать широкую палитру эмоций, которую проживает героиня по ходу выступления. Эффект присутствия усиливает льющий прямо в камеру дождь: в день концерта его свидетели успели несколько раз промокнуть и высохнуть.
Картину представляют как "рельефный, неравнодушный портрет главной российской певицы последнего десятилетия", - в общем, и целом, это заявление соответствует правде: портрет получился живым, честным и достойным внимания. Другой вопрос - пойдет ли зритель в кинотеатры на выступление главной российской певицы или будет дожидаться выпуска фильма на DVD? Все-таки, фильм-концерт для нас - довольно новый и пока что необъезженный жанр.
У режиссера сомнений на этот счет нет. Рената Литвинова убеждена, что Земфира - единственная российская певица, которая способна собирать как полные площадки, так и полные кинозалы. И в этом заявлении тоже есть своя правда. Во всяком случае, если уж на Земфиру не пойдут, значит, фильм-концерт, замешанный на отечественном материале - жанр, в принципе не имеющий у нас перспектив.
/Интерфакс, Карина Мелкумян/