Краткий курс эволюции
"Рыбка Поньо на утесе" - не экранизация сказки Андерсена "Русалочка", которую все ждали. Хотя там есть магия, любовь, принц и подводный мир
Москва. 26 августа. INTERFAX.RU – Человек произошел от рыбы благодаря своей способности любить. А рыба потому же произошла от человека. Рыбешка Поньо – плод любви человека с женщиной, в которой русалкообразности столько же, сколько софийности. Поньо влюбляется в мальчика-вундеркинда и решает стать девочкой. Не ищите логику там, где задействована магия. Отец Поньо, мизантроп, живущий под водой, мечтает затопить Землю, а Поньо излечивает раны, меняет размеры предметов и умеет разговаривать. Такая вот сказка, в меру безумная и очень романтичная.
Зато как приятно вновь увидеть на экране рисованную анимацию! Даже без миллионов цветов и масштабов, свойственных современной японской анимации. Все несколько старомодно, но весело. И к Андерсену отношения, конечно, не имеет. Проблематика датского писателя была связана с жертвенностью, соотношением Эроса и Танатоса, столкновением двух несовместимых миров – подводного и человеческого. Пантеист Миядзаки весь в синкретизме и гармонии. Его миры сплетаются друг с другом, а в смерть он не особо верит, как и в деление на добро и зло. Все его персонажи по-своему добрые, просто до поры мы не понимаем их мотиваций и поэтому несправедливо осуждаем их. Мизантроп хочет затопить мир потому, что люди загрязняют и свою, и чужую среды обитания. Он против превращения Поньо в человека не по злой своей природе – просто он боится мирового коллапса, который произойдет, если ее избранник-мальчуган не пройдет требуемые в таких случаях испытания. Поньо ничего страшного не теряет, выбрав любовь мальчика и став человеком. Разве что она лишится магических способностей, которые и до того были ей нужны больше для забавы.
Хаяо Миядзаки снижает пафос одной из страшнейших в истории человечества сказок до того момента, когда в поле зрения зрителя не остается ничего, кроме любви. Миядзаки вскоре исполнится семьдесят лет, и ему так хочется обнять весь мир любовью, насытить его ею, что он превращает известный сюжет в сладкую песню о любви всех ко всем. Все любят Поньо, и она отвечает им взаимностью. Ее избранник готов помогать каждому, а его мать обожает своего мужа не меньше, чем сына. Женщины из дома престарелых – воплощенное терпение и миролюбие, а единственная сварливая из них ворчит только по привычке.
Кто знает, возможно, наша цивилизация пришла к тому порогу, когда уже не так актуален разговор о добровольном страдании и жертве, о смерти, возносящей человека выше небес. Возможно, Миядзаки прав, и нам осталось только искать в себе источник любви и держаться хотя бы за него, потому что другие подвиги нам недоступны. Его Рыбка Поньо может стать человеком, полюбив. В этом есть надежда для каждого зрителя, который теперь понимает, как и ему найти в себе человека.
Обозреватель Сергей Сычев
/Интерфакс/